ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
статья на тему

Трусова Т.Г.

В настоящее время для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testirovanie_kak_metod_pedagogicheskogo_kontrolya.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Орехова Наталья Алексеевна

студент 3 курса

специальности 44.02.06

Профессиональное обучение (по отраслям)

научный руководитель Т.Г. Трусова

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка знаний - необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех.

В настоящее время для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. В литературе встречается следующее определение тестов.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности обучающихся, т.е. оценить степень и качество достижения целей обучения (целей изучения).

       Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

       Тесты достижений отличаются от  психологических тестов. Их отличие состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным ограниченным определенными рамками, учебным материалом. Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения обучающегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, таблицами, энциклопедиями и словарями.

Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность компьютерной обработки данных и др.

Основным недостатком групповых тестов является снижения возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых таким, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется преподавателями в нашем учебном заведении для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки обучающихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

После проведения статистических исследований по изучению тестирования как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий. Они помогают определить, владеет ли обучающейся  основными понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания помогают ему при решении практических задач. Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе - 1 или 0.В «открытой форме»  тест заданий с многовариантными ответами. Развивает у обучающихся потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения - умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Внедрение тестовой формы контроля по учебной дисциплине должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме проводится только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включаеть задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются, прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Если сравнивать тестовую форму контроля с наиболее распространенной формой экзамена-диалога «преподаватель-студент», то она обладает рядом преимуществ: объективность, валидность, простота, демократичность, массовость и кратковременность, управляемость, технологичность. Однако на ряду с достоинствами следует отметить и недостатки: трудность создания хорошего теста, отсутствие при проведении тестирования возможности для использования диалога студента с преподавателем, отсутствие при проведении компьютерного тестирования открытых вопросов.

Проанализировав эффективность использования метода тестирование в учебном процессе, пришли к выводу что работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.

Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста - соответствие программе и реальным возможностям обучающихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий.

Если соответствие программе можно проверить, анализируя только литературу, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только после проверки в реальном эксперименте.

Во-вторых, составленные тесты необходимо апробировать несколько раз, чтобы отобрать из них наиболее представительные, наиболее информативные с точки зрения диагностики «готовности».

В третьих системное внедрение тестов затрудняется в связи с относительной сложностью создания качественного теста.

 Проанализировав результат выявили, что при выборе контроля нужно ориентироваться на уровень  обучаемости студентов. Это наглядно показано на диаграмме. При проведение  текущего контроля в разных формах в двух группах по одной и той же  теме  в виде фронтального опроса  и тестирования. Эксперимент показал результат в группе  ЛС-2115-о при тестирование средний балл 4,5 , а в группе СД- 2115-о при фронтальном опросе средний балл 3,9.

Диаграмма определения эффективности применения тестовой формы контроля

Поэтому тестовый контроль не может и недолжен стать повсеместным, заменив собой все иные формы.

Комплексное использование тестовых и традиционных форм контроля учебной деятельности студентов в конечном счете направлено на повышение качества знаний и умений.

Список литературы

  1. Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Методические рекомендации по реализации требований к программно-дидактическим тестовым материалам в процессе внедрения системы тестирования учебных достижений студентов в вузе/ М.В.Артамонова, А.А.Киринюк, И.Б.Назарова, Т.Н.Тягунова.- М., 2006.- 83 с.;
  2. Васильев В.И., Киринюк А.А., Тягунова Т.Н. Требования к программно- дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования/ В.И.Васильев, А.А.Киринюк, Т.Н. Тягунова. - М.: МГУП, 2005. - 29 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический контроль и оценивание студентов».

В  статье:  «Педагогический  контроль и оценивание студентов» говорится о том, что контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.Возникнув на з...

комплект тестов педагогического контроля

комплект тестов педагогического контроля...

Электронное тестирование как метод промежуточного и итогового контроля

Промежуточный и итоговый контроль являются неотъемлемой частью учебного процесса, без них невозможна эффективная обратная связь между преподавателем и учеником.В настоящее время, в связи с активным вн...

Комплект оценочных листов для педагогического контроля учебной практики по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»

Комплект оценочных листов разработан на каждое занятие для учебной практики, проводимой в учебном кулинарном цехе и предназначен для наглядности выставления оценки....

Особенности педагогического контроля качества усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – соста...

Метод пооперационного контроля или критерий выставления оценки на лабораторно-практических занятиях по технологии.

Разработка методики пооперационного контроля для образовательной области "Технология" при выполнении лабораторно-практических занятий, где практические умения и навыки занимают ведущее место...