Географическая площадка. Оснащение. Методика работы.
материал на тему

Светлана Тиде

Материал для студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст к презентации. 26.71 КБ
Office presentation icon geograficheskaya_ploshchadka.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.
В последние годы наметилась и проявляется устойчивая тенденция к сокращению количества школьных географических площадок. В результате учащиеся не приобретают многих практических умений и навыков, формирование которых предусмотрено программой по географии.
Вместе с тем в ряде работ по методике географии доказано, что географическая площадка — необходимое подразделение материальной базы школьной географии.
Изучение опыта работы школ показывает, что передовые учителя проводят большую работу и прилагают немало усилий к созданию и использованию географических площадок. При этом они ведут поиски оптимальных планировок площадок и размещения на них общего и учебного оборудования, разрабатывают и создают приборы, инструменты, приспособления и т. д.

Слайд 2
Географическая площадка - специально оборудованная площадка для наблюдений и практических занятий по физической географии, предусмотренная учебной программой. Организация работы на площадке помогает учителю активизировать свою работу, преодолеть формализм в преподавании, не ограничиваться рамками книжного обучения, широко использовать приёмы наглядности и самостоятельных работ.

Слайд 3
Основная цель организации географической площадки – формирование пространственных представлений, навыков ориентирования, умений наблюдать за природными явлениями, выявление между ними связи и закономерностей.
Задачи:
- изучить устройство приборов и познакомиться с принципами действия;
- сформировать пространственные представления о мерах длины, объема и площадей;
- определить солнечное время и долготу места;
- вести наблюдения звездного неба и определить географическую широту места;
- познакомиться с приборами для наблюдения за погодой;
- сформировать геоморфологические представления;
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей (материальности мира, взаимосвязи форм движения материи, единства живой и неживой природы, движения и развития природы, пространства и времени);
- содействовать экологическому, экономическому, трудовому воспитанию, профориентации учащихся;
- развивать умения проводить наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию самостоятельности школьников, умению переносить знания в новую ситуацию.

Исходя из цели и задач организации географической площадки, усиление практической направленности ориентирует учителя на использование компетентностного подхода. Занятия по физической географии в природе значительно расширяют рамки учебного познания, создают особый фон эмоционального комфорта, интенсивно влияя на все стороны личности школьника.

Работа на географической площадке проводится как с помощью классических приборов, инструментов, так и с помощью современных компьютерных технологий с ресурсами геоинформационных систем и Интернетом.

Слайд 4.
Уникальным потенциалом использования в процессе обучения географии является система GPS-навигации. Навигатор имеет простой механизм связи с компьютером с помощью кабеля CDM и USB порта. Навигатор принимает сигналы спутников. В настоящее время GPS-функция встроена в большинство мобильных телефонов. Обычный портативный бытовой навигатор позволяет мгновенно определить время с высокой точностью, магнитное склонение, расчет времени восхода и захода солнца, отклонение поясного времени от истинного и так далее.

На площадке размещены различные приборы для наблюдения и измерения природных объектов и процессов.

Слайд 5.
Для формирования пространственных представлений на географической площадке обязательно должны находиться:
 
1)Забор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами.
Слайд 6.
2) Столб-высотомер, его красят белой и красной краской через 1 метр, т.к. он может использоваться в нижней части как ростомер. Столб одновременно служит основанием для флюгера;
3) Квадратный метр;
4) Кубический метр
Они нужны для того, чтобы упражняться в определении размеров площадей и объемов.
Приспособления для формирования пространственных представлений применяют на уроках и во внеклассной работе по географии, а также в курсах природоведения и математики.

Слайд 7.
Приборы и модели, применяемые в процессе формирования умений и навыков ориентирования в пространстве.
1)Гномон используют для определения истинного меридиана. Он позволяет по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. Кратчайшая тень указывает и направление истинного меридиана. Гномоном также называют часть солнечных часов, по тени от которой определяется время в солнечных часах.
Слайд 8.
2) Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта.
3) Астролябия включена в состав обязательного учебного оборудования.  Используется в процессе формирования понятий об азимуте и для выполнения практических работ по ориентированию на местности и съемке плана.
На географической площадке имеются местные ориентиры: пень дерева с годичными кольцами, ствол дерева, камень, покрытые мхом с северной стороны.

Слайд 9.
Работа с астрономическим оборудованием способствует развитию у школьников пространственных представлений.
1) Указатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. Определение направления на Полярную звезду осуществляется учащимися во время выполнения ими практической работы по местности. 
Линия горизонта и направление на Полярную звезду указывается на самом приспособлении.
2) Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и для определения географической широты места и высоты Солнца над горизонтом.
Используется на уроках и во внеклассной работе.
В статье Ганина Ж.И. «Опыт организации и использования астрономо-географической площадки» описывается прибор Г.П. Пошехонова, при помощи которого обнаруживается суточное вращение Земли. Как известно, наиболее наглядными и распространенными методами, доказывающими суточное вращение Земли, являются маятник Фуко и отклонение падающих тел к востоку. Однако ни один из них не нашел бы в наших условиях эффективного применения.
Необходимой принадлежностью географической площадки являются солнечные часы, позволяющие определить (истинное) солнечное время и географическую долготу места.
Слайд 10.
3) Солнечные часы экваториальные — прибор для определения истинного времени. (Недостаток: в период между днями осененного и весеннего равноденствия Солнце, находясь низко над горизонтом не освещает стержень и нижнюю часть циферблата).
4) Солнечные часы горизонтальные также просты по устройству и могут быть изготовлены в школе.

