Рабочая программа по русскому языку по ФГОС
рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования', Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями . Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого "внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.
Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
Кулыпуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные содержательные линии программы
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Материал школьного курса русского языка по классам представлен следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематически курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся пропедевтически уже в 5 классе. Это позволяет организовать систематическую работу над синтаксическими и пунктуационными навыками учащихся и изучать морфологию на синтаксической основе.
Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах. Работа по речевым темам и культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного материала.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи . Темы по развитию речи пропорционально распределяются в течение учебного года, что создает условия для более эффективного речевого развития школьников.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, 7 классе — 136 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Данная рабочая программа рассчитана и предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году в 8 а, 8 б классах МБОУ «Средняя школа № 2».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., ииспользование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции.
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Содержание учебного курса «Русский язык 8 класс».
ВВЕДЕНИЕ.
Общие сведения о языке.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ.
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
I. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
II. Текст как единица синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Способы выражения обстоятельств.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Характеристика человека по его деятельности как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности..
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Текст – сравнительная характеристика.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Обособление дополнений.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Рассуждение на дискуссионную тему; строение данного текста, его языковые особенности.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала об обращении. Обращение, его функции и способы выражения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему. Деловое письмо.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
8 класс (102 часа)
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.
№ урока | Дата проведения | Тема | Виды деятельности учащихся | |||||
План | Факт | |||||||
1 | Русский язык в современном мире | Чтение и комплексный анализ текстов. Пересказ по ключевым словам, выделение абзацев в текстах, составление опорного конспекта, | ||||||
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2) | ||||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторение и систематизация изученного по теме «Пунктуация». Анализ таблицы. Выполнение практических упражнений. Пунктуационный анализ художественного текста. Конструирование предложений. Составление вопросного плана текста. | ||||||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | Повторение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение». Работа с учебным текстом. Заполнение таблицы и составление высказывания по ней. Пунктуационный и синтаксический анализ текстов . Составление схем предложений. Диктант. | ||||||
4 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий». Работа с таблицей. Выполнение практических упражнений по применению орфографического правила. | ||||||
5 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Выполнение практических упражнений по применению орфографического правила. Чтение и анализ текста. | ||||||
6 - 7 | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26) | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста сжато и подробно с изменением лица. | ||||||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Работа с учебным текстом. Заполнение таблицы. Выполнение практических упражнений по применению орфографических и пунктуационных правил. Работа с художественным текстом. | ||||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы. | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5 часов) | ||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса | Работа с таблицей, текстом. Конструирование предложений. Комплексный анализ художественного текста. | ||||||
11 | Р.Р. Текст как единица синтаксиса | Систематизация знаний о тексте, основных признаках текста. Смысловой и речеведческий анализ текстов. | ||||||
12 | Предложение как единица синтаксиса | Работа с учебным текстом. Смысловой и грамматический анализ художественных текстов. Выделение предложений в тексте. Конструирование словосочетаний и предложений с указанными словами. | ||||||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Чтение художественных текстов, лексический анализ языкового материала. Классификация словосочетаний по грамматическому значению, анализ словосочетаний с точки зрения способа выражения главного слова, средств связи слов в словосочетании. Заполнение таблицы. Лексический анализ языкового материала | ||||||
14-15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Изучающее чтение учебного текста. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетаниях. Конструирование словосочетаний. Анализ словосочетаний с точки зрения соблюдения грамматических норм. Преобразование словосочетаний. Отработка умений выполнять синтаксический разбор словосочетаний | ||||||
Простое предложение (2 + 1) | ||||||||
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Пунктуационный, синтаксический и лексический анализ языкового материала. Написание изложения | ||||||
17 | Порядок слов в предложении. Интонация | Изучающее чтение учебных текстов. Синтаксический разбор предложений. Наблюдение за смыслоразличительной функцией порядка слов и интонации в предложении. Конструирование предложений по образцу. Смысловой и лексический анализ текстов. Интонационный диктант. Заполнение таблицы | ||||||
18 | Р.Р. Описание памятника культуры | Чтение и редактирование текста – описания памятника культуры. Создания собственного текста – описания памятника на основе картин С. Баулина и С. Герасимова | ||||||
Двусоставные предложения (13 + 2) | ||||||||
19 | Подлежащее. Сказуемое | Повторение изученного о подлежащем и сказуемом. Изучающее чтение учебных текстов. Определение главных членов предложения и способов их выражения. Описание картины на основе вопросов, конструирование предложений на заданную тему. | ||||||
