Рабочая программа по дисциплине Геология
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины Геология является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  20.02.03 Природоохранное обустройство территорий, входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.06._geologiya_i_gidrogeologiya.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО»  

в пгт. Советский

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ                                   

                                                                                               заместитель директора  

                                                                                               по учебной работе

                                                                                                                                     ________________С.В.Ященко

                                                                                                                                   « 19 »    января   2015г.

 ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОП 06 ГЕОЛОГИЯ И ГИДРОГЕОЛОГИЯ

специальность     20.02.03 Природоохранное обустройство территорий

                                               (базовая подготовка)                                   

                             

2015


  Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  специальности 20.02.03. Природоохранное обустройство территорий (базовая подготовка)                                    

 

Организация-разработчик: Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства  (филиал)  ФГАОУ  ВО  «КФУ им. В.И.Вернадского в пгт. Советский

Разработчик:

 Кузнецова Олеся Викторовна,

специалист                                        ______________ О.В.Кузнецова

Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании Методического совета (Протокол № 5 от 15.01.2015г.)

Методист _______________                            Д.Л.Меметова

Программа учебной дисциплины рекомендована  цикловой комиссией    гидромелиоративных дисциплин  (Протокол № 5 от 12.01.2015г.)

Председатель  _______________                     М.И.Кормочи

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Геология и гидрогеология

  1. 1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  20.02.03 Природоохранное обустройство территорий, входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) в области природоохранного обустройства территорий. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • читать геологические и геолого-литологические разрезы;
  • определять по картам гидроизогипс направление, скорость движения и глубину залегания подземных вод;
  • оценивать гидрогеологические и инженерно-геологические условия участка строительства инженерных сооружений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • наиболее распространенные минералы и горные породы, их практическое значение;
  • виды геологических карт, их масштабы и содержание, значение карт четвертичных отложений для проектирования, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
  • водные свойства горных пород и их практическое значение;
  • основные разновидности подземных вод, условия их формирования и влияния на условия сельскохозяйственного производства и строительства сооружений;
  • состав и свойства подземных вод;
  • основы динамики подземных вод;
  • виды запасов и ресурсов подземных вод, виды загрязнений подземных вод, меры по охране подземных вод;
  • режим и баланс подземных вод, взаимосвязь вод гидросферы и атмосферы;
  • использование подземных вод для хозяйственных целей.
  1. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов; самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

практические занятия

12

контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Геология и гидрогеология»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа обучающегося

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

4

Раздел 1. Основы геологии

Введение

Роль и значение геологии, гидрогеологии в природообустройстве и практической деятельности человека

2

1

Тема 1.1. Земля и земная кора

Содержание учебного материала

Строение Земли по геофизическим данным.

Земная кора: мощность, типы, строение и состав земной коры. Современные  методы исследования земной коры: геокосмические, бурение сверхглубоких скважин

1

Тема 1.2. Минералы и горные породы

Содержание учебного материала

2

2

1

Представление о минералах: их происхождение, состав, строение; классификация и физические свойства. Использование минералов в природообустройстве

1

2

Понятие «горная порода». Происхождение и классификация горных пород. Характеристика, классификация, залегание в земной коре магматических пород, свойства, использование.

Характеристика, классификация, свойства, использование осадочных горных пород.

Метаморфические горные породы, их минеральный состав, свойства, использование в практической деятельности человека

Практическое занятие

Описание физических свойств минералов

1

Тема 1.3. Геологические процессы и явления

Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация геологических процессов.

Эндогенные внутренние геологические процессы: магматизм, тектонические движения земной коры, землетрясения, метаморфизм

1

2

Экзогенные (внешние) геологические процессы: выветривание, его виды, результаты, элювий; геологическая деятельность ветра, ветровая эрозия земель, места ее проявления, эоловые отложения

1

3

Геологическая деятельность дождевых и талых вод: водная эрозия земель, делювиальные отложения, оврагообразование, селевые потоки. Деятельность постоянных водных потоков (рек); донная и боковая эрозия, перенос, аккумуляция. Аллювий, его состав. Строение речной долины, типы речных долин

2

4

Геологическая деятельность воды в озерах, морях и океанах, морские отложения, их виды. Геологическая деятельность льда, ледников, ледниковые и водно-ледниковые отложения, их состав, формы залегания

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по темам 1.1-1.3

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Как влияет хозяйственная деятельность человека на ход и интенсивность геологических процессов? Привести примеры (в месте расположения ссуза, регионе или других местах).

Геологическая роль болот, привести примеры.

Какую роль играют экзогенные процессы на условия залегания горных пород, рельеф поверхности Земли?

2

Тема 1.4. Элементы геоморфологии и геотектоники

Содержание учебного материала

2

1

Геоморфология как наука. Элементы и формы рельефа, классификация форм рельефа по происхождению, размерам. Связь рельефа с геологическим строением, типы рельефа. Геоморфология мелиорируемых и рекультивируемых земель. Значение геоморфологии в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства

2

2

Понятие о тектонических структурах земной коры и условия залегания горных пород в пределах структур. Геосинклинали, синклинали, антиклинали, моноклинали, платформы

1

Тема 1.5. Геохронология

Содержание учебного материала

2

Этапы развития Земли. Основные единицы геохронологии и стратиграфии: эры (группы), периоды (системы), эпохи (отделы), века (ярусы), их названия и обозначения.

