Исследовательская работа по теме "Церкви и монастыри Орловского края в творчестве Н.С.Лескова"
учебно-методический материал на тему

Мне показалась  эта тема интересной, и хотелось бы изучить ее поподробнее,  узнать как можно больше нового о храмах нашего края. Н.С. Лесковым написано множество произведений. Значительная их часть посвящена религии, и в них-то можно встретить описания храмов нашего края. Для этого я изучила следующие работы Николая Семеновича: «Дворянский бунт в Добрынском приходе», «Несмертельный Голован», «Юдоль», «Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни», «Грабёж», «Житие одной бабы», «Как я учился праздновать», «Некуда», «О происшествии с кронштадским священником». Оказалось, что во всех этих произведениях либо содержится описание соборов города Орла и Орловщины, либо делается упоминание о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon is_rabota_leskov_1.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Администрация   города Мценска

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение-

Средняя  общеобразовательная школа 2 г. Мценска

303030, Орловская область                                                                                           Телефоны:                                                                                          

 г. Мценск                                                                                                                         2-59-44

  ул. Красноармейская,7                                                                                                  2-05-77                        

                                                                                                                                   Факс: 4864625944

___________________________________________________________________________________

   № _____                                                                                           «_____»_____________2015г.                                                                                                                                                      

Исследовательская работа

по литературе

«Церкви и монастыри Орловского края в творчестве Н.С.Лескова»

                                                                                                      Учитель: Семичева Л.В.

Мценск 2015г.

  1. Биография Н.С.Лескова

     Родился 4 февраля  в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Основной темой творчества Н.С.Лескова стала тема церквей и монастырей Орловщины.

2. Истоки религиозно-нравственных воззрений Н.С. Лескова

      Н.С. Лесков вошел в литературу в довольно зрелом возрасте, в 30 лет и до конца своих дней не изменил своему призванию. М. Горький, определяя место художника в истории литературы, справедливо причислил его к ряду «творцов священного писания о русской земле».

В творчестве Николая Семёновича Лескова – одного из крупнейших русских мастеров слова второй половины XIX в., значительно повлиявшего на развитие отечественной литературы, – с особой очевидностью представлена христианская картина мироздания.

Орловщина – родина плеяды гениальных людей, в том числе, и Н.С. Лескова, национальных героев, прославивших Россию. Одна из значимых страниц в истории Орловского края – жизнь и деятельность духовных пастырей, священнослужителей: митрополита Филарета Амфитеатрова, архимандрита Макария Глухарева, святителя Феофана Затворника, отца Иоанна Кронштадского, Протоирея Георгия Коссова, архимандрита Сергия (Митрофана Серебрянского), Орловского епископа Макария, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

Как справедливо заметила Е.Н. Ашихмина, «На протяжении всего творческого пути Лесков говорит современникам об Орле, причем он называет город, как правило, не маскируя его вымышленным названием или принятой у литераторов буквой N. Вслед за И.С. Тургеневым, Лесков представляет свой «отечественный город» России и миру. Орловская действительность, описанная пером Лескова, дает возможность историкам и литературоведам представить себе историю повседневности XIX века в ее конкретных деталях, общественных связях, традициях, обрядовой культуре, психологических особенностях, мировосприятии разных сословий, что является огромной ценностью для науки. Орловская тема Лескова, несущая в себе черты типической среды России XIX века, таким образом, приобретает общерусское значение» .

Изучая тему «Церкви и монастыри Орловщины в произведениях Лескова», было выявлено, что писатель увековечил в литературе не только имена Орловских священнослужителей, но и храмы, которые в наше время являются памятниками архитектуры.

     

3. Н.С.Лесков и Орловский край

В художественной картине мира Н.С. Лескова существенным является изображение Орла, города, который занимает важное место в культурно-духовном пространстве России. В первой половине XIX века Орел в архитектурном плане развивался медленно, но непрерывно. Лесков застал город в момент нерезкого, но непрекращающегося обновления, связанного как с ростом благосостояния купеческого центра, расположенного на центральной хлебной пристани европейской части России, так и с отстройкой города после крупных пожаров. Архитектурными доминантами Орла являлись церкви. Украшение, роспись, перестройка храмов, возведение колоколен, соединение с ними трапезных, в основном, производилось на средства купцов. Большинство орловских храмов, без которых была немыслима будничная и праздничная жизнь Орла, органично вошли в описания Лескова. Не будет преувеличением говорить, что Лесков знал все орловские церкви, как знал улицы, как знал дома многих жителей города Орла и самих его жителей.

