Слагаемые гражданской культуры
статья на тему

Скоробогатова Людмила Викторовна

В статье раскрываются компоненты гражданской культуры, формы и методы гражданского воспитания обучающихся, показатели эффективности участия молодежи в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slagaemye_grazhdanskoy_kultury.docx81.35 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАГАЕМЫЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СкоробогатоваЛ.В.,

преподаватель ГАПОУ СО

«Саратовский областной

 химико-технологический техникум»

Содержание

Введение                                                                                                                         3

Глава 1. Гражданская культура личности. Гражданственность.                    5

1.1 Компоненты гражданской культуры общества.                                                  6

1.2 Гражданственность и ее содержание.                                                                    9

1.3 Уровни гражданского участия в общественной жизни.                                    11

Глава 2.  Гражданское воспитание.                                                                         14

2.1 Сущность и цели гражданского воспитания.                                                           14

2.2 Гражданская позиция личности.                                                                           15

Глава 3. Формы и методы гражданского воспитания учащихся.                 16

3.1 Задачи воспитания гражданской культуры.                                                       16

3.2 Формы и методы гражданского воспитания учащихся                                   19

3.3 Показатели эффективности участия молодежи в жизни общества.             24

3.4 Роль коллектива (организации) в формировании

     гражданской личности.                                                                                          26

Заключение                                                                                                                 29

Литература                                                                                                                  30

Введение

«Достоинство государства зависит

в конечном счете от достоинства

образующих его личностей»

Д.Милль

Современный этап развития России является этапом становления и развития гражданского общества, что сопряжено с трудно протекающими, противоречивыми процессами в развитии индивидуального и общественного сознания: преодолением десятилетиями складывавшегося стереотипа отождествления государства и общества, постепенным осознанием неправомерности и порочности присвоения государством многих общественных функций, антигуманности порядка, утверждавшего примат интересов государства над интересами личности и общества, осмыслении необходимости новых связей в системе «государство-общество», «общество-человек», «человек-государство», «человек-мир». Результатом этих изменений должно стать реальное обретение человеком статуса гражданина.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Гражданская культура общества является прочным фундаментом демократических политических режимов.  Без гражданской культуры, понимаемой как способность к диалогу, консенсусу и сотрудничеству в общегражданских целях, общество обречено на распад и вырождение.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сегодня крайне важно формирование у молодежи гражданской позиции, здорового прагматизма и толерантности, взаимоуважения, готовности и умения конструктивно мыслить и действовать. Нужна такая работа с молодежью, которая формирует конкурентоспособных, предприимчивых, деловых людей с активной гражданской позицией.

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования 

 Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте.   В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», принятой в 2009 г., сформулирован современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу общества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России»

Целью работы будет рассмотрение слагаемых гражданской культуры, сущности гражданственности, форм и методов воспитания гражданской культуры и гражданственности учащихся.

Глава 1. Гражданская культура личности. Гражданственность.

Прежде всего, обратимся к обзору понятий, связанных с гражданственностью учащихся.

Гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическим правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные интересы с общественными. Права человека наряду с моральными ценностями имеют внеклассовый и внеформационный характер. Понятия «гражданин», «гражданственность» используются не только в демократических, но и антидемократических системах. В последнем случае гражданин понимается как человек, всецело принадлежащий государству (подданный), как человек, который служит средством для достижения интересов правящего режима. Соответственно и «гражданственность» отождествляется с понятием «патриотизм», понимается как сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и гражданского долга (перед советским государством, обществом, народом), как чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание родины. Приведенные определения апеллируют к сознанию личности, возводя тем самым идею служения государству, обществу в ранг личных потребностей.

Гражданская культура - это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества. В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение.

Начиная с 60-х годов в западной политологии идея гражданской культуры рассматривалась исключительно в контексте политической культуры.  В 1963 году вышел труд Г.Алмонда и С.Верба "Гражданская культура", где гражданская культура  - это политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей.

 В настоящее время наиболее широко представлена интерпретация гражданской культуры как органического единства многих элементов, составляющих жизнедеятельность гражданского общества. Российский исследователь А.П. Кочетков считает, что в понятии «гражданская культура» тесно взаимосвязаны политические, правовые, нравственные, эстетические, культурные ценности, которые служат основанием осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством, составляющие воедино с другими чертами культурный образ гражданина. 

Понятие гражданской культуры передает прежде всего уровень осознания гражданином общественных задач, его практической активности в деле претворения их в жизнь. В этом смысле она - структурный элемент гражданской жизни и выражает степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов различных социальных групп гражданской сферы общественной жизни». Данная культура определяет в целом фундаментальные ценности гражданского общества.

Гражданская культура (Civic culture) - показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия. Гражданская культура выступает в единстве гражданского сознания и соучастия в общественных делах.

Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

1.1 Компоненты гражданской культуры общества.

В структуре гражданской культуры выделяются политический, правовой, нравственный, и культурный компоненты.

