Конспект урока
план-конспект урока на тему

Гурьянова Мария Валерьевна

Урок литературы 

" Маша Миронова. Нравственная красота."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha_mironova.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Маша Миронова. Нравственная красота.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Береги платье снову, а честь смолоду.

                                               Пословица

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» . Прочитаем эпиграф. О ком эти строки?

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим образ Маши Мироновой. Её нравственную красоту.

А что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

        А как понимаете выражение «нравственная красота»?

Давайте вспомним, какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 126.

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью.

Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести.

Стр. 127 Василиса Егоровна прехрабрая дама «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?

Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

С чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

Работа с текстом.

Гл. любовь. Найдите эпизод объяснения Маши и Петра Гринёва. Стр. 138-139.

Что волнует Машу? Будут ли согласны родители Петра?

Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь. Стр. 143

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами.

В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 176

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство.

Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева. (Слайд)

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.

«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

Составление таблицы. Изменения в характере Марии Мироновой.

  • Скромная;
  •  Тихая;
  • Богобоязненная
  • Застенчивая,  красневшая при неосторожно брошенном слове;
  • «Трусиха».
  • Самоотверженная;
  •  Мужественная;
  •  Ответственная за любимого человека;
  •  Готова на жертвы ради любимого;
  • Смелая
  • Отправилась в Петербург к императрице.

Оценки.

Дом. задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....