технические карты уроков по истории для 1 курса техникума
методическая разработка на тему

Маркелова Ирина Степановна

технические карты могут использовать преподаватели для проведения учебных занятий на 1 курсе по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

История как наука. Исторические источники

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _1  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (История как наука. Исторические источники)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Раскрытие понятие - историческая наука и ее связь с другими науками дополняющими ее. Углубление знаний об особенностях познания истории общества в до письменную эпоху;

раскрытие значения мифологии в объяснении происхождения мира и человека; анализ особенностей исторических воззрений философов античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени

воспитательная

Воспитание интереса к изучению исторического прошлого

развивающая

Развитие мышления, памяти, речи учащихся, умения анализировать и делать выводы

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: учебная карта

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5 – 11 кл. М., 2006., Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. 

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Основные структурные элементы урока

Содержание и приемы работы преподавателя

Содержание и приемы работы с учащимися

I. Организационная часть (2 минуты)

сообщение темы, целей, задач урока и мотивации учебной деятельности;

II. Проверка имеющихся представлений учащихся об источниках исторического знания (4мин.)

Вопросы учащимся:

- Что изучает наука история

- Каким образом люди получили информацию о прошлом

- Знаете ли вы историков древности и современности?

- Что такое исторический источник?

- Перечислите виды исторических источников?

- Перечислите периоды мировой истории.

Актуализация знаний полученных раннее

III. Переход к изучению нового материала (5 мин.)

 подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

(повторение периодизации - см. презентация стр. )

Работа с содержанием презентации – записываем хронологию и основное содержание каждого периода

IV. Изучение нового материала

        ( 20 минут)

  1. У истоков исторической науки.    

Познание окружающего мира заключается не только в приобретении знаний о естественных законах существования, но и в поиске и воссоздании истории человечества. Этот вопрос всегда интересовал людей и порождал аналитиков и исследователей, которых мы называем философами и историками (см. презентация стр.)

Самые древние знания передавались устно.  С появлением письменности события стали записываться. Большое влияние оказывали на древних историков господствующие религиозные воззрения (см. презентация стр.)

  1. Историческая наука античного мира.

Первым историком признано считать Геродота

(см. презентация стр. )

В то время четкого разграничения наук еще не было и описание прошлого включало в себя сведения из разных областей жизни, сопровождалось философскими рассуждениями, не было четкого различия между реальными фактами и фантазиями авторов (см. презентация стр. )

  1. Историческая наука в Средние века и Новое время

В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказала религия. Грамотой владели, в основном, служители церкви

(см. презентация стр. )

С изобретением книгопечатания (XV век) начинается новый этап в развитии исторической науки (см. презентация стр.)

В XVI - XVII веках выстраивается стройная, но не бесспорная картина всемирной истории ( см. презентация стр.)

Складываются критерии научности исторический знаний – от историка требовался объективный анализ исторических фактов, подтвержденный документами (см. презентация стр.)

В XVII – XVIII вв. интерес к прошлому значительно возрос:

- эпоха Великих географических открытий открыла новые страны и континенты, что пробудило интерес к другим народам и их истории

- наступило время значительных перемен, а история должна была определить причины этих изменений

- складывающаяся идеология государств, требовала исторического обоснования своего права на власть

( см. презентация стр.)

Эпоха Просвещения благотворно сказалась на развитие исторического знания. В XIX веке выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Окончательно закрепился научный подход изучения истории:

- принцип историзма

- принцип объективности (см. презентация стр.)

  1. Историческая наука в XX веке

В XX веке наблюдалось динамичное развитие исторической науки. Кроме истории Европы стала активно изучаться жизнь стран и народов других континентов, специализация историков становиться все более узкой (см. презентация стр.

Многообразию подходов к изучению истории способствовало развитие общественных наук (политология, социология, экономика) (см. презентация стр.)

Утверждение в России демократических порядков развернуло процесс переосмысления прошлого (см. презентация стр.)

V. Закрепление и систематизация полученных знаний

(8 минут)

1. Перечислите этапы истории человечества

2. Назовите историков древности

3. В чем особенности освещения событий древности?

