Интегрированный урок.
план-конспект урока

Вайнтруб Наталья Николаевна

 обобщить известную информацию об изученных частях речи; содержании сказки А.С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»,  о водной  среде обитания.

 -формировать навыки соотносительного анализа; закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- прививать интерес к русскому языку, биологии, чтению  воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к уроку

Карточка №1
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Ж..л ст..рик со своею ст..рухой
У самого
синего моря;
Они ж...ли в ветхой з..млянке
Ровно тридцать лет и три года.
Ст..рик л..вил неводом рыбу,
Ст..руха пр..ла свою пряжу.
Ра.. он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой ра..
 закинул невод,
Пришел невод с травой м..рскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною ры..кой,
С непростою ры..кой, —
з..л..тою.

Карточка №2

Назовите три среды обитания

Имена прилагательные:

1.

2.

3.

Назовите представителей каждой среды обитания

Имена существительные:

1.

2.

3.

При помощи глаголов опишите деятельность представителей каждой среды обитания

__________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта экскурсии Тема Водная среда обитанияедущий: 

Здравствуйте, ребята. Сегодня вы пришли в гости в краеведческий  музей.

Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем школьном музее тоже много старинных вещей. Сегодня мы пойдем в гости в настоящую русскую избу. Там мы увидим много интересного. Узнаем, как жили наши с вами далекие предки. Прежде чем мы отправимся в избу, давайте вспомним, что мы уже знаем о предметах старинного русского быта. Какой посудой и приспособлениями пользовались наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Давайте посмотрим на экран…

 «Предметы старинного русского быта, их назначение).

 Как называется этот предмет ( «самовар»)? Для чего использовался самовар? С этим продуктом русские люди любили пить чай? Назовите его (картинка «баранки (сушки)»). Русские люди очень любили пить чай из самовара (картинка «семья за столом»). За столом собиралась вся семья. Поэтому самовар считается символом русского гостеприимства. Интересно, что самовар появился после того, как в Россию из Азии был завезен чай. Еще некоторое время чай считался лекарственным напитком. Повседневным напитком на русском столе считался сбитень, когда в горячую воду добавляли мед и пряности. Позже чай почти полностью вытеснил сбитень и стал основным напитком на столах в русских семьях.

А в этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет ( «чугунок»). Посмотрите и скажите: что варили в чугунке? ( «суп»). Кто из вас любит кушать суп? А еще варили…? («каша»). Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна («чугунок ставят в печь на огонь»). Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

Был в русской избе предмет, в котором хранили одежду. Скажите, как он назывался?(«сундук»). Сейчас мы будем складывать в него вещи, а вы их мне называйте ( «сарафан», «кокошник», «платок»). В сундуках хранилось добро. Поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

 Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Из этих нитей они затем ткали или вязали одежду. Как называлась эта тонкая палочка, на которую девушка накручивала нить? (картинка «веретено»). А эта плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа? («прялка»). Посмотрите, как ловко крутилось веретено в руках у девушки (картинка «вертящееся веретено»).

Русские девушки учились прясть с 5-6 лет. Всю осень и зиму вплоть до Масленицы они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась пением, играми и плясками.

Большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных надобностей(корыто) делавшийся ранее из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из железа, сейчас стиральные машины

Учитель - Сегодня мы с вами побываем в настоящей русской избе. Я показала вам, как в старину жили русские люди. Ребята, будьте внимательны, я буду давать вам задания.

Ангелина: За правильные ответы мы вас будем награждать «смайликами».

(карточки «смайлик в кокошнике» (для девочек), «смайлик в русских сапогах» (для мальчиков)).

- Ребята, а вы знаете русские пословицы? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы ее продолжите.

1. Поспешишь: (людей насмешишь).

2. Как аукнется: (так и откликнется).

3. Семь раз отмерь: (один раз отрежь).

4. Делу - время: (потехе - час).

5. Без труда: (не вытащишь рыбку из пруда)

6. Трудно в учении: (легко в бою).

7. В здоровом теле: (здоровый дух).

8. Не имей сто рублей: (а имей сто друзей).

Ангели



Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта экскурсии Тема Водная среда обитания

Учитель: Каковы же особенности водной среды обитания?

Вначале учитель называет признак, предлагает учащимся самим охарактеризовать данный признак (например, плотность - …, давление, - … и т.д.), учащиеся под контролем учителя, заполняют таблицу:

Особенности водной среды

1. Плотность

высокая

2. Давление

высокое   (увеличивается с глубиной)

3. Температура

колебания небольшие

4. Кислород

мало

5. Свет

мало       (уменьшается с глубиной)

Учитель предлагает учащимся сделать выводы:

Каковы же главные особенности водной среды обитания? (недостаток света и кислорода, высокая плотность и давление).

3. Выявление приспособлений к водной среде обитания.

Как же животные обитают в таких условиях? Каковы приспособления к обитанию в воде?

Обратите внимание на форму тела животных (представлены акула, кит, тюлень, некоторые виды рыб)  Учащиеся предлагают варианты. Учитель вводит понятие - обтекаемая форма тела. Учитель: Каково значение такой формы тела? (облегчает передвижение в воде)

Ребята, вы наверняка, когда - либо трогали, свежую рыбу. Какова она на ощупь? (тело покрыто слизью). Какое это имеет значение? (уменьшает трение о воду).

