Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс
рабочая программа на тему

Кондратенкова Нина Петровна

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriiyasmolenshchiny_9.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

Рассмотрено и принято

На педагогическом совете

Протокол от 30.08.2016г. № 1

Утверждаю

Директор ________/Г.М.Петракова

Приказ от 30.08.2016г. № 32 -ОД

                                                                                   

Рабочая программа

по  истории Смоленщины

9 класс

Уровень образования - базовый

Срок реализации  2016-2017  учебный год

   

                                                                                                        Составитель:

                                                                                                    Кондратенкова Н.П..

первой квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.  Пояснительная записка.
2.  Общая характеристика учебного предмета.
3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
4.  Содержание учебного предмета, курса.
5.  календарно-тематическое планирование
6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.
7. Приложения к программе (методические рекомендации, дидактический материал)

1  Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Смоленщины для 9 класса разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ»,  Программой основного общего образования по истории Смоленщины, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и   программой курса История Смоленщины» (С древнейших времен до настоящего времени) для 8-9классов,составители Ластовский Г.А, Н.Н. Колпачков  Ильюхов  А.А.-Смоленск 1995г. Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины в основной школе, утвержденного в 2000 году. и в соответствии с учебным планом  школы и требованиями к оснащению образовательного процесса.

На основании учебного плана МБОУ «Иозефовская О.Ш», где на изучение предмета отведено 17 часов в первом полугодии.

В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

2.  Общая характеристика учебного предмета.

История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

Цель курса — показать роль Смоленского края в истории России,  определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным  историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику  его исторического развития.

В основные задачи курса входит:

  • сформировать у учащихся  целостное представление о месте Смоленщины в истории России;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное  развитие  Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;
  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Формируемые умения  учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • умения  анализировать  материал,   определять  предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.
  • умения оперировать историческими датами,  выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

3.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения истории Смоленщины ученики  должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;
  • важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
    уметь:
  • соотносить даты событий  истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;
  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды,  древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям  культуры населения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4.  Содержание учебного предмета, курса.

9 класс

(17 ч.)

История Смоленщины в XX - начале XXI века.

Раздел 1. Смоленщина в начале XX века. (8ч)

Экономическое развитие Смоленской губернии в 1900-1917 гг. (1ч)

Состояние и динамика развития Смоленской губернии в 1900 - 1917 гг. Ярцевская хлопчатобумажная мануфактура. Банковская система и торговля. Транспорт и связь. Виднейшие предприниматели и купцы.

Ситуация в сельском хозяйстве губернии. Характер землевладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, торговая специализация. Возникновение кооперации. Столыпинская аграрная реформа на Смоленщине. Кризис сельского хозяйства губернии в 1916-1917гг.

Революция 1905 - 1907 гг. на Смоленщине (1 ч)

Рабочее и крестьянское движение в губернии в годы революции. Участие смолян в декабрьском вооруженном восстании в Москве. Позиция и роль социал-демократов и эсеров в революционной борьбе. Земско-либеральная оппозиция. Смоленский совет. "Голый бунт" в Смоленской каторжной тюрьме.

Культура Смоленщины в 1900 -1917 гг. (1 ч).

Состояние грамотности и здравоохранения в губернии в начале XX века. Школа и просвещение. Издательское дело, "Смоленский вестник". Благотворительные культурные организации. Театр. Музыкальное творчество. М.К.Тенишева и Талашкино. Художники Смоленщины. Писатели и поэты. Зарождение кинематографа. Медицинские учреждения. Спасокукоцкий. Роль земства в распространении культуры в деревне.

Революция 1917 года на Смоленщине. Создание новых органов власти (1ч).

Политическая и экономическая ситуация в губернии в начале 1917г. Революционные организации. Выступление солдат 3 марта в Смоленске. Образование городского и губернского Исполнительных комитетов и Советов. Структура новых органов власти в губернии. Первый губернский комиссар А.М.Тухачевский.

Оформление политических партий и движений (эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, национальные организации). Рабочее движение, создание профсоюзов. Губернские крестьянские съезды. Обострение классовой борьбы в деревне. Изменение политической ситуации после событий 4-5 июля в Петрограде. Новый губернский комиссар эсер С.Д.Ефимов. Роль смолян и Смоленска в разгроме Корниловского мятежа.