Орловский дом, в котором проживал мальчик, стоял в довольно интересном месте. Здесь находился некий эпицентр колокольного звона сразу от нескольких городских церквей: на правом берегу находились деревянная Покровская и каменная Преображенская, на левом – Богоявленская, Никола-в-Рыбных Рядах и Воскресенская; позади дома – Никитская; да еще слышались колокола церкви Георгиевской (на месте кинотеатра «Победа») и всего храмового комплекса Введенского женского монастыря. Это месторасположение дома впоследствии Н.С. Лесков в документальной точностью опишет почти все церкви и монастыри Орла. Так в рассказе «Грабеж» писатель увековечил Петропавловский храм, Богоявленскую, Георгиевскую, Крестительскую кладбищенскую, Покровскую, Никольскую церкви, Введенский женский монастырь; Никицкую (Ахтырскую) церковь и Успенский храм и т.д.

   

4. Обзоры церквей и храмов в произведениях Н.Лескова

     Красной строкой через все произведения писателя проходит вопрос веры, духовного становления человека. Отношение Николая Семеновича к религии было особым. Его род происходил из духовенства. Очень религиозной и набожной была и мать Н.С.Лескова.  Да и сам Лесков был человеком верующим. Не случайно, наверное, его перу принадлежит множество произведений  о праведниках, способных, по его мнению, изменить жизнь, сделать людей добрее, мягче по отношению друг к другу. А на страницах рассказов, повестей можно увидеть храмы города Орла, их служителей.

Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества.  Проблемы национального самосознания человека из народа, веры и безверия – постоянные и актуальные в творчестве Н.С.Лескова.  Эта тема важна и в настоящее время, так как мы видим, как люди пытаются воскресить в собственных душах веру после долгого периода гонений на неё. Ведь истинно русский человек, по моему мнению, это православный человек с Богом в сердце и стремлением к духовному самоусовершенствованию.    

В книге «Мелочи архиерейской жизни» встречается описание Никитской церкви. О ней Н. С. Лесков говорит, что она отмечена служением здесь «суровых владык, между коими, по особенному своему жестокосердию, известны Никодим и Смарагд Крижановский…Когда в Орле расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников». В то время Николай Лесков учился в Орловской гимназии. Художники охотно разговаривали с мальчиком, очевидно, отличая его живой интерес от простого наблюдения за их работой. Один из них рассказал мальчику, что «церковный староста дал десять целковых на шабашку», чтобы иконописец «поставил в аду на цепь к Иуде Смарагда», орловского архиерея. И хотя изограф старался изобразить архиерея возможно более непохожим, все  догадывались, кто бы это мог быть. Храм упоминается и в других произведениях Лескова: "Как я учился праздновать", "Грабеж", "Юдоль", "Житие одной бабы".

Перу Н.С.Лескова принадлежит  и сочинение «О происшествии с кронштадским священником», где описываются события, связанные с селом Паслово, и говорится о церкви Казанской иконы Божией Матери. Кирпичная холодная церковь в селе во имя Спаса Нерукотворного Образа построена в 1820 г. Прасковьей Николаевной Давыдовой (урож. Лопухиной), женой полковника Владимира Денисовича Давыдова, дядей поэта и героя Отечественной войны 1812г. Дениса Васильевича Давыдова. В Паслово находилась усадьба Давыдовых. Сооруженный на средства Прасковьи Николаевны храм имел три престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в трапезной - во имя Казанской Божией Матери и Святого мученика Иоанна Воина. Церкви принадлежали каменная часовня-усыпальница (1820 г.) на кладбище и деревянная часовня над Владимирским колодцем, построенная в 1898 г. (восстановлена). 23 января 1826 г. в церкви отпевали тело императора Александра II по пути из Таганрога в С.-Петербург.

В 1881 г. (по другим данным — в 1905 г.) при храме была учреждена одноклассная церковно-приходская школа. Церковь закрыта в 30-е годы XX в. Вновь открыта во время оккупации Орловщины немцами, тогда же по приказу немцев были сняты колокола (наибольший достигал 70 пудов) и отправлены в Германию. Во время боев за Орел на храмовой колокольне засел немецкий снайпер, в результате чего церковь получила повреждения от огня советской артиллерии. По словам старожилов, храм был закрыт вскоре после войны по причине отказа священника служить в церкви после удара молнии в главу колокольни. В настоящее время церковь реставрируется.                        