С помощью чего животные передвигаются, плавают?

 Учащиеся под контролем учителя  называют органы движения - плавники, ласты.

Как дышат водные животные? Учащиеся под контролем учителя  называют органы дыхания - жабры (рыбы). Учитель акцентирует внимание учащихся, что водные млекопитающие, такие как киты, дельфины, тюлени, моржи, дышат атмосферным воздухом с помощью лёгких.

Как моржи, киты, приспособлены к обитанию в холодных водах? (подкожный слой жира)

Одновременно с обсуждением материала, заполняется таблица

Приспособления к водной среде

1

обтекаемая форма тела

2

тело покрыто слизью

3

плавники, ласты

4

органы дыхания - жабры

(легкие - у млекопитающих)

5

подкожный слой жира



Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения интегрированного содержания

(краткое изложение; развернутая деятельность представляется в приложениях)

  1. Тема: «О рыбке А.С. Пушкина»
  2.  Интегрируемые предметы: чтение и развитие речи, русский язык, биология
  3. Общее количество часов: 3 часа
  4. Цели:

 обобщить известную информацию об изученных частях речи; содержании сказки А.С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»,  о водной  среде обитания.

 -формировать навыки соотносительного анализа; закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- прививать интерес к русскому языку, биологии, чтению  воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Учебная деятельность ребенка

(учебные задачи)

Учебный материал

 (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности

1.

Этап целеполагания

Побуждение к работе с новой информацией; Обдумывание проекта, будущих учебных действий, составление алгоритма.

 Сличают результат действий с эталоном и выявляют ошибки

Обобщение знаний, с последующим выводом и самооценкой (взаимооценкой)

Чтение деформированного текста

Текст сказки, карточки приложение №1

Прием критического мышления,

интеллектуальная разминка

 Технология проблемного обучения

2.

Продуктивная деятельность

.Самостоятельная работа с инструктивной картой, с последующей проверкой по образцу, карточки для работы в музее и на природном объекте.

Карточки приложение №2, призентация.

Посещение культурных и природных объектов.

Групповая форма

  Проектная технология Здоровьесберегающие технологии  

  Технология интегрированного обучения

    Технологии уровневой дифференциации 

    Групповые технологии. 

3.

Рефлексивная деятельность

(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Готовят проекты, раскрашивают контура рыбы.

Плакаты, фломастеры,

Технологии уровневой дифференциации 

    Групповые технологии. 



Предварительный просмотр:

План – конспект урока

  1. Цели: Цели:

 обобщить известную информацию об изученных частях речи; содержании сказки А.С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»,  о водной  среде обитания.

 -формировать навыки соотносительного анализа; закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- прививать интерес к русскому языку, биологии, чтению  воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Гимнастика для глаз.

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Учащимся раздаются карточки с деформированным текстом (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).  

  1. Сначала ребята  читают текст про себя, а затем выразительно вслух.
  2. После прочтения следует орфографическая работа с текстом (вставляют пропущенные буквы и определяют, к каким частям речи относятся выделенные слова).
  3. Комментированное чтение вслух.
  4. Фронтальный опрос по прочитанному:

- Назовите автора этой сказки. (Ответы учащихся)

-Назовите героев сказки.( Ответы учащихся)

- Какие виды сказок вы знаете, и к какому виду относится данная сказка. Объясните почему? (Ответы учащихся)

 - Где происходит действие сказки? (Ответы учащихся)

- Где жила рыбка? (Ответы учащихся)

-Что окружает рыбку в её среде обитания? (Ответы учащихся)

 -Кто главный герой сказки А.С. Пушкина?

-Как вы думаете, с какими школьными предметами связан наш сегодняшний урок? (Ответы учащихся).  А эти школьные предметы могут нам рассказать о рыбке? (Ответы учащихся).

3. Работа в тетрадях.

Составление таблицы, ответы на вопросы.

  1. Работа в парах (взаимопроверка, проговаривание ошибок вслух).
  2. Проверка карточек по образцу.
  3. Физминутка
  4. Экскурсия в музей и на природный объект.   (деление класса на группы).
  5. Создание и защита проектов от каждой группы.
  6. Рефлексия (фиш-технология: дети ОВЗ  8 вида  раскрашивают заранее приготовленные контуры рыб, остальные формируют краткий вывод, сделанный учащимися в процессе изучение темы).
  7. Домашнее задание. Составить кроссворд «Строение рыбы».

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗМИНУТКА старик Прилогательное-хлопаем старуха Глагол –топаем ногами. синее Существительное - повороты туловища

Слайд 2

рыбка Прилогательное -хлопаем золотая Глагол –топаем ногами. пряла Существительное - повороты туловища

Слайд 3

Невод Прилогательное -хлопаем ловил Глагол –топаем ногами. разбитое Существительное - повороты туловища

Слайд 4

пряжа Прилогательное -хлопаем просил Глагол –топаем ногами. корыто Существительное - повороты туловища


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок для специальности: 080504 "Государственное и муниципальное управление"

Тип занятия: интегрированный урок в форме игры с элементами групповой      ...

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов"

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов" ...

Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности студентов на уроках.

Интегрированный урок - это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Для них характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, испо...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...