Понятие об абсолютном и относительном возрасте горных пород, методы определения возраста:  радиологический, палеонтологический, стратиграфический

1

Тема 1.6. Геологические карты

Содержание учебного материала

Виды геологических карт. Масштабы и содержание геологических карт, условные обозначения. Карты четвертичных отложений, их значение при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов природообустройства

2

Практическое занятие

2

Чтение детальных геологических карт, построение разрезов по геологическим картам

Контрольная работа по разделу 1

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по темам 1.4-1.6

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

В рабочей тетради дать понятие рельефа, перечислить типы рельефа.

В рабочей тетради привести условные обозначения пород

1

Раздел 2. Основы гидрогеологии

Тема 2.1. Вода в природе

Содержание учебного материала

2

Гидрогеология как наука. Подземная гидросфера. Виды воды в минералах и горных породах

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Как распространены запасы воды на Земле? Связь подземной и поверхностной гидросфер. Климатический, гидрогеологический, геологический круговороты воды в природе.

2

Тема 2.2. Водные свойства горных пород

Содержание учебного материала

2

Скважность и пористость, влагоемкость, водоотдача, водопроницаемость, влажность горных пород, количественная оценка и способы определения скважности, водных свойств, влажности горных пород

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Решение задач по определению количественных показателей влагоёмкости, водоотдачи, влажности горных пород (по индивидуальному заданию преподавателя)

2

Тема 2.3. Происхождение и классификация подземных вод

Содержание учебного материала

2

Современные представления о происхождении подземных вод. Классификация подземных вод по происхождению, типу скважности водовмещающих горных пород, по гидравлическим признакам, температуре воды, по условиям залегания в земной коре

2

Тема 2.4. Основные разновидности подземных вод

Содержание учебного материала

2

1

Почвенные воды и верховодка. Грунтовые воды, условия их залегания, связь с поверхностными водами и верховодкой. Зональность грунтовых вод.

2

2

Влияние верховодки и грунтовых вод на условия строительства и эксплуатации объектов природообустройства.

Межпластовые воды, их разновидности, условия залегания, зональность, использование артезианских вод.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.4.

2

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

В рабочей тетради привести схемы залегания межпластовых напорных и ненапорных вод.

Подготовить сообщения (по заданию преподавателя):

- об особенностях грунтовых вод на побережьях морей, в долинах рек, в районах распространения вечной мерзлоты, в пустынях, ледниковых отложениях;

- о возможностях использования подземных вод в закарстованных породах

Тема 2.5. Состав и свойства подземных вод

Содержание учебного материала

2

Физические свойства подземных вод. Понятие о химическом и бактериальном свойстве подземных вод. Классификация подземных вод по минерализации и химическому составу. Жесткость, реакция, агрессивность подземных  вод

3

Лабораторная работа

2

Определение качества подземных вод по результатам анализа

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.5.

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

Изучение требований Санитарных Правил и Норм (СанПин 2.1.4.1110-02) к качеству подземных вод для питьевого водоснабжения (основные требования кратко занести в рабочую тетрадь)

2

Тема 2.6. Основы динамики подземных вод

Содержание учебного материала

2

1

Движение подземных вод в зоне насыщения. Элементы фильтрационного потока. Основные виды и закономерности движения подземных вод в однородных и неоднородных водоносных пластах

2

Приток подземных вод к горизонтальным и вертикальным водосборным сооружениям. Основные уравнения для расчета притока воды к скважинам, колодцам и горизонтальным водосборным сооружениям

2

Практическое занятие

2

Составление карты гидроизогипс. Решение задач по карте: определение направления движения, гидравлического уклона и скорости движения грунтовых вод

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.6.

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

Привести в рабочей тетради схему и понятие гидроизогипс.

Движение воды в зоне аэрации. Изучить способы определения коэффициента фильтрации: эмпирический, лабораторный, полевые

2


Тема 2.7. Режим и баланс подземных вод

Источники, запасы и охрана подземных вод

Содержание учебного материала

2

Понятие  о режиме подземных вод, их элементы и классификация. Ненарушенные и нарушенные режимы подземных вод. Понятие о балансе грунтовых вод

Понятие об источниках, условия их образования, классификация, использование в практической  деятельности человека.

Классификация запасов подземных вод. Причины истощения подземных вод. Виды загрязнения подземных вод

2

Практическое занятие

2

Составление графиков режима уровня грунтовых вод. Определение типов режима грунтовых вод в зависимости от влияния различных факторов

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.7

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

3

 Изучение Постановлений правительства и Законов РФ об охране подземных вод: Законы РФ: «Об охране природы», «О недрах», «Водный кодекс РФ» (подготовить сообщения).

