Урок литературного чтения
план-конспект урока по теме

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

                         1 класс          

   Учитель: Дыленок Лариса Викторовна

Почитайте нам  сказки дедушки Корнея.

                    

         Урок литературного чтения, посвящённый

              году русского языка  и литературы

                 

Цель: формировать и развивать у детей любознательность и интерес к чтению книг.                              

 

                                 Дети читают стихи:

 

В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролёт.

Были те сказки наперечёт;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

 

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали –

От них они этих героев узнали.

 

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

 

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

 

 

 

Учитель: Итак, дорогие ребята! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском. Знаете ли вы сказки этого писателя?

Дети: Да!

Учитель: А вот я сейчас проверю, действительно ли вы знаете эти сказки. Попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам гости?

(На доске иллюстрации к сказкам Чуковского.  Дети называют героев.)

Учитель: Хорошо! Но это ещё не всё. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и вспомнить строчку из произведения, в котором о ней говорится:

 

1. Телефон. (У меня зазвонил телефон)

2. Воздушный шарик. (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)

3. Мыло. (Тут и мыло подскочило)

4. Блюдце. (А за ними блюдца, дзынь ля-ля)

5. Калоша. (Пришлите мне дюжину новых калош)

6. Термометр (И ставит, и ставит им градусники)

 

Учитель: Ну, вы, конечно, молодцы! Но всё же убедились, что помните не совсем всё. Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.

Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас125 лет.

Однажды, гуляя в парке Корней Иванович увидел очень толстого человека, который сидел и ел пирожки. И ему на ум пришла идея написать стихотворение про человека, который очень много ел.  Я его вам прочитаю.

               (Учитель читает стихотворение «БАРАБЕК»)

Учитель: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.»

Сейчас мы с вами вместе будем их угадывать.

                                    

                                                      ЗАГАДКИ:

                                       Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

             (Учитель читает отрывок из сказки «КРОКОДИЛ»)

Учитель: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы.

Отдыхая на Чёрном море, Корней Иванович продолжал сочинять свои произведения. Во время купания в море, он заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи:

                       «О, если я утону, если пойду я ко дну,

                         Что станется с ними, больными,

                         С моими зверями лесными?»

Учитель: Из какой сказки эти строки?

Дети: «Айболит»

            (Учитель читает отрывок из сказки «АЙБОЛИТ»)

Учитель: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».

               (Учитель читает отрывок из сказки «ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Учитель: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

                       Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

                       А нечистым трубочистам стыд и срам!

                       Стыд и срам!»

Учитель: Из какого произведения эти строки?

Дети: «Мойдодыр».

       (Учитель читает отрывок из сказки «МОЙДОДЫР»)

Учитель: Ребята, к нам на урок  пришёл гость. Отгадайте, кто это?

                                   Лечит маленьких детей,

                                   Лечит птичек и зверей.

                                   Сквозь очки на всех глядит

                                   Добрый доктор…

                                                              (Айболит)

        (В класс заходит ученик в костюме доктора Айболита)

Учитель: Он принёс для вас задания, а вы постарайтесь их выполнить.

                             

                                         ВИКТОРИНА:

 

1. Что купила Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?

                                                                        (Самовар)

2. Кто спас Муху – Цокотуху?

                                                (Комар)

3. Что росло на Чудо – дереве?

                                       (Чулки да башмаки)

4. В какой сказке котята захрюкали, а свинки замяукали?

                                                                     («Путаница»)

5. Почему посуда сбежала от Федоры?

                                                         (Она была неряхой)

6. Кто не испугался Таракана и съел его?

                                      (Воробей)

7. Кто хотел съесть непослушных Таню и Ваню?

                                                           (Бармалей)

8. Почему стало темно, что случилось с солнцем?

                                                  (Крокодил проглотил солнце)   

 

 

 

 

                                       Дети читают стихи:

 

По книжкам мы учились понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того кто умнее.

 

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать весёлые эти.