20 | Простое глагольное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Анализ таблицы. Орфографический и грамматический анализ языкового материала. Работа со словарем иностранных слов. Конструирование предложений. Смысловой и грамматический анализ текста. | ||||||
21 | Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102) | Написание сочинения | ||||||
22 | Составное глагольное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Опознавание составных глагольных сказуемых и определение значения вспомогательных слов в них. Конструирование предложений и создание текста на заданную тему с использованием указанных синтаксических конструкций. | ||||||
23-24 | Составное именное сказуемое | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ предложений. Определение вида сказуемого, способа выражения именной части составного сказуемого. Конструирование предложений по заданной модели Лексический, орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Чтение, озаглавливание и разделение текста на абзацы, составление плана. | ||||||
25-26 | Тире между подлежащим и сказуемым | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Выделение главных членов предложения. Конструирование предложений по образцу. Диктант | ||||||
27 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Изучающее чтение учебного текста. Смысловой, орфографический, пунктуационный и грамматический анализ текстов. Различение прямых и косвенных дополнений. Построение высказывания на основе прочитанного текста. Конструирование предложений и словосочетаний. Нахождение и исправление грамматических ошибок в предложениях | ||||||
28 29 | Определение Р.Р. Сжатое изложение | Изучающее чтение учебного текста. Смысловой, орфографический. Пунктуационный и грамматический анализ языкового материала. Различение согласованных и несогласованных определений. Определение способа их выражения. Конструирование предложений. Пересказ текста и написание сжатого изложения | ||||||
30-31 | Приложение. Знаки препинания при нем | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических предложений по применению правила. Конструирование предложений | ||||||
32 | Обстоятельство | Изучающее чтение учебного текста. Пунктуационный и орфографический анализ языкового материала. Опознавание обстоятельств, определение их значения и способа выражения. Конструирование предложений с использованием обстоятельств. | ||||||
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выполнение синтаксического разбора предложений. Составление текста на заданную тему | ||||||
34 | Р.Р. Характеристика человека | Чтение и анализ текста – характеристики человека. Создание собственного текста по заданию упр. 165 или 166. | ||||||
35 | Повторение. | Повторение и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». Определение темы текста, орфографический и грамматический анализ языкового материала. Построение аргументированного ответа на вопрос. Нахождение и исправление грамматических ошибок в предложениях, конструирование предложений с учетом ситуации общения. | ||||||
36 | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Односоставные предложения (9 + 2) | ||||||||
37 | Главный член односоставного предложения | Изучающее чтение учебного текста. Выделение грамматических основ и второстепенных членов в предложениях. Различение распространенных и нераспространенных предложений. Конструирование предложений | ||||||
38 | Назывные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание односоставных предложений, определение их значения и способа выражения подлежащего. Конструирование предложений, составление текста. | ||||||
39 | Определенно-личные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Пунктуационный, орфографический и грамматический анализ языкового материала. Опознавание определенно-личных предложений. Восстановление авторского текста, составление текста. Диктант | ||||||
40 | Неопределенно-личные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание неопределенно-личных предложений в тексте, определение их значения. | ||||||
41 | Р.Р. Инструкция | Смысловой, орфографический и грамматический анализ текстов. Создание текста | ||||||
42 | Безличные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Орфографический анализ языкового материала. Опознавание в тексте безличных предложений и определение их значения. Конструирование предложений. | ||||||
43 | Р.Р. Рассуждение | Смысловой, речеведческий и стилистический анализ текстов, составление конспекта, написание изложения и сочинения. Подготовка публичного выступления | ||||||
44 | Неполные предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание в тексте неполных предложений, отработка умения постановки тире в неполных предложениях. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Конструирование предложений | ||||||
45 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Изучение образцов устного и письменного синтаксического разбора предложений. Выполнение разборов | ||||||
46 | Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Устранение речевых недочетов. Опознавание в текстах односоставных предложений. Определение их вида | ||||||
47 | Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Простое осложненное предложение | ||||||||
48 | Понятие об осложненном предложении | Изучающее чтение учебного текста. Орфографический и пунктуационный анализ. Составление текста с использованием осложненных предложений | ||||||
Однородные члены предложения (11 + 2) | ||||||||
49 | Понятие об однородных членах предложения | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание в тексте однородных членов предложения. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Конструирование предложений. Диктант | ||||||
50 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Чтение и смысловой анализ текста. Составление текста. Конструирование предложений. | ||||||
51 | Р.Р. Изложение по тексту упр. 242 | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста. | ||||||
52 | Однородные и неоднородные определения | Изучающее чтение учебного текста, анализ пунктуационного правила. Составление алгоритма применения данного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Мини-изложение. Диктант | ||||||
53-54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ. Чтение и анализ текста. Создание текста- сравнительной характеристики | ||||||
55-56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Орфографический и пунктуационный анализ. Диктант | ||||||
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Создание текста | ||||||
58 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | Обобщение и повторение изученного по теме. Языковой, пунктуационный и синтаксический анализ языкового материала. Нахождение и исправление ошибок в предложениях с однородными членами. Смысловой и речеведческий анализ текстов | ||||||
59 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий. | ||||||
