Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс
рабочая программа на тему

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_smolenshchiny_8.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                           Директор ---Г.М Петракова, Протокол от 30.08.2016 г. №1                                                    Приказ от 30.08.2016 №32-ОД              

Рабочая программа

по истории Смоленщины

(8 класс)

Уровень образования -базовый

2016 -2017 учебный год

Составитель :

Кондратенкова Н.П.

 учитель 1 категории

Оглавление

1.Пояснительная записка
2.  Общая характеристика учебного предмета.
3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

4.Личностные ,метапредметные и предметные результаты.
5.Содержание учебного предмета, курса.
6. Календарно-тематическое планирование  
7  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения  образовательного процесса, используемой литературы.
8.. Приложения  к программе (методические рекомендации, дидактический материал).

1  Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Смоленщины для 8 класса разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ»,  Программой основного общего образования по истории Смоленщины, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и   программой курса История Смоленщины» (С древнейших времен до настоящего времени) для 8-9классов,составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков  Ильюхов  А.А.-Смоленск 1995г. Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году. в соответствии с учебным планом школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

2.  Общая характеристика учебного предмета.

История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

Цель курса — показать роль Смоленского края в истории России,  определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным  историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику  его исторического развития.

В основные задачи курса входит:

  • сформировать у учащихся  целостное представление о месте Смоленщины в истории России;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное  развитие  Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;
  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Формируемые умения  учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • умения  анализировать  материал,   определять  предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.
  • умения оперировать историческими датами,  выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  1. многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты её истории;
  2. направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
  3. внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
  4. акцент на сравнение процессов, происходивших в истории Смрленщины с аналогичными явлениями в истории России , показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;
  5. ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории Смоленщины,формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Место предмета в учебном плане.

На основании плана МБОУ «Иозефовская О..Ш.»,где на изучение предмета отведено 17 часов во втором полугодии.

4.Личностные,метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

5.  Содержание учебного предмета, курса

Часть 3 (17 ч.)

История Смоленщины в XIX веках.

Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи. Смоленщина в 1\2 века XIX века (11 ч)

Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года (5 ч).

Наш край в начале XIX века. Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С.Емельянов, В.Кожина, Е.Четвертаков, Д.Давыдов, А.Фигнер, И.Дорохов). Наступление русской армии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации. Восстановление хозяйства. Военные поселения на Смоленщине.

Декабристы и Смоленщина (1 ч).

П.И.Пестель, П.Г.Каховский, Ф.Н.Глинка, В.К.Кюхельбекер. Взгляды и деятельность И.Д.Якушкина и П.П.Пассека.

Накануне падения крепостного права (3ч).

Население Смоленщины. Помещичье хозяйство. Проникновение рыночных отношений в крестьянское хозяйство. Реформа П.Д.Киселева, смоленские государственные крестьяне. "Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии" Я.Соловьева (1855 г.). Промышленность края во второй трети XIX века. Торговля. Социально-экономическое развитие западных районов Смоленщины.

Культура края в первой половине XIX века (1 ч).

Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И.Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомости", первые библиотеки). Первая губернская выставка в России. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П.С.Нахимов.

Раздел 2. Смоленщина в пореформенную эпоху.

Смоленская земля в XIX в. (6ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов (1 ч).

Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступления, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.

Реформы земства, суда городского самоуправления. Создание окружного суда, губернского земского собрания и управы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная деятельность земств и управ.

Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине XIX века (2ч).

Открытие Ярцевской текстильной фабрики. Стекольное производство. Расширение сети перерабатывающих предприятий. Транспортная сеть Смоленщины во второй половине XIX века.

Сельскохозяйственное производство. Улучшения в технике обработки. Деятельность А.Н.Энгельгардта, Д.А.Путяты, С.Иванова. Расширение пропаганды передового опыта. Смоленское общество сельского хозяйства (1858 г.). Сельскохозяйственные школы. Положение крестьянства. "12 писем из деревни" А.Н.Энгельгардта. "В захолустье и в столице" Ф.П.Еленева. Отходничество.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века (1 ч).

Распространение либеральных и демократических взглядов на Смоленщине в пореформенные годы. Восстание 1863 года и Смоленщина.

Народничество (А.Н.Шабанова, Н.Леонтович, Клоповы, М.Фроленко). Стачка ярцевских ткачей (1880 г.). Рабочие-революционеры (П.Алексеев, П.Моисеенко).