Слайд 11.
Метеорологическое оборудование.
1) Метеорологическая будка служит для размещения метеоприборов. На площадке может быть установлена метеобудка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.
Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.
2) Флюгер используют для определения направления и скорости ветра. В перечень оборудования, обязательного для школ, включен флюгер Вильда.
Слайд 12.
3) Чашечный анемометр устроен по принципу ветряной мельницы. В верхней части прибора прикреплены четыре чашечки, обращенные в одну сторону. Чашечки (полушария) вращаются вокруг вертикальной оси, количество оборотов отмечает счетчик. Прибор выставляют на ветер и, когда количество оборотов становится постоянным, включают счетчик. По таблице, помещенной в описании к прибору, определяют скорость ветра.
4) Осадкомер необходим для определения количества осадков. В настоящее время в школах пользуются осадкомером Третьякова. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д. Осадкомер включен в перечень оборудования, обязательного для общеобразовательных школ.
5) Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова.
6) Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем.

Слайд 13.
Организация географической площадки

Географическая площадка представляет собой комплексную учебную площадку, где обучение учащихся ведется путем их вовлечения непосредственно в наблюдение окружающей среды. Основная цель этих наблюдений – выяснение связей и закономерностей природных явлений.

Размеры географической площадки должны обеспечить рациональное размещение минимума учебных средств, состав которых в основном определен перечнем учебного оборудования. При этом необходимо учитывать, что площадка не должна быть тесной или излишне просторной. В первом случае затрудняются подходы к точкам наблюдения, усложняется или становится практически невозможным использование части приборов и инструментов и т. д. На площадке слишком просторной точки наблюдения далеко отстоят друг от друга, что не позволяет эффективно руководить работой класса. Кроме того, на пришкольном участке свободная территория практически всегда дефицитна, поэтому при разработке проекта географической площадки следует учитывать межпредметные и внутришкольные интересы.

Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы. С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м. Опыт использования географических площадок в ряде школ убеждает в оптимальности указанного размера.
Данный размер площадки позволяет разместить весь комплект необходимого оборудования, установить приборы и инструменты так, что исключаются совсем или сводятся к минимуму возможные помехи и неточности в их показаниях, предусмотреть возможность свободного прохода к точкам наблюдения и работу на нескольких из них, вести работу одновременно со всем классом, демонстрировать показания приборов и инструментов.

Слайд 14.
Оборудование на площадке размещают не произвольно, а объединяют в несколько компактных групп, выделяемых в зависимости от назначения и условий эффективного использования приборов, инструментов и приспособлений. Например, приспособления для формирования пространственных представлений устанавливают в северо-западном секторе площадки. При этом столб-высотомер с флюгером размещают так, чтобы его можно было обходить со всех сторон, определяя направление и силу ветра.

Метеорологические приборы также размещают компактно, что позволяет выполнять наблюдения в короткое время. Метеорологические будки устанавливают в южной части сектора, так как дверцы их открываются на север. Особенно это важно, когда учащиеся собираются у будки в солнечную погоду.
Приборы, используемые для определения высоты солнца над горизонтом, полуденной линии и местного меридиана, не должны затеняться, поэтому их размещают вдоль южной стороны площадки.

Для проведения занятий, выполнения записей по результатам наблюдений на площадке следует организовать рабочие места учителя и учащихся, своеобразный «класс» под открытым небом. В состав его оборудования входят семь столов и скамеек длиной по 3 м, стол и стул учителя, классная доска.

Слайд 15.
В создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа: подготовительный, организационный и основной — строительный. Конечно, в процессе строительства приходится заниматься всем комплексом вопросов независимо от того, к какому этапу они относятся, и с этой точки зрения обособление этапов весьма условно. И все же в целом на всех этапах наряду с прочими решаются специфические и вполне определенные задачи.
В течение подготовительного периода необходимо определить состав оборудования площадки, изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты, вычертить план площадки, установить примерный перечень необходимых материалов, составить смету расходов, «привязать» план к местности, определить примерный объем работ, разработать план-график строительства. Большая часть работ подготовительного этапа выполняется непосредственно учителем и инициативной группой учащихся.