  1. Политический компонент. В обществе, подобном российскому, имеющему сложную структуру, трудно найти явления и процессы, не имеющие отношения к политической жизни общества, поскольку большинство из них связаны с интересами тех или иных социальных групп, слоев, классов. Наиболее четко прослеживается эта связь в области законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти, в деятельности политических партий, общественных движений, массовых организаций. В этих структурах политические аспекты приобретают определенное значение и четкие формы и являются политическими составляющими гражданской культуры. В социальном аспекте гражданская культура выражается в ощущении единства со страной, обществом, решимости в преодолении жизненных трудностей, волевом деятельностном потенциале, направленном на достижение благополучия. Немаловажными являются ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.

2. Для существования гражданского общества необходимо обеспечение его членов гражданскими правами. Правовые начала в гражданском обществе должны находить выражение, прежде всего в законе, который является ориентиром для любых участников общественных отношений. Знание рядовым гражданином своих прав и обязанностей, умение защищать их с помощью механизмов закона - вот, что, прежде всего, должно быть включено в характеристику гражданской культуры.

В правовой сфере гражданская культура предполагает неразрывную связь прав и обязанностей граждан, их равенство перед законом, приверженность действующей системе основополагающих ценностей и норм, лояльность по отношению к правомочному политическому режиму и его целям, соблюдение законов и общественного порядка, дисциплинированность и исполнение гражданского долга, уважение общественной морали и традиций, приоритет ценностей гражданского согласия. Распространение гражданских прав охватывает все население страны, вне зависимости от национальности, пола, возраста, образования, социального положения. Права человека имеют внеклассовый и внеформационный характер. Все же нельзя связывать гражданскую культуру только с формально-юридическим аспектом, так как спектр явлений, происходящих в обществе, не всегда можно расценить только с точки зрения закона.

В социально-правовом аспекте гражданская культура, как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, высокая адаптивность к изменяющимся условиям жизни, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности, служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Формирование гражданской культуры следует осуществлять через становление, функционирование и развитие институтов власти, правозащитных актов и законов.

3. Формирование гражданской культуры следует осуществлять также через формирование личности, соответствующей природе гражданского общества, через повышение уровня духовно-нравственной культуры. Этот аспект гражданской культуры оказывает свое благотворное влияние на личность, затрагивая нормы морали, нравственности, этики. Особенностъ нравственной сферы гражданской культуры заключается в том, что она не имеет локального характера: мораль обладает всепроникающей способностью, регулирует человеческие отношения в любой сфере. Социальные отношения выражаются преимущественно через нравственные. Гражданские отношения определяются не столько рамками правовых норм, сколько системой нравственной регуляции, назначение которой - упорядочение поведения членов общества, утверждение образцов гражданской позиции. Духовно-нравственная сфера охватывает все возрастные категории, и ее развитие является гарантом сохранения открытого общества.

В морально-этическом аспекте гражданская культура понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, толерантность, способность к компромиссам, открытость к общению и сотрудничеству на благо общества. Общий уровень культуры общества определяет степень его готовности к усвоению новых норм и принципов, к построению демократического государства.

Нравственная и правовая культура, выражаются в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Учитывая все перечисленные подходы к трактовке гражданской культуры, можно определить ее как сплав политической, правовой, духовно-нравственной культуры, направленной на достижение ценностей гражданского общества, единства прав и обязанностей человека и гражданина, на основе соблюдения законности, сознательной деятельности по ее улучшению. Гражданская культура представляет собой синтез форм общественного сознания, носит комплексный характер.

Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен. Вот некоторые из них: гражданственность, гражданское общество, правовое государство, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека и многие другие.

Критерии сформированности гражданской культуры:

- наличие знаний Конституции, законов государства;

- знание гражданских прав и обязанностей;

- уважение законов (законопослушность);

- потребность и готовность защищать интересы своей страны;

- готовность активно участвовать в жизни общества.

1.2 Гражданственность и ее содержание.

Гражданственность как сложное интегративное единство может быть конкретизировано (в зависимости от предмета исследования) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом и социально-педагогическом аспектах.

В социально-правовом аспекте гражданственность представляет собой  достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Гражданственность  служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.

В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие.

В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость .

В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.

В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них – патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие. Понятие «гражданственности» можно выразить как мотивационную и компетентную готовность к участию в политической и общественной жизни.

Гражданственность предстает как деятельностное отношение к судьбам общества, нации, государства, защите прав граждан. В ней выделяются установка на гражданские инициативы; умение индивидов самостоятельно ориентироваться в меняющейся обстановке и взаимодействовать с партнерами; способность находить правильные средства в достижении своих целей, осознание себя полноценным членом общества и ответственное использование своих прав; участие в управлении и объединение в ассоциации; непримиримость к антигуманному поведению, борьба за свободу и социальную справедливость.

Гражданственность отождествляется с сознательным и активным выполнением гражданских обязанностей и гражданского долга, как чувство неразрывной связи с народом, осознание ответственности за безопасность, процветание Родины.

