Значение игры в обучении детей младшего дошкольного возраста
статья на тему

Зарипова Эндже Наилевна

Что же такое игра? Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс  привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение игры в обучении детей младшего школьного возраста по английскому языку.

Обучение младших школьников иностранному языку вызвано стремлением использовать потенциальные возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком, в расчете на получение более высокой результативности обучения предмету с целью удовлетворения существующих в обществе потребностей иноязычного общения в различных сферах деятельности.

Обучение детей младшего школьного  возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображению, эмоций, использование иноязычной речи для выражения и понимания мысли.

Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультуре, а также воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Иностранный язык способствует развитию у ребенка слухового восприятия. Правильно организованные уроки иностранного  языка достаточно эмоциональны, способствуют возможности  снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка к его общению с детьми и учителем. Особенно в игре ребенок хорошо проявляет способности. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка. Вот одна из главных причин, по которой ранний возраст предпочтителен для изучения иностранного языка.

Процесс обучения иностранному языку вносит коммуникативную направленность, строится на устной основе, происходит в игровой форме с использованием стихов, песен, считалок на изучаемом иностранном языке.

Всем упражнениям, обучающим устноязычному общению, придается коммуникативно-ситуативная обусловленность. Эффективности обучения способствует максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения.

Для реализации этих целей необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы урок стал эмоциональным, интересным, дающим возможность познания.

Что же такое игра? Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс  привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.

По мнению психологов, игровая мотивация, должна быть представлена у в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Игра, как говорил Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено, в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра это: 1. Деятельность. 2. Мотивированность.3. Индивидуальная деятельность. 4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.5. Развитие психических функций и способностей. 6. Обучение с увлечением.

Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными. Их источником могут стать рассказы, сказки и диафильмы, а также фильмы и мультфильмы. Однако дети не должны играть все время в одну и ту же игру, так как это мешает их развитию воображения и творческих способностей. Ролевые игры помогают сконцентрировать внимание на объектах (животные, вещи, персонажи).

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

Организовывая и проводя игры, следует помнить об индивидуальных особенностях психики ребенка, его темпераменте. Сангвиник, например, обладает повышенной реактивностью. Громко хохочет по незначительному поводу. Несущественный факт может рассердить его. Очень активен и работоспособен. Быстро усваивает материал. Холерик обладает высокой активностью, необуздан, несдержан, вспыльчив. Флегматик терпелив, выдержан, медлителен. Меланхолик часто плачет, болезненно чувствителен. Голос  тихий. Легко утомляется.

Дети любят участвовать в разных инсценировках, играх-драматизациях. Такой вид игры требует от ребенка исполнения какой-либо роли. Она стимулирует воображение, знание лексики. Для игр-драматизаций можно использовать различные куклы, игрушки с помощью которых дети разыгрывают сюжетные игры. Это могут быть сказки или разные придуманные ситуации. Для таких игр так же подойдет использование разнообразных масок. Их можно купить, сделать самим, что тоже добавляет интерес в процесс творческой деятельности. Участие  в подобной игре стимулирует к развитию всех психических, познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей.

Следует сказать, что наглядность играет немаловажную роль в процессе освоения материала. Все  средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, а также жесты) создают эффект присутствия какой-либо конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. Для этого я использую игрушки, картинки, пособия, которые я делаю сама, маски,  пособия с изображением различных животных, героев различных мультфильмов, карточки  с числительными и математическими примерами, таблицы, домино по многим темам. Тем самым создавая атмосферу иностранного языка на уроке.

Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять вид деятельности в течение одного урока. Потребность двигаться у детей есть всегда. Эти игры бывают разными: игры-танцы, игры-песни, национальные игры, игры с мячом. (Миронова)

Совершенно очевидно, что маленького ребенка не усадишь за список из 10-15 слов и не заставишь их зубрить. Просто вводить вырванные из контекста слова  с последующей их отработкой в упражнениях весьма малоэффективно. Если ребенок смог сказать на английском что хотел, не обращаясь к учителю, то он чувствует полное удовлетворение и это может стать мотивацией для него в дальнейшем. Именно поэтому лексику нужно давать не в достаточном количестве, а в избыточном. Например, при описании одежды детям хочется рассказать, что юбка у них в клеточку, свитер в  полосочку, а платье в белый горошек, но лексики для этого недостаточно. Ребенок не чувствует удовлетворения от своего высказывания, ведь он ежесекундно должен обращаться к учителю за нужным словом. А вот если заранее дать необходимые слова: striped, checked, spotted или with white stripes, black checks, pink spots, они, во-первых, их запомнят и будут знать, а во0вторых, получат удовлетворение от возможности высказаться именно так, как им вздумалось.

Ставя перед собой цель отработать грамматику, совсем неплохо и это облечь в игровую форму, или же наоборот: уже известную игру подогнать под грамматический материал. Так, например, игра « Маша-растеряша», придуманная для закрепления местоимений here, there и вопроса типа Where is my tiger?  

Where is my scarf? , в которой  Маша (любой ребенок) ищет игрушки или одежду.

При изучении английского языка нужно учитывать, что многие согласные и гласные звуки английского языка отличаются от звуков русского языка, так как произносятся при другом расположении  языка и мышц рта. Поэтому важно слушать и повторять английскую речь. Например, можно слушать и петь английские детские песни.

Использование песен - один из самых эффективных методов изучения языка - это ритмо- музыкальный компонент программы.

Все дети любят петь, песни создают хорошее настроение, запоминание в процессе  пения идет непринужденно и легко. Мы можем использовать песни для изучения новых слов и повторения изученного. Важно во время пения использовать жесты или движения, помогающие ребенку запоминать слова песен. Сначала вы даете возможность послушать песню, познакомиться с мелодией и ритмом, потом вы сами споёте и показываете жесты или движения, вы споете песню уже несколько раз, и к этому моменту ребенок запомнит слова песни.  Те с ребенком английские песни, смотрите мультфильмы и видео. (Литвиненко)

Обдуманное использование игр помогает мне в обучении детей иностранному языку, делая урок эмоциональным, увлекательным, что способствует более быстрому и прочному усвоению иноязычных слов.

Но, используя игры, всегда помню:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогически и психологически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учеников.
  3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.
  4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке. (Миронова)

Поэтому я применяю игры планово и в меру, целесообразно. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Раннее обучение иностранным языкам способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Влияет на развитие внимания, восприятия, памяти, представления,  воображения и мышления.
  2. Организовывая урок иностранного языка в начальной школе, учитывая уровень развития познавательных процессов детей, необходимо использовать игры, которые способствуют созданию соответствующего психологического климата на уроке, решают проблемы обучения, развивают познавательную и речевую активность детей.
  3. Игры должны быть самые разнообразные для того, чтобы их можно было применять с разными целями при обучении фонетике, и грамматике, и лексике.
  4. На уроках иностранного языка необходимо использовать наглядность, которая стимулирует процесс обучения и развитие познавательных процессов.

В заключение, мне бы хотелось обратить ваше внимание на принципы методики Ш. А. Амонашвили, данные в его книге «Здравствуйте, дети!» по обучению грузинских детей русскому языку можно успешно применить в обучении любому иностранному языку. «Во-первых, детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке нетрудно, хотя на самом деле это не так уж легко.

Во-вторых, нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство , что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на нем.

В-третьих, в процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации  «неучебного» характера, то есть такие, когда ребенок не чувствует, что его обучают иноязычной речи, и тогда ребенок начнет общаться потому, что ему захочется что-то сообщить , поговорить с учителем, друзьями».

Библиография

  1. Миронов В. Г. Открытые уроки и праздники на английском языке-Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 98 с.
  2. Амамджян Ш.Т. Играя, учись. М.: Просвещение, 1986.
  3. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения.// ИЯШ. 1996. №3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течении многих десятилетий, при...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста  в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...

Пальчиковые игры – как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

презентация: Пальчиковые игры-как средство развития детей младшего школьного возраста...