рабочая программа учебной дисциплины БД.07 Астрономия для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
рабочая программа

Трифонова Людмила Александровна
рабочая программа учебной дисциплины БД.07 Астрономия для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bd.07_astronomiya_mnepgz.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наукиРеспублики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

 «Сунтарский технологический колледж»

Приложение II.07

к ООП по специальности

08.02.09

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.07 АСТРОНОМИЯ

2021

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ     ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.07Астрономия

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина БД.07Астрономия является обязательной частью в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 682) по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Учебная дисциплина БД.07Астрономия является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

        •        личностных:

−        чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−        готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

−        умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

−        умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

−        умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

−        умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

•        метапредметных:

−        использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

−        использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−        умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

−        умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

        −        умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−        умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

•        предметных:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальныхзаконов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
  • физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Предметные результаты освоения дисциплины

Умения

Знания

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальныхзаконов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
  • физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
  • У1 понимать сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений,

  •  У2 - отличать гипотезы от научных теорий;

  • У3 - ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики,

  •  У4 - приводить примеры практического использования физических знаний

  • У5 - выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

  • У6 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  •  З1 - смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  •  З2 - смысл физических величин: масса, средняя плотность, световой год, звездная величина, абсолютная температура, небесные координаты;

  •  З3 - смысл физических законов Кеплера, общую теорию относительности;возникновение, жизнь и умирание небесных тел; эволюция Вселенной;

  • З4 - научные методы и историю изучения Вселенной, солнечной системы и Галактики,

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

42

в том числе:

теоретическое обучение

27

практические занятия

12

контрольная работа

Самостоятельная работа 2

3

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныБД.07Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций

1

2

3

4

 Тема 1. Введение в астрономию

Содержание учебного материала

Истории развития астрономии. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной

2

У 1

У 2

У 3

У 4

У 5

У 6

З 1

З 2

З 3

З 4

 Тема 2. Астрометрия

Содержание учебного материала

Созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время; Введение високосных лет и нового календарного стиля; Движение звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца.

4

Практическое занятие.

2

Работа картой звездного неба и решение задач на затмения

2

 Тема 3.  Небесная механика

Содержание учебного материала

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Законы движения планет. Космические скорости. Межпланетные полеты.

4

Практическое занятие

2

Решение задач на космические скорости и на движение небесных тел

2

Тема 4.Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

Современное представление о Солнечной системе. Планета земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты Земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы

4

Тема 5.Астрофизика и звездная астрономия

Содержание учебного материала

Методы астрофизических исследований. Оптические телескопы. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики и внутреннее строение звезд. Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. Двойные, кратные и переменные звезды. Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд.

4

Практическая работа:

4

1. Решение задач на характеристики Солнца

2.Решение задач на расстояние между звездами

1

1

 Тема 6.Млечный путь – наша галактика

Содержание учебного материала

Газ и пыль в галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.

4

У 1

У 3

У 4

У 5

У 6

З 1

З 2

З 3

З 4

Тема 7. Галактики

Содержание учебного материала.

Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

2

Практические работы:

2

Решение задач на скопление галактик

2

Тема 8. Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала.

Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение.

2

Практическое занятие.

2

Решение задач на плотность Вселенной

2

Тема 9. Современные проблемы астрономии

Содержание учебного материала

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во вселенной

1

Самостоятельная работа.

Доклады на темы: Космическая медицина, Магнитная буря,Кеплер Иоганн – первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы,Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира,Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики,Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники, Современная спутниковая связь, Реликтовое излучение, Рождение и эволюция звезд, Солнце — источник жизни на Земле, Нуклеосинтез во Вселенной.

3

ВСЕГО

42

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Реализация программы учебной дисциплины

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет«Математики и информатики»,

оснащенный оборудованием: рабочие места обучающихся – 25, рабочее место преподавателя – 1, компьютер с комплектом лицензионного программного обеспечения – 1, мультимедийный проектор - 1.

техническими средствами обучения: учебно-наглядные пособия, линейка, транспортир.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Угольников О.С. Астрономия. 10 – 11 классы. Задачник.учеб.дляобщеобразоват. организаций : базовый уровень. М.: Просвещение,  2018. – 79 с. 
  2. ЧаругинВ.М.Астрономия. 10 – 11 классы: учеб.дляобщеобразоват. организаций :базовыйуровень. М.: Просвещение,  2018. – 144 с. 

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. http://www.astronet.ru- астронет
  2. http://elementy.ru-  популярный сайт о фундаментальной науке
  3. http://popmech.ru –популярная механика

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Ефремов Ю.Н. Звездные острова: Галактики звезд и Вселенная галактик. – Фрязино:Век, 2007
  2. Ефремов Ю.Н. Млечный путь. – Фрязино:Век, 2007
  3. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – М.: OZON.RU, 2010
  4. Судрин В.Г.. Галактики. М.: Физматлит 2013г.
  5. Судрин В.Г.. Звезды. М.: Физматлит 2008г.
  6. Судрин В.Г.. Небо и телескоп. М.: Физматлит 2009г.
  7. Судрин В.Г.. Солнечная система. М.: Физматлит 2008г.
  8. Энциклопедия для детей. Т8.Астрономия. - М.: Аванта, 2013 г.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальныхзаконов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • формирование научного мировоззрения;

-физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

понимать сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений,

 Устный опрос, подготовка сообщений

отличать гипотезы от научных теорий;

 Устный опрос,

ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики,

внеаудиторная самостоятельная работа

приводить примеры практического использования физических знаний

самостоятельная работа  

выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

 Устный опрос, подготовка сообщений

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 Устный опрос, подготовка сообщений, Практическая работа,

Знания:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, планета, звезда, галактика, Вселенная;

 Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

смысл физических величин: масса, средняя плотность, световой год, звездная величина, абсолютная температура, небесные координаты;

Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа,

смысл физических законов Кеплера, общую теорию относительности; возникновение, жизнь и умирание небесных тел; эволюция Вселенной;

Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, Практическая работа,

научные методы и историю изучения Вселенной, солнечной системы и Галактики,

внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка сообщений,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления»по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 08.02....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.07. Основы электропривода специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электропривода» разработана  для специальности  среднего профессионального образования (СПО)    08.02.09  «...

Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

 Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа учебной дисциплины БД.05 Физическая культура по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

Курс лекций по учебной дисциплине ОП 05 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Курс лекций составлен в соответствии с  рабочей программой по ОП 05 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработан на основе Федерального государственного...

УМК учебной дисциплины ЕН 02. Информатика специальность: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

УМК учебной дисциплины ЕН 02. Информатика разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и Примерной программы учебной дисциплины ЕН.02 Информатика ...