4. Какие особенности изучения истории в период Средневековья?

5. Какие особенности изучения истории в период Нового времени?

6. Какие особенности изучения истории в период Новейшей истории?

7. Какие изменения в освещении родной истории произошли в России в период демократических перемен?

8.Насколько, на ваш взгляд, объективна современная историческая наука?

Подведение итогов урока (3 минуты)

Корректировка первичных знаний учащихся, выставление оценок активным участникам закрепляющего задания. Итоговое слово учителя:

Современное видение истории чрезвычайно разнообразно, часто тенденциозно. Большое количество фактического материала порождает многообразие точек зрения. Современные историки продолжают расширять горизонты исторического знания.

Домашнее задание

(3 минуты)

Работа с конспектом,  (по желанию) мини-презентации о философах прошлого– Аврелий Август, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, Гегель, К.Маркс, Вебер.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _3

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Концепции исторического развития)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Раскрытие различных концепций исторического развития человечества, анализ религиозного, формационного, цивилизационного, пассионарного подхода к периодизации истриии.

воспитательная

Воспитание уважения к мировой истории

развивающая

Развитие умения анализировать и делать выводы

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, презентация.

Раздаточный материал: таблицы

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Проверка д\з: работа по карточкам, фронтальный опрос

15

4

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Эвристическая беседа с показом презентации. Работа с материалом учебника и иллюстрациями: таблица по формационному подходу, карта стр.25

Название

теории

Авторы, время создания

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

 Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил , епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.), разработанной  в его произведении «О граде божьем».

Боже провиденье

Провиденциализм(от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

 

 

 

 

Формационная

Разработана  в 40-60- х гг. XIX   в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой. (с м: табл. № 5) Базис. Надстройка. Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX –  начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

 

 

 

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

 Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика развития этноса

Этнос  – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

-Составление вывода
-Закрепление изученного материала: вопросник и задания стр. 31

54

5

Подведение итога:

5

6

Рефлексия: интервью

3

7

Постановка д/з: работа с конспектом, п.№.3, выполнение таблицы.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _2  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Этапы развития исторического знания)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Раскрытие проблемы периодизации и  различных подходов к периодизации истории.

воспитательная

Воспитание уважения к мировой истории, личностям, разрабатывающих теоретические вопросы истории

развивающая

Развитие умения анализировать и делать выводы

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, исторические иллюстрации- портреты деятелей Просвещения

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Работа в группах. Задание: дать характеристику взглядам на историю, трактовку истории

-1 гр. в Древнем мире,

-2 гр. в Средневековье,

-4 гр. в Новое время,

-5 гр. в Новейшее время

-Работа идет с документами, материалом учебника

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала: заполнить таблицу стр. 23

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: игра "Смайлики"

3

6

Постановка д/з: с/р №1, работа с конспектом, п. №2

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _4

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Человечество на заре своей истории)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Формирование у учащихся представление о первобытной эпохе человечества. Подведение к пониманию факторов, способствовавших выделению человека из мира природы. Определение направления эволюции человека, места его расселения в первобытную эпоху, основные достижения палеолита-мезолита

воспитательная

Воспитание уважения к истории человечества, необходимости получения этих знаний для понимания всех исторических процессов.

развивающая

Развитие мышления, памяти, речи учащихся, умения анализировать и делать выводы

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, лента времени,  презентация

Раздаточный материал:

 Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Эвристическая беседа.
-Работа с документами, материалом учебника и иллюстрациями.

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия

3

6

Постановка д/з:
п.№29-30.
вопросы:

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _5  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Неолитическая революция)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

познакомить учащихся с основными периодами ранней истории человечества; изучить факторы, повлиявшие на развитие человека и общества, дать сравнительную  характеристику матриархата и патриархата

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов

развивающая

развивать умения работать с таблицей, картой.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Проблемная лекция-характеристика неолита

 Позднеродовая община (родовая знать,коллективный труд, родовая (коллективная) собственность ). Переход к патриархату
Производящее хозяйство.
Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др.
Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства

Стоянки: от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа.

Неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
-Работа с картой, таблицей

Заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата

Вопросы для сравнения

Матриархат

Патриархат

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-тест-задание

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:
п.5, характеристика энеолита

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _6  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (От первобытности к цивилизации)

Вид занятия (тип урока): (семинар)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Показать основные достижения палеолита-мезолита-неолита. Обобщить материал по первобытной эпохе.

воспитательная

-воспитывать любовь к своему историческому прошлому

развивающая

Развивать умения анализа и обобщения учебного материала

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: таблица

Раздаточный материал: рабочие карточки

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Работа с документами и учебником по вопросам

1.Периодизация и хронология истории первобытного общества. Проблемы периодизации первобытной истории. Соотношение геологических и археологических эпох. 
2. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба? 
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний? Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции. 
4. Какие достижения человека в эпоху paннeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли? 


5.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации? 
6. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использо-вались в кaчестве эквивалента стоимости товаров? Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности. Объясни-те понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату. 
7. Происхождение искусства. Время и место возникновения искусства в первобытную эпоху. Функции искусства. Виды и жанры. Роль искусства в развитии родовых отношений. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?
 8. Признаки сложения цивилизаций. Роль металла в разрушении родовых отношений. Изменение структуры хозяйства периода разложения первобытных отношений. Значение освоения металлургии для развития хозяйства и общества.

-Составление вывода

50

4

Подведение итога

24

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:
п.4-5, составить синквейн

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _7  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Деспотии Востока)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

показать учащимся на примере изучения истории Древнего Востока интеграцию курсов истории и обществознания, рассмотреть появление первых государств, развитие общественных отношений и духовное наследие в странах Древнего Востока; умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать;

воспитательная

Прививать любовь к Всеобщей истории

развивающая

Развивать умение работать с источниками, составлять таблицы, схемы, сравнивать и анализировать; развивать интерес к Всеобщей истории.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблицы, схемы

Раздаточный материал: исторические документы

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Проверка д/з: тестирование, опрос у доски, работа по карточкам

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Самостоятельная работа:

Период

Событие


Задание. Работая с учебником Загладина Н.В., Симония Н.А. стр. 57 -  59, составьте таблицу Периодизация истории Древнего мира

Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу  Первые государства Древнего Востока.

Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.

Задание. Работая с учебником  Загладина Н.В., Симония Н.А. стр.59-63, стр.70-76,
а) составьте схемы и сравните социально-политическую структуру Древневосточных обществ (Египет, Месопотамия, Индия, Китай)

Задание. Работая с учебником Загладина Н. В., Симония Н.А. стр. 63-66; 76 -78,

а)  выпишите достижения египтян;
б) заполните таблицу Религиозная картина мира в странах Древнего Востока.

 Вывод урока следует из цели и задач, поставленных перед студентами

-Закрепление изученного материала: тест

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия:таблица: знал, новое, удивило

3

6

Постановка д/з:п.6-7, Сам. раб. №2-доклад «Религии спасения"

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _8

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Древнегреческая цивилизация. Борьба за господство над Средиземноморье)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

дать общую характеристику городов-государств Греции, рассмотреть черты политической и социальной сферы, освоить суть основного термина урока - город-государство

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов

развивающая

развивать умения работы с текстовым материалом, проводить анализ

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал: документы по системе развития двух полисов Афины и Спарта

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Проверка д/з: работа у доски- лента времени, схема, рассказ

3

Целеполагание

8

4

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Работа с документами:
Характерные черты государства и права античного мира

Признаки, которые касаются социальной формы.

Признаки, которые касаются политической организации 

Признаки, относящиеся к античному праву

Термины

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-вопросник

69

5

Подведение итога

5

6

Рефлексия: смайлики

3

7

Постановка д/з:
п.8-9,
 Сам. раб.№3 -истор. сочинение«Пути развития полисов"

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _ 9

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Древнеримская цивилизация)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Рассмотреть особенности возвышения Рима и подчинения им Италии; проследить ход Пунических войн.

Выявить причины кризиса Римской республики и особенности становления Римской империи.

воспитательная

-воспитывать уважительное отношение к истории Рима

развивающая

Продолжить формирование умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Проверка д/з: Расскажите о древнейших цивилизациях Греции.