                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.i.chukovskiy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

                         1 класс          

   Учитель: Дыленок Лариса Викторовна

                     

                     Урок чтения, посвящённый

              году русского языка  и литературы

                 

Цель: формировать и развивать у детей любознательность и интерес к чтению книг.                             

                                 Дети читают стихи:

В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролёт.

Были те сказки наперечёт;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали –

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Учитель: Итак, дорогие ребята! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском. Знаете ли вы сказки этого писателя?

Дети: Да!

Учитель: А вот я сейчас проверю, действительно ли вы знаете эти сказки. Попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам гости?

(На доске иллюстрации к сказкам Чуковского.  Дети называют героев.)

Учитель: Хорошо! Но это ещё не всё. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежала эта вещь, но и вспомнить строчку из произведения, в котором о ней говорится:

1. Телефон. (У меня зазвонил телефон)

2. Воздушный шарик. (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)

3. Мыло. (Тут и мыло подскочило)

4. Блюдце. (А за ними блюдца, дзынь ля-ля)

5. Калоша. (Пришлите мне дюжину новых калош)

6. Термометр (И ставит, и ставит им градусники)

Учитель: Ну, вы, конечно, молодцы! Но всё же убедились, что помните не совсем всё. Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского и его замечательные книги.

Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему исполнилось бы сейчас125 лет.

Однажды, гуляя в парке Корней Иванович увидел очень толстого человека, который сидел и ел пирожки. И ему на ум пришла идея написать стихотворение про человека, который очень много ел.  Я его вам прочитаю.

               (Учитель читает стихотворение «БАРАБЕК»)

Учитель: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.»

Сейчас мы с вами вместе будем их угадывать.

                                     

                                                      ЗАГАДКИ:

                                       Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Учитель: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как- нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

             (Учитель читает отрывок из сказки «КРОКОДИЛ»)

Учитель: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы.

Отдыхая на Чёрном море, Корней Иванович продолжал сочинять свои произведения. Во время купания в море, он заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у него сами собой сложились стихи:

                       «О, если я утону, если пойду я ко дну,

                         Что станется с ними, больными,

                         С моими зверями лесными?»

Учитель: Из какой сказки эти строки?

Дети: «Айболит»

            (Учитель читает отрывок из сказки «АЙБОЛИТ»)

Учитель: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».

               (Учитель читает отрывок из сказки «ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Учитель: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

                       Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

                       А нечистым трубочистам стыд и срам!

                       Стыд и срам!»

Учитель: Из какого произведения эти строки?

Дети: «Мойдодыр».

       (Учитель читает отрывок из сказки «МОЙДОДЫР»)

Учитель: Ребята, к нам на урок  пришёл гость. Отгадайте, кто это?

                                   Лечит маленьких детей,

                                   Лечит птичек и зверей.

                                   Сквозь очки на всех глядит

                                   Добрый доктор…

                                                              (Айболит)

        (В класс заходит ученик в костюме доктора Айболита)

Учитель: Он принёс для вас задания, а вы постарайтесь их выполнить.

                             

                                         ВИКТОРИНА:

1. Что купила Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?

                                                                        (Самовар)

2. Кто спас Муху – Цокотуху?

                                                (Комар)

3. Что росло на Чудо – дереве?

        (Чулки да башмаки)

4. В какой сказке котята захрюкали, а свинки замяукали?

                                                                     («Путаница»)

5. Почему посуда сбежала от Федоры?

                                                         (Она была неряхой)

6. Кто не испугался Таракана и съел его?

                                      (Воробей)

7. Кто хотел съесть непослушных Таню и Ваню?

                                                           (Бармалей)

8. Почему стало темно, что случилось с солнцем?

                                                  (Крокодил проглотил солнце)        

                                       Дети читают стихи:

По книжкам мы учились понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать весёлые эти.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Открытый урок. Типология уроков литературного чтения. 3 курс. Гаврилова В.Ю.

Методическая разработка открытого урокапреподавателя методики русского языка КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Гавриловой Валерии Юрьевны. Пояснительная записка.  С 2009 год...

Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения

Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...