Психологичекий доклад ""Тренинг общения"
статья на тему

Каждая деятельность человека неразрывно связана с общение: передача опыта осуществляется в совместной деятельности в ходе непосредственного общения, построение межличностных отношений базируется на общении. Поэтому неудивительно, что сущность, особенности и характеристики процесса общения на настоящий момент являются достаточно хорошо изученными. Однако, несмотря на огромное количество исследований в данной области проблема построения эффективного общения не теряет своей актуальности многие годы. Это обусловлено не только отсутствием у среднестатистического человека знаний, умений и навыков построения эффективной коммуникации, но также низким уровнем коммуникативной компетентности большинства современных людей, являющейся следствием психологических барьеров общения, заменой непосредственного общения опосредованным (социальные сети, Интернет-форумы, ICQ и т.п), использованием варваризмов и сленговых форм языка.

В последние годы научные достижения в области психологии предлагают широкий арсенал методов и средств развития коммуникативной компетентности, наиболее перспективным и эффективным среди которых, по мнению большинства практикующих психологов, является тренинг общения.

Безусловно, в рамках различных психологических направлений тренинг общения будет приобретать свою специфику, именно поэтому рассмотрение его в рамках основных психологических направлений является наиболее актуальной проблемой психологии общения и смежных с ней наук.

В рамках данной работы предпринята попытка ее разрешения путем рассмотрения тренинга общения в рамках гуманистического направления, что и является целью данной работы.

В свою очередь, задачами работы являются:

1. Обозначить сущность процесса общения;

2. Дать краткую характеристику гуманистическому направлению в психологии;

3. Выделить специфику тренинга общения в рамках гуманистического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc104 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Введение        3

Глава 1. Сущность процесса общения        5

Глава 2. Краткая характеристика гуманистического направления в психологии        9

Глава 3. Специфика тренинга общения в рамках гуманистической психологии        13

Заключение        16

Список использованной литературы        18


Введение

Каждая деятельность человека неразрывно связана с общение: передача опыта осуществляется в совместной деятельности в ходе непосредственного общения, построение межличностных отношений базируется на общении. Поэтому неудивительно, что сущность, особенности и характеристики процесса общения на настоящий момент являются достаточно хорошо изученными. Однако, несмотря на огромное количество исследований в данной области проблема построения эффективного общения не теряет своей актуальности многие годы. Это обусловлено не только отсутствием у среднестатистического человека знаний, умений и навыков построения эффективной коммуникации, но также низким уровнем коммуникативной компетентности большинства современных людей, являющейся следствием психологических барьеров общения, заменой непосредственного общения опосредованным (социальные сети, Интернет-форумы, ICQ и т.п), использованием варваризмов и сленговых форм языка.

В последние годы научные достижения в области психологии предлагают широкий арсенал методов и средств развития коммуникативной компетентности, наиболее перспективным и эффективным среди которых, по мнению большинства практикующих психологов, является тренинг общения.

Безусловно, в рамках различных психологических направлений тренинг общения будет приобретать свою специфику, именно поэтому рассмотрение его в рамках основных психологических направлений является наиболее актуальной проблемой психологии общения и смежных с ней наук.

В рамках данной работы предпринята попытка ее разрешения путем рассмотрения тренинга общения в рамках гуманистического направления, что и является целью данной работы.

В свою очередь, задачами работы являются:

1. Обозначить сущность процесса общения;

2. Дать краткую характеристику гуманистическому направлению в психологии;

3. Выделить специфику тренинга общения в рамках гуманистического направления.


Глава 1. Сущность процесса общения

Общение является одним из базовых видов деятельности и одной из самых актуальных потребностей человека. Недостаток общения приводит к физиологическим и психологическим нарушениям в организме человека, замедляет его развитие.

Г.М.Андреева [1, с. 234] предлагает нам следующую структуру общения (см. рис. 1):

                                                 

Рис.1. Структура процесса общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Общение не только обмен информацией между людьми, но и их взаимоотношение, взаимовлияние, обладание единой или сходной системой кодификации и декодификации, преодоление возможных коммуникативных барьеров.

Существуют два вида коммуникации, различающихся по типам используемых знаковых систем (оба  вида одинаково важны для партнеров по общению, так как несут большой объем важной информации) – вербальная и невербальная коммуникация.

 Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два компонента лексический и синтаксический. Рассмотрим схему передачи и восприятия сообщения, чтобы стало более понятно какие преобразования проходит информация при передаче от коммуникатора к реципиенту (см. рис.2).

Невербальная коммуникация использует другие виды знаковых систем:

  1. Оптико-кинетическая система – жесты, мимика, пантомимика;
  2. Паралингвистика – это система вокализации, качество голоса, его диапазон;
  3. Экстралингвистика – включение в речь пауз и других вкраплений: покашливания, плача, смеха; и сам темп речи.
  4. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

Интенция     Смысл       Кодирование    Текст

☻●●●→☻

Сообщение

Коммуникатор→→→→→→→→→→ Реципиент

Рис.2. Схема передачи и восприятия сообщения.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями,  идеями, но и действиями. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Типы взаимодействий в интерактивной стороне общения можно выделить следующие [2, c.88]:

  1. Кооперация – координация единичных сил участников. Ее атрибуты – процессы взаимопомощи, взаимовлияния, включенность во взаимодействие участников;
  2. Конкуренция – типы взаимодействий, разрушающие совместную деятельность;
  3. Конфликт – наличие противоположных тенденций у участников взаимодействия, проявляющееся в их действиях.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на данной основе взаимопонимания. Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получится весьма сложная и разветвленная схема (см. рис.3.):

Субъект восприятия:

Индивид (и)                                                                     Группа (г)

1)                                                                               5)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2)                                                                               6)

                             

                                                                                                     

3)                                     7)

                  8)

4)                                                                                                                                

        

        

S- субъект восприятия                                     O- объект восприятия

Рис.3. Схема процессов социальной перцепции

Рассмотрим  механизмы межличностного восприятия [1, c.155]:

  • идентификация – отождествление себя с другим;
  • рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению;
  • каузальная атрибуция – приписывание другому человеку причин его поведения при отсутствии информации о них.

Таким образом, общение представляет собой процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Причем каждая из рассмотренных сторон общения не может существовать изолированно от двух других, а абстрагирование возможно лишь для анализа. Все три стороны существуют в единстве и влияют друг на друга.


Глава 2. Краткая характеристика гуманистического направления в психологии

Гуманистическое направление исходит из признания уникальности и самоценности человеческой личности. Главным постулатом данного направления в психологии является осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности – «соответствия способа бытия человека в мире внутренней природе его личности».

История развития гуманистической психологии, как самостоятельного направления начинается с начала 60-х гг ХХ века. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Лидирующими фигурами выступают Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г. Оллпорт, Г. Мюррей), а также исследования, развернувшиеся после второй мировой войны (Г. Мэрфи), и психология личностных конструктов Г. Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии [3, c.129].

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию, т. е. более полезную для жизни. Утверждалось в качестве предмета исследования понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн, А. Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования [6, c.145].

Именно благодаря такой практической направленности эта психология приобретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком направлении развития гуманистической психологии принадлежит К. Роджерсу, разработавшему теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию, известную под названием «клиент-центрированной терапии».

Гуманистическая психология, особенно в вариантах лучших своих представителей, привлекает своей направленностью на конкретную целостную личность с ее реальными проблемами, руссоистской верой в доброту и собственные силы человека, учетом реальности чувств» ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникальности личности. Положительное значение имеет сложившийся в гуманистической психологии опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполняет огромную роль в обеспечении базиса для теоретических построений. Важно также, что эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей в условиях буржуазной культуры. Вместе с тем используемые ею методы часто контрастируют с принятыми в науке формами исследования и объяснения; тщательное клиническое обследование (А. Маслоу, Г. Оллпорт), наблюдение и искусство интерпретации внутреннего мира другого человека, биографический метод (Ш. Бюлер) противопоставляются экспериментальному методу, статистическим процедурам, принятым в научной психологии.

А. Маслоу сформулировал ряд основных принципов гуманистической психологии, которые в рамках данной работы представляют особый интерес для рассмотрения [5, c.187]:

  • Принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию;
  • Принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно;
  • Принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность;
  • Принцип позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд;
  • Принцип психологии психического здоровья обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств [9, c.102].

