Планирование урока по литературе
план-конспект урока по теме

Планирование урока по литературе

Творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».

1-ый курс, учебник: Г.А.Обернихина, «Русское слово».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_uroka_po_literature.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование урока по литературе

Творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».

1-ый курс, учебник: Г.А.Обернихина, «Русское слово».

Тип урока и тема

Решаемые проблемы (цель)

Понятие

Предметные результаты

УУД

Лекция с эле-

ментами чте-

ния.

История созда

ния романа

И.С.Тургенева

«Отцы и де-

ти».

Образ Базарова

в романе. Его

внутренний

конфликт.

а) Ознакомление с проблемами (социально-идеологическая, семейно-бытовая, философская),поста

вленными в рома-

не;

б) определение путей разрешения этих проблем;

в) ответить на вопрос: почему Тургенев предста-

вил в своем романе

новый тип передо-

вого деятеля- раз-

ночинца-демократа

в лице Базарова;

г) раскрытие сложного

психологического

портрета Базарова;

д) Базаров- «лицо трагическое». Почему?

Появление та-

ких литератур

ных героев,

как Базаров,

обусловлено

исторически-

ми условиями,

сложившими-

ся в 60-е годы

19-го века.

На арену поли

тической борь

бы вышли ре-

волюционеры-

демократы.

Их задача –

социально-

политическое

переустройст-во общества.

.

Знания:

а) ознакомле-

ние с общественно-

политической

обстановкой

60-х годов

19 века ( роман

написан в 1861 году)

б) причины

обращения Тур-

генева к образу

революционера-

демократа

Умения:

а)целенаправлен

ная работа с тек-

стом ( анализ, определение

сюжетных

линий и своеоб-

разия компози-

ции)

б) способность разобраться в

сложности

характера База-

рова

в) умение соста-

вить психологи-

ческий портрет

героя

г) определение

основных черт

характера База-

рова

Навыки:

Вырабатывается

самостоятельное

суждение о ге-

рое и определя-

ется его роль в

развитии сюже-

та романа.

-

Познаватель-ные:

а) усвоение новых знаний

и переосмыс-

ление их с

личностных

позиций;

б) мотивация к

самостоятель-

ному закрепле-

нию получен-

ной информа-

ции;

Коммуникатив

ные:

познание  про-

исходит в мно-

гоаспектном

сотрудничест-

ве по раскры-

тию главного

литературного

героя

Регулятивные:

Оценка полу-

ченных знаний

и их коррекция

( рефлексия):

Что узнал ново-

го? ( нигилизм,

нигилист и т.д)

Личностные:

нравственно-

этическая ори-

ентация, напра-

вленная на вы-

ражение собст-

венной точки

зрения.

Определение

точки зрения:

домашнее зада

ние ( сочине-

ние-эссе).

Примерная

тематика:

а) Почему о

Базарове нельзя

говорить одно-

значно («пло-

хой»- «хоро-

ший»)?

б) В чем сила

и слабость База

рова как лич-

ности, причем

незаурядной

личности?

в) Что измени-

лось в Базарове

в отношении

к окружающе-

му его миру и

людям? ( в кон-

це романа )?

Самостоятельная работа №2

Выполнила : слушатель курсов повышения квалификации

Чебурахина А.Ф.

ЛЕКЦИЯ - УРОК

«МОЙ ВЗГЛЯД НА ГОРЬКОГО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В представленной  мной лекции анализируется пьеса известного русского писателя М.Горького «На дне». Это программное произведение, и изучение его в школе и в среднем профессиональном учебном заведении является обязательным. В лекции мы не будем говорить о своеобразии художественного мастерства Горького-драматурга, вы не встретите здесь сложных литературоведческих терминов и оборотов. Обращаясь к аудитории в простой и доступной форме, надеюсь найти среди слушателей единомышленников по вопросам, которые когда-то волновали Горького и его современников и которые не оставят равнодушными нас, нынешнее поколение.

Автор: Чебурахина А.Ф., преподаватель русского языка и литературы

 Драма  «На дне» написана в 1902 году. Социальная тематика, типы и социальный аспект конфликта в пьесе Горького являются традиционными. Изображение «людей дна», социальных «низов» , «униженных и оскорбленных» прослеживается еще у Ф.М.Достоевского(«Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные» и др. ), произведения которого оказали наибольшее влияние на пьесу Горького «На дне».

