Рабочая программа учебной дисциплины ОДп 23 Литература для профессии 46.01.02«Архивариус» (базовая подготовка)
рабочая программа на тему

Жесик Надежда Борисовна

Рабочая  программа учебной дисциплины ОДп 23 «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовая подготовка) в соответствии с ФГОС по специальности 46.01.02 «Архивариус»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_programma_arkhivariusy_2014.docx113.72 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат»   Минтруда России

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОДп 23 Литература

для профессии 46.01.02«Архивариус»

(базовая подготовка)

2014г.


 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДп 23 «Литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины ОДп 23 «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовая подготовка) в соответствии с ФГОС по специальности 46.01.02 «Архивариус»;

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 447 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 298 часов;

самостоятельной работы обучающегося 149 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

447

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

298

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

149

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

149

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

       внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговая аттестация в форме: зачёт –  I семестр,  экзамен – II семестр, экзамен – III семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века.

38

Введение.

Русская литература первой половины XIX века.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

1

А.С. Пушкин.

Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

 

1

1

Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

1

2

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

2

2

М.Ю. Лермонтов.

 Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Мотивы лирики.

1

1

Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Как часто пестрою толпою…».

Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

1

2

Поэма «Демон»

 

«Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Смысл финала поэмы, её философское звучание.

2

2

Н.В.Гоголь. «Петербургские повести», «Портрет» «Нос»

Сведения из биографии. Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

4

2

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

2

2

Практические занятия.

4

3

-А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка;

-Отзыв о повести Н.В. Гоголя «Портрет».

-Анализ вопросов по повести Н.В. Гоголя «Портрет»: какова роль искусства в современном мире? существуют ли проблемы, описанные Гоголем в повести, и в наши дни?

-Входящий контроль знаний (по лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

-Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

-Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

-Развитие реализма в творчестве Пушкина.

-Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

 «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

20

3

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века.

107

Русская литература на рубеже веков.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

2

А.Н. Островский – основоположник русского драматического театра.

Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского. А.Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

2

2

Драма  «Гроза».

История создания драмы А.Н. Островского «Гроза».

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

2

Борьба  личности за право быть свободной по пьесе «Гроза».

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Народные истоки характера Катерины.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

«Закрытый»  город Калинов: пространства самодурства и страха.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев).

2

2

Пьеса «Бесприданница».

Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти.

Мотивы искушения, человека-вещи, блеска, одиночества в драме. Образ Паратова. (Катерина – Лариса). Характеры «хозяев жизни».

4

2

И.А. Гончаров.

Очерк жизни и творчества (обзор). Сведения из биографии.

2

1

Роман «Обломов» (краткий обзор).

История создания. Обломов – это сущность, характер, судьба.

Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.

Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Что такое «обломовщина»? Прошлое и будущее России.

Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман.

4

2

И.С. Тургенев.

Очерк жизни и творчества.

Тургенев-романист.

2

1

Роман  «Отцы и дети».

История и своеобразие романа «Отцы и дети».

Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Базаров в системе образов.

2

2

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Образ Базарова. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

2

Любовь в жизни Базарова.

Тема любви в романе. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова.

2

2

Глубокий смысл названия романа.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

Ф.И. Тютчев.

Обзор творчества. Наследник классицизма и поэт-романтик.

1

1

Стихотворения:

«С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…».

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

1

2

А. А. Фет.

Сведения из биографии.

Двойственная личность и судьба поэта.

1

2

Фет как мастер реалистического пейзажа.

Поэзия как выражение идеала и красоты. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.

1

2

Н.А. Некрасов.

Сведения из биографии.

Очерк жизни и творчества.

1

1

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика как источник своеобразия поэзии Некрасова.

1

2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Тема, идея, композиция.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

2

2

Образы крестьян и народных заступников.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

 Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

Народные образы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский). Образ русской крестьянки.

Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

2

Н.С. Лесков.

Сведения из биографии.

Краткий очерк жизни и творчества.

2

1

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

2

Ф.М. Достоевский.

Очерк жизни и творчества.

Мировоззрение Достоевского.

2

1

Роман «Преступление и наказание».

Роман «Преступление и наказание» своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. История создания, тема, идея. Сущность теории Раскольникова. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Детективный  сюжет, постановка нравственных проблем.

2

2

Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

2

2

Двойники Раскольникова

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.

2

2

Судьба и облик Петербурга.

Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.). Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

2

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества.

2

1

Роман «История одного города» (обзор).

«История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

2

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.

Художественные особенности сказок.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

2

Л.Н. Толстой.

Жизненный и творческий путь писателя.

Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.

2

1

Роман-эпопея «Война и мир».

Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». «Мысль народная» в романе «Война и мир».

2

2

Герои романа в поисках смысла жизни.

Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

2

2

Духовные искания А. Болконского и Пьера Безухова.

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

2

2

А.П. Чехов. Рассказы «Ионыч», «Попрыгунья», «Душечка».

Очерк жизни и творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

4

2

Пьеса «Вишневый сад».

«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Особенности чеховской драматургии. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад» - актуальность пьесы, ее проблемы в наше время.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

4

2

Практические занятия.