В повести «Некуда» мы можем прочитать о женском монастыре. Писатель говорит о нем так: «Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесен со всех сторон кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены башенки… Кругом никакого жилища… В двух стенах монастыря были сделаны ворота, из которых одни были постоянно заперты, а у других стояла часовенка. В этой часовенке всегда сидела монашка, вязавшая чулок и звонившая колокольчиком, приделанным к кошельку на длинной ручке, когда мимо часовенки брёл какой-нибудь прохожий.». Игуменья матушка Агния – «смелая душа, гордая своею силою и своим прошлым страданием». В этом отрывке мы видим и небольшое описание обычаев монастыря.    

В повести «Грабеж» тоже говорится о Девичьем монастыре: «Обратились к религии: в Девичьем монастыре тогда жила мать Евникея, у которой была иорданская простыня, как Евникея в Иордане реке омочилась, так ею  потом  отерлась».                                                          

Церковь Богоявленская упоминается в произведениях Н. С. Лескова "Мелочи архиерейской жизни" и "Грабеж". В последней работе между героями зашла речь о часах, а мать мальчика говорит: «Ну…  он ещё  млад…их заводить не сумеет…На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют».

В рассказе «Грабеж» встречается  и Петропавловский собор. Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон отметил, что этот собор города Орла «Лесков запечатлел на века». Петропавловский кафедральный собор станет первым храмом Орла, возрождённым практически с нуля, после разрушения. Сейчас на этом месте находится библиотека им. И. А. Бунина. «Заразительно веселой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Лесков.

В произведениях "Мелочи архиерейской жизни" и «Соборяне» упоминается церковь Смоленской иконы Божией Матери.  Она является самой крупной жемчужиной в драгоценном ожерелье храмов, украшающих  город  Орел.  Храм, выполненный в русско-византийском стиле, самое большое церковное здание города. Его первоначальная площадь (вместе с утраченной колокольней) — более 35 000 кв. м, а высота пятиярусной колокольни составляла 52,2 м, сам храм имеет высоту 46 м.

Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек города.  

В повести «Несмертельный Голован» читаем: «Вправо за Орлик шли мелкие хибары  слободы,  которая  примыкала  к коренной части, оканчивавшейся церковью Василия Великого».                                                    

Церковь Михаила Архангела (вторая половина XVIII века) упоминается в нескольких произведениях Лескова: в рассказе «Юдоль», повести «Несмертельный Голован», очерках «Дворянский бунт в Добрынском приходе».

5. Заключение

     Орловские впечатления легли в основу многих рассказов и повестей Н.С.Лескова. Здесь он познакомился и с многочисленными образами подлинно русских людей – «чудаков», ставших впоследствии положительными героями его произведений. Эти люди до конца жизни писателя поддерживали в нем неугасимую веру в светлое будущее народа-исполина. И, наконец, родина дала ему чудесный язык, сделала его мастером русского слова. Именно поэтому, а не только формально – по месту рождения - Орловщина считает Лескова «своим» писателем.

Черты орловского быта, социальной, культурной и духовной жизни, бытие героев произведений Лескова, населявших город, оставленные для нас великим писателем, поистине бесценны в деле изучения российской культуры, этнографии и истории российской повседневности. Но они также важны и для понимания Лескова как писателя, который продолжал черпать творческое вдохновение из событий городской жизни Орла своего детства и юности до самых преклонных лет.

Когда видишь памятник, где Лесков сидит, повернув лицо в сторону гимназии, которую он не закончил, испытываешь чувство горечи за него. Но потом обращаешь внимание, что сидит он в окружении своих, таких своеобразных персонажей, и понимаешь, что лучшим учителем для него в то время была сама Жизнь. И ей он сдал экзамен на «пять с крестом».

Лескова любят, читают, переводят, штудируют не только в европейских стра-нах, США, Канаде, Латинской Америке, но и в Японии, Китае, Корее. Многие из зарубежных славистов, влюблённых в лесковское творчество, в разные годы побывали в Орле или ещё только мечтают приехать на родину писателя. По лесковским книгам иностранцы пытаются постичь тайны русского языка, русской души. Но загадка остаётся неразгаданной. Во всех оттенках и тонкостях «самобытнейший писатель русский» недоступен для иноземного читателя. В то же время нам, русским, доступно великое счастье — читать и воспринимать лесковские произведения во всём их многоцветии. Возможность проникновения в «святая святых» творческого мира Лескова для нас не закрыта.