Политический и экономический кризис осенью 1917 г. Роль Смоленска и Вязьмы в борьбе противоборствующих сторон. Подготовка Советом вооруженного выступления, создание ВРК. Вооруженная борьба в Смоленске 30-31 октября 1917 г. Установление советской власти на местах. Отношение к новой власти различных политических партий и социальных групп. Политические лидеры края в 1917 г. (Смольянинов В.А., Соболев В.З., Смоленцев М.И., Гальперин С.Е., В.В.Попвицкий, Шур С.П., Якубович М.П. и др.).

Политическая ситуация в губернии в ноябре - декабре 1917г. Комитет общественной безопасности. Смоленский Совнарком. Формирование органов советской власти на местах (С.В.Иванов, Г.С.Овсяник, Н.Н.Конопацкий, Я.Е.Демидов, М.П.Ремизов, И.Т.Трофимов, И.А.Андреев и др.). Продовольственная диктатура, красный террор, обострение классовой борьбы. Комбеды.

Гражданская война на Смоленщине (1 ч).

Формирование красногвардейских отрядов и красной  армии. Смоляне на фронтах гражданской войны. Белогвардейское движение. Политический бандитизм, "зеленые". А.Ф.Мясников и А.Н.Тухачевский - командующий Западным фронтом.

Военный коммунизм: политика и экономика (1 ч).

Осуществление рабочего контроля и национализация промышленности. Органы управления экономикой. Развал промышленности.

Передел земли в смоленской деревне. Влияние продовольственной диктатуры на аграрный сектор экономики губернии. Состояние крестьянского хозяйства к концу 1920 г. "Социалистические хозяйства": коммуны, сельхозартели, ТОЗы. Судьба крестьянской кооперации.

Культурное строительство в первые годы советской власти (1 ч).

Национализация культурных ценностей. Гибель части культурного достояния народа в деревне. Усилия новых властей по ликвидации неграмотности. Развитие художественного творчества народа. Театр и кино. Местный Пролеткульт. Печать. Библиотеки. Отношение интеллигенции Смоленщины к новой власти.

Раздел 2. Смоленщина в СССР. (8 ч.)

НЭП в деревне. Промышленность в 20-е  гг. XX века .(1ч)

Эффективность нэповских мероприятий для развития сельского хозяйства губернии. Успехи сельского хозяйства к середине 20-х годов. Рост хуторского хозяйства. Судьба первых коллективных хозяйств. Сущность кризиса хлебозаготовительной компании 1928 г.

Развитие государственного сектора промышленности. Частное предпринимательство и торговля. Смоленские нэпманы. Начало реконструкции промышленных предприятий.

Смоленщина в годы "большого скачка" в социализм. 1929 - 1941 гг. (1 ч)

Образование Западной области. Бурное индустриальное развитие Смоленщины в годы первых пятилеток. Важнейшие стройки. Социалистическое соревнование.  Положение рабочих. Голод 1933 г.

Коллективизация и ее последствия для смоленской деревни (1 ч).

Первый этап коллективизации на Смоленщине (1929 -1930 гг.). Раскулачивание. Обострение политической ситуации в деревне. Создание МТС. Завершение коллективизации, ее экономические и социальные последствия. Смоленская деревня накануне Великой Отечественной войны.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы. (1 ч).

Политическая обстановка в губернии в начале 20-х годов. Положение в партии большевиков. Ликвидация политического бандитизма. Борьба с пьянством и самогоноварением. Отношение местных властей к церкви, изъятие церковных ценностей. "Смоленский нарыв".

Политическое руководство Западной области (и Смоленщины) в 30-е годы. И.П.Румянцев. Борьба против различных "уклонов" в партии. Развертывание репрессий. Катыньская трагедия.

Борьба за ликвидацию неграмотности, школа 20 - 30-е годы. Бурный рост высшего и средне-специального образования. Ликвидация Смоленского университета и создание самостоятельных вузов. Творческая интеллигенция Смоленщины. Театр. Кино. Художественное творчество народа. Периодическая печать и издательское дело.

Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. (1ч)

Ситуация на Смоленщине в первый месяц войны. Эвакуация. Бои за Смоленск. Смоленское сражение. Оккупация области. Героизм советских воинов на смоленской земле в начале войны.

Сущность оккупационного периода. Партизанское и антифашистское движение в тылу врага. Западный штаб партизанского движения. Герои-партизаны. Памятные места всенародной борьбы с фашизмом на Смоленщине.

Бои на Смоленщине в 1943 г. Смоленская наступательная операция и освобождение Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Начало восстановительных работ в годы войны.

Смоляне - Герои Советского Союза. Памятники и памятные места Смоленщины, посвященные героическим событиям Великой Отечественной войны. Трудовые подвиги смолян. Литература о Великой Отечественной войне.