Расскажите о различных вариантах развития древнегреческого полиса. В чем сходства и различия развития Афин и Спарты?

-        Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.

-        Причины и особенности Пелопоннесских войн.

4

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Новая тема:

царский период – 753-510 гг. до н.э.;

период Республики – 510-31 гг. до н.э.;

период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э.

Изучение новой темы в виде обзорной лекции «Основные периоды Римской истории» и самостоятельная работа студентовс текстом.

-Составление вывода

Вопросы для самопроверки

1.      Каковы место и роль античных государств во всемирной истории?

2.      Расскажите об экономической роли рабства.

3.      Охарактеризуйте античные цивилизации как зародыши всех последующих экономических формаций.

4.      Охарактеризуйте формы государственного устройства Древней Греции и Древнего Рима.

5.      Назовите важнейшие социально-политические и социально-экономические реформы античных государств, охарактеризуйте их значение.

69

5

Подведение итога

5

6

Рефлексия: вопросник

3

7

Постановка д/з:
п.10, доклад о религии

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _10  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Изменение условий развит. народов Евразии. Крушение империй Древнего мира)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Рассмотреть переходный период от Древности к Средневековью - великое переселение народов, причины распада Великой Римской империи

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов

развивающая

развивать умения работать с терминами, с текстами докуметов

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал:, документы исторические

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Перемены в Европе.
Хронология событий (
IVVII века)
Военный блок
Экономический блок
Социальный блок

ПоследствияПосле Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства» — варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемоей «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы.

Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д.

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-задание-вопросник

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:
п.11-12
 Сам. раб. №4 - реферат«Культурное наследие древних цивилизаций»

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _11  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Мир эпохи средневековья. Раннефеодальные империи Европы, их распад)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

сформировать знания учеников о том, что такое Средневековье, рассказать об особенностях феодальных отношений

воспитательная

Прививать любовь к Всеобщей истории

развивающая

развивать умения  дополнять знания, усвоенные с помощью лекционного материала
усовершенствовать навыки самостоятельного изучения материаларазработать навык публичного выступления

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал: документы, карточки

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

  •  Мотивация
    Изучение нового материала
    Средневековье
    Феодализм
    Франкское королевство
    вассально-сеньориальная система
    Самостоятельная работа

1. Когда возник термин "Средние века"?

3. Почему эта эпоха считается переходной?

4. Какие три фактора влияли на развитие эпохи?

5. Когда и кем был основан Константинополь?

6. Как еще называли Константинополь?

7. Назовите два любых признака феодального хозяйства.

8. Дайте определение термину "феодализм".

9. Объясните понятие "вассально-сеньориальная система".

10. Что такое натуральное хозяйство?
Закрепление выученного материала

69

4

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:
п.5, характеристика энеолита

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _12

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Христианская Европа и исламский мир)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Рассмотреть особенности жизни европейских и арабских народностей,  проследить пути возникновения государства
Сформировать у учеников представление о новых мировых религиях,

воспитательная

Воспитывать уважение к разным народностям и религиям

развивающая

Развивать умения работать с картой, проводить анализ материала и обобщение

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, схемы

Раздаточный материал: исторические документы

 Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Запад →Европейская цивилизация;

Восток→Исламская цивилизация

Работа в группах (2)   составление алгоритма
место расположения
социально-экономические отношения
религия
завоевания
создание империй и их распад
итог алгоритма: создание синквейна
-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-вопросник

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник: 

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. меня удивило…
  7. урок дал мне для жизни…

3

6

  • Постановка д/з:
    п.13-14, составить таблицу
     
  • Запад                              Восток
  • Человек (активный – пассивный)
  • Темп развития (динамика – стабильность, традиции)
  • Экономика (частная собственность, рынок – государственная собственность)
  • Политическое устройство (демократия, народное собрание – деспотия, монарх)

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _13

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Славянский мир в начале нашей эры. Восточные славяне в 6- 8 веках.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

узнать особенности жизни восточнославянских племен в VIII- IX вв. по средствам анализа исторических источников (ПВЛ,  сочинения византийских и  арабских авторов ) Подвести студентов к пониманию  о наличии предпосылок для образования государства у восточных славян.

