УМК педагогика 3 курс
методическая разработка

УМК педагогика 3 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_pedagogika_3_kurs.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

по ПЕДАГОГИКЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3 курсов  

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

АТТЕСТАЦИЯ

  • ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

  • ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

        Изучение курса педагогики поможет вам освоить знания и умения, необходимые для методически грамотного решения практических задач по организации педагогического процесса в школе. Вы научитесь выполнять исследовательскую работу, освоите приемы самостоятельной работы и многое другое.  Желаем  вам успехов.  

Прежде всего, ознакомьтесь с общей характеристикой курса. Данный курс является базовым, ориентирующим студентов на овладение основами педагогической науки. Составлен на основе государственного образовательного стандарта по специальности Адаптивная физическая культура

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Наименование раздела, темы,

тема занятия

Самостоятельная

работа

Вид работы

Раздел 4. Теория воспитания

Модуль 1. Сущностная характеристика процесса воспитания

Сущность процесса воспитания и его роль в формировании личности. Цель, движущие силы, структура и логика воспитательного процесса.

Подобрать статьи о значении воспитания в жизни ребёнка

Практическое занятие: анализ статей о значении воспитания в жизни ребёнка

Заполнение двухчастного дневника

Проблемы общественного воспитания. Закономерности и принципы процесса воспитания

Составить таблицу: «Закономерности и принципы процесса воспитания»

Модуль 2. Содержание процесса воспитания.

Многоаспектность содержания воспитания школьников.  Различные подходы к отбору содержания воспитания. 

Подбор отрывков из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем.

Составные части содержания общественного воспитания. 

Создать презентацию, характеризующую одно из направлений воспитания

Практическое занятие: Спроектировать тематику мероприятий и дел для учащихся любого класса по предложенной схеме.

Модуль 3. Формы, методы, приёмы и средства воспитания

Сущностная характеристика понятий методы, приемы, средства воспитания.

Характеристика системы методов, приёмов и средств воспитания.

Исследование на выявление отношения учителей, учащихся к использованию в образовательном процессе различных методов, приемов и средств  воспитания

Практическое занятие: Характеристика системы методов, средств воспитания. Составление таблицы

Подготовка к круглому столу по теме.

 Круглый стол: «Активные методы  воспитания в  начальной школе»

Классификация и анализ различных форм организации процесса воспитания.

Модуль 4. Диагностика уровня воспитанности и развития школьников.

Понятие  «диагностики воспитанности и развития личности».

Составить схему по теме

Виды диагностики уровня воспитанности и развития.

Практическое занятие: решение профессиональных задач.

Подобрать «портфель» диагностических методик для выявления уровня воспитанности школьников

Приемы привлечения учащихся к организации и анализу процесса и результатов воспитания.

Подготовиться к итоговому тестированию

Модуль 5. Оценочно-коррекционный

Практическое занятие: итоговое тестирование по изученному разделу

Раздел 5. Теория обучения

Модуль 1. Сущностная характеристика процесса обучения

Дидактические, психологические и методические аспекты процесса обучения. Движущие силы процесса обучения

Анализ различных подходов к целеполаганию; вывод об их эффективности.

Закономерности и принципы процесса обучения. Роль цели в процессе обучения

Практическое занятие: Наблюдение за уроком и определение реализованных на нём принципов обучения.

АТТЕСТАЦИЯ

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательных
результатов  студентки(-а)

Ф.И.О.  ___________________________________________________, группа  

Специальность: 

Учебная дисциплина: ПЕДАГОГИКА

Преподаватель: 

Период обучения: 5 семестр

Количество часов в неделю: 2 часа


работы

Виды учебной деятельности

Макс.
кол-во
баллов

Факт.  кол-во
баллов

Коррекция

Срок проведения

Обязательная часть

85

1 блок -  формирующие виды деятельности.

20

Создать презентацию по теме: «Формы воспитательной работы»

10

ноябрь

Проанализировать  в/урок

10

ноябрь

2 блок – контрольно-оценочные виды деятельности.

40

Выполнить проверочную работу по теме: «Сущность процесса воспитания»

20

октябрь

Выполнить задания проверочной работы по теме: «Методы воспитания»

20

декабрь

3 блок – самостоятельная работа студентов.

25

Составить конспект по теме: «Содержание воспитания»

15

октябрь

Подобрать «портфель» диагностических методик для начальной школы.