После разработки проекта площадки работа носит преимущественно организационный характер.Список необходимых материалов для строительства площадки рассматривается и уточняется директором школы, им же назначаются ответственные за выполнение тех или иных работ. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой шефов, родительского комитета школы, наметить дни проведения воскресников и т. д. После утверждения плана и графика педагогическим советом школы можно приступить к непосредственному строительству площадки, которое включает:
- выбор места площадки,
- определение ее границ и выравнивание участка.

Место, выбранное для площадки, должно быть по возможности удалено от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха и нарушающих тепловой режим. Кроме того, желательно, чтобы горизонт с севера и юга был открытым и по возможности просматривалась линия горизонта.
После выбора места под площадку необходимо установить границы по периметру. Стороны площадки должны быть ориентированы на основные стороны горизонта.
Поверхность участка необходимо тщательно разровнять, устранить неровности и перекосы.
Поверхность площадки и мерную дорожку тщательно трамбуют и уплотняют. В качестве бута можно использовать битый кирпич, строительный гравий, крупный песок.
К столбам-подставкам необходимо прибить дощечки-указатели с названиями приборов и инструментов.

Из учащихся избирают ответственных за площадку, назначают дежурных. Они следят за порядком, расчищают снег, скашивают траву, осуществляют текущий ремонт ограды, приборов и приспособлений.
Содержать площадку в хорошем состоянии и эффективно использовать ее в обучении без опоры на органы ученического самоуправления практически невозможно.

Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания.

Работа на географической площадке весьма эффективна, она углубляет программный материал, развивает мышление, наблюдательность, способствует актуализации полученных знаний и умений, обогащает опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическая площадка. Оснащение. Методика работы.

Слайд 2

Географическая площадка - специально оборудованная площадка для наблюдений и практических занятий по физической географии, предусмотренная учебной программой.

Слайд 3

Цель организации географической площадки – формирование пространственных представлений, навыков ориентирования, умений наблюдать за природными явлениями, выявление между ними связи и закономерностей. Задачи: - изучить устройство приборов и познакомиться с принципами действия; - сформировать пространственные представления о мерах длины, объема и площадей; - развивать умения проводить наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - содействовать экологическому, экономическому, трудовому воспитанию, профориентации учащихся; - способствовать развитию самостоятельности школьников, умению переносить знания в новую ситуацию.

Слайд 4

GPS (англ. Global Positioning System — система глобального позиционирования, читается Джи Пи Эс) — спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположение во всемирной системе координат WGS 84. Позволяет в любом месте Земли (исключая приполярные области), почти при любой погоде, а также в околоземном космическом пространстве определять местоположение и скорость объектов.

Слайд 5

Для формирования пространственных представлений на географической площадке обязательно должны находиться: 1) Забор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами.

Слайд 6

2) Столб-высотомер; 3) Квадратный метр; 4) Кубический метр.

Слайд 7

Приборы и модели, применяемые в процессе формирования умений и навыков ориентирования в пространстве: 1) Гномон используют для определения истинного меридиана.

Слайд 8

2) Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта. 3) Астролябия - прибор для определения широты и долготы.

Слайд 9

Работа с астрономическим оборудованием способствует развитию у школьников пространственных представлений: 1) Указатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. 2) Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и для определения географической широты места и высоты Солнца над горизонтом.

Слайд 10

3) Солнечные часы экваториальные — прибор для определения истинного времени. 4) Солнечные часы горизонтальные

Слайд 11

Метеорологическое оборудование: . 1) Метеорологическая будка - будка, в которой на метеорологической станции размещают приборы требующие защиты от действия атмосферных осадков, прямых солнечных лучей и порывов ветра. 2) Флюгер используют для определения направления и скорости ветра.

Слайд 12

3) Чашечный анемометр - прибор для измерения скорости движения газов, воздуха в системах, например, вентиляции. 4) Осадкомер - прибор для измерения атмосферных жидких и твёрдых осадков. 5) Снегомерная рейка поможет вам определить высоту снежного покрова. 6) Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем.

Слайд 15

Подготовительный Организационный Основной — строительный - состав оборудования площадки; - изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты; - вычертить план площадки; - составить смету расходов; - «привязать» план к местности; - разработать план-график строительства. Список необходимых материалов для строительства площадки рассматривается и уточняется директором школы, им же назначаются ответственные за выполнение тех или иных работ. - выбор места площадки, - определение ее границ и выравнивание участка.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"

Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...

Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ".

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.Использование языковой альтернаты призвано улу...

Конспект занятия по МДК.01.04 по теме МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТЫМИ ЗАДАЧАМИ, РАСКРЫВАЮЩИМИ ПОНЯТИЕ КРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

Занятие встроено в систему работы над отдельными видами простых задач. Включает в себя как подробное описание хода занятия, так и методического сопровождения, а именно: презентации и приложений с тест...

Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строит...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем

Данные рекомендации предназначены для использования в процессе самостоятельной работы, адресованы студентам и преподавателям колледжа.  Методические рекомендации составлены на основе рабочей прог...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме«Методика работы с детским хоровым коллективом» МДК.01.02Методика преподавания по прогр...