Рабочая программа дисциплины ПД,03 Физика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий
рабочая программа

Трифонова Людмила Александровна

Рабочая программа дисциплины ПД,03 Физика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pd.03_fizika_mnepgz.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наукиРеспублики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

 «Сунтарский технологический колледж»

Приложение II.11

к ООП по специальности

08.02.09

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.03 ФИЗИКА

2021

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПД.03 Физика

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ПД.03Физика является обязательной частью в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г N 682) по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и аппаратам.

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

        •        личностных:

−        чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−        готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

−        умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−        умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−        умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−        умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

•        метапредметных:

−        использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

−        использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−        умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

        −        умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−        умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

•        предметных:

−        сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−        владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−        владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−        умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

        −        сформированность умения решать физические задачи;

−        сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−        сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Предметные результаты освоения дисциплины

Умения

Знания

−сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−        владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−        владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−        умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

        −сформированность умения решать физические задачи;

−сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

  •  У1 - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;отличать гипотезы от научных теорий;

  •  У2 - делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  •  У3 - приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  •  У4 - применять полученные знания для решения физических задач;

  • У5 - измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •  З1 - смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  •  З2 - смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  •  З3 - смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  •  З4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

124

в том числе:

теоретическое обучение

41

практические занятия

64

контрольная работа

консультация

1

Самостоятельная работа

6

Промежуточная аттестация - экзамен

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПД.03 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций

1

2

3

4

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО.

1

Механика

Содержание учебного материала

  1. Движение точки и тела. Относительность движения. Положение точки в пространстве. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единица ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнения движения с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение по окружности.
  2. Основное утверждение механики. Материальная точка.1 закон Ньютона. 2 закон Ньютона. Связь между ускорением и силой. Масса. 3 закон Ньютона. Единицы массы и силы. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. 1 космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
  3. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Работа силы тяжести. Мощность. Энергия. Работа силы упругости. Закон сохранения энергии. Равновесие тел. Первое и второе условия равновесия тел

3

Практические занятия

12

  1. Решение задач по теме: равноускоренное движение.
  2. Движение по окружности с постоянной скоростью
  3. Решение задач по теме: Законы динамики Ньютона.
  4. Изучение движения тела, брошенного горизонтально
  5. Решение задач по теме: Законы сохранения.
  6. «Определение центра тяжести плоских фигур».

Самостоятельная работа.

Конспект: Положение точки в пространстве; Реактивное движение; Момент сил

1

 Молекулярная физика и термодинамика

Содержание учебного материала

6

  1. Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
  2. Силы взаимодействия молекул. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно- молекулярных представлений. Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность  воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.
  3. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.   1 закон термодинамики. Применение  1 закона термодинамики к различным процессам. КПД тепловых двигателей. Идеальная тепловая машина

Практические  занятия

10

1.Решение задач по темам: Масса и размер молекул, Основное уравнение МКТ

2.Решение задач по теме: Газовые законы. Уравнение состояния газа.

3.Решение задач по теме: Относительная влажность.

4.Решение задач по теме: Применение 1 закона термодинамики к изопроцессам.

5. Решение задач по теме: КПД тепловых двигателей.

Самостоятельная работа:

Решение задач по теме: Агрегатные состояния вещества. Относительная влажность. 1 закон термодинамики

1

Контрольная работа 1 семестр

2

Электродинамика

Содержание учебного материала

  1. Электрический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электрического поля и разностью потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
  2. Электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное  и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.  Электрический ток  различных средах
  3. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества
  4. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон э.м.и. ЭДС в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.  Электромагнитное поле

14

Практическое занятие:

24

  1. Решение задач по теме: Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость. Энергия конденсатора.
  2. Закон Ома для участка цепи. Последовательное соединение проводников.  Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
  3. Решение задач по теме: Сила Ампера. Сила Лоренца.  
  4. Решение задач по теме: Магнитный поток. Закон э.м.и. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Самостоятельная работа:

  1. Конспект. Поляризация диэлектриков. Полупроводниковый диод, транзистор.
  2. Решение задач по теме: Электроемкость при параллельном и последовательном соединении конденсаторов.

