Урок литературного чтения
план-конспект урока по теме
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»
1 класс
Учитель: Дыленок Лариса Викторовна
Урок литературного чтения, посвящённый
году русского языка и литературы
Цель: формировать и развивать у детей любознательность и интерес к чтению книг.
Дети читают стихи:
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Учитель: Итак, дорогие ребята! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском. Знаете ли вы сказки этого писателя?
Дети: Да!
Учитель: А вот я сейчас проверю, действительно ли вы знаете эти сказки. Попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам гости?
(На доске иллюстрации к сказкам Чуковского. Дети называют героев.)
Учитель: Хорошо! Но это ещё не всё. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и вспомнить строчку из произведения, в котором о ней говорится:
1. Телефон. (У меня зазвонил телефон)
2. Воздушный шарик. (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло. (Тут и мыло подскочило)
4. Блюдце. (А за ними блюдца, дзынь ля-ля)
5. Калоша. (Пришлите мне дюжину новых калош)
6. Термометр (И ставит, и ставит им градусники)
Учитель: Ну, вы, конечно, молодцы! Но всё же убедились, что помните не совсем всё. Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас125 лет.
Однажды, гуляя в парке Корней Иванович увидел очень толстого человека, который сидел и ел пирожки. И ему на ум пришла идея написать стихотворение про человека, который очень много ел. Я его вам прочитаю.
(Учитель читает стихотворение «БАРАБЕК»)
Учитель: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.»
Сейчас мы с вами вместе будем их угадывать.
ЗАГАДКИ:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»
(Учитель читает отрывок из сказки «КРОКОДИЛ»)
Учитель: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы.
Отдыхая на Чёрном море, Корней Иванович продолжал сочинять свои произведения. Во время купания в море, он заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи:
«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?»
Учитель: Из какой сказки эти строки?
Дети: «Айболит»
(Учитель читает отрывок из сказки «АЙБОЛИТ»)
Учитель: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».
(Учитель читает отрывок из сказки «ФЕДОРИНО ГОРЕ»)
Учитель: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!»
Учитель: Из какого произведения эти строки?
Дети: «Мойдодыр».
(Учитель читает отрывок из сказки «МОЙДОДЫР»)
Учитель: Ребята, к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
(В класс заходит ученик в костюме доктора Айболита)
Учитель: Он принёс для вас задания, а вы постарайтесь их выполнить.
ВИКТОРИНА:
1. Что купила Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?
(Самовар)
2. Кто спас Муху – Цокотуху?
(Комар)
3. Что росло на Чудо – дереве?
(Чулки да башмаки)
4. В какой сказке котята захрюкали, а свинки замяукали?
(«Путаница»)
5. Почему посуда сбежала от Федоры?
(Она была неряхой)
6. Кто не испугался Таракана и съел его?
(Воробей)
7. Кто хотел съесть непослушных Таню и Ваню?
(Бармалей)
8. Почему стало темно, что случилось с солнцем?
(Крокодил проглотил солнце)
Дети читают стихи:
По книжкам мы учились понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать весёлые эти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»
1 класс
Учитель: Дыленок Лариса Викторовна
Урок чтения, посвящённый
году русского языка и литературы
Цель: формировать и развивать у детей любознательность и интерес к чтению книг.
Дети читают стихи:
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Учитель: Итак, дорогие ребята! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском. Знаете ли вы сказки этого писателя?
Дети: Да!
Учитель: А вот я сейчас проверю, действительно ли вы знаете эти сказки. Попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам гости?
(На доске иллюстрации к сказкам Чуковского. Дети называют героев.)
Учитель: Хорошо! Но это ещё не всё. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и вспомнить строчку из произведения, в котором о ней говорится:
1. Телефон. (У меня зазвонил телефон)
2. Воздушный шарик. (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло. (Тут и мыло подскочило)
4. Блюдце. (А за ними блюдца, дзынь ля-ля)
5. Калоша. (Пришлите мне дюжину новых калош)
6. Термометр (И ставит, и ставит им градусники)
Учитель: Ну, вы, конечно, молодцы! Но всё же убедились, что помните не совсем всё. Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас125 лет.
Однажды, гуляя в парке Корней Иванович увидел очень толстого человека, который сидел и ел пирожки. И ему на ум пришла идея написать стихотворение про человека, который очень много ел. Я его вам прочитаю.
(Учитель читает стихотворение «БАРАБЕК»)
Учитель: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.»
Сейчас мы с вами вместе будем их угадывать.
ЗАГАДКИ:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»
(Учитель читает отрывок из сказки «КРОКОДИЛ»)
Учитель: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы.
Отдыхая на Чёрном море, Корней Иванович продолжал сочинять свои произведения. Во время купания в море, он заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи:
«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?»
Учитель: Из какой сказки эти строки?
Дети: «Айболит»
(Учитель читает отрывок из сказки «АЙБОЛИТ»)
Учитель: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».
(Учитель читает отрывок из сказки «ФЕДОРИНО ГОРЕ»)
Учитель: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Стыд и срам!»
Учитель: Из какого произведения эти строки?
Дети: «Мойдодыр».
(Учитель читает отрывок из сказки «МОЙДОДЫР»)
Учитель: Ребята, к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
(В класс заходит ученик в костюме доктора Айболита)
Учитель: Он принёс для вас задания, а вы постарайтесь их выполнить.
ВИКТОРИНА:
1. Что купила Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?
(Самовар)
2. Кто спас Муху – Цокотуху?
(Комар)
3. Что росло на Чудо – дереве?
(Чулки да башмаки)
4. В какой сказке котята захрюкали, а свинки замяукали?
(«Путаница»)
5. Почему посуда сбежала от Федоры?
(Она была неряхой)
6. Кто не испугался Таракана и съел его?
(Воробей)
7. Кто хотел съесть непослушных Таню и Ваню?
(Бармалей)
8. Почему стало темно, что случилось с солнцем?
(Крокодил проглотил солнце)
Дети читают стихи:
По книжкам мы учились понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней –
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать весёлые эти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-265129-1528788512.jpg)
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396373-1391319772.jpg)
Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.
Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка. С 2009 год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-819200-1663693092.jpg)
Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-164854-1698755690.jpg)
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...
Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".
Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-1445624-1671640955.jpg)
Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...