Орловский период жизни великого мастера слова до последнего времени оставался нераскрытым. Однако, это очень значимый этап в творчестве Н.С. Лескова.

«Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Лесков. Действительно, в этом рассказе наиболее полно отразилось «орловское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине; блестящее знание русской провинции, которая была дорога писателю как подлинно корневая основа жизни. Достоверность орловского колорита этой «бытовой картинки» тем более поразительна, что Лесков посещал свой родной город последний раз в 1862 году, память между тем бережно сохраняла все мельчайшие подробности, так что город Орёл также стал одним из «героев» рассказа. Здесь поименованы все орловские храмы, в том числе церкви Покровская и Спасо-Преображенская на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская. Писатель в точности воспроизводит не только топографию, но и саму атмосферу старинного провинциального города.

Орловцы навечно останутся на страницах лесковской прозы. Мы знаем, как в отличие от Тургенева, Лесков любил вставлять в свои описания реально существовавших лиц и даже помещать их в рассказы под подлинными фамилиями. Документальность Лескова позволяют нам представить себе в Орле целый ряд удивительных личностей – и медника Антона, забиравшегося каждую ночь на крышу со своим самодельным телескопом и садившегося там «как кот около трубы» для наблюдения за «зодиями», и добросердечного купца Ивана Ивановича Андросова, который во время «поветрий» давал желающим медицинские рекомендации из книги «Прохладный вертоград», где было очень понятно сказано: «А где бывает мор, и в те места не надобе ходить, а отходите прочь». Другие указания знаменитого российского списка вызывали недоумение жителей, и это было к лучшему, потому что никто не знал, как их осуществить.

Творчество нашего выдающегося земляка можно по праву назвать, в том чис-ле, и энциклопедией церковной жизни Орловской губернии. Предлагаю всем, кому небезразличен Орловский край, перечитать нетленные страницы произведений Н.С. Лескова и пройти маршрутами писателя, по-новому взглянув на храмы, соборы, церкви, монастыри….

План исследовательской работы:

1 часть. Биография Н.С.Лескова;

2 часть. Истоки религиозно-нравственных воззрений Н.С. Лескова;

3 часть. Н.С.Лесков и Орловский край;

4 часть. Обзоры церквей и храмов в произведениях Н.Лескова;

5 часть. Заключение;

6 часть. Список использованной литературы.

   

Цель исследования:

  1. расширить представление о детских и юношеских годах писателя, проведенных в Орле и об их влиянии на становление личности и творчества Н.С. Лескова;
  2. найти описания церквей и монастырей нашего края в произведениях Н. С. Лескова.

Мне показалась  эта тема интересной, и хотелось бы изучить ее поподробнее,  узнать как можно больше нового о храмах нашего края. Н.С. Лесковым написано множество произведений. Значительная их часть посвящена религии, и в них-то можно встретить описания храмов нашего края. Для этого я изучила следующие работы Николая Семеновича: «Дворянский бунт в Добрынском приходе», «Несмертельный Голован», «Юдоль», «Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни», «Грабёж», «Житие одной бабы», «Как я учился праздновать», «Некуда», «О происшествии с кронштадским священником». Оказалось, что во всех этих произведениях либо содержится описание соборов города Орла и Орловщины, либо делается упоминание о них.

Список использованной литературы:

1. Лесков Н.С. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Т. I – XI. М., 1956 – 1958.

2. Ашихмина Е.Н. «Тургеневский бережок» в годы детства И.С. Тургенева. // Турге-невский ежегод-ник 2005 – 2006 годов. Орел, 2008. – С. 31 – 37.

3. Ашихмина Е.Н. Н.С. Лесков в Орле. – Орел, 2010.

4. Храмы города Орла. Википедия.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008.

6. Н. С. Лесков «Грабеж».

7. Н. С. Лесков «Мелочи архиерейской жизни».

8. Н. С. Лесков «Юдоль».

9. Н. С. Лесков «Как я учился праздновать».

10. Н. С. Лесков «Некуда».

11. Н. С. Лесков «Соборяне».

12. Н. С. Лесков «Несмертельный Голован».

13. Н. С. Лесков «Дворянский бунт в Добрынском приходе».

14. Лесков. Собрание сочинений. Введение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...