Начало распространения марксистских идей. Революционно-демократическое подполье (И.Теодорович, Н.Клестов, С.Середа). Деятельность П.Струве, Е.Кусковой, Е.Брешко-Брешковской, П.Заичневского. Первая смоленская маевка (1889г.).

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века (1ч)

Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино. Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Коммунальное хозяйство.

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.

Повторение по разделу 2


6. Календарно-тематическое планирование

 «История Смоленщины XIX век» 8 класс (17ч.)

ТЕМА УРОКА

Дата проведения

корректировка

УУД

1.

Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи. Смоленщина в первой половине XIX века.

На рубеже XVIII-XIX столетий. Культура в конце XVIII-начале XIX вв.

Предметные:

Научатся определять термины: Мещане, многоконфессионный, отходничество, самодержавная монархия капиталистые крестьяне «Негласный комитет». Вольные хлебопашцы.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

12

13.

14.

15.

16.

17.

Нашествие Наполеона на Россию.

Изгнание войск Наполеона из России.

Народное ополчение и боевые действия партизан в 1812 году.

Смоленщина после Отечественной войны 1812

Смоляне в движении декабристов.

Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права.

Промышленность и торговля в дореформенный период.

Борьба крестьян против крепостного гнета.

Культура и быт края в первой половине 19 века. Знатные люди Смоленщины.

Отмена  крепостного права. Реформа местного самоуправления и суда.

Развитие промышленности и транспорта во второй половине 19 века.

Сельское хозяйство и крестьянство.

Общественно -политическая жизнь Смоленщины во второй половине 19 века. Знаменитые революционеры из смолян.

Культурная жизнь Смоленской губернии к концу 19 века. Знатные люди края.

Итоговое тестирование.

Повторение по теме:  «Наш край в 19 веке»

Предметные:

Научатся определять термины: Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос,

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в

Предметные:

Научатся определять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение

Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения

Предметные:

Научатся определять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения

Предметные:

Научатся определять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познававтельную мотивацию учения

Предметные:

Научатся определять термины: Декабристы, сенатская площадь

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные УУД:

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Предметные:

Научатся определять термины: Промышленный переворот. мануфактура, экономический уклад, буржуазия Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Предметные:

Научатся определять термины: Промышленный переворот. мануфактура, экономический уклад, буржуазия Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии

Предметные:

Научатся определять термины: Манифест, отрезки, наделы. уставная грамота, временнобязанные крестьяне.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

Предметные:

Научатся определять термины: гуманитарные науки, естественные науки.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД:

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Предметные:

Научатся определять термины: Меценатство, стачка, интеллигенция

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Личностные УУД:

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

Предметные:

Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден Протекционизм,  таможенный тариф, Косвенные налоги. Дефицит бюджета. Акцизные сборы монополия

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Предметные:

Научатся определять термины: ясак, Ливонский орден Протекционизм,  таможенный тариф, Косвенные налоги. Дефицит бюджета. Акцизные сборы монополия

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Личностные УУД:

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Предметные:

Научатся определять термины: Теория «малых дел», марксизм, «Священная дружина»

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знании

Предметные:

Научатся определять термины: гуманитарные науки, естественные науки.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД:

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им



6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.

  1. Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2012
  2. Исторический атлас Смоленской области. - Москва «Издательство ДИК», 2003
  3. Атрошенкова О.А. Рабочая тетрадь по курсу «История Смоленщины. XIX век» 8 класс- Смоленск СОИУУ, 2000
  4. Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. Методическое пособие для учителя. - Смоленск. СОИУУ, 2007

Смоленщина в 14-начале 16 вв.

1.Выбери правильную дату.

1. Кревская уния была подписана в

а) 1348 году;

б) 1359 году;

в) 1385 году.

2. Присоединение Смоленского княжества к Великому княжеству Литовско-Русскому произошло в

а) 1385 году;

б) 1386 году;

в) 1395 году.

3. «Великая Замятня» произошла в

а) 1440 году;

б) 1493 году;

в) 1500 году.

2. Выбери правильный ответ.

1. Смоленск вошел в состав Великого княжества Литовско-Русского при князе

а) Ягайло

б) Витовте;

в) Свидригайло.

2. Смоленск был присоединен к Московскому государству при князе

а) Иване 3;

б) Василии 3;

в) Иване 4.

3. Смоленские земли в составе Великого княжества Литовско-Русского

а) управлялись вечем;

б) полностью зависели от наместника Литвы;

в) имели определенное самоуправление, при котором наместник решал лишь важнейшие вопросы.