10

декабрь

Вариативная часть

15

Составить  словарь педагогических терминов

10

  Подобрать и проанализировать статью, отражающую проблемы воспитания на современном этапе.

подготовке к учебному занятию (не менее 7 пунктов).подготовке к учебному занятию (не менее 7 пунктов).

7

Выполнение заданий профессиональной направленности

15

Результативная активность на уроке.

15

Сумма баллов за семестр:              Отметка:                          Подпись преподавателя:

Оценка образовательных результатов (дифзачет или зачет):

проценты

баллы

отметка в журнале

0 - 49%

0-49

2

50 – 69%

50-69

3

70 – 84%

70-84

4

85 – 100%

85-100

5

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ

Изучение дисциплины завершается экзаменом в конце учебного года. В ходе экзамена проверяется:

  • освоение студентом системы базовых теоретических знаний, позволяющих педагогу эффективно организовать педагогический процесс;
  • овладение студентом профессиональными практическими умениями, необходимыми педагогу для организации педагогического процесса.

Экзамен проводится в два этапа: тестирование и решение практических задач и ситуаций.

С программой подготовки к экзамену и с практическими ситуациями вы можете познакомиться в приложении №1.  

        

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

        Рекомендуемая литература

А) Основная

  1. Ефремов О. Ю. Педагогика. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
  2. Жуков Г.Н., Каплан С.Л., Матросов П.Г.        Основы общей и профессиональной педагогики .-2016, УИЦ  «Гардарики».
  3. Мишина Г. А., Подласый И.П.        Курс лекций по коррекционной педагогике        2016,        ГИЦ «Владос».
  4. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грахольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2017.
  5. Сластенин В.А., Исаев Е.Н., Шиянов Е.Н. Педагогика.- 2018, ОИЦ «Академия».
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.- М, 2017
  7. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.2018

 Б)  Дополнительная

  1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. -М., 2019
  2. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. -Ростов-на Дону, 2012.
  3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика.-М., 2017.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Практикум и методические материалы. - М. 2013.  
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.2018.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЕГО ОСВОЕНИЮ

РАЗДЕЛ: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И ЕГО РОЛЬ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

План:

  1. Сущность процесса воспитания и его роль в формировании личности.
  2. Движущие силы процесса воспитания.
  3. Структура  и логика процесса воспитания.
  4. Закономерности и принципы процесса воспитания.  
  5. Цель общественного воспитания на современном этапе развития общества.

Формирующие виды деятельности

1. Если в воспитательной работе возникают вопросы «кто?», «что?», «как?» - какой из этих вопросов для Вас основополагающий и почему?

2. Перечислите истоки внешних и внутренних объективных и субъективных противоречий.

3. Предложите конкретные действия педагога по формированию какого-либо качества личности.

4. Перечислите причины и проанализируйте следствия педагогических ошибок, которые могут спровоцировать противоречия процесса воспитания.

5. Как понятие «воспитание» связано с понятиями «социализация» и «формирование»?

6. Прочитайте высказывания о воспитании. Какое из них наиболее полно отражает ваш взгляд на воспитание. Ответ аргументируйте.

  • Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, имеет целью выполнить то, чего не достает от природы» (Аристотель).
  • «напротив, воспитание должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам…» (А.С.Макаренко).
  • «Жизнь слишком коротка, чтобы в совершенстве овладеть великим искусством воспитания детей …» (Н.Винер).
  • «Воспитание может все» (К.А.Гельвеций)

7. Из приведенных выражений выберите те, которые относятся к специфическим особенностям воспитательного процесса:

  1. Преобладают ценностно-ориентационные, отношенческие, мотивационные, эмоциональные и поведенческие акценты.
  2. Результатом выступают умения, знания, навыки, способы познавательной и предметно-технологической области.
  3. Ведущими являются логический, когнитивный компоненты.
  4. Педагогическое взаимодействие ориентировано на область сознания.
  5. Опора на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления.
  6. Педагогическое взаимодействие ориентировано на область чувств, эмоций, подсознания.
  7. Преобладают искусственные объекты и системы.
  8. Результатом являются нормы, ставшие внутренним регуляторами действий и поступков.
  9. Огромную роль играет личность воспитателя.

8. Сформулируйте вопрос - проблему.

