Программа по русскому языку
учебно-методический материал на тему

Бочкова Ирина Валерьевна

Материал для работы преподавателя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ  

ГБПОУ  « ГРИГОРОПОЛИССКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ АТАМАНА М.И.ПЛАТОВА»

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНА: «РУССКИЙ  ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРОФЕССИЯ: 19.01.17.ПОВАР, КОНДИТЕР

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины « Русский язык», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением « Федеральный институт образования» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протоков № 1 от  сентября 2015 г.

Одобрена

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

протокол №__________

от «___»_____________20__г.

Председатель______ Скорбина О.В.

Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

____________________Цыкалова Н.Б.

Организация – разработчик ГБПОУ Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова

Разработчик: Бочкова И.В.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ

14

                                                                                     

                       

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС)

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования


ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведче- ской);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС)

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС)

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям  19.01.17Повар, кондитер

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл

Программа учебной дисциплины « Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  о русском языке, как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  124 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

82

в том числе:

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

1 Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы.

20

2. Подготовка к самостоятельным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

12

3. Ознакомление  с комплексом мероприятий по снижению травматизма на рабочем месте, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда.

6

4. Освоение мероприятий по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

3

 

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Практические занятия

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

  1. Язык и речь. Функциональные стили речи

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Практические занятия

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики

  1. Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

  1. Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов.

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

  1. Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

  1. Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практические занятия

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

Особенности употребления словосочетаний.

Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМЫ

Наименование разделов

Максимальное кол-во часов

Аудиторная нагрузка

Самостоятель

ная работа

1

Введение

2

2

1

2

Язык и речь. Функциональные стили речи

16

10

6

3

Фонетика, орфоэпия, графика,,орфография

10

6

4

4

Лексика и фразеология

28

18

10

5

Морфемика,  словообразование

10

6

4

6

Морфология и орфография

28

20

7

8

Синтаксис и пунктуация

30

20

10

Всего

124

82

42

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины    РУССКИЙ ЯЗЫК

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

Тема 1. 

Введение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

-2

2

Язык, как средство общение и форма существования национальной культуры. Язык и общество.

Домашнее задание. Подготовка сообщений по теме

Самостоятельная работа обучающихся

-систематическая проработка конспектов занятий, учебной и  литературы;

Язык, как система. Русский язык в современном мире.

1

Тема 2. 

Язык и речь.

Функциональные стили речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

10

.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты

2

2

Домашнее задание. Упр.№4, стр. 8

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

Домашнее задание. Упр.№ 6 стр.10

Функциональные стили речи и их особенности.

2

2

Домашнее задание. Упр. № 9 стр.11

Разговорный стиль речи, научный. Официально-деловой стиль

2

2

Домашнее задание. Мини-сочинение в форме официально- делового стиля

Публицистический, художественный стили речи. Текст как произведение речи.

2

2

Домашнее задание подобрать тексты худож. и публицистического стиля

Домашнее задание. Подготовить отрывок из любого текста, для определения стиля речи.

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.

2

Основа ораторского искусства. Подготовка публичной речи.

2

Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста.

2

Тема 3

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

            6

Фонетические единицы. Звук и фонема.

2

2

Домашнее задание.  Повторить понятие фонетической еденицы

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной форме.

2

2

Домашнее задание. Упр. № 31, стр. 26

Домашнее задание. Упр.№ 35, стр. 27

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

2

2

Домашнее задание. Подготовка к словарному диктанту

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Открытый и закрытый слог. Интонационное богатство русской речи.

2

Использование орфоэпического словаря.

2

Тема 4 Лексика и фразеология

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

18

Русская лексика, с точки зрения ее происхождения

2

2

Домашнее задание. Сообщение по теме

Активный и пассивный словарный запас

2

2

Домашнее задание. Упр. 24, стр 17

Особенности русского, речевого этикета

2

2

Домашнее задание. Подготовка сообщения по теме

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного быта

2

2

Домашнее задание. Упр.31, стр. 21

Фольклерная лексика

2

2

Домашнее задание. Подобрать примеры фольклорной лексики

Русские пословийы и поговорки

2

2

Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки

Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова

2

2

Домашнее задание. Упр.42, стр 34

Лексика, с точки зрения ее употребления

2

2

Домашнее задание

Лексические ошибки и их исправление

2

2

Домашнее задание упр.45, стр 36

Самостоятельная работа обучающихся

10

Лексический анализ слова

2

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением

2

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики

2

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем

2

Лингвистические исследования лексических единиц

2

Тема 5

Морфемика, словообразование

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

6

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

2

2

Домашнее задание. Морфологический разбор слов

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи

2

2

Домашнее задание. Упр.40, стр.30

Особенности словообразования профессиональной лексики.

2

2

Домашнее задание. Упр. 42, стр. 40

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Синонимия и антонимия морфем.

2

Употребление приставок в разных стилях речи.  Употребление суффиксов в разных стилях речи.

2

Тема 6

Морфология и орфография.

СОДЕРЖАНИЕ УУЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

20

Имя существительное. Лексико –грамматические разряды имен существительных.

2

2

Домашнее задание. Упр. 44, стр.40

Имя  прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных.

2

2

Домашнее задание. Подготовка к диктанту.

Степени сравнения прилагательных

2

Домашнее задание Упр. 44, стр.41

Имя числительное. Правописание числительных.