Таким образом, гуманистическое направление, как любое направление в психологии имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести ее попытки «развернуть психологию лицом к человеку». В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике.

В свою очередь, негативными моментами гуманистической психологии являются ее ограничения с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, она не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностного, так и социально-психологического порядка. Она может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.


Глава 3. Специфика тренинга общения в рамках гуманистической психологии

Уделив внимание сущности процесса общения и вкратце охарактеризовав гуманистическое направление психологии, целесообразно перейти к обозначению специфики тренинга общения в рамках данного направления.

Итак, построение тренинга общения в рамках гуманистической психологии также ориентировано на человека и опирается на следующие принципы [4, c.166]:

  • человек целостен и должен изучаться в его целостности;
  • каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
  • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
  • человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

У истоков тренинга общения в гуманистической психологии стоял К. Роджерс, которым были необходимые и достаточные условия конструктивных изменений участников тренинга – три установки личности тренера:

  • Конгруэнтность - согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой, то есть целостность, самосогласованности личности тренера;
  • Эмпатия - способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков;
  • Безусловное положительное принятие (уважение).

Проходящие тренинг участники побуждаются к фиксации, оценке и интерпретации действий и поведения партнеров и самих себя. В группе поощряется спонтанность проявления чувств, открытое обращение внимания на интерпретации враждебности, неуверенности в себе, проявления психологической защиты.

Сама процедура групповых занятий характеризуется максимально свободным стилем управления. Ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность и общение участников, создавая ситуацию фрустрации. Участники вынуждены проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит во время занятий. Группы встреч ориентированы на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Главный акцент при этом ставится не столько на групповом процессе или процессе развития навыков межличностного взаимодействия, сколько на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими [8, c.94].

Содержание взаимодействий служит средством для понимания процесса взаимодействия. Изучение групповых процессов и групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и поведении членов группы в реальной жизни. Развитие межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых процессов, поощряющих самовосприятие.

Таким образом, при построении тренинга общения в рамках гуманистического направления подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств, которые необходимо понять, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию.


Заключение

Целью данной работы являлось рассмотрения тренинга общения в рамках гуманистического направления.

Достижение цели состояло из последовательного решения следующих задач:

1. Обозначить сущность процесса общения;

2. Дать краткую характеристику гуманистическому направлению в психологии;

3. Выделить специфику тренинга общения в рамках гуманистического направления.

В ходе решения первой задачи нам удалось выяснить, что  общение представляет собой процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Причем каждая из рассмотренных сторон общения не может существовать изолированно от двух других, а абстрагирование возможно лишь для анализа. Все три стороны существуют в единстве и влияют друг на друга.

По итогам решения второй задачи мы можем сделать следующий вывод: гуманистическое направление, как любое направление в психологии имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести ее попытки «развернуть психологию лицом к человеку». В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике.

В свою очередь, негативными моментами гуманистической психологии являются ее ограничения с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, она не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностного, так и социально-психологического порядка. Она может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.

Решение третьей задачи позволило установить, что при построении тренинга общения в рамках гуманистического направления подчеркивается значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств, которые необходимо понять, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими. Они развивают в группе коммуникативные умения, включающие описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию.

Таким образом, цель работы достигнута, а задачи выполнены.


Список использованной литературы

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с;
  3. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с;
  4. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002;
  5. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»);
  6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 672. (Национальная медицинская библиотека);
  7. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций /Главный редактор А.П. Олейникова. - М: «Прометей» МПГУ, 1998. — 252 с;
  8. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  9. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг общения

Данное занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода. Помогает преодолеть напряжение, снять барьер и доверять своим однокурсникам....

Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»

Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений"  - психологический...

Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

сборник "Тренинг общения педагогов"

Целью разработки сборника является оказание помощи молодым и практикующим педагогам-психологам в подготовке и проведении психологического тренинга. Таким образом, сборник представляет собой объединени...

Кейс для оценки навыков коммуникации Тренинг-упражнения на развитие невербального общения

Кейс для оценки навыков коммуникации Тренинг-упражнения на развитие невербального общения...