ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151901 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
рабочая программа по теме

Малуева Анна Сергеевна

Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_psikhologiya.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

        

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Сафоновский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Смоленский промышленно-экономический колледж»

(Сафоновский филиал ОГБОУ СПО

«Смоленский промышленно - экономический колледж»)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151901 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)

2013

Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы  и предназначена для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 151901 Технология машиностроения.

Разработчик_________ А.С. Малуева, /преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» /

Согласовано с Методическим объединением педагогов-психологов г. Сафоново

        

Утверждена научно - методическим советом ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №__от «___» _________ 20___г.

Рассмотрена методическим советом Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №___от «___» _______ 20__г.

Начальник службы ОД и НМС ______Е.А.Киселёва

Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Председатель _____И.Л. Карпова

Рецензент__________Н.Н. Балакина, /преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» /

Рецензент_____________,Байдакова В.А.,

руководитель МО педагогов-психологов

                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения;

- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

- типы социальных объединений;

- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе;

- внутригрупповые и межгрупповые отношения;

- знать методы и методики исследования, коррекции и развития  социально-психологических явлений и процессов в группе;

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

-  типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- владеть культурой профессионального общения;

- выбирать  оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности;

- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

- влиять на формирование  и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах;

- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов; 

- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности;

- владеть приемами самовоспитания личности;

- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лекционные занятия

16

семинарские занятия

20

практические  работы

8

контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:

 подготовка и написание сообщений и докладов

подготовка презентаций

анализ художественных произведений

подготовка к контрольным работам

12

4

2

4

Итоговая аттестация в форме  зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная психология»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

10

Тема 1.1. Социальная психология как наука

Содержание учебного материала

6

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Социальная психология как наука».

  1. Определение социальной психологии как науки.
  2. Структура современной социальной психологии.
  3. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками.

Семинарские занятия

2

Тема: «Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии».

  1. Типология методов, используемых в социальной психологии.
  2. Задачи социальной психологии.

Практические занятия

Самостоятельная работа:  подготовить сообщение и презентацию по теме: « Особый статус социальной психологии как науки».

2

Тема1.2.

История  становления и развития

социальной  психологии

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

2

2

Тема: «История  становления и развития

социальной  психологии».

  1. Становление отечественной социальной психологии.
  2. Становление зарубежной социальной психологии.

Семинарские занятия

2

Тема: «Развитие социально-психологических идей».

  1. Развитие социально-психологических идей в русле социально – философских и социологических учений.
  2. Выявление и описание собственного социально-психологический опыт.

Практические занятия

Самостоятельная работа

Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей.

28

Тема 2.1. Социальная психология общения.

Содержание учебного материала

10

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Содержание, функции и виды общения».

1. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений

2. Содержание общения.

3. Виды общения

Семинарские занятия

2

Тема: Общение – основа человеческого бытия

  1. Общение  в  системе  межличностных  и  общественных  отношений. Социальная роль.
  2. Структура и средства общения
  3. Единство общения и деятельности

Практические занятия

4

Практическое занятие № 1, 2 Самодиагностика по теме «Общение»

Диагностический инструментарий:

«Коммуникативные и организаторские способности».

«Ваш стиль делового общения».

«Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

Самостоятельная работа: подготовить доклад и презентацию на тему «Типы общения».

2

Тема 2.2. Закономерности процесса общения

Содержание учебного материала

6

Лекционные занятия

Семинарские занятия

2

2

Тема: «Закономерности процесса общения».

1. Коммуникативная сторона общения.

2. Интерактивная сторона общения.

3. Перцептивная сторона общения

Практические занятия

Самостоятельная работа: Подготовка выступлений на темы:

«Значение стереотипа в профессиональной деятельности»,

«Роль восприятия в развитии межличностного общения»,

 «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»

4

Тема 2.3. Средства общения.

Содержание учебного материала

8

Лекционные занятия

Семинарские занятия

4

2

Тема: «Вербальное общение»

  1. Понятие и виды вербального общения
  2. Вербальные формы общения
  3. Вербальные средства общения.

Тема: Невербальное общение

  1. Роль невербального общения
  2. Науки, изучающие невербальные средства общения.
  3. Этикет невербального общения

Практические занятия

Самостоятельная работа: подготовка презентаций на темы:

«Деловая беседа»,

«Ведение переговоров»,

«Деловая дискуссия».

Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе

4

Тема 2.4. Психология  воздействия в общении.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Психология  воздействия в общении».

    1. Убеждение, внушение, психологическое заражение как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.

    2. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации.

    3. Психологическое заражение как способ   группового воздействия.