2

2

Домашнее задание. Составление словосочетаний с именем числительное.

Местоимение, значение местоимения.

2

2

Домашнее задание. Упр. 45, стр.41

Глагол. Грамматические признаки глагола

2

2

Домашнее задание. Упр.48, стр. 43

Причастие как особая форма глагола. Образование причастий.

2

2

Домашнее задание. Образовать от данных глаголов  причастие.

Деепричастие как особая форма глагола. Деепричестие совершенного и несовершенного вида

2

2

Домашнее задание. Образовать от данных глаголов деепричастие.

Наречие, грамматические признаки наречия.

2

2

Домашнее задание. Упр.50, стр. 44

Служебные части речи.

2

2

Домащнее задание. Подготовить сообщение по теме

Самостоятельная работа обучающихся:

8

Основные выразительные средства морфологии.

2

Грамматические признаки слова ( грамматическое значение, грамматическая форма)

2

Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

Составление словосочетаний, предложений, текстов с использованием нужной словоформы

2

Тема 7

Синтаксис и пунктуация.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

20

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

2

Домашнее  задание. Упр. 60, стр. 46

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.

2

2

Домашнее задание. Определить виды связи в данных словосочетаниях

Простое предложение. Виды предложения по цели высказывания

2

2

Домашнее задание. Подготовить сообщение по теме.

Односоставное и неполное предложение. Второстепенные члены предложения.

2

2

Домашнее задание. Синтаксический разбор предложения.

Осложненное предложение.. предложение с обособленными и уточняющими членами.

2

2

Домашнее задание. Упр. 62, стр.47

Сложное предложение.

2

2

Домашнее задание. Подготовить устное сообщение по теме.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

2

Домашнее задание. Подготовка к диктанту с грамматическим заданием

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания   в сложносочиненном предложении

2

2

Домашнее задание. Упр. 65, стр.48

Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

2

Домашнее задание. Выписать из художественных текстов бессоюзные предложения.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2

2

Домашнее задание. Упр. 68, стр.50

Самостоятельная работа обучающихся:

10

Значение словосочетания в построении предложения

2

Использование неполных предложений в речи

2

Оформление диалога, знаки препинания при диалоге.

2

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ

2

Период построения синтаксического целого.

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет « русского языка и литературы»

Оборудование учебного кабинета:  учебники и пособия Антонова Е.С. « Русский язык и культура речи», Москва, 2006 год, Бабайцев В.В. «Русский язык 10-11 классы», Москва, 2004 год, Власенко О.Т. « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», Москва, 2006 год, Герасименко Н.Г. « русский язык», Москва, 2005 год, Гориков А.И. « Русская словесность», Москва, 2005 год, Солгапник Г.Я. « Отслова к тексту», Москва, 2003 год словари: « Школьный словарь иностранных слов», под редакцией В.В.Иванова, Москва, 2007 г.

Технические средства обучения: компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: УЧЕБНИК « Русский язык» Москва, 2006 год.

Дополнительные источники: « толковый словарь», под редакцией А.П.Ушакова, Москва, 2007 год, Антонова Е.С « тайны текста», Москва, 2001 год, Архипова Е.В. « основы методики развития речи учащегося», Москва, 2004 год, Блинов Г.И. « Упражнения и задания по пунктуации», Москва, 2002 год, Волгина Н.С. «Теория текста», Москва, 2004 год, школьный словарь иностранных слов под редакцией В.В.Иванова, Москва, 2000 год, костяева Т.А. « Тесты, проверочные и контрольные работы», Москва, 2002 год

3.2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

1 связь языка и истории, культуры русского народа.

2 смысл понятий. Речевой ситуации и ее компоненты

3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Уметь:

1 осуществлять речевой самоконтроль.

2 оценивать устные и письменные высказывания.

3 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности и проводить лингвистический анализ текста

индивидуальный письменный опрос, словарный диктант, диктант с грамматическим заданием

Разработчики:  Бочкова И.В. преподаватель русского языка и литературы        

ГБПОУ  Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова     

УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ

1 Антонова Е.С. « Русский язык и культура речи», Москва, 2006 год.

2 Бабайцева В.В. « Русский язык 10-11 классы», Москва 2004 год.

3 Власенко А.В. « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Москва, 2005 год.

4 Герасименко О.А. « Русский язык». 4-е издание, Москва, 2006 год.

5 Гольцева Н.Г. « Русский язык 10-11 классы», Москва, 2007 год.

6 Горшков А.И. «Русская словесность», Москва, 2005 год.

7 Дейкина А.Д. « Русский язык», Москва, 2006 год.

8 Львова С.И. « Таблицы по русскому языку», Москва, 2003 год.

9 Солганик Т.Я. « От слова к тексту», Москва, 1993 год

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

1 Антонова Е.С. « Тайны текста», Москва, 2001г.

2Архипова Е.В. « Основы методики развития речи учащихся». Москва, 2004 год.

3 Блинов Г.И. « Упражнения и задания по пунктуации», Москва, 2002 год.

4 Волгина Н.С. « Теория текста», Москва, 2004 год

5 Костяева Т.А. « Тесты, проверочные работы и контрольные работы». Москва, 2002 год.

6 Школьный словарь иностранных слов под редакцией В.В.Иванова, Москва, 2000 год.

7 Шанский Н.М. « Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний», Москва, 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...