Рабочая программа дисциплины "Обществознание"
рабочая программа на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Представлена рабочая программа для подготовки учащихся по специальности "Право и организация социального обеспечения", включая разделы экономика и право

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_raboch_programma_13_-_pp.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Рабочая программа

Учебной дисциплины: «Обществознание»

специальности:

40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»

(повышенный образовательный уровень)

Москва

2014 год

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией__общеобразовательных дисциплин_

Протокол №  1

от «29» августа  2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»

                   

Председатель предметной (цикловой) комиссии___________

__________________И.О.Ф.

Заместитель директора по УМР                     _____________И.В. Бойцова

Руководитель СП по ИМР

_________М.А. Аксиньева

Составитель  __Моисеева И.Ю. К.И.Н. преподаватель ГБПОУ ПК им Н.Н. Годовикова___

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

 Рецензенты:_________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень),

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Обществознание» относится к общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося  175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, самостоятельной работы обучающегося 58 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

лекции

117

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе

1. работа с учебником, юридическим источником

2. сочинение –рассуждение, (эссе)

3. сравнительная таблица

4. творческое задание(доклад, рефераты, сообщения)

5. составление конспекта

15

7

9

18

9

всего

58

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. Обществознание в системе социального знания.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка ответов на вопрос, сравнительной таблицы

1

2,3

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

10

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы , конспекта, поиск ответа на вопрос, написание сочинения – рассуждения (эссе) по плану индивидуальных заданий

5

2,3

        Тема 1.2.

 Общество как сложная система

Содержание учебного материала

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы, таблицы, поиск ответов на вопрос по индивидуальному плану

3

2,3

Раздел 2  Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Тема 2.1.  Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям

4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов и сообщений по плану индивидуальных заданий

2

2,3

Тема 2.2.  Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала 

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

4

1

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов, сообщений  и ответов на вопрос по плану индивидуальных заданий

2

2,3

Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов, сообщений  и ответов на вопросы по плану индивидуальных заданий

2

2,3

Раздел 3 Экономика

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов, сообщений, эссе.

3

2,3

Тема 3. 2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов и сообщений, работа с учебником, составление плана в соответствии с планом индивидуальных заданий

4

2,3

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Содержание учебного материала

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы, конспекта, докладов и сообщений по плану индивидуальных заданий.

3

2,3

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России .Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

5

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, подготовка докладов и сообщений по плану индивидуальных заданий.

2

2,3

Раздел 4 Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов сообщений, сочинений-рассуждений (эссе).

3

2,3

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

           Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

           Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов и сообщений

2

2,3

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

8

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов, сообщений, составление плана.

4

2,3

Раздел 5. Политика как общественное явление

Тема 5.1. Политика и власть.

Содержание учебного материала

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки

8

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы, плана, конспекта, докладов по плану индивидуальных заданий.

4

2,3

Тема 5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ

10

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка ответов на вопросы, докладов, сочинений-рассуждений (эссе), написание конспектов по плану индивидуальных заданий.

5

2,3

Раздел 6 Право.

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление таблицы, сообщений и докладов

3

2,3

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление плана, таблицы, докладов и сообщений по плану индивидуальных заданий

4

2,3

Тема 6.3. Отрасли российского права

Содержание учебного материала

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

10

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление конспекта, таблицы, плана, работа с источниками по плану индивидуальных заданий

5

2,3

Тема 6.4. международное право

Содержание учебного материала

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по плану индивидуальных заданий

1

2,3

Всего:

175

Форма итогового контроля знаний – экзамен


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и обществознания

Оборудование учебного кабинета: 

- посадочные  места  по количеству обучающихся;

- рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

- наглядные пособия;

- электронные учебные пособия

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень литературы

Основная:

  1. Боголюбов Л.Н. А. Ю. Лазебникова  Обществознание в 2-х частях. – М., «Просвещение», 2010 г.
  2. Обществознание / Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных школ. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А. И. Матвеева. – М., «Просвещение», 2011
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий гуманитарного профиля / Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М., 2012
  4. А.А. Горелов, Т.А. Горелова  Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. – М., 2012.

Дополнительная:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Обществознание (базовый уровень). – М., «Просвещение», 2009 гг.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 2008г.
  3. Гуревич П.С. Культурология.– М., 2008г.
  4. Захарова Е. Введение в обществознание. Учебное пособие для учащихся старших (10-11кл.) классов Ч.1. - М.: Центр инноваций
  5. Итоговая аттестация по обществознанию - М.: Дрофа, 2013 (образцы заданий)
  6. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М., 2010г.
  7. Конституционное право/ Отв. Ред. А.Е. Козлов. – М., 2008г.
  8. Кравченко А. Обществознание: 10-11кл. - М.: Русское слово, 2000 Для использования в эксперименте по 12-летней школе
  9. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998г.
  10. Кутырев В.А. Современное социальное познание. – М., 1998г.
  11. Лазебникова А и др. Уроки обществознания в 11 кл. Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. - М.: Дрофа, 1998
  12. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основа экономических знаний. – М., 1997г.
  13. Методические указания и контрольные домашние задания для студентов- заочников. Составлены преподавателем колледжа Стаматиным Г.И. . – М., 2002г
  14. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2-х частях (10 и 11кл.) - М.: Просвещение, 2001(поурочные разработки)
  15. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л. Боголюбова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  16. Обществознание: 10-11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана: Пособие для учителя/ Л. Боголюбов и др.  - М.: Просвещение, 2001
  17. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. – М.:Дрофа,2000.
  18. Программно-методические материалы: Обществознание 10-11кл./сост. Т. Тюляева . – М.: Дрофа, 2001.
  19. Сержантов В.Ф. Человек, его природа, смысл бытия. – М., 1990г.
  20. Филатов В.П. Научное знание и мир человека. – М., 1989г.
  21. Человек: мыслители прошлого и настоящего в его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения./ Сост. П.С Гуревич. – М., 1991г.
  22. Черных Р. Тематическое планирование курса обществознания (с региональными компонентами) - М.: Русское слово, 2002
  23.  Школьный словарь по обществознанию. - М.: Просвещение, 2003

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития и анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования

Умение объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) и раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения домашних заданий, написания эссе, теститрования

Умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы и оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса, написания эссе, составлении таблиц, подготовки докладов и рефератов по социальной тематике

Умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам и подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания докладов, эссе, мини-исследований.

умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении творческих заданий, тестирования, опроса

умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования

умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования

умение оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования

умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении творческих заданий, тестирования, опроса

Знание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий, опроса

Знание тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов

Знание необходимости регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание докладов составления таблиц), опроса, тестирования

Знание особенностей социально-гуманитарного познания;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашней работы, тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...