Методическая разработка классного часа "Интернет-зависимость"
классный час на тему

Тычинская Ирина Викторовна

Данный классный час посвящен разговору об Интернет-зависимости, о вредных последствиях компьютерных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ОРЕХОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                        зам. директора по УВР

                                                                                  __________/Фомин С.А./

                                                                                  «___»____________201__г.

           

                     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

                                 «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ»

                                        Преподаватель Тычинская Ирина Викторовна

                                                      2015г.

 «Интернет-зависимость»

Форма мероприятия: урок (классный час).

Цели:

- ознакомить студентов с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости;

- формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность;

- развивать навыки участия в дискуссии;

- побуждать учащихся  к самовыражению, саморазвитию

Задачи:

дать представление учащимся о термине «интернет-зависимость», объяснить причины этой зависимости, развить мышление о вреде компьютера и интернет-зависимости на человека, показать итоги зависимости, объяснить пути выхода из данной проблемы.

Оборудование:

  1. Презентация Microsoft Power Point.

План классного часа:

1.Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя.

3. Основная часть

4. Беседа «Что же такое интернет зависимость?»

5.Заключительное слово

        В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, типа Интернет, различного рода программ – факторы, так или иначе влияющие на каждого. В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». О ее актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности. Некоторые специалисты ведут речь о появлении так называемого синдрома «Интернет – зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей реальности.

        Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет- магазины дают возможность совершать покупки, не выходя из дома, on-line трансляции позволяют просматривать телепередачи, новостные программы и т. п. Обмен информацией, поиск работы, общение между людьми, отдых переходят сегодня в мир виртуальный. Сеть Интернет расширила возможности человека. Главная функция сети Интернет для социума — коммуникативная. Стремление к общению объединяет людей на определённом ресурсе.

        Щупальца глобальной сети уже внедрилась во многие сферы человеческой деятельности, и влияние интернета продолжает расти.

        Общение по интернету часто не проходит даром. Оно невольно заставляет предположить «виртуального» собеседника, в сети человек чувствует себя спокойнее, что тут думать о внешности и всем остальном не надо (т.е. не имеют значения внешность, коммуникативные умения и т.д.). Обычный человек начинает переносить полюбившиеся привычки и вольности виртуального мира в реальный. Он начинает проявлять бестактность и безответственность уже не в сети, а в реальной жизни.

        В Интернете так же есть игры, которые получили распространение. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, живущих на разных концах земли. Словно по мановению волшебной палочки они оказываются в виртуальном городе с множеством людей, и каждый между делом может пообщаться с кем-нибудь из них, заняться бизнесом и т.д. Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако просто «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мыли человека. Привыкание, как заметили американцы, имеет ту же природу, что и патологическое стремление к азартным играм.

        Социальные сети стали в современных условиях мощными инструментом влияния на молодое поколение. Такие классические институты социализации как семья, школа, сверстники отошли на второй план. Иллюзорный, виртуальный мир становится все более притягательным для молодых людей. Он не только предоставляет возможность рассказать о своих чувствах, переживаниях, но и предоставляет возможность доступа к личной информации других людей. Погружаясь в него, они даже не задумываются о том, что есть вероятность формирования «зависимости от виртуальности». Убегая от реальных проблем в виртуальный мир, молодые люди, не осознавая это, начинают воспринимать его как часть реального.

Опасен ли виртуальный мир для молодёжи?

Да, возможно, виртуальный мир интересен. Он дает возможность спрятаться от реальных проблем, в нем мы можем найти собеседника и поделится с ним сокровенным. Но, по нашему мнению, главная проблема заключается в том, что современная молодёжь становится полностью зависимой от Интернета. Выделяют несколько видов подобной зависимости. Во-первых, обсессивное пристрастие к работе с компьютером (например, игры, программирование и другие виды деятельности); во-вторых, компульсивная навигация по WWW, поиск данных в удаленных базах; в-третьих, патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам, электронным покупкам; в-четвертых, зависимость от социальных применений Интернета, т. е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях; в-пятых, зависимость от «киберсекса» (от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых») .

Наиболее распространена, по-нашему мнению, зависимость от Оnline- общения. Многие не могут представить свою жизнь без него. Взаимодействуя посредством online-переписки, молодые люди забывают про личное общение. Со временем развивается патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте. Что же приводит молодых людей к подобной зависимости? Психологи указывают на наличие в современном обществе такой проблемы, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, всѐ равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. Интернет-зависимость является, по сути, уходом от реальных проблем. Неуверенность в себе, трудности в общении, неудовлетворенность тем, что имеешь в жизни, низкая самооценка, комплексы толкают молодых людей в виртуальный мир, который дает возможность уйти от реальности и почувствовать себя значимым. Интернет-зависимость влияет на физическое и психологическое здоровье молодых людей.

        Что же такое интернет зависимость?

        Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психотропными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

        1. Использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

        2. Использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость – Это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. В последнее время стала одной из самых популярных тем для публикаций и разговоров. Не совсем понятно, почему она будоражит такое количество умов и волнует столько людей, но факт остается фактом: на тему зависимости от виртуальной реальности стали говорить и социологи, и психологи, и медики, и представители многих других наук.