воспитательная

Способствовать формированию  у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.

развивающая

способствовать развитию аналитического мышления, умения находить нужную информацию,  ее интерпретация, умения делать выводы и выступать публично

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: исторические документы 

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

3

3

Проверка д/з

12

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

-Заполнение таблицы: «Восточные славяне в древности»

по историческим документам

- рассмотрение вопросов, составление вывода-синквейн

-Закрепление изученного материала - тест

3

2

30

20

10

4

Подведение итога

3

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:п.15, п.2-3, мини-сочинение на тему: «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника ит.д.)"

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _14  

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Образование Древнерусского государства)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства; ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

воспитательная

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитание коллективизма, товарищества.

развивающая

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему,развивать умение работать в группах.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Проверка д/з 
Доклады
Работа по карточкам
рассказ у доски по плану

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.
Причины возникновения государства. Создание единого государства Русь. Теории возникновения государства.
Исторический диктант  «Заполните пропуски»

Групповая работа , работа с картой

распределение всех предпосылок на четыре группы. Составление кластера  объединим предпосылки

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-тест-задание

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник
Что нового мы узнали сегодня на уроке? Достигнута ли цель урока? У кого остались вопросы по данной теме? Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?

3

6

Постановка д/з:
п. (п.15, стр.123-127, п.4), составить синквейн

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _14

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Образование Древнерусского государства.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

  • выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;
  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ

воспитательная

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коллективизма, товарищества.

развивающая

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
  • развивать умение работать в группах.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: исторические документы 

Литература: История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.;

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

1.Организационный момент.

2

2. Проверка д/з:

2.1.Доклады: восточно  -  славянские племена: поляне
2.2. Работа по карточкам:

 карточка № 1.
1.
назовите источники знаний о прародине славян и их расселении.
2.назовите ветви славянских племен.

карточка № 2.
1.перечислите южных славян и западных.

2. чем родовая община отличается от соседской?

2.3. рассказ у доски по плану:

 1.Восточно-славянские племена - перечислить.

2.Занятия восточных  славян.

3.Кем возглавлялся союз племен, кто его избирал.

4. Какую роль играла военная дружина.

5.Откуда пошло название "русь".

13

2

Целеполагание

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

-работа по группам с историческими источниками и картой

-Закрепление изученного материала - тест

3

2

       48

10

4

Подведение итога

3

5

Рефлексия: работа по вопросам

3

6

Постановка д/з: (п.15, стр.123-127, п.4), составить синквейн

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _15

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Византия и Русь.)

Вид занятия (тип урока): (комбин)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

1) о охарактеризовать внутреннее развитие Византии, сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси.  

  2) О оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

воспитательная

воспитывать чувство патриотизма

развивающая

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме

                                                     О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: презентация (карта, иллюстрации)

Раздаточный материал: исторические документы

Литература: История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.; 3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Хрестоматия для учителя. Под редакции А.В.Шестакова.

Статья «Принятие христианства при князе Владимире стр. 41-43».

Журнал «Преподавание истории в школе». Номер 5, 1999г.

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

1.Организационный момент.

2

2

2. Проверка д/з: проведение карточки с вопросами, ист. диктант

13

Целеполагание

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

Доклады о Византии, Христианстве. Показ презентации, эвристическая беседа.

-Закрепление изученного материала - синквейн

3

2

       48

10

4

Подведение итога-вывод

3

5

Рефлексия: продолжи фразу

3

6

Постановка д/з: п. 15., вопр.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  _16

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Политическая раздробленность Руси, ее последствия.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

 Показать особенности развития основных удельных княжеств Руси – Киевское, Новгородское Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское; раскрыть причины и рассмотреть последствия феодальной раздробленности Руси

воспитательная

воспитывать чувство патриотизма

развивающая

Развивать монологическую речь, умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, развивать навыки работы с картой, с историческими источниками

                                                     О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

  • Наглядные пособия: Карта “Русские княжества в XI – первой половине XIII веков” Мультимедийный проектор
  • Фото и видеоматериал для сообщения и Владимиро-Суздальском княжестве
  • Компьютер

Раздаточный материал:

  • Рабочий лист урока
  • Источники: Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987
  • Карточки с терминами и понятиями
  • Толковый словарь

Литература: История России 10 кл./Сахаров, Буганов, М.: Просвещение, 2009 г.; 3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

1.Организационный момент.