По утверждению И.А. Ильина, гражданственность связана с истинным государственным настроением души, когда гражданин воспринимает свою родину как живое правовое единство. Духовный смысл гражданства, его жизненная сила нуждаются в свободной любви, духовной убежденности и лояльности гражданина, живущего интересами и целями своего государства. В этом живом чувстве ответственности и преданности и заключается гражданская зрелость человека. Это значит, что все государственные дела он принимает как свои собственные. В то же время духовные интересы самих граждан включены в интерес всего государства в целом. И тогда оказывается, что истинная и высшая цель их жизни не отличается по существу от цели их государства. В этом выражается самоутверждение гражданина. При этом каждый должен быть самостоятелен и самодеятелен. Ибо гражданин не только средство для государства, но его живая цель.

Гражданственность выступает как необходимая позиция и активность, выражающие твердые убеждения и ответственность граждан перед обществом, государством. Гражданская ответственность проявляется в целесообразной деятельности людей, отвечающей интересам всеобщего целого.

1.3 Уровни гражданского участия в общественной жизни.

Гражданственность это не только потребность в активном участии в гражданской жизни и подготовленность к подобному участию, но и сам процесс гражданской участия. Процесс гражданского участия зависит уже не только от самого гражданина, но и от той ситуации с гражданским обществом, которая складывается в каждой конкретном случае.

Следует выделить три уровня участия:

 - номинальная гражданственность – гражданское участие ограниченное формальными гражданскими требованиями;

 - партисипативная гражданственность – определяется активным участием в жизни гражданского общества, с ориентацией на социальные ценности и общественные добродетели;

 - идеальная гражданственность – гражданское служение, определяется духовно-нравственными потребностями личности.

Номинальная гражданственность.

Номинальная гражданственность отражает формально-политический аспект участия в гражданской жизни. Гражданин выполняет те обязанности, которые защищаю его гражданский статус от поражения в правах или от негативной гражданской репутации. Гражданин на данном уровне участия вовремя получает паспорт, платит налоги, выполняет все нормативно закрепленные гражданские обязанности. В случае необходимости, например оказываемого политического давления, гражданин участвует в избирательных процессах, заявляет свою гражданскую позицию.

Однако на данном уровне участия гражданин не активно пользуется своими гражданскими правами, не проявляет инициативы и формально подходит к исполнению гражданских обязанностей. При определенном уровне развития гражданского общества, например в условиях автократии, номинальная гражданственность может даже поощряться государством.

 Противоречия номинальной гражданственности: государственные нормы могут нарушать права человека; принятый номинальный статус может быть внутренне не осознан человеком.

Партисипативная гражданственность. 

Этот тип гражданственности в наибольшей степени соответствует обществам с развитой либеральной демократией. В современной Европе политика вовлечения граждан в активное гражданское участие одно из ведущих направлений всей социальной политики. Такое участие предполагает проявление гражданами различных форм гражданской активности:

· продвижение и реализация общественных инициатив;

· участие в процессе принятия решений на разных уровнях власти;

· активное электоральное (избирательное) поведение;

· миротворчество, преодоление общественных конфликтов;

· правовая защита, борьба с неравенством и дискриминацией;

· организация самоуправления, демократизация общественных отношений;

· благотворительность и добровольческая деятельность;

· социальный контроль.

При партисипативной гражданственности общество и государство распределяют между собой ответственность в деле организации общественной жизни.

Однако партисипативная гражданственность практически не влияет на фундаментальные принципы государственной политики. Например, никакая активная гражданственность в США не повлияла на политику вовлечения страны в многочисленные военные конфликты – ни Вьетнам, ни Ирак, ни Югославия не были защищены от вторжения усилиями общественности.

Более того, в принципиальных политических вопросах партисипативная гражданская активность «перенаправляется» вовне, легко вовлекается в международные конфликты – пример тому различные цветные революции.

Партисипативная гражданская активность решает проблему повышения качества жизни населения, усиление его социальной ответственности, но не способна выйти на равносильный диалог с государственной властью. Более того, практика западных демократий оказывать значительную финансовую государственную помощь институтам гражданского общества значительно ослабляет их протестный потенциал и ограничивает автономию.

Таким образом, партисипативная гражданственность, не имеет прямого отношения к политической жизни и в большей степени влияет на уровень и качество жизни населения, прежде всего в местных сообществах.

  Идеальная гражданственность.

Идеальная гражданственность основывается на духовно-нравственных потребностях и ориентируется в своем осуществлении на высшие идеи – добра, справедливости, милосердия, равенства, всеобщего блага и нравственной ответственности.

Подчиненность указанным нравственным основаниям человеческого бытия требует не просто активного участия, а самоотверженного служения. В России развивается именно такой тип гражданского служения, поскольку партисипативная гражданственность у нас никогда не имела даже иллюзорных границ с государственной властью и всенепременно сращивалась с ней полнейшим образом. Только идеальная гражданственность у нас способна оставаться вообще гражданственностью и влиять на общественно-государственный диалог. Всякий, кто встал в России на путь гражданского служения, должен быть уверен в своей готовности жертвенно отстаивать гражданские убеждения и идеалы.

Проявления идеальной гражданственности.

Идеальная гражданственность не имеет конкретных форм выражения, напротив может быть выражена в формах деятельности не имеющих прямого отношения к гражданскому участию: творчество писателя, художника, поэта, философа; научная деятельность и гражданская позиция ученого;  педагогический труд; профессиональная деятельность, требующая гражданской позиции; социальное служение и т.п.