3. Согласны ли вы с данными утверждениями?

1. В 15 веке Смоленское княжество стремилось присоединиться к Московскому государству, так как через него шла основная торговля с Востоком.

2. В битве под Грюнвальдом именно смоенские полки сыграли решающую роль.

3. Причиной гражданской войны 1432-1440 гг. в Великом княжестве Литовско-Русском было то, что православные имели преимущество перед католиками.

4. По какому принципу образованы ряды?

      1.Миндовг, Витовт, Ягайло, Жигимонт.

      2. Панщина, дякло, мезлева.

      3. 1242, 1348, 1410 гг.

  5. Что является лишним в ряду?

  1. а) 1410 г.; б) 1493 г.; в) 1500 г.; г) 1514 г.

 2. а) Кревская уния; б) Городельский привилей; в) Смоленские привелеи 1404, 1442, 1505 гг.

 3. а) Иван Александрович; б) Святослав Иванович; в)Юрий Святославович; г) Иван 3.

 6. Расположи события в правильной последовательности.

 1. Грюнвальдская битва.

 2. Битва при Ведроши.        

 3. Присоединение Смоленска к Великому княжеству Литовско-Русскому.

 4. Присоединение Смоленска к Москве.

 5. «Великая замятня»

 6. Присоединение Вяземских земель к Московскому государству.

 7. Вставь вместо пропусков нужные слова.

 1. В 14-15 вв. государственным языком в Великом княжестве Литовско-Русском был…

 2. Большинство законов Великого княжества Литовско-Русского были заимствованы из…

 3. Вершиной Смоленского летописания являлась … летопись.

 8. О каком событии идет речь?

В 16 в. в истории Смоленска была странная ночь, которая во всем городе не было слышно стука топоров. (С чем это было связано?)

9. Соотнеси события и имена.

1. Вхождение в состав Великого княжества Литовско-Русского.

2. Грюнвальдская битва.

3. Городейский привилей.

4. «Великая замятня»

5. Присоединение Вязьмы.

6. Присоединение Смоленска к Московскому государству.

а) Ягайло
б) Витовт
в) наместник Андрей Сакович

г) Иван 3
д) Василий 3

Смоленщина во 2-ой половине 19 в.

  1. Выбери правильную дату.

1. Наиболее крупное выступление рабочих на Смоленщине – стачка на фабрике Хлудова в Ярцево – произошла в

а) 1875 году;

б) 1880 году;

в) 1835 году.

2. Первая женская гимназия в Смоленске была открыта в

а) 1870 году;

б) 1877 году;

в) 1886 году.

3. Первая маевка на Смоленщине произошла в

а) 1885 году;

б) 1899 году;

в) 1900 году.

  2. Выбери правильный ответ.

1. По реформе 1861 года надел смоленских крестьян в среднем на одну душу

а) остался прежним;

б) несколько увеличился;

в) уменьшился.

2. Самым крупным предприятием на Смоленщине был

а) стекольный завод в Рославле;

б) Ярцевская хлопчатобумажная фабрика;

в) катушечная фабрика Гергарди в Смоленске.

3. Первый музей в Смоленске был открыт по инициативе

а) С.П. Писарева;

б) М.К. Тенишевой;

в) Г.А. Лопатина

  3. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1.Смоленщина во 2-ой половине 19 века превратилась в промышленную губернию.

2. Народническое движение не получило на Смоленщине большого распространения.

3. Памятник М.И. Глинке был поставлен на народные средства.

  4. По какому принципу образованы ряды?

1. П. Алексеев; П. Моисеенко; В. Засулич.

2. В.В. Докучаев; П.К. Козлов; Н.М. Пржевальский.

3. Открытие больницы на Покровке; больницы для душевнобольных в Гедеоновке; учительской семинарии под Вязьмой.

  5. Что является лишним в ряду?

1. а) Н. Леонтович; б) А. Клопова; в) М. Фроленко; г) С. Коненков.

2. а) сельскохозяйственная школа во Фленово; б) музей «Скрыня»; в) первая женская гимназия; г) культурный центр в Талашкино.

3. а) М.О. Микешин; б) С.Т. Коненков; в) Н.М. Пржевальский.

  6. Расположи события в правильной последовательности.

1. Отмена крепостного права.

2. Восстание в селе Самуйлово Гжатского уезда.

3. Деятельность рабочих кружков в Смоленске.

4. Создание земского суда.

5. Стачка на Ярцевской фабрике.