2

2

2. Проверка д/з: вопросник

15

Целеполагание

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

-Выполнение задания по рабочим листам

-Проведение игры

Лекция с элементами эвристической беседы.

-Закрепление изученного материала - вопросы и задания

3

2

       46

10

4

Подведение итога

3

5

Рефлексия: игра «Смайлики»

3

6

Постановка д/з: П. 8-9 .

  1. Составьте краткую ораторскую речь, которую бы Вы произнесли на Новгородском вече. Ваша главная задача: убедить сограждан начать военные действия с соседним княжеством. Помните, что деньги на военные расходы поступают от горожан Новгорода.
  2. Индивидуальные сообщения по теме “Культура Древней Руси”.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  17

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Западная Европа в 12-13 вв. Крестовые походы и Русь.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Проследить процесс становление средневековых городов в Европе. Раскрыть причины обострения конфликтов между церковной и светской властью. Раскрыть роль инквизиции в Европейском средневековье.

воспитательная

Воспитывать уважительное отношение к истории мира.

развивающая

развивать умения анализировать и обобщать исторический материал.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта.

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей эпохи Просвещения

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация.

-Лекция

-работа с историческими документами

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з: п.19,стр.179-ответить на вопросы.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  18

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Монгольские завоевания в Азии и Руси)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

обеспечить усвоение студентами знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке: – выявить отличительные особенности монгольского государства;
– охарактеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;
– показать героический характер обороны русских княжеств;
– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.

воспитательная

воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету

развивающая

совершенствовать умения студентов работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: историческая карта

Раздаточный материал: текст документа, тест

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация

1. Образование монгольского государства. 
2. Военные походы монголов.
3. Битва на реке Калке.
4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.
5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-тест-задание

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

  1. Постановка д/з:
    Параграф 20 учебника.
  2. Записи в тетради.
  3. Сравните набеги половцев на Русь в XI-XIII века с нашествием монголо-татар в XIII веке? Выделите два сходства и не менее 4 отличий.
  4. Подготовить сообщение об Александре Невском и Ливонском Ордене.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  20

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Борьба за великое княжение. Возвышение Москвы.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

  1. определение причин, способствующих превращению Москвы в центр объединения русских земель, значение  этого процесса: раскрыть причины возвышения Москвы,

показать роль московских князей в борьбе за объединение

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов

развивающая

продолжить формирование умений и навыков работы с историческими картами и документами; формирование способности анализировать, сопоставлять, самостоятельно извлекать знания

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: исторические документы

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Мотивация

-Работа в парах с документами

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-ответить на вопросы

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: игра «Смйлики»

3

6

Постановка д/з: § 22-23, составить синквейн или рассказ.

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  19

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Образование централизованных государств в Западной Европе.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе».
Охарактеризовать признаки централизованного государства:
1) раскрыть значение сословных представительств; 2) показать общее и особенное в процессе складывания централизованных государств в странах Европы; 3) раскрыть значение процесса; 4) работа с понятиями: натуральное хозяйство, барщина, оброк, феодальная раздробленность, товарное хозяйство, налог, феод, сословия.

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов, воспитывать уважительное отношение к мировой истории

развивающая

Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты. Сравнивать явления и события.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: рабочие карточки, документы высказывания европейских мыслителей

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

Мотивация

-работа с таблицами

-работа с историческими документами

-работа с тестом

-индивидуальная работа с учащимися: анализ незнакомого текста.