Идеальная гражданственность обусловлена внутренней позицией гражданина:

  1. гражданин воспринимает себя как значимого субъекта гражданских отношений – «от меня многое зависит»;
  2. гражданин воспринимает гражданское участие, как внутреннюю потребность, обуславливающую его личностную целостность и полноту – «гражданское участие – моя сущность»;
  3. гражданин внутренне принимает свой гражданский долг, свою гражданскую ответственность как условие преображения социальной действительности – «от меня зависит, в каком мире я буду жить».  

Противоречие идеальной гражданственности

На этом уровне гражданского участия основное противоречие возникает с понятием «патриотичности». Патриотичная гражданственность не умещается в жестко заданную формулу, но исходит из определенных правил:

- полное уважение традиций собственного народа, понимание путей развития

 национального общества;

- установление общих интересов выше своих собственных сообразно требованиям настоящего момента;

- применение своих гражданских сил  в том направлении, и  с той энергией, которые,  в наибольшей степени, соответствует пониманию собственных путей личностного развития.

Патриотичная гражданственность не может снисходить с высот национальных интересов к нуждам отдельной личности, напротив она может и должна подниматься от интересов отдельной личности к национальным интересам. Быть патриотом – это, прежде всего не абстрактная любовь ко всем вместе взятым, а конкретная любовь к отдельной личности. Только на таком понимании  способно взрастить патриотичную гражданственность

Ведь показателем сформированности гражданских качеств личности является ее сознательность и активность. Последние же выступают важнейшей характеристикой гражданской культуры.

Глава 2. Гражданское воспитание.

2.1 Сущность и цели гражданского воспитания.

Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической и правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.

 Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.

Содержание гражданского воспитания составляют соединенные с личностными переживаниями, чувствами конкретные знания (экономические, политические, правовые, этические и др.), на основе которых строятся гражданские убеждения, общественный идеал (ценности), определяющие характер поведения, деятельность личности. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяет носителей базовых национальных ценностей это – «многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество».

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но, прежде всего, объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

Гражданское воспитание регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни – в труде, быту, политике, науке, семейных, личных отношений.

Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Гражданское образование и воспитание может быть эффективным лишь в том случае, когда строится с учетом личного опыта учащихся, с опорой на него. Гражданское воспитание – это сочетание нравственного, правового и политического образования.

Формирование гражданственности является результатом процесса гражданской социализации. Гражданская социализация  включает три взаимно связанных компонента:

- освоение гражданских компетентностей;

- приобретение гражданского опыта;

 - усвоение гражданских ценностей.

Таким образом, гражданственность как результат гражданской социализации, выражается во внутренней потребности (1) в гражданском участии и внешне проявлена в активном гражданском участии (2). Однако эти две составляющие могут не совпасть.

2.2 Гражданская позиция личности.

Формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального воспитания и социального развития личности как субъекта социальной деятельности и субъекта саморазвития, самовоспитания, самореализации в социуме. Результатом этого процесса является обретение личностью гражданской позиции, основанной на высоких идеях и чувствах социальной ответственности, готовности личности к деятельности, соответствующей требованиям общества.

Гражданская позиция - это система, состоящая из трех структурных элементов:

- эмоционально-чувственный компонент - совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

-  интеллектуальный компонент - совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

- деятельностный компонент (гражданская активность), характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданская позиция включает в себя:

- политическую культуру личности, отражающую в своем содержании уровень политического сознания человека и уровень его практического участия в политической жизни общества;

- правовую культуру, включающую правовую осведомленность;

- гражданское самосознание, т.е. осознание своего отношения к государству, себе как гражданину, своего значения, роли в жизни общества.

Гражданская позиция является одним из важнейших интегративных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности. Ядро понятия «гражданская позиция» - гражданское сознание личности – органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.

Наличие гражданской позиции – необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, то есть к осознанной готовности личности взять на себя ответственность за судьбу страны в период трудных испытаний, обеспокоенности за ее будущее, готовности подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы общественным. Основу гражданской зрелости личности составляет отношение человека к долгу, обязанностям, общественным ценностям, традициям, будущему, ее нравственная надежность.

Нравственная надежность - качество личности, которое позволяет человеку даже в сложных противоречивых ситуациях не изменять своим нравственным принципам, эффективно и устойчиво исполнять социальные функции, не вступая в противоречие с моральными нормами.

Глава 3. Воспитание гражданской культуры.

3.1 Задачи воспитания гражданской культуры.

1. Основу гражданской культуры составляет политическая культура, которую составляют знания в области политики, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это и определяет задачи формирования политической культуры как части гражданского воспитания.

Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны.

Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Во-вторых, это экскурсии в органы власти всех уровней, встречи с политиками и юристами. В-третьих, вовлечение учащихся в политическую, правоохранительную, патриотическую деятельность; пусть ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях. Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения, которое может быть отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс.

2. Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры, а именно: знаний о правовой системе страны, основных юридических норм, о гражданских правах человека и ребенка,  стремления соблюдать правовые нормы, нетерпимость к правонарушениям, быть законопослушным гражданином отечества. Основными задачами правового воспитания являются формирование правосознания, правовой грамотности подростков и молодежи, а также формирование нравственно-правовых чувств, уважения к закону, правового мышления, законопослушности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять.

Образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Школьники по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, учатся подчиняться требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связана с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.

Остроту проблем правового и нравственного воспитания можно назвать двумя словами: молодежная преступность. Нравственно-правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, а не только усилий школы.

3. Гражданственность тесно связана с патриотизмом и интернационализмом. Патриотизм – сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества – конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за её успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли.

В современном понимании интернационализм есть результат экономической, политической, социальной и культурной интеграции. Как общечеловеческая ценность он предполагает наличие у социальных групп и индивидов чувства уважения к другим народам, к их культурно-национальным традициям, солидарности, готовности к разумному преодолению конфликтов.

Таким образом, патриотизм и интернационализм входят в состав понятия «гражданственность» как составные части и находят выражение в деятельности, направленной на благо отечества и народов других стран.

Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Задачей патриотического воспитания является формирование уважения к культуре, истории своей страны, активной деятельности по сохранению национальной культуры и стремления, готовности делать что-то по мере сил для блага своей страны. И в этом патриотическое воспитание является частью гражданского. формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне. Воспитание чувства собственного достоинства и дисциплинированности,  гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважения и солидарности с другими народами и странами).

Следовательно, содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, вовлечение в деятельность по сохранению и развитию культуры своего народа. Понятия патриот и гражданин близки, границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В Росси сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличается ненавистью ко всему неродному и агрессией, что угрожает общественной стабильности.

4. Поэтому задача школы – формировать, наряду с патриотическими чувствами, толерантность в отношении к другим культурам, национальным особенностям, религиям. Это тоже составляет часть гражданской культуры и сознания. Школьникам необходимо разъяснять суть патриотизма, патриотического поведения и удерживать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу, человеку.

Таким образом, гражданственность, нравственность, патриотизм, толерантность – важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».

3.2 Формы и методы гражданского воспитания учащихся.

С незапамятных времен в системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Невозможно обучая, не взращивать те или иные качества в личности, или поучая, не пытаться чему-то научить. Но ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственных только ему методов и форм организации.

Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:

- методы формирования гражданского сознания,

- методы организации гражданской деятельности,

- методы стимулирования гражданского поведения,

- методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств.

Методы формирования гражданского сознания: к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д.

 В рамках данного метода педагог целенаправленно организует восприятие учеником новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).

Очень важен при этом метод примера: из жизни, литературы, как периодической или художественной. Так как данные методы в педагогической литературе освещены достаточно широко, останавливаться на их специфике смысла нет.

Воспитание это специфический процесс взаимодействия между тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. Осуществляться он может двумя основными путями: первый путь – субъективный. Он связан с методами и приемами глубокого информирования и разъяснения, убеждения и внушения, а главное предоставление подросткам образцов для подражания и деятельности, что в наше время совсем не просто.

Объективный путь еще сложнее – он предполагает целенаправленное изменение жизнедеятельности воспитуемого, так чтобы через эти изменения вести подростка к формированию социально детерминированных качеств и свойств личности. Путь долгий, сложный.

Важным свойством этого метода – метода формирования гражданского сознания - является формирование у воспитуемого умения оценивать явления в окружающем макро- и микромире, и свои поступки. Удачное использование данного метода в конечном итоге приводит к тому, что воспитуемый соизмеряет поступки свои и чужие с субъективной системой оценок, или проще - с идеальной моделью, с тем, как правильно, как должно быть, и в зависимости от результата, может внутренне принимать или отклонять эти поступки.

В процессе использования методов формирования гражданского сознания должен соблюдаться ряд правил, ведущих к успешности гражданского воспитания подростков:

1. Необходимо ориентироваться на долгий по времени процесс накопления знаний и умений у учеников в сфере гражданских качеств. Такие методы, как беседы, лекции, уроки, дискуссии, пример убеждения не дают результата с одного раза. Возможно, что не увидим мы проявления понимания или приятия и во второй и третий раз. Эти методы направлены на постепенное, шаг за шагом, воздействие.

2. Не будет иметь наше воспитательное воздействие никакого эффекта, если освещение проблемы, вопроса гражданственности будет носить формальный, поверхностный характер, еще хуже, если он будет низведен на уровень простой агитации. Исторически обусловлено так, что ушли в прошлое времена громогласных лозунгов, когда словами поэта мы могли обратиться к подрастающему поколению и сказать «…Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Наша нынешняя молодежь, относящаяся ко многим вещам со скептицизмом, что неудивительно в связи с произошедшими в общественно-политической обстановке кардинальными изменениями, может быстро найтись и ответить, что никому и ничем не обязана. Поэтому, если начинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору нужно серьезно и обстоятельно, подбирая нужные слова и примеры.

3. Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу более сильного, авторитетного или влиятельного, проявляя во всем полную конформность и отдавая все происходящее воле случая.