Послевоенные годы.(1 ч)

Материальные и людские потери Смоленщины в результате Великой Отечественной войны. Работа по восстановлению промышленности и транспорта. Помощь других областей и республик. Народные инициативы и трудовой героизм смолян.

Положение деревни после войны. Причины кризиса в сельском хозяйстве в 1945 - 1953 гг. Влияние партийных решений и проводившихся кампаний на жизнь деревни. Раскрестьянивание.

Экономический подъем второй половины 50-х - 60-х годов. (1ч)

Сентябрьский Пленум 1953 г., и его влияние на улучшение положения в смоленской деревне. Хрущевские реформы в области сельского хозяйства: за и против. Первый орден Смоленщины. Падение сельскохозяйственного производства в 1962 - 1964 годах и его причины.

Бурное промышленное строительство в 50-е годы. Новые города. Промышленность области в годы семилетки. Смоленский Совнархоз. Новые отрасли промышленности: радиотехническая, авиационная, автомобильная, химическая, электротехническая и др.

Народное просвещение, школьная реформа. Высшая школа, новые вузы. Средне-специальные учебные заведения; Театр, кино, художественная самодеятельность. Творческие союзы. Печать. Начало телевещания.

Наш край в 70 - 80-е годы. (1 ч)

Интенсивное промышленное строительство во второй половине 60-х — 70-е годы (электроэнергетика, приборостроение, радиоэлектроника, и др.). Влияние реформы 1965 г. на экономику области. Попытка перевода сельского хозяйства области на рельсы интенсификации. Постановление партии и правительства от 10 февраля 1971 г. "О мерах по развитию сельского хозяйства Смоленской области". Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство. Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства.

Общественно-политическая ситуация в области во второй половине 60-х - - 80-е годы. Партийный контроль над всей общественной жизнью и культурой. Награждение города Смоленска орденом "Отечественной войны" 1 степени и присвоение ему звания "Город-герой". Энтузиазм и социальная апатия. Постепенное падение старых ценностей и идеалов. Успехи и противоречия развития культуры.

Перестройка и общественно-политическая жизнь Смоленщины. Ситуация в области после 1991 года: политика в отношении собственности, религии, церкви.

Социально-экономическая обстановка – современные реалии и перспективы.

Повторение «Смоленский край в XX веке».

5 Календарно-тематическое планирование по курсу

 «История Смоленщины XX век» 9 класс (17ч.)

ТЕМА УРОКА 

Дата проведения

корректировка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Раздел 1. Смоленская губерния в начале  XX века.

Экономическое развитие Смоленщины в начале XX века.

Революция 1905-1907 гг. на Смоленщине.

Смоленщина типичная российская провинция. Новые явления в культуре.

Февральская революция 1917 г. на Смоленщине. Октябрьский переворот и становление Советской власти.

Гражданская война на территории края.

Военный коммунизм: политика и экономика.

Раздел 2. Смоленщина в СССР.

НЭП в деревне. Промышленность в 20-е гг.

Смоленщина в годы «Большого скачка» в социализм(1924-1941гг.). Индустриальное развитие.

Коллективизация сельского хозяйства.

Общественно-политическая жизнь и преобразования в области культуры в 20-30-е гг.

Смоленщина в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

Партизанская война на Смоленщине.

Послевоенные годы.

Развитие экономики в области во второй половине 50-х-60-е гг.

Наш край в 70-80-е гг.

Повторение  по теме «Смоленский край в XX веке».

6.  Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, используемой литературы.

  1. Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2012
  2. Исторический атлас Смоленской области. - Москва «Издательство ДИК», 2003
  3. Атрошенкова О.А. Рабочая тетрадь по курсу «История Смоленщины. XIX век» 8 класс- Смоленск СОИУУ, 2000
  4. Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. Методическое пособие для учителя. - Смоленск. СОИУУ, 2007

Смоленщина в 50-90-е годы 20 века.

1. Выбери правильную дату.

1.Орден Ленина Смоленская область получила в

а) 1945 году;

б) 1958 году;

в) 1978 году.

2. Орденом Отечественной войны первой степени Смоленск был награжден в

а) 1958 году;

б) 1961 году;

в) 1966 году.

3. Звание города-героя Смоленску было присвоено в

а) 1980 году;

б) 1986 году;

в) 1990 году.

2. Выбери правильный ответ.

1. Ведущей отраслью сельского хозяйства в 50-80 годы оставалось

а) льнозаводство;

б) зерновое хозяйство;

в) овощеводство;

2. Бурный рост промышленности в области происходил в

а) 50-е годы;

б) 60-70-е годы;

в) 80-е годы.