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-составление синквейна

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: игра: «Крестики – нолики»

3

     6

Постановка д/з: выполнить тест

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  21

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Объединение русских земель вокруг Москвы.)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

-обобщить и закрепить знания учащихся по истории собирания земель вокруг Москвы и формирования централизованного государства; путём наводящих вопросов проблемного характер решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся: делать выводы, выделять причинно – следственные связи, находить ошибки

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов, воспитывать чувство патриотизма, любовь к истории своей Родины

развивающая

-продолжить формирование умений и навыков учащихся работать с историческими картами, иллюстрациями, текстом учебника и самостоятельно извлекать знания; развивать речь, внимание, память, мышление, способствовать развитию интереса к историческим личностям и событиям

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта, таблица

Раздаточный материал: план – конспект урока, тесты для каждого ученика, карточка для игры «Угадай, кто это?», карточки для игры «Лото».

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

         -Мотивация.
-
 Написать статью для учебника..
-Составить план, сам рассказ.

-
Провести анализ стихотворения.

- Приготовить сообщение, начинающееся словами  …
- Ответить на вопросы.

-Игра «Узнай, кто это?»

-Составить тест по теме.
-Составление вывода
-Закрепление изученного материала-тест-задание

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з:
повторить п.22-23

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  22

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Московская Русь при Иване III и Василии III)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Формирование у учащихся целостного представления о складывании единого государства при Иване III и Василии III.

Обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

воспитательная

-воспитывать гражданскую позицию студентов

развивающая

Развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу; картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы 

Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний.

-Игровой момент

Постановка проблемного задания

Инструктаж по выполнению заданий в группах

Работа в группах

Выступление докладчиков

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала-тест-задание

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопрос

3

6

Постановка д/з:
написать эссе по теме: «Почему Россия пошла по пути самодержавия?»,  «Иван III – роль личности в истории», «Уроки истории сегодня»

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №  23

Наименование дисциплины, МДК: (история)

Тема занятия: (Понятие «новое время».  Великие географические открытия)

Вид занятия (тип урока): (комбинированный)

Коды формируемых компетенций: (ОК-1- ОК-10)

Цель занятия

учебная

Показать, что Европа к 15-16вв. вступила в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением миропонимания людей и церковной реформацией.

воспитательная

Воспитывать гуманизм, сочувствие в борьбе за свободу.

развивающая

Развивать умения работать с учебником, добывать нужную информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать определения.

О б е с п е ч е н и е  з а н я т и я

Наглядные пособия: Учебная карта

Раздаточный материал: рабочие карточки, исторические документы 

  1. Литература: 3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008., Агибалова Е.В. Методическое пособие по истории средних веков. М., 1988., Алиева С.К. Всеобщая история (в таблицах и схемах). М., «Лист»,1999., Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. М., Владос, 2000.

 

С о д е р ж а н и е  з а н я т и я

Этап урока

Содержание этапов урока (основное)

Продолж.

1

Организационный

2

2

Целеполагание

8

3

Изучение нового материала.

-Актуализация знаний

-Мотивация

-работа с вопросами

-работа с таблицей

-анализ документа

-работа с картой

-Составление вывода

-Закрепление изученного материала

 

69

4

Подведение итога

5

5

Рефлексия: вопросник

3

6

Постановка д/з: подготовка докладов о великих мореплавателях-путешественниках

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по истории для 1 курса техникума

Область применения контрольно-измерительных средств            КИМ предназначены для преподавателей истории системы СПО и ВПО, а также могут быть...

Контрольно-измерительные материалы по истории для 2 курса техникума

Область применения контрольно-измерительных средств            КИМ предназначены для преподавателей истории системы СПО и ВПО, а также могут быть...

Учебно-методическая карта урока по истории "От Руси к России"

Показать характер и особенности процесса объединения Руси. Рассказать о свержении татаро-монгольского ига...

Методическая разработка технологической карты урока по истории России

Технологическая карта урока истории России по теме Начало Великой Отечественной войны...

Технологическая карта урока по истории

Технологическая карта урока по теме "Формирование российской государственности"...

Технологическая карта урока по истории древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности".

5 класс. Всеобщая история. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г. И. Годер....

Технологическая карта урока английского языка (1 курс) для специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема урока "Путешествие  в Великобританию". Тип урока: Урок комплексного применения умений и знаний. Цели урока: Формирование лексики по теме «Географическое положение, ...