4. Важным остается вопрос необходимости тщательного подбора предлагаемых примеров и образцов гражданской деятельности. Так, риторическая фраза, о том, что нужно стараться учиться, для того чтобы обеспечить достойное будущее себе и принести пользу своему государству, к сожалению, вдребезги разбивается о нынешние реалии. Более находчивые ученики быстро припомнят нам высказывание М.Задорнова, о том, что для того чтобы мало зарабатывать и плохо жить нужно много и долго учиться. Начиная разговор на тему гражданственность, следует учитывать произошедшие в последнее время смещения в идеалах школьников.

Метод организации гражданской деятельности - вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача – создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.

Ведущие мотивы гражданского участия.

  1. Преображение социальной действительности.
  2. Реализация собственных гражданских прав.
  3. Создание комфортной социальной среды.
  4. Самореализация личностного потенциала.
  5. Общественное признание, чувство социальной значимости.
  6. Самовыражение и самоопределение.
  1. Приобретение полезных социальных и практических навыков.
  2. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
  3. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
  4. Способность выразить гражданскую позицию.
  5. Выполнение общественного и религиозного долга.
  6. Организация свободного времени.

Современный мир с быстротекущими общественно-политическими событиями предоставляет широкое поле деятельности такого рода. Итогом нашей деятельности с использованием данного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина. Поэтому жизнь подростка в коллективе, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данной группы (класса), ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения. В данном случае нам педагогам, привыкшим опекать учеников и решать все проблемы и вопросы школьной жизни за наших подопечных, следует слегка остудить наше рвение. Конечно, жизненный опыт великое дело и чаще всего мы знаем, как и что лучше. Но ведь наша задача формировать гражданина: человека способного на самостоятельные и ответственные поступки. А как сформировать подобное качество в растущем человеке, если учить жить и действовать его мы будем по указке. Если девизом в любом начинании у нас будет принцип «Мы посовещались и я решила…». Дорогу, как известно, осилит идущий, а не стоящий, и ждущий указаний.

Определенную роль в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы дают примеры гражданской деятельности. Особо ценными являются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Подросток получает возможность, вслед за СМИ включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Естественно, для нормально развивающейся личности такая работа не может не оставить свой след, тем самым укрепляя ее гражданскую позицию.

Регулирующую функцию в данном направлении выполняет такой метод, как требование, под которым понимается доведение до сознания подростков обязанностей по отношению к обществу и ответственность за собственные поступки.

Исходные требования воздействуют на превращение конкретных действий в привычные поведения. Так мы с начальной школы учим ребят, что гимн – есть символ суверенности, независимости нашего государства, неповторимости его исторического пути и культурного наследия. И во время звучания гимна нужно вести себя соответствующе (стоим, слушаем, вникаем, сопереживаем). И эти правила постоянны и непреложны всегда и везде: и на торжественной линейке в честь праздника «Первого звонка», и на футбольном матче, где мы присутствуем в качестве болельщиков. И если классный руководитель не сидит в одном ряду со своими учениками, то это не повод для этих же учеников разговаривать во время исполнения гимна на различные отвлеченные темы или еще хуже – безучастно сидеть и жевать чипсы. А классный руководитель, взирая на это безобразие и не имея возможности вслух сделать замечание, вынужден рассуждать уже о своем: видит ли это кто - нибудь из представителей администрации школы и как мне оправдаться в поведении моих недорослей.

Поэтому значение требований велико – они, так или иначе, формируют традиции поведения. Требования, направленные на усвоение нравственных форм, служат развитию определенных черт характера учащихся.

В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).

Организация практического опыта требуемого гражданского поведения может идти параллельно с использованием метода различных поручений. Однако при этом следует учесть, что содержание поручений претерпевает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки.

При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.

Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов - метод стимулирования гражданского поведения.

Стимулировать гражданское поведение – значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе. С одной стороны, подросток должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия требованиям. С другой стороны, он должен знать содержание этих требований, в противном случае анализ невозможен. Третий важный аспект- педагог должен учитывать индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них.

К использованию данной группы методов также имеется ряд требований:

1. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.

2. Если есть возможность стимулирования гражданского поведения со стороны не педагога, а третьего лица (общество, коллектив, представитель какой - нибудь общественной организации) – обязательно использовать. Когда хвалим мы в классе – это хорошо, когда представитель администрации на общешкольной линейке – это отлично (может сыграть еще большую положительную роль).

3. Стимулирование побуждает подростка не только к анализу собственной деятельности, но и программирует его дальнейшие проявления. Учет этого аспекта очень важен в воспитательной работе, так как мы работаем не в расчете на сиюминутное проявление желаемых качеств в подростке, а в предвиденье его будущей, заслуживающей поощрения деятельности.

Четвертую – последнюю группу составляют методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности.

Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется разнообразить подходы к воспитуемому, используя различные формы санкций (негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение.

Ну и, наконец, как действенный способ организации процесса гражданского воспитания, санкция требует выполнения ряда правил при ее использовании. Во-первых, санкции необходимо использовать только с уважением к личности подростка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Во-вторых, необходимо постоянно использовать параллельное действие группы (коллектива) и избегать действия под настроением и влиянием ситуативных порывов.