Аргументы позиции

Да (за)

Тема для обсуждения

Аргументы позиции

Нет (против)

Дайте ответ на данный вопрос. Аргументируйте свою позицию.

Сформулируйте проблемный вопрос по теме: «Сущность процесса воспитания».

Подумайте об альтернативном решении данной проблемы. Приведите возможные аргументы в защиту данной точки зрения.

9. Из предложенных характеристик выберите существенные характеристики воспитательного процесса:

  1. Целенаправленность
  2. Многофакторность
  3. Прерываемость
  4. Однозначность
  5. Длительность
  1. Определенность результата
  2. Противоречивость
  3. Комплексность
  4. Параллельность

10. К какой группе относятся противоречия:  

  • Противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений. Каковы пути и способы разрешения этого противоречия.
  • Противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания. Каковы пути и способы разрешения этого противоречия
  • Противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Каковы пути и способы разрешения этого противоречия.
  • Противоречия, порожденные глобальными политическими, экологическими, экономическими, информационными процессами, происходящими в мире и стране. Каковы пути и способы разрешения этого противоречия.

11. Продолжите перечисление факторов, усложняющих воспитательный процесс:

Многофакторность и стихийность, длительность, непрерывность и устремленность в будущее…

Подсказка. Еще можно назвать 6-7 основных факторов.

12. Составьте схему процесса перевоспитания. Что лежит в его основе?

Практическое занятие

Тема  «Проблемы общественного воспитания. Закономерности и принципы процесса воспитания»

Тема: Общие закономерности процесса воспитания.

(По Подласому  И. П.)

Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются частными или конкретными.

Важнейшее место в практике воспитания имеет связь эффективности (продуктивности) воспитательного процесса с компонентами, оказывающими наибольшее влияние на качество воспитания.

Эффективность воспитания зависит:

  1. От сложившихся воспитательных отношений.  Воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям.
  2. От соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть эту цель (организация – совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы).
  3. От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников. Получая знания, приобретая практический опыт, усваивая нормы и правила социального поведения, воспитанник проверяет их на практике.
  4. От совокупного действия объективных и субъективных факторов.
  5. От интенсивности воспитания и самовоспитания.
  6. От активности его участников в педагогическом взаимодействии.
  7. От эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения.
  8. От качества воспитательного воздействия.
  9. От интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника  («внутренняя сфера» - система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, рассматриваемая как целостное образование)
  10. От интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.

Принципы воспитания.

Принципы отражают специфику процесса воспитания.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

Обязательность. Принципы требуют обязательного и полного воплощения в практику.

Комплексность – предполагает одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются фронтально и все сразу.

Равнозначность. Все принципы равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

  • Общие закономерности воспитания
  • Общие принципы воспитания

1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, этническими нормами и традициями.

Потребности, нормы, правила общества, интересы государства                     цели, содержание воспитания.

1. Принцип общественной направленности воспитания – соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, национальным традициям и нормам.

2. Принцип субъектности – развитие способности ребёнка осознавать своё Я во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному влиянию.

2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов.

Педагогическое воздействие и влияние факторов                   результат воспитания

3. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

4. Принцип учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей.

5. Принцип сочетания прямых и параллельных пед. воздействий.

3. Позитивная реакция личности на пед. воздействия обусловлена учётом её потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.

Учет потребностей, возможностей и уважение личности                    позитивная реакция личности на пед воздействие

6. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.

7. Принцип гуманистической направленности воспитания – гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований…

8. Принцип опоры на положительное в человеке.

4. Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером пед. руководства деятельностью детей.

Активность личности, мотивы участия в деятельности, характер пед руководства        эффективность воспитания

9. Принцип деятельностного подхода в воспитании.

10. Принцип стимулирования активности личности, её участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности.

11. Принцип сочетания пед. руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

12. Принцип вариативности деятельности, соответствия её содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.

5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия.

13. Принцип сотрудничества, партнёрства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий.

14. Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.

6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.

Признание личности как ценности

                         Эффективность воспитания

15. Принцип целостного подхода в воспитании.

16. Принцип единства воспитания и развития.

17. Принцип ориентированности пед. деятельности на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.

18. Принцип эстетизации детской жизни.

Задание: охарактеризовать принципы воспитания, пользуясь учебником педагогики Подласого И. П.