3. Первую награду – Орден Ленина – Смоленская область получила

а) за успехи в сельском хозяйстве;

б) за быстрое восстановление сети железных дорог;

в) за бурное промышленное строительство.

3. Согласны ли вы с утверждениями?

1. Ю.А. Гагарин был уроженцем Гжатского района.

2. Довоенный уровень производства был достигнут к 1950 году.

3. В Смоленске в настоящее время существует университет.

4. По какому принципу образованы ряды?

1. Химическая, автомобильная, радиотехническая, электротехническая.

2. С.Н. Бизунов; И.А. Денисенков; И.К. Слабковский.

3. А.А. Юкляевский; В.Н. Кабанов; Т.А. Калачевская.

5. Что лишнее в ряду?

1. а) ТЭЦ-1; б) ТЭЦ-2; в) Дорогобужская ГРЭС; г) Десногорская АЭС.

2. а) «Русская кузница»; б) «Смоленск – щит России»; в) «Русский лен»; г)»Современник».

3. «Родник»; б) «Гамаюн»; в) «Знание»; г) «Кругозор».

6. Расположи события в правильной последовательности.

1. Открытие памятника Василию Теркину.

2. Присвоение Смоленску звания города-героя.

3. Восстановление довоенного уровня производства.

4. Строительство Смоленской АЭС.

5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию сельского хозяйства на Смоленщине».

7. Вставь вместо пропусков нужные слова.

1. Довоенный уровень производства на Смоленщине был достигнут в … .

2. Крупнейшими предприятиями области являются Дорогобужский завод …, Сафоновский завод …, Рославльский завод…, Ярцевский … завод.

3. Большой популярностью в Смоленске пользуются ежегодные …, посвященные великому композитору … .

8. О ком идет речь?
Этот человек, уроженец Смоленской области, стал известен всему миру за 108 минут.

9. Соотнеси имя и сферу деятельности.

1) Н.И. Рыленков       а) театр

2) Н.А. Семенова       б) литература

3) Л.Е. Кербель          в) живопись

4) А.А. Юкляевский  г) скульптура
5) С.Т. Коненков

6) Т.А. Калачевская

7) В.И. Ружо

               Смоленщина в первой половине 19 в.

1. Выбери правильную дату.

1. Смоленское сражение произошло в 1812 году

а) 12 июня;

б) 4- августа;

в) 26 августа.

2. Смоленская гимназия была открыта в

а) 1804 году;

б) 1806 году;

в) 1812 году.

3. Первая в России губернская народнохозяйственная выставка проходила в Смоленске

а) в 1825 году;

б) в 1834-37 гг.;

в) в 1836-40 гг.

2. Выбери правильный ответ.

1. Родовое имение М. Глинки находилось

а) Хмелите;

б) Новоспасском;

в) Алексине.

2. Организатором народного ополчения на Смоленщине явился

а) Денис Давыдов;

б) помещики братья Лесли;

в) П. Энгельгардт.

3. Первый памятник героям войны 1812 года был поставлен в 1841г.

а) у Соборного холма;

б) у крепостной стены;

в) на территории современного Парка культуры и отдыха.

3. Согласны ли вы с утверждением?

1. На Смоленщине в первой половине 19 века расширялись посевы технических культур.

2. В первой половине 19 века Смоленщина превращалась в промышленную губернию.

3. Первое военное поселеление было создано на территории Смоленской губернии.

4. По какому принципу образованы ряды?

1. Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина, Степан Еременко.

2. Неверовский, Дохтуров, Раевский, Коновницын.

3. Пестель, Каховский, Якушин, Ф. Глинка.

5. Что является лишним в ряду?

1. а) Давыдов; б) Сеславин; в) Фигнер; г) Пестель.

2. а)«Руслан и Людмила»; б) «Жизнь за царя»; в) «Евгений Онегин».

3. а)«Сгонные дни»(месячина); б) «урочные положения»(барщина); в) использование наемной рабочей силы.

6. Расположи события в правильной последовательности.

1. Назначение командующим Кутузова.

2. «Львиное отступление» Неверовского под Красным.

3. Соединение двух армий в Смоленске.

4. Формирование народного ополчения.

5. Бой у Валутиной горы.

7. Вставьте вместо пропусков нужные слова.

1. Глава «Южного общества» … не раз приезжал на Смоленщину в родовое имение своей матери. Предполагают, что  здесь он работал над … .

2. Первая публичная библиотека в Смоленске была открыта при содействии поэта-драматурга, губернатора … .