3.3 Показатели эффективности участия молодежи в жизни общества.

  1. Численность молодых людей, вовлеченных в процессы участия в жизни общества и процессы принятия решения.
  2. Осведомленность молодых людей о целях и задачах местной и региональной политики.
  3. Осведомленность населения об участии молодежи в жизни местных сообществ.
  4. Удовлетворенность молодых людей уровнем поддержки их социально-значимых инициатив на местном и региональном уровне, наличие законодательной базы, необходимой для поддержки подобных инициатив.  
  5. Объем и качество выполненных молодыми людьми добровольческих услуг, удовлетворенность их участием в социальном служении.
  6.  Численность молодых людей, вовлеченных в молодежные организации, НПО и в конструктивные политические процессы.
  7. Удовлетворенность молодых людей способностью влияния на решения, принимаемые на местном и региональном уровнях, в частности, непосредственно затрагивающие интересы молодежи.
  8. Количество и качество реализуемых молодежных социальных проектов на местном и региональном уровнях.
  9. Участие молодежи в работе местных и региональных СМИ, учитывая уровень и активность участия.
  10. Наличие у молодых людей опыта общественной деятельности.
  11. Наличие  на уровне местного сообщества реализованных гражданских инициатив молодежи.
  12. Компетентность молодых людей в вопросах их социального и гражданского участия, возможностях продвижения гражданских инициатив.
  13. Качественный уровень потребностей молодых людей в социальной активности на уровне местных сообществ.
  14. Возможности неформального участия молодежи в жизни местного сообщества (вне существующих молодежных организаций, НПО и других формальных структур).
  15. Уровень доступности современных информационных и коммуникационных технологий для молодых людей.
  16. Возможности привлечения молодыми людьми материальных средств для реализации собственных социально-значимых инициатив, включая гранты и спонсорскую помощь.
  17. Бюджетные ассигнования местных и региональных властных структур на поддержку молодежного участия.
  18. Удовлетворенность молодых людей взаимодействием с властными структурами, их открытость и доступность для молодежи.
  19. Оценка действенности полномочий органов молодежного самоуправления.
  20. Чувства гордости и ответственности за свою «малую родину», как часть своей ответственности в глобальном мире.

3.4 Роль коллектива (организации) в формировании гражданской личности (по Решетникову О.В.)

Большую роль в формировании гражданской культуры и гражданских качеств личности может сыграть коллектив, если в нем будут осуществляться следующие принципы деятельности и взаимоотношений.

Считаться с мнением членов организации.

Чтобы услышать мнение членов организации надо не просто провести опрос, дискуссию, живое обсуждение, что тоже важно, но надо проникнуть в причины этого мнения и того, как оно подается. Дать понять другому, что вы его слышите, понимаете, и уважаете его мнение – это точка отсчета всякой демократической процедуры.

Реальная ответственность.

Печальный образ демократия приобретает, когда сводится лишь к бесконечным процедурам и не подкрепляется реальной ответственностью. Патриотизм заключенный лишь в том, чтобы славословить Отечество, демонстрировать хорошее знание предмета любви и декларировать свою готовность к служению на благо Родине, не подкрепленный конкретными практическими делами – мало стоит.

Предоставлять свободу выбора.

Человек должен привыкнуть к тому, что за свой выбор они несет самостоятельную ответственность. Благое намерение облегчить человеку участь и все время понукать его в верном направлении, оборачивается  беспомощностью и инфантильностью человека, вечно клянущего судьбу и всех окружающих в собственных бедах, в собственной неустроенности.

Осуществлять принцип соборности.

Русская традиция общественного устройства основана на принципе посильной жертвы каждого в общее дело. Этот принцип развивается в русской гражданской культуре и в русской духовной традиции, как принцип соборности.

Поддержка инициатив.

Поддержать чужую инициативу – это не просто дать дорогу чьи-то усилиям, это еще и принять на себя груз ответственности. Поэтому не зря сложилась присказка «инициатива наказуема», а уж тот, кто ее поддержал, наказуем вдвойне. Сломить подобный стереотип не просто, но дело это очень важное.

Инициативное отношение к порученному делу крепко связывает человека и дело, делает его личностно привлекательным, укрепляет ответственность. Искусство руководителя в этом случае состоит в том, чтобы отделить инициативу ради самопрезентации, от инициативы ради дела, инициативы как творческого, активного осмысления общих задач. Старый добрый принцип жизни инициативы в организации «предлагая – выполняй, выполняя – отвечай» актуальности своей не утратил и верно отражает ответственность инициатора.

Формирование гражданских компетенций.

Современное гражданское общество требует знания основ его устройства, владения специфическими гражданскими навыками, погруженности в гражданскую культуру, что в целом образует гражданские компетенции.

В противном случае одни благие намерения, способны дискредитировать идею гражданского общества, свести ее к древним «вечевым» принципам или принципам «спартанской демократии» – кто громче тот и прав.

В качестве примера можно привести следующие гражданские компетенции:

· Владение гражданскими процедурами – умение вести дискуссию, провести демократические выборы.

· Реализация гражданских, социальных проектов.

· Продвижение гражданских инициатив.

· Политическая грамотность.