Существуют пять основных типов интернет- зависимости:

1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению эротических сайтов и занятиям киберсексом.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - Все ваши "друзья" находится только в Интернете.

3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет- магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах, лотереях.

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.

5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм

        Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но что делать, если человек не чувствует, что он тонет, а чувствует он себя отлично и очень даже хорошо? Я думаю, что прежде чем сделать вывод о том, что человек именно тонет, то к нему нужно подойти и спросить об этом: а тонет ли он на самом деле? И лишь потом бить в колокола и считать, что все плохо и дело зашло слишком далеко. Интернет не казино, не игральный стол и не наркотик: это лишь отличная возможность провести свое время, узнать нечто новое, пообщаться, посмеяться над забавными картинками и анекдотами, найти себе новых друзей и даже самореализоваться. Он не набрасывается на вас и не порабощает. А если человек чувствует себя порабощенным интернетом, то это, согласитесь, проблема человека, а не интернета. 

        Наиболее неподобающее сравнение интернета, которое так часто любят использовать средства массовой информации, – это сравнение его с наркотиком. Интернет такой же наркотик, как наркогенны эти самые средства массовой информации. Наркотиками в таком случае можно называть все что угодно: колонки криминальных новостей на страницах газет, телесериалы, радиопередачи, рекламу, строчки биржевых котировок, электронных собачек, любовные романы в мягких обложках. Но тогда и само понятие наркотика, ставшее столь расхожим и разъезжим, должно быть уточнено и пересмотрено. Наркотик в житейском смысле – это не то, что вызывает зависимость, а то, что вызывает привыкание. А зависимость и привыкание, суть, явления очень разные. Зависимость означает, что некоторый агент, с которым вы контактируете, агрессивен по отношению к вам, и вы попадете в зависимое от него положение без различия того, что вы думаете на его счет, и как вы к нему относитесь. Таких агентов весьма мало. Самый простой пример – это героин. Вы можете относиться к нему как угодно, но если пару раз вы вступите с ним в контакт, то плохая карма вместе с порчей и родовым плевком вам обеспечена. 

        А вот привыкание – это нечто совершенно иное. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам, к тем же колонкам криминальных новостей. Можно привыкнуть и к интернету. Привыкание означает, что то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженной кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Их влияние на вас столь же естественно и нормативно, как вкусный борщ, который всегда готовил для вас хороший кулинар, и вы к этому привыкли.

        Но нельзя забывать, что интернет-зависимость может ухудшить ваше физическое и нервное здоровье. Чем дольше вы сидите в интернете и листаете страницы социальных сетей, тем больше устают и напрягаются ваши глаза и повторяя это из раза в раз ваше зрение может сильно ухудшиться. Но это не единственная проблема, при долгом и частом пребывание в сети вы начинаете забывать, что вам нужно было сделать: сходить за покупками, сделать домашнюю работу, поесть, сходить в душ. Все это приводит к ослаблению организма  и в последствии к разным родом болезней.

        Любая зависимость имеет сходные симптомы протекания. И интернет зависимость тоже попадает под эту симптоматику. Существует три главных таких симптома:

1.Наращивание дозы (увеличение времени, проведенного в интернете)

2.Поведенческие изменения (жизнь в интернете начинает заменять собой реальную жизнь)

3.Синдром отмены (ощущение дискомфорта вне интернета)

Наличие таких симптомов уже должно заставить задуматься о возможной проблеме.

Если Вы наблюдаете такие изменения в отношениях с интернетом, то это повод «бить тревогу».

Подведем итоги выше изложенного:

1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.

2. Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.

3. На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.

4. Зачастую Интернет – зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.

5.        Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей, как правило, данные способы помогут избавиться от интернет- зависимости.

        Актуальной задачей по  развития современного информационного общества становится проведение профилактической работы в молодежной среде через систему мероприятий, обеспечивающий их личностный рост (проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста, тренингов уверенности в себе и т.п.; форумов), таких мероприятий, которые обеспечивают открытый доверительный диалог с молодежью. Кроме того, параллельно необходимо проведение разъяснительной работы о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения, объяснения путей возникновения зависимости. При этом одной из важных задач социума на современном этапе является проведение системного мониторинга, позволяющего отследить изменения в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Показ молодежи преимуществ ведения здорового образа жизни возможно через популяризацию этих идей в СМИ, внедрение в процесс обучения: школьного и профессионального целенаправленных мероприятий, обеспечивающих профилактику интернет- зависимости молодежи при виртуальных взаимодействиях. Это не только путь сбережения здоровья поколений, но и решение проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде.

Используемая литература:

1. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2000г., стр.75-68.

2. Бирюков В. «Сеть и наркомания». Компьютерный еженедельник «Компьютера» №16, 1998г., стр.13-15.

3. Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая газета №12, 1996 г., стр.4-6.

4. Дроздов А.Ю. «Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о феномене компьютерной агрессивности». М., 1997 г.

5. Кудрявцев В. «Интернет, или «экологически чистый» наркотик». Журнал «Воспитание школьников» №5, 1995 г., стр.35-40.

6. Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователей». Краткий курс. М., 1997 г.

7. Наталья Боровкова, журнал «Человек и наука», статья 3«Виртуальное зависание», февраль 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...