Тема: Содержание воспитания:

Задание: составить конспект по плану

1. название, определение

2. цель, задачи

3. пути осуществления

1. Патриотическое воспитание.

Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, к своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране, готовность служить её интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины.

Патриотическое воспитание – процесс формирование гуманных отношений между людьми, чувства чести, долга, ответственности человека в обществе.

Гражданин знает свои права и обязанности, свободу и ответственность. Обладает патриотизмом, интернационализмом, чувством гражданского долга и ответственности, готовность защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданские активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Перед педагогами стоят следующие задачи по патриотическому воспитанию:

  • передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме;
  • воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине (воспитать человека с чувством национального достоинства, опирающегося на национальные идеалы);
  • воспитание культуры межнациональных отношений; воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства; сформировать уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народа хуже или лучше (главное – в самом человеке: каков он, а не к какой национальности принадлежит; достоинства людей – их личные, а не национальные черты, недостатки человека принадлежат данному человеку, а не народа)

Главное лицо в организации патриотического воспитания – учитель. Учителя должны быть носителями национального сознания, любить страну, народ, который они воспитывают, приобщать детей к истокам родного национального духа и учить восприятию духовных ценностей других народов.

Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений. Но это обязательно должна быть деятельность детей, т.е. патриотизм можно воспитать только в активном действии и взрослого и ребёнка.

Из Стандартов второго поколения:

… Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

…Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

  1. …Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Результаты:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Нравственное воспитание.

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не смогли бы прийти к единому мнению – хорошо или плохо поступил человек.

В нравственном воспитании работают такие понятия:

- «мораль» - система норм, правил, требований к поведению человека в различных сферах жизни и деятельности, выработанных обществом;

- «этика» - наука, исследующая закономерности развития моральных норм и практически складывающихся отношений людей к обществу, природе, культуре, друг другу;

- «нравственная норма» - требование, определяющее как человек должен поступить в той или иной ситуации;

- «нравственные принципы» - основа, на которой формируются нормы;

- «нравственный идеал» - образец нравственного поведения, к которому стремится человек.

Задачи:

  • Воспитание гуманного отношения к людям: формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, воспитание дружелюбия, доброжелательности, внимания к нуждам других, готовность оказать помощь нуждающимся, способность к сочувствию, сопереживанию;
  • Воспитание отношения к себе, формирование разумных потребностей: осознание собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и справедливости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости; Критерии разумности потребностей: --- потребности должны способствовать развитию личности человека; --- соответствовать возможностям удовлетворения за счет собственного труда; --- соответствовать возможностям общества удовлетворить эти потребности.
  • Воспитание сознательного отношения к труду: формирование добросовестного отношения к своему труду и учебным обязанностям воспитывать желание добросовестно и творчески трудиться. Дисциплина – это соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Складывается из культуры поведения, культуры общения, культуры внешности, культуры речи, бытовой культуры.
  • Экологическая культура: формирование бережного отношения к природе, нетерпимого отношения к нарушениям экологических норм и требований.

Нравственное развитие личности проходит 3 стадии (С.Колберг):

  1. доморальный уровень – ребенок исполняет требования из-за страха наказания;
  2. конвенциональный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать к группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения;
  3. автономный уровень – человек добровольно избирает правильное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с номами им принятыми.

Из Стандартов второго поколения:

…Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

… Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

…Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения,  потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

…Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

  1. …Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

  1. …Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным;

Результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


3. Трудовое воспитание.

Трудовое воспитание начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Задачи:

  • Формирование положительного отношения к труду;
  • Формирование высоких моральных качеств: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, деловитости и честности;
  • Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
  1. Виды труда

Учебный труд

Общественно полезный труд

(направлен на обществ. пользу)

Производственный

труд

Труд в процессе учебной деятельности.

Включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома).

Труд по созданию материальных ценностей

Педагогические условия организации трудового воспитания:

1. подчинение труда учебно-воспитательным задачам – знания должны применяться на практике + где учим, там и трудимся (соединяем воспитание и обучение)

2. сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьников – дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя.

3. доступность и посильность трудовой деятельности.

4. добросовестность и обязательность трудовой деятельности – в процессе труда необходимо поддерживать желание довести работу до конца, приучить детей работать систематически и равномерно.

5. сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

            