Обособленные члены предложения (17 + 2) | ||||||||
60 | Понятие об обособлении | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание обособленных членов предложения в тексте. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
61-63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила | ||||||
64-65 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему | Анализ текстов. Исправление синтаксических ошибок. Создание текста-рассуждения | ||||||
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение текста, конструирование предложений. Диктант | ||||||
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение текста, лексический анализ. Нахождение и исправление ошибок в предложениях с деепричастными оборотами | ||||||
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение и озаглавливание текста | ||||||
72 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
73-74 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ. Составление обобщающей таблицы | ||||||
75 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 + 2) | ||||||||
76 | Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Опознавание обращений в тексте, выполнение практических упражнений по применению пунктуационного правила. Конструирование предложений с обращениями | ||||||
77 | Употребление обращений | Употребление обращений в речи в зависимости от ситуации общения и коммуникативной направленности. Опознавание обращений в тексте. Применение пунктуационного правила. Конструирование предложений. Создание текста с использованием обращений | ||||||
78 | Р.Р. Составление делового письма | Анализ текста и составление текста делового письма | ||||||
79 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Изучающее чтение учебного текста. Наблюдение за интонационными особенностями предложений с вводными конструкциями. Конструирование предложений с вводными словами. Опознавание вводных слов и сочетаний слов в тексте. | ||||||
80 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. Чтение и пересказ текста с использованием вводных слов. Конструирование предложений, составление высказывания. | ||||||
81 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Изучающее чтение учебного текста. Наблюдение за ролью вставных конструкций в тексте. Опознавание вставных конструкций в тексте. Применение пунктуационного правила. Конструирование предложений. Выборочный диктант | ||||||
82 | Р.Р. Публичное выступление (упр. 386) | Составление публичного выступления | ||||||
83 | Междометия в предложении | Изучающее чтение учебного текста. Анализ пунктуационного правила. Выполнение практических упражнений по применению правила. | ||||||
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала | ||||||
85 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | Обобщение и систематизация изученного по теме. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. | ||||||
86 | Проверочная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
Чужая речь (6 + 1) | ||||||||
87 88 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | Изучающее чтение учебных текстов. Анализ предложений и текстов с прямой и косвенной речью. Конструирование предложений с прямой речью. Изучающее чтение учебных текстов. Анализ предложений и текстов с прямой и косвенной речью. Конструирование предложений | ||||||
89-90 | Прямая речь | Анализ пунктуационного правила. Выполнение практически упражнений по применению правила. | ||||||
91 | Диалог | Составление диалога. Преобразование предложений с косвенной речью. Исправление ошибок в предложениях с прямой речью | ||||||
92 | Р.Р. Рассказ | Переработка данного текста в рассказ диалогом | ||||||
93 | Цитата | Изучающее чтение учебного текста. Опознавание цитат и определение их роли в тексте. Орфографический и пунктуационный анализ языкового материала. Создание текста с использованием цитат. Подготовка устного сообщения | ||||||
94 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» | Изучение образцов устного и письменного разборов. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Смысловой анализ текста | ||||||
95 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 418 | Излагают в письменной форме содержание прочитанного текста | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 + 2) | ||||||||
96 | Синтаксис и морфология | Смысловой анализ текста. Выполнение синтаксического и морфологического разборов. Конструирование предложений. | ||||||
97 | Синтаксис и пунктуация | Анализ текстов. Пунктуационный и орфографический анализ языкового материала | ||||||
98 | Итоговая контрольная работа | Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий | ||||||
99 | Анализ итоговой контрольной работы | Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок | ||||||
100 | Синтаксис и культура речи | Анализ текста. Исправление ошибок в словосочетаниях с нарушением норм управления. Редактирование текста | ||||||
101 | Синтаксис и орфография | Орфографический анализ языкового материала. Наблюдение за связью орфографии и синтаксиса | ||||||
102 | Итоговый урок | Анализ учебной деятельности |
Программно-нормативное, учебно-методическое
и техническое обеспечение образовательного процесса
Программно-нормативные документы:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2018.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2018.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский., Просвещение 2019.
Дидактические материалы, входящие в учебно-методический комплект:
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс., 2018.
Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:
Л. А., Ладыженская Т. А., Александрова О. М. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов.
Тростенцова Д- А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 8 класс.
Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8— 9 классы (из опыта работы).
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-инфор-мационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-204637-1361894017.jpg)
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1011238-1518470445.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (родно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-1011238-1518470445.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ФГОС
Рабочая программа русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО приказ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного ста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-482749-1419336862.jpg)
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1209315-1579580056.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс, составленная по требованиям ФГОС
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-729958-1608573553.jpg)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС 170 часов.
Рабочая программам (календарно-тематическое планирование) по русскому языку в 5 классе по ФГОС (170 ч.)...