3. Встреча двух русских армий в Смоленске разрушила планы Наполеона, так как не позволила ему … .

8. Кто обратился к смолянам со следующими словами:

«Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне»?

9. Соотнеси имена и события.

1. Предложил своим крестьянам освобождение от крепостной зависимости без земли.

2. Активно участвовал в событиях на Сенатской площади.

3. Был участником войны 1812 года.

4. Написал слова многих песен, известных и в наше время.

5. Открыл у себя в имении школу для крестьянских детей.

6. Был в числе пятерых казненных декабристов.

7. Организовал помощь голодающим крестьянам Рославльского уезда.

Смоленщина в период НЭПА и в годы первых пятилеток.

1. Выбери правильную дату.

1. «Смоленское дело» произошло в

а) 1921 году;

б) 1928 году;

в) 1929 году.

2. Образование Западной области произошло в

а) 1928 году;

б) 1929 году;

в) 1937 году.

3. Расстрел польских офицеров в Катыни произошёл в

а) 1937 году;

б) 1910 году;

в) 1941 году.

2.  Выбери правильный ответ.

1. В годы НЭПА на Смоленщине основную часть промышленной продукции давали предприятия

а) государственные;

б) частные;

в) арендные.

2. Самой крупной стройкой первых пятилеток на Смоленщине была

а) ТЭЦ-1;

б) ж/д Вязьма-Брянск;

в) льнокомбинат.

3. «Смоленский нарыв» - это

а) раскрытие антисоветского заговора;

б) чистка партийного, советского и хозяйственного актива;

в) борьбы против бухаринско-чаяновских идей;

г) массовые репрессии сталинского периода.

3. Согласны ли вы с утверждением?

1. В начале НЭПа на Смоленщине был только один трактор.

2. В результате коллективизации на Смоленщине резко возросла урожайность зерновых.

3. В предвоенные годы промышленное строительство на Смоленщине сократилось, так как на ее территории не было оборонных заводов.

4. По какому принципу образованы ряды?

1. Гостиница «Смоленск», драматический театр, клуб железнодорожников, клуб завода им. Калинина.

2. «Дело церковников», «Дело работников губисполкома», «Дело учителей г. Демидова», «Дело животноводов».

3. Брянская и Смоленская губернии, ряд уездов Тверской, Калужской, Ленинградской губерний и часть Орловского округа.

5. Что является лишним в ряду?

1. а) Н.И. Бухарин; б) И.П. Румянцев; в) Г.Д. Ракитов.

2. а) льнокомбинат; б) мясокомбинат; в) швейная фабрика; г) керамический завод Будникова.

3. а) музей природы; б) музей истории; в) художественная галерея; г) музей льна.

6. Расположи события в правильной последовательности.

1. Начало сплошной коллективизации на Смоленщине.

2. Образование Смоленской области.

3. Начало строительства льнокомбината.

4. «Смоленский нарыв».

5. Катынская трагедия.

7. Вставь вместо пропусков нужные слова.

1. В 20-30 гг. вышли в свет сборники произведений смоленских поэтов … .

2. На Смоленщине в годы НЭПа были сильны … идеи, допускающие ставку на зажиточного крестьянина.

3. В 1922 году все высшие учебные заведения Смоленска объединились на базе … . В 1930 г. Он был разделен на … .

8. О ком идет речь?

Уроженец Смоленщины, написавший слова популярной песни, особенно известной в годы Великой Отечественной войны. Именем героини этой песни назвали оружие.

9. Соотнеси события и периоды.

1. Создание товарной биржи в Смоленске.   а) НЭП

2. Массовая коллективизация.                        б) первые пятилетки

3. Создание образцово-показательных Колхозов для пропаганды Коллективного труда.

4. «Дело церковников».

5. Реконструкция завода им. Калинина.

6. Переход ко всеобщему начальному

образованию

Критерии оценок

ОТЛИЧНО:

называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

объясняет смысл и значение исторических понятий

излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

называет даты важнейших событий

называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях,

соотносит единичные исторические факты и общие явления

объясняет смысл важнейших исторических понятий,

излагает суждения о причинно - следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

называет даты важнейших событий

называет место. Обстоятельства важнейших событий

читает историческую карту с опорой на легенду

рассказывает устно об исторических событиях,

объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

не может назвать ни одной важной даты

не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

не может читать историческую карту

не может объяснить смысл важнейших понятий

:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 7 класс

Тематическое планирование...

рабочая программа по истории 5 класс

рабочая  программа по истории 5 класс...

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...

Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 7 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс...

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс

Рабочая программа по истории Смоленщины 9 класс...