· Мультикультурная подготовленность.

· Гражданское правосознание и правоприменение.

Формирование подобных компетенций требует логичной, последовательной системы гражданского образования, укорененной в общей системе национального воспитания и обучения.

Пропаганда гражданской культуры.

Необходима пропаганда гражданской культуры, осознание гражданами не только протестных форм участия, но иных разнообразных форм реального гражданского участия.

Гражданское участие в СМИ освещается либо как острая борьба за собственные права, либо оппозиционные движения: марш автомобилистов, протесты дольщиков жилья, Бутовское «стояние», марш «несогласных» и т.п. Но практически не освещаются реализованные социальные проекты, в особенности без государственного участия, частные гражданские инициативы, да и в целом деятельности общественных организаций и объединений уделяется крайне скудное внимание.

Развитие гражданского характера (качеств личности).

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность.

Особое внимание следует уделить воспитанию и самовоспитанию «гражданского» характера, тех свойств личности, которые способствуют гражданственности:

· Чувство справедливости.

· Толерантность.

· Ответственность.

· Инициативность, социальная активность.

· Чувство сопричастности.

· Национальная гордость.

· Осознание личной миссии.

· Гражданское мужество, самоотверженность.

· Гражданское мировоззрение.

· Гражданские компетенции.

· Правосознание.

· Лояльность, верность.

Конечно, воспитание определенного набора личностных свойств не гарантирует гражданской позиции личности, но все же самооценка и саморазвитие человека в указанном направлении, тренинг личностного роста создают благоприятную почву гражданского развития.

Социальный контроль.

Для развития здоровый демократии необходим здоровый социальный контроль со стороны граждан, отражающий их пристрастное, но заинтересованное и ответственное отношение ко всем явлениям социальной действительности.

Миротворчество и толерантность.

 Об этом принципе сегодня говорится достаточно много. Не только благодаря С. Хантингтону, но и под влиянием фактов уже ставшими очевидными, становится ясно, что без толерантности, без культуры мира в современных мультикультурных обществах невозможно никакое гражданское творчество.

Самоуправление и соуправление, , делегирование полномочий.

Эти принципы также очень хорошо прописаны на бумаге, в той или иной мере знакомы каждому молодому человеку – в школе, в институте, в социально ответственном бизнесе, в жизни местных сообществ. Дело осталось за малым перевести эти принципы из плоскости «демократических обрядов» в плоскость реального демократического участия.

 Участие в процессе принятия решений.

Возможность реального участия в процессах выработки и принятия решений, имеющих непосредственное отношение к жизни гражданина.

 Воспитание на примерах гражданской доблести.

Любое воспитание, в том числе и гражданственности, требует примеров и образцов для подражания. Современному обществу крайне не хватает героев гражданственности, тех образцов гражданского мужества, которые могут увлечь примером. Много говорится о военной, спортивной доблести. Недостаточно – о доблести трудовой. И практически не говорится о доблести гражданской.

Таким образом, формирование гражданственности представляет собой единство двух встречных процессов: процесса трансляции социальных норм и процесса интериоризации социальных ценностей.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Подлинное воспитание гражданственности может произойти только в условиях приобретения реального гражданского опыта. Взаимодействие этих трех важнейших составляющих – пропаганды, научения и приобретения реального опыта – позволяют сформировать гражданскую личность, способную охватить полноту гражданской жизни. Эта полнота гражданской жизни требует от каждого посильной жертвы и сострадания, творчества и ответственности, компетентности и мужества.

Литература

  1. Воспитание гражданственности в условиях обновленной России // Педагогика. 2003. № 9. С. 45–50.
  2. Гражданственность как явление культуры // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2004. – № гос. регистрации 0420600016.
  3. Духина Т. И., Болотова Т. П. Политология: краткий словарь политологических терминов. – Ставрополь: 2010
  4. Культура гражданского становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. 2006. № 1. С. 17–21.
  5. Лебедева О.В. Полипарадигмальный подход к гражданскому образованию / О.В. Лебедева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - № 5. - С. 3-9.
  6. Личностные истоки развития гражданственности // Вестник МГУКИ. 2007. № 6. С. 45–50.
  7. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
  8. Политология: Энциклопедический словарь / под. ред. С.А. Ильина. М., 1993 . С. 329
  9. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Политологический словарь-справочник: Авторы составители: Погорелый Д.Е., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. — Ростов н/Д: ООО «Наука-Спектр»,2008. — 320 с.
  10. Решетников О.В. Воспитание гражданственности детей в организации//Проблемы современного образования.2010. № 2. С.
  11. Резник Ю.М. Формирование гражданского общества как фактор стабилизации российского социума // http: // www.rustrana.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

проект на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"

Презентация на тему "Слагаемые профессионального имиджа педагога"...

Слагаемые профессионального имиджа педагога.

Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВВЕДЕНИЕРеформирование образования, переход к гуманизации и демократизации дошкольной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на прост...

Слагаемые моего успеха

Текст выступления на конкурсе "Учитель Года"...

Рабочая программа учебной дисциплины БД.05 Физическая культура по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 44) среднего професс...

Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС  дошкольного образования. Дошкольный возр...