21

3

Р.р. Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Р.р. Сочинение по роману И.А.. Гончарова «Обломов».

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Р.р. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Р.р. Сочинение по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тест по творчеству А.П. Чехова.

Тест по лирике Ф.И. Тютчева.

Тест по лирике А.А. Фета.

Зачет по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Контрольная работа по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Женские образы в романе.

 Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Итоговый зачёт по курсу русской литературы конца XVIII – XIX веков.

Тестовая работа  «Русская литература 2-ой половины XIX века.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

25

3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Раздел 3. Русская литература на рубеже веков.

50

Введение.

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

2

2

И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Ковыль», «Мы встретились случайно на углу»

Жизнь и творчество (обзор).

Поэтика И.А. Бунина. Критики о Бунине* (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).

2

2

Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

2

2

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.

2

2

А.И. Куприн.

Жизнь и творчество (обзор).

2

1

Повесть «Гранатовый браслет».

Повесть  «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.

2

2

Тема природы в творчестве А.И. Куприна.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.

Критики о Куприне  (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов).

2

2

Тестирование по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

 М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

2

2

М. Горький.

Размышления о Родине.

Обзор литературных пьесы «Последние», повести «Лето», «городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина

2

2

Герои романтических произведений писателя.

Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

2

2

Пьеса «На дне».

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). Теория литературы: развитие понятия о драме.

4

2

Тест по пьесе М. Горького «На дне».

Тест по пьесе М. Горького «На дне». Герои пьесы. Сюжетная линия

2

2

Практические занятия.

2

3

Тестирование по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Р.р. Сочинение по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

20

3

Раздел 4. Поэзия начала ХХ века.

36

Серебряный век русской поэзии.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

2

2

В.Я. Брюсов.

Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

1

2

К.Д. Бальмонт.

 Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

1

2

А.Белый.

(Борис Николаевич Бугаев).

Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех другихстихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

1

2

Н.С. Гумилев.

Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

1

2

Игорь. Северянин. (Игорь Васильевич Лотарёв).

Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава»

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

1

2

Тест по лирике Серебряного века.

2

2

А. А. Блок.

Жизнь и творчество. Сведения из биографии.

2

1

Поэма «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Тема революции. Образ России

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

4

2

В.В. Маяковский.

Краткий очерк жизни и творчества

1

1

Поэма «Облако в штанах», «Во весь голос».

Тема поэта и поэзии. Проблематика, художественное своеобразие.

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

1

2

В.В. Маяковский.

Поэма «Во весь голос».

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

2

Литературная гостиная.

Чтение произведений любимых авторов. Викторина по разделу.

2

2

Практические занятия.

7

3

Р.р. Сочинение по творчеству В. Маяковского

Р.р. Сочинение по пьесе М. Горького «На дне».

Р.р. Сочинение по поэме  А. Блока «Двенадцать».

Тест по пьесе М. Горького «На дне».

Тест по лирике Серебряного века.

Тест по поэме А. Блока «Двенадцать».

Семинар по поэзии Серебряного века.

Контрольная работа по лирике начала XX века

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

10

3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».

               Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блок.

      Маяковский  и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немысленной любви»,сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики. Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство. «Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Новаторский характер поэзии Маяковского.

    «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» (для образовательного изучения). «Русь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свидания…» (по выбору). Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка

Раздел 5. Новокрестьянская поэзия.

15

Н.А. Клюев.

Сведения из биографии.

1

1

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

1

2

С.А. Есенин.

Сведения из биографии. 

1

1

Тема Родины.

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

1

2

С.А. Есенин.

Любовная лирика.

Тема любви к женщине в творчестве поэта.

2

2

Сочинение по творчеству С.А. Есенина.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

5

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.

Раздел 6. Литература 1920 -1940 годов (обзор).

31

Особенности развития литературы в 1920 – 1940-е годы.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

2

2

М. И. Цветаева.

Сведения из биографии.

2

2

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог – исповедь. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

А. Ахматова.

Краткий очерк жизни и творчества поэтессы.

1

1

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу».

 

Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Тема любви к Родине, к родной земле, к России.

1

2

    А. Ахматова.

ППоэма «Реквием».

 Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

2

2

Сочинение по поэме А. Ахматовой «Реквием».

2

2

    М.А. Булгаков.

Краткий очерк жизни и творчества.

1

1

    Роман «Мастер и Маргарита».  

     

   

 

 

Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе

3

2

Л  Литературная гостиная.

Чтение произведений любимых писателей и поэтов

2

2

Самостоятельная работа.

Подготовка сообщений, рефератов.

15

Раздел 7. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

45

Тема 7.1. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

2

2

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

2

Тема 7.2. Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

Сведения из биографии. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

2

2

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

2

Тема 7.3. Характерные черты времени в повести. А. Платонова «Котлован».

Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

2

2

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

2

Тема 7.4. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля.

И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

2

2

Тема 7.5. М.А. Булгаков. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита».

Сведения из биографии. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

2

2

Тема 7.6. М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор). Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

2

2

Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

2

2

Практические занятия.