  7. Вставь вместо пропусков нужные слова.

1. Наиболее крупное порефоренное выступление крестьян произошло в … Гжатского уезда.

2. В 1866 году в Смоленске состоялось первое губернское … собрание, а затем начала действовать … управа.

3. В 1860-е годы в Смоленске был открыт первый …, в котором давали представления частные … .

  8. О ком идет речь?

Этот деятель культуры имел следующие звания: Почетный гражданин г. Смоленска, Почетный член Римского археологического общества, бакалавр Римской Академии художеств, во Франции – Почетный член народного образования, действительный член Общества изящных искусств, член Союза декоративно-прикладного искусства.

  9. Соотнеси события и имена.

1. Создание этнографического музея.                    а) Тенишева

2. Создание историко-археологического музея.   б) Писарев

3. Создание памятника «1000-летие России».       в) Микешин

4. Организация художественных мастерских.

5. Создание рисов

Смоленщина в первой половине 19 в.

1. Выбери правильную дату.

1. Смоленское сражение произошло в 1812 году

а) 12 июня;

б) 4- августа;

в) 26 августа.

2. Смоленская гимназия была открыта в

а) 1804 году;

б) 1806 году;

в) 1812 году.

3. Первая в России губернская народнохозяйственная выставка проходила в Смоленске

а) в 1825 году;

б) в 1834-37 гг.;

в) в 1836-40 гг.

2. Выбери правильный ответ.

1. Родовое имение М. Глинки находилось

а) Хмелите;

б) Новоспасском;

в) Алексине.

2. Организатором народного ополчения на Смоленщине явился

а) Денис Давыдов;

б) помещики братья Лесли;

в) П. Энгельгардт.

3. Первый памятник героям войны 1812 года был поставлен в 1841г.

а) у Соборного холма;

б) у крепостной стены;

в) на территории современного Парка культуры и отдыха.

3. Согласны ли вы с утверждением?

1. На Смоленщине в первой половине 19 века расширялись посевы технических культур.

2. В первой половине 19 века Смоленщина превращалась в промышленную губернию.

3. Первое военное поселеление было создано на территории Смоленской губернии.

4. По какому принципу образованы ряды?

1. Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина, Степан Еременко.

2. Неверовский, Дохтуров, Раевский, Коновницын.

3. Пестель, Каховский, Якушин, Ф. Глинка.

5. Что является лишним в ряду?

1. а) Давыдов; б) Сеславин; в) Фигнер; г) Пестель.

2. а)«Руслан и Людмила»; б) «Жизнь за царя»; в) «Евгений Онегин».

3. а)«Сгонные дни»(месячина); б) «урочные положения»(барщина); в) использование наемной рабочей силы.

6. Расположи события в правильной последовательности.

1. Назначение командующим Кутузова.

2. «Львиное отступление» Неверовского под Красным.

3. Соединение двух армий в Смоленске.

4. Формирование народного ополчения.

5. Бой у Валутиной горы.

7. Вставьте вместо пропусков нужные слова.

1. Глава «Южного общества» … не раз приезжал на Смоленщину в родовое имение своей матери. Предполагают, что  здесь он работал над … .

2. Первая публичная библиотека в Смоленске была открыта при содействии поэта-драматурга, губернатора … .

3. Встреча двух русских армий в Смоленске разрушила планы Наполеона, так как не позволила ему … .

8. Кто обратился к смолянам со следующими словами:

«Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне»?

9. Соотнеси имена и события.

1. Предложил своим крестьянам освобождение от крепостной зависимости без земли.

2. Активно участвовал в событиях на Сенатской площади.

3. Был участником войны 1812 года.

4. Написал слова многих песен, известных и в наше время.

5. Открыл у себя в имении школу для крестьянских детей.

6. Был в числе пятерых казненных декабристов.

7. Организовал помощь голодающим крестьянам Рославльского уезда.

Критерии оценок

ОТЛИЧНО:

называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

объясняет смысл и значение исторических понятий

излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

называет даты важнейших событий

называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях,

соотносит единичные исторические факты и общие явления

объясняет смысл важнейших исторических понятий,

излагает суждения о причинно - следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

называет даты важнейших событий

называет место. Обстоятельства важнейших событий

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях,

объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

не может назвать ни одной важной даты

не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

не может читать историческую карту

не может объяснить смысл важнейших понятий

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

рабочая программа по истории 5 класс

рабочая  программа по истории 5 класс...

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс...