"Стрекоза и Муравей" И.А.Крылова к уроку литературного чтения.
учебно-методический материал по теме

Костюк Ирина Владимировна

Материал для методики работы с текстом на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_kostyuk.ppt1.62 МБ
Microsoft Office document icon statya_i.a.krylova.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация конспекта урока литературного чтения Разработала Костюк И.В.

Слайд 3

Тема урока: « И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей " » Цель урока: ознакомить детей с новой басней И.А.Крылова, закреплять навыки выразительного чтения и анализа текста басни.

Слайд 4

Задачи урока: Образовательные: - ознакомить детей с новой басней И.А.Крылова ознакомить с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения. Развивающие: - развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей, - формировать умение слушать и оценивать ответы товарищей. Воспитывающие: - воспитывать интерес к чтению; - формировать нравственные представления детей о добре и зле, трудолюбии, лени.

Слайд 5

Планируемые образовательные результаты: Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню. Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Слайд 6

Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; Регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Слайд 7

Структура урока 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Работа с иллюстрацией. 3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы: 3.1. Речевая разминка 3.2. Парная работа. 3.3. Проверка работы. 3.4. Физминутка. 3.5.Самостоятельная индивидуальная работа 4.Этап открытия нового знания: 4.1. Работа в группах и повторение правил групповой работы 4.2. Самостоятельная работа в группах. 5.Этап применения нового знания: 5.1.Викторина по вопросам, которые дети обсудили в группах. 5.2. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория» 5.3. Составление иллюстрации из пазлов, работа с иллюстрацией 6.Рефлексия. Итог урока: 6.1. Вывод по проблеме 6.2. Самооценка 7. Домашнее задание: выразительное чтение басни наизусть, придумать свой конец басни, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию).

Слайд 9

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Слайд 13

Памятка к работе над басней 1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым?



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Я хотела бы представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Методика работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению. Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту, развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески.

Добиваясь поставленной в работе цели, мы обратились к работам Марины Ивановны Омороковой, которая провела анализ методов и приемов совершенствования процесса чтения в начальной школе, Марии Петровны Воюшиной, представившей свою методику анализа художественного произведения, Валентины Анатольевны Лазаревой – автора технологии анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.

Несмотря на удачные поиски и находки, такие проблемы, как особенности восприятия учениками начальной школы художественной литературы и развитие их творческой активности и самостоятельности, остаются актуальными.

Объект данного исследования – педагогические условия обучения литературному чтению в условиях начальной школы.

Предмет исследования – методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть психолого-педагогические основы работы с художественными текстами на уроках литературного чтения для эффективного усвоения их содержания младшими школьниками.

Гипотеза исследования - использование на уроках литературного чтения в начальной школе технологии осмысленного развивающего чтения художественных произведений поможет сформировать у младших школьников умение устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного, понимать художественный текст и видеть позицию автора.

Задачи исследования:

  1.  проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме анализа художественных произведений в начальных классах;
  2.  раскрыть психологические основы восприятия художественной литературы младшими школьниками;
  3.  проанализировать методические закономерности работы с художественными произведениями в начальных классах;

  1.  описать методику работы с произведениями разных жанров на этапах первичного и вторичного анализа и синтеза художественных произведений;
  2.  сделать подборку методических материалов по теме работы.

В первом разделе выпускной квалификационной работы мы анализировали научные основы анализа художественных произведений в начальных классах.

Учебные программы строят методику обучения литературному чтению на двух ведущих принципах: художественно – эстетическом и литературоведческом. Первый принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения. Внимание детей привлекается к тому, что   перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения  словесного искусства. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип находит своё выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.

Второй раздел нашего исследования был посвящен описанию методики чтения и анализа художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе.

Основными этапами урока литературного чтения с целью анализа художественного произведения являются:

  1. Подготовка к чтению
  2. Первичное целостное восприятие произведения
  3. Проверка первичного восприятия
  4. Анализ понимания содержания текста, главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.

Полноценное  восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения. Громкое чтение в виде выборочного чтения должно иметь место на всех этапах урока.   Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, на базе которой ведётся анализ произведения.