Семинарские занятия

Практические занятия

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

Раздел  III.  Психология   социальных  сообществ.

12

Тема 3.1. Группа   как    социально-психологический  феномен.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Группа   как    социально-психологический  феномен».

    1. Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

    2. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.

   3. Принципы  классификации и виды групп.

Семинарские занятия

Практические работы

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Роль социальной группы в воздействии общества на личность».

2

Тема 3.2. Психология больших социальных групп массовых социальных движений.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Психология больших социальных групп массовых социальных движений».

       1. Понятия больших социальных групп и массовых социальных движений.

       2. Психология массовых социальных процессов и движений.

Семинарские занятия

Практические работы

Самостоятельная работа: подготовить сообщение по теме: «Психологические особенности этнических групп».  

2

Тема 3.3. Социальная психология малых групп.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

Семинарские занятия

2

2

Тема: «Социальная психология малых групп».

      1. Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп.

      2. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности.

      3. Лидерство и руководство в малых группах.

Практические работы

Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Психология   межгрупповых отношений».

2

Раздел IV. Социальная психология личности.

6

Тема 4.1 Социально-психологический портрет личности.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Социально-психологический портрет личности».

    1. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением.

    2. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

Семинарские занятия

Практические работы

Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему: «Типы личности».

2

Тема 4.2. Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации.

Содержание учебного материала

2

Лекционные занятия

Семинарские занятия

2

2

Тема «Стадии и институты процесса социализации. Социально – психологические механизмы социализации».

  1. Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии.

  2. Основные институты социализации.

  3. Механизмы социализации.

Практические работы

Самостоятельная работа

Раздел V. Прикладные отрасли социальной психологии.

16

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания.

Содержание учебного материала

4

Лекционные занятия

Семинарские занятия

2

2

Тема «Социальная психология семьи и семейного воспитания».

   1. Понятие семья. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья».

   2. Типы семей и семейного воспитания.

   3. Межпоколенные взаимоотношения в семье.

Практические работы

Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе

2

Тема 5.2. Социальная психология конфликта.

Содержание учебного материала

12

Лекционные занятия

2

2

Тема: «Социальная психология конфликта».

   1. Определение и виды конфликтов.

   2. Психологические особенности поведения в конфликте.

Семинарские занятия

2

Тема: Модели поведения в конфликте.

  1. Стратегии поведения в конфликте.
  2. Тактики поведения в конфликте.

Практические работы

4

Практическое занятие №3,4

Самодиагностика по теме «Конфликт»

Диагностический инструментарий:

«Твоя конфликтность»

«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.

Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.  

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа: проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах.

2

                                                                                                                                                                                        Всего

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

 учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Социальная психология»;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Социальная психология»;

- банк оценочных материалов по дисциплине «Социальная психология» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Социальная психология»;

- слайд – лекции к дисциплине «Социальная психология».

Технические средства обучения:

-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

-Интернет ресурс;

-интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-программные средства обучения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреева Г. М. «Социальная  психология». - М. : Аспект – пресс,  2009.
  2. Андреенко Е. В. «Социальная  психология» - М.: Академия, 2009.
  3. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.

Дополнительные источники:

1)  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.

2)  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.

3)  Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..

4)  Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.

5)  Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.

6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.

7)  Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.

8)  Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев, 

А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.

Интернет-источники:

1)    Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3)  Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- владеть культурой профессионального общения;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- выбирать  оптимальный стиль общения взаимодействия в профессиональной деятельности;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- влиять на формирование  и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- использовать методики социометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- выделять и диагностировать социально – психологические качества и типы личности;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- владеть приемами самовоспитания личности;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания.

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

Усвоенные знания:

- социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в процессе общения;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- типы социальных объединений;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- внутригрупповые и межгрупповые отношения;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- знать методы и методики исследования, коррекции и развития  социально-психологических явлений и процессов в группе;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

- психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.

-  типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного воспитания.

Тестовый контроль

Индивидуальные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ЕН "Математика" по специальности среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения», базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 151901 «Т...

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» по специальности 151901 "Технология машиностроения", базовый уровень

Методические указания по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по сп...

Разработка учебной программы по дисциплине Технологическое Оборудование спец 151901 Технология машиностроения

рабочая программа для специальности 151901 Технология машиностроения СПО...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык (английский) по программе подготовки специалистов среднего звена 22.02.06 "Сварочное производство" (заочная форма обучения)...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения

Рабочая программа  учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля заочной формы обучения...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Программа учебной дисциплины ОГСЭ 02 История подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий" разработана на ос...