Какие мероприятия проводятся по охране подземных вод от истощения и загрязнения в РФ и за рубежом?

2

Контрольная работа по разделу 2

2

Раздел 3. Основы инженерной геологии

Тема 3.1. Грунтоведение

Содержание учебного материала

2

1

Инженерная геология как наука, ее разделы. Грунтоведение. Грунты, их классификация, использование в строительстве

2

2

Физические и механические свойства грунтов

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.1.

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

Решение задач по определению численных показателей физических и механических свойств грунтов

2

Тема 3.2. Основы инженерной геодинамики

Содержание учебного материала

2

Понятие об инженерно-геологических процессах, их влияние на условия строительства и эксплуатации объектов природообустройства. Оползни, обвалы, плывуны, суффозия грунтов, просадочные явления

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 3.2.

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы:

Подготовитьс сообщения:

- деформация грунтов при их промерзании и оттаивании;

- особенности строительства инженерных сооружений в районах вечной мерзлоты;

- особенности строительства сооружений в сейсмических районах;

- процессы в водохранилищах и на прилегающей к ним территории на примере места расположения ССУЗа

3

Тема 3.3. Гидрогеологические и инженерно-геологи-ческие исследования для строительства объектов природообустройства

Содержание учебного материала

2

1

Цели, свойства, виды инженерно-геологических и гидрогеологических исследований для проектирования и строительства объектов природообустройства. Факторы, влияющие на состав и объем исследований

2

2

Виды полевых работ, их состав: инженерно-геологическая съемка, разведочные работы, стационарные наблюдения, геофизические и опытно-полевые работы. Камеральные работы. Состав отчета по исследованиям

2

Практическое занятие

2

2

Оценка условий строительства и эксплуатации объектов природообустройства  

Контрольная работа по разделу 3

Всего

70

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  геологии и гидрогеологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • коллекции минералов и горных пород;
  • физическая карта РФ;
  • геологические карты РФ, области, региона, где находится учебное заведение;
  • комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, схемы, видео- и слайдфильмы)  по геологии и гидрогеологии;
  • геохронологическая (стратиграфическая) шкала;
  • ранцевая полевая лаборатория для определения качества воды.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (с изменениями на 27 декабря 2009г.).
  2. Закон РФ «О мелиорации земель» (с изменениями на 30 декабря 20087г.) .
  3. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (с изменениями и дополнениями).
  4. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. – М.: Высшая школа, 2001.
  5. Бондарев В.П. Геология: курс лекций. Уч. пособие для ССУЗов. – М.: Форум, 2007.
  6. Платов Н.А. Основы инженерной геологии. Учебник для ССУЗов. – М.: Инфра-М, 2007.
  7. Суворов А.К. Геология с основами гидрологии. – М.: КолосС, 2007.
  8. Кац Д.М. Основы геологии и гидрогеологии. – М.: Колос, 1981.
  9. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология. – М. «Академия», 2006.
  10. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Инженерная геология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Малыгин В.А., Кузьмина В.П. Геология и гидрогеология. – М. Недра, 1977.
  2. Пирогов И.А., Основы геологии, гидрогеологии и инженерной геологии. – СПб.:  ГПУ, 2004, 2005.
  3. Пирогов И.А., Тарасов Б.Г. Залегание толщ горных пород, изображение их на геологических картах и разрезах. – СПб., 2000.
  4. Пирогов И.А. Инженерно-геологическое обследование долины реки для целей гидротехнического строительства. – Л.: ЛПИ, 1985.
  5. Тарасов Б.Г., Пирогов И.А. Вопросы общей геологии. – СПб., 2001.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

1

2

Умения:

 наблюдать и оценивать геологические условия участка

 

- читать геологические карты и геолого-литологические разрезы

- определять по картам гидроизогипс направление, скорость движения, глубину залегания подземных вод

- оценивать гидрогеологические и инженерно-геологические условия участка строительства инженерных сооружений

Знания:

Минералы и горные породы и их свойства

-  знать наиболее распространенные минералы и горные породы, их практическое значение;

- знать водные свойства горных пород и их практическое значение

Виды геологических карт и их содержание

- знать виды геологических карт, их масштабы, содержание;

- понимать  значение карт четвертичных отложений для проектирования, строительства и эксплуатации гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений

Разновидности подземных вод

- знать основные разновидности подземных вод, условия их формирования и влияние на условия сельскохозяйственного производства и строительства сооружений;

- знать состав и свойства подземных вод;

- знать состав и свойства подземных вод;

- знать виды запасов и ресурсов подземных вод, виды загрязнения подземных вод, мероприятия по охране подземных вод;

- знать режим и баланс подземных вод, взаимосвязь вод гидросферы и атмосферы;

- знать использование подземных вод для хозяйственных целей;

- знать основы динамики подземных вод


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  23.01.09. Машинист локомотива...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Автоматические тормоза подвижного состава  «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции  «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Геология» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» (базовая подготовка)

Рабочая программа дисциплины «Геология»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 21.02.03 «Сооружение...