2

Контрольная работа 2 семестр

2

Колебания и волны

Содержание учебного материала

  1. Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период, частота. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
  2. Свободные электромагнитные колебания Колебательный контур. Переменный электрический ток. Активное  сопротивление. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. Генератор на транзисторе. Автоколебания.
  3. Механические волны. Длина  и скорость волны. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Модуляция и детектирование. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение.

5

Практическое занятие:

10

  1. Математический маятник. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
  2. Решение задач по теме: Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Трансформаторы.
  3. Решение задач по теме: Длина волны. Скорость волн. Электромагнитные волны.

Оптика

Содержание учебного материала

  1. Свет как электромагнитная волна.   Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Построение изображения в тонких линзах. Формула тонкой линзы.
  2. Дисперсия света. Интерференция света. Поляризация света.
  3. СТО

4

Практическое занятие.

4

  1. Решение задач по теме: Законы отражения и преломления света. Построение в линзах. Формула тонкой линзы.
  2. Решение задач по теме: Интерференция света. Дифракция света. Световые волны

Строение атома и квантовая физика

Содержание учебного материала

  1. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Фотография.
  2.  Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

4

Практическое занятие.

4

Решение задач по теме :Фотоэффект. Фотоны.

Решение задач по теме:  Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.

Самостоятельная работа.

Конспект. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Спектры. Спектральный анализ. Виды спектров. Открытие нейтрона. Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы

2

консультация

1

Промежуточная аттестация

12

ВСЕГО

124

Промежуточная аттестация в форме экзамена

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Реализация программы учебной дисциплины

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Математики и информатики»,

оснащенный оборудованием: рабочие места обучающихся – 25, рабочее место преподавателя – 1, компьютер с комплектом лицензионного программного обеспечения – 1, мультимедийный проектор - 1.

техническими средствами обучения: учебно-наглядные пособия, линейка, транспортир.

Лабораторная работа осуществляется в кабинете «Электротехники» в лабораторном комплекте «Электротехника и основы электроники».

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., ЧаругинВ.М. Физика. 10класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций :базовый уровень. М.: Просвещение,  2016. – 432 с. 
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение,  2016. – 432 с.  
  3. Н.Н Небукин  Сборник уровневых задач по физике 7-11 класс.М., 2013г
  4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля, ОИЦ «Академия», 2016
  5. Фирсов А.В. (Под ред.Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей, ОИЦ «Академия», 2016

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Дмитриева В.Ф. Электронный учебно-методический комплекс. Физика для профессий и специальностей технического профиля, 2015г. Издательский центр Академия Медиа
  2. http://vschool.km.ru - Виртуальный репетитор по физике.
  3. http://archive.1september.ru-  Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с1997 г.
  4. http://experiment.edu.ru - Физика: коллекция опытов
  5. http://www.spin.nw.ru -  Тесты и задачи по термодинамике.
  6. http://www.gomulina.orc.ru - Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет. 
  7. http://www. simora.ru - Конкурс-олимпиада по физике «Зубренок»
  8. http://www. minobr.org.ru -   Всероссийские олимпиады по физике

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей. Сборник задач. ОИЦ «Академия», 2016
  2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005 г.
  3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 10-11 класс. Дидактические материалы, М.Дрофа 2011г.
  4. С.Г. Хорошавина. Экспресс-курс физики, Феникс 2011г.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;

волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий;

делать выводы на основе экспериментальных данных;

- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−        владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−        владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−        умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

        −сформированность умения решать физические задачи;

−сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников

 Устный опрос, подготовка сообщений

 Лабораторная работа

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

Практическая работа, самостоятельная работа  

 Устный опрос, подготовка сообщений

применять полученные знания для решения физических задач;

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

 Устный опрос, подготовка сообщений

внеаудиторная самостоятельная работа,  доклады

измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

внеаудиторная самостоятельная работа,  доклады

Знания:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.07. Основы электропривода специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электропривода» разработана  для специальности  среднего профессионального образования (СПО)    08.02.09  «...

Рабочая программа дисциплины ОП.03 Электротехника для специальности 08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа дисциплины ОП.03 Электротехника для специальности 08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий...

рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы электроники для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы электроники для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Электрические измерения для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Электрические измерения для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...

Рабочая программа дисциплины ОП.16 Чтение электрических схем для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа дисциплины ОП.16 Чтение электрических схем для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...

Рабочая программа дисциплины ПД.01 Математика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа дисциплины ПД.01 Математика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...

Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...