Цель беседы по содержанию произведения – добиться отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. Беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов, которые можно разделить на следующие группы. Например, по сказке К. Чуковского «Федорино горе» проводится такая беседа:

  1. представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?).
  2. Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры?).
  3. Выяснение Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала?).
  4. Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?).
  5. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?).
  6. Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды).

Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, отношения автора к тому, что он изображает. Обсуждению на уроке подлежат мотивы, обстоятельства, последствия поступков героев, описание внешности персонажей, их переживаний, особенности композиции.

Анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности. Например, основу рассказа как эпического произведения составляет изображение персонажей, действующих в определённых обстоятельствах. Автор выражает своё отношение к жизни не прямо, а опосредованно, через описание поступков, переживаний, размышлений героев.

Структурными элементами анализа художественного произведения являются:

  1. Определение жанровой разновидности произведения (рассказ, стихотворение, басня, былина, сказка…).
  2. Установление темы произведения.
  3. Восстановление сюжета:   пролог,  завязка,  развитие действий, кульминация,   развязка, эпилог.

4.  Раскрытие композиционных особенностей текста: последовательная, повествовательно-описательная, драматургическая или разрозненная композиция.

5.  Составление описания художественных образов произведения: портрет героя, его речь, поступки и отношения, пейзажи и интерьеры.

6.  Проведение анализ языка, выделение трудных слов для чтения или для понимания слова, образных выражений, ключевых слов и выражений.

  1. Формирование идейных выводов произведения.  

Таким образом, уроки литературного чтения являются благоприятной средой для обучения младших школьников работе с художественными текстами.

В качестве приложения к выпускной квалификационной работе  нами были разработаны 4 конспекта уроков по анализу следующих художественных  произведений: сказки А.С.Пушкина в 1 классе, стихотворения о первом снеге русских поэтов во 2 классе, рассказ Л.Н.Толстого « Лев и собачка» в 3 классе, басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» в 4 классе, на котором я хотела бы остановиться подробнее.

(слайд 2)

Тема урока: ««Иван Андреевич Крылов "Стрекоза и Муравей "». Цель урока: ознакомить детей с новой басней И.А.Крылова, закреплять навыки выразительного чтения и анализа текста басни. 

 (слайд 3)

Среди задач хотелось бы выделить образовательную задачу - закреплять умение работать с текстом басни.

(слайд 4)

Среди планируемых образовательных результатов остановлюсь на познавательном универсальном учебном действии: учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.

(слайд 5)

Задачи урока реализуются в следующих этапах:

1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4.Этап открытия нового знания:
5.Этап применения нового знания:
6. Итог урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание

(слайды 6, 7)

На этапе актуализации знаний детей проводится работа с иллюстрациями. После того, как дети вспомнили, что такое басня и кто такие баснописцы, они должны рассмотреть предложенные иллюстрации к басням и назвать имя их автора. Далее идет краткий рассказ учителя о великом русском баснописце.

(слайд 8)

После прослушивания басни «Стрекоза и Муравей» школьники получают задание прочитать басню в учебнике самостоятельно и ответить на вопрос: сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет). Учитель организует
небольшое исследование в группах по плану, указанному в памятке к работе с басней.

(слайды 9,10)

Дети работают самостоятельно, итогом работы становится викторина, где задаются такие вопросы, как, например:

Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

Как изобразил И.А. Крылов Муравья? (Трудолюбивый. мудрый.).

(слайд 11)

На этапе применения нового знания проводится работа над осознанием морали басни. Из пазлов дети должны составить полную иллюстрацию. Они приходят к выводу, что здесь описан заключительный момент басни. Они должны сказать, из чего это понятно, озаглавить иллюстрацию так, чтобы можно было считать эти слова моралью басни.

(слайд 12)

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что выпускная квалификационная работа и приложение к ней соответствуют требованиям ФГОС НОО. Мы считаем задачи исследования выполненными, цель достигнутой, гипотезу доказанной. Технология  осмысленного развивающего чтения художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе поможет сформировать у младших школьников умение устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного, понимать художественный текст и видеть позицию автора.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Урок литературного чтения

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»                         1 кл...

Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.

Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка.  С 2009 год...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...