В пьесе нет четко выраженного сюжета и конфликта. В основе внутренней логики сюжета «На дне» лежит не конкретная интрига, а свободно движущаяся философская авторская мысль, которая прослеживается в монологах, диалогах и репликах персонажей. Поэтому пьеса «На дне» является не только социально-психологической и бытовой, но и философской драмой.

В лекции я буду говорить не о структуре пьесы, не о героях и их судьбах и даже не о «правде», десятки раз упоминающейся в пьесе. Я хочу поразмышлять над следующими словами: «Человека пожалеть надо…».

В своем произведении Горький противопоставляет двух героев – Луку и Сатина. Они спорят о правде, о человеке, о жалости.

Вспомним, как Лука говорит Наташе: «…Жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам велел… вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!» И старец рассказывает девушке, как на дачу, где он работал сторожем, залезли беглые каторжане. Лука пожалел мужиков, обогрел и накормил их. И те отплатили ему добром: помогли старику дачу стеречь.

«Не пожалей я их – они бы, может, убили меня…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь…что толку? Тюрьма - добру не научит…а человек – научит…да!» - такими словами закончил свою историю Лука.

А теперь я хочу процитировать монолог Сатина, который звучит в пьесе как похвала Человеку. «Человек – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они…нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном…Это – огромно!...Все – в человеке, все для человека!...Это звучит гордо! Че – ло- век! Надо уважать человека! Не жалеть…, не унижать его жалостью..! уважать надо!.. Хорошо это -чувствовать себя человеком! Я привела два высказывания героев пьесы о жалости. Оказывается, у каждого свое понимание «жалости».                                                              

Для Луки жалеть человека означает любить его. Действительно, слово «жалость» в русском языке имеет значение и «любить». А разве можно любить человека и не уважать его? Следовательно, три понятия: «жалость», «любовь», «уважение» - существуют в понимании Луки как единое целое. «Человека жалеть надо…» - А значит, и любить, и уважать. Так думает Лука.

Сатин в пьесе противопоставляет понятия «уважать – жалеть». Для этого героя – жалость – унижение. Спор между Лукой и Сатиным важен в другом: в существе самого призыва «уважать человека». Лука акцентирует внимание читателя на уважении к конкретному живому человеку, Сатин же – к Человеку.

В знаменитом монологе Сатина понятие «человек» рассматривается как имя, которое  «звучит гордо» и в котором соединяются «ты», «я», «он», «Наполеон»… У Сатина , в силу особенностей его характера и судьбы, чувство жалости на какое-то время притупилось. И поэтому в данный момент ему чужды любовь и человечность.

В пьесе «На дне» слово «человек» звучит символично. Есть «люди», а есть «человеки». Это из реплики Луки в пьесе. «Человеки» - люди, которых можно назвать человеком в полном смысле слова. Под словом «люди» Лука понимает человеческие массы, а под словом «человеки» - человеческую индивидуальность.                                                                                                            «…Для лучшего люди – то живут! …Потому – то всякого человека и уважать надо…неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может…может, он родился – то на счастье нам…Особливо же деток надо уважать…Ребятишкам – простор надобен»! По мнению Луки, каждый человек может стать Человеком, если он научится любить, жалеть и уважать других.                                                                                                                        Сатин же считает, что Человеком может стать избранный, а остальные «тупы, как кирпичи…» Для Луки же «ни одна блоха – не плоха…».              Разные герои – разное отношение к «человеку».

Что касается героев пьесы – Луки и Сатина – Лука мне духовно ближе.  Вечный  странник старец Лука… Неожиданно появляется среди людей, выслушивает, поддерживает, мудро намекает, где и помогает, и исчезает незаметно: видимо, торопится на помощь к другим людям, которые в надежде ждут именно такого Луку – вечного странника.

Согласна, что «человека пожалеть надо» и «…всякого человека и уважать надо…». Для Бога все люди равны: он любит божеской любовью человечество в целом и каждого в отдельности. Так почему мы должны кого – то уважать, а кого – то – нет? И в пьесе Васька Пепел , который любит Наташу, говорит: «Я очень…жалею ее…». Для него «жалость» и «любовь» - синонимы. Из текста пьесы мы знаем, что Сатин около пяти лет провел в заключении и , скорее всего, эти жизненные обстоятельства ожесточили его сердце и душу. Поэтому для Сатина «уважение» и «сострадание» к человеку – антонимы.

Глубокий философский смысл заключается в словах: «Человека пожалеть надо», и думаю, что вы со мной согласитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий профессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделийпрофессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерс...

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Календарно-тематическое планирование ОУД.02 Литература-2018/19 для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...