15

3

Семинар по «донским» рассказам М. Шолохова.

Анализ вопросов по роману М. Шолохова «Тихий Дон» (женские образы).

Эссе по повести А. Платонова «Котлован».

Анализ вопросов по главе романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Москва 30-х годов XX века.

Семинар по теме: Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.

Эссе о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (образ Мастера).

Семинар по теме: Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.

Семинар по теме: Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Р.р. Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон».

Семинар по темам: Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Р.р. Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по роману А. Платонова «Котлован».

Анализ лирического произведения О. Мандельштама.

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой.

Тест по творчеству И.Э. Бабеля.

Контрольная работа.

1

3

Контрольная работа по литературе 30-40-х годов XX века.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 8.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

10

Раздел 8. Литература русского Зарубежья.

16

Тема 8.1. Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). Тема России в творчестве Набокова.

И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

2

2

В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

2

2

Практические занятия.

4

3

Р.р. сочинение по творчеству В. Набокова.

1

Р.р. Сочинение по творчеству Н.А. Заболоцкого.

1

Семинар по темам: Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого. Н.А. Заболоцкий. Сведения из биографии. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц». Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 9.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

«Облако, озеро, башня» В. Набокова. Рассказ  как «игра» с читателям.  Образ главного героя. Мир и его абсурдные законы. Своеобразие языка.

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

                Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н.А. Заболоцкого. 

8

3

Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и

первых послевоенных лет.

50

Тема 9.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

2

2

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

2

2

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

2

2

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

2

2

Тема 9.2. Психологическая глубина и яркость лирики А. Ахматовы. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.  

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

2

2

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

2

2

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

2

2

Поэма «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

2

2

Тема 9.3. Жизнь и творчество Б. Пастернака. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Своеобразие художественной формы стихотворений.

2

2

   

Практические занятия.

16

3

Семинар по публицистике военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.).

Анализ поэмы А. Твардовского «По праву памяти».

Семинар по теме: Исторический масштаб и трагизм поэмы А. Ахматовы «Реквием».

Семинар по теме: Простота и легкость поздней лирики Б. Пастернака.

Семинар по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Семинар по теме: Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.

Семинар по теме: Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Отзыв о поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

Р.р. Сочинение по поэме А. Ахматовой «Реквием».

Р.р. сочинение по поэме А. Твардовского «По праву памяти».

Тест по творчеству А. Ахматовой.

Тест по творчеству Б. Пастернака.

Тест по творчеству А. Твардовского.

Эссе по творчеству Б. Пастернака.

Эссе по творчеству писателей периода Великой отечественной войны (Шолохов, Бондарев, Васильев).

Семинар по темам: Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Лирический герой поэмы «По праву памяти», его жизненная позиция.

Контрольная работа.

1

3

Контрольная работа по творчеству писателей периода великой отечественной войны и послевоенного десятилетия.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 10.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

                «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Приморский       сонет», «Мужество», «Родная земля», «Северные элегии». Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,            Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

16

3

Раздел 10. Литература 50–80-х годов (обзор).

51

Тема 11.1. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Поэзия 60-х годов.

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег»,

22

В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

2

2

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

2

2

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

2

2

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

2

2

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана,

В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

2

2

Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

2

2

Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

2

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

2

2

Многонациональность советской литературы.

2

2

Тема 10.2. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника. Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

4

2

В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы».(два рассказа по выбору).

Тема 10.3. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.

2

Практические занятия.

8

3

Эссе о рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Семинар по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор».

Семинар по темам: Есенинские традиции в лирике Рубцова. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения). Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.

Р.р. Сочинение по творчеству В. Шукшина.

Р.р. Сочинение по творчеству А.В. Вампилова.

Р.р. Сочинение по творчеству А. Солженицына.

Контрольная работа.

1

3

Контрольная работа по поэзии 50-80-х годов XX века.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 11.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине

20

Итого

447 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2013.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2010.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2010.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2011.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2011.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2012.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2013.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2012.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2011.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2011.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2012.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2011.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2011.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2010.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2011.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ФКОУ СПО «Кунгурский техникум-интернат» Минздравсоцразвития России.

Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2011 год.

Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие».  г. Набережные Челны.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2010 год.

Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.

Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.

Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.

Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.

 

Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX – XX в.в.». М.: «Знамя».

Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».

Дополнительные источники:

Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.

Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.

Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.

Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.

Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.

Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы». М.: «Просвещение», 1986 год.

Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.

Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы».  Ярославль: Академия развития, 2011 г.

Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.

Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.

Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.

Электронные пособия:

Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.

Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.

Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.

Интернет – ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы обучающихся;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

Знать: 

- образную природу словесного искусства;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы делопроизводства» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 034700.02 «...

Рабочая программа учебной дисциплины «Деловая культура» для профессии НПО 034700.02 «Архивариус»

Целью учебной дисциплины «Деловая культура» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального вз...

Рабочая программа учебной практики общепрофессиональный цикл ОП. 03 «Основы патологии» Специальность Фармация (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО Фармация (базовая подготовка), разработа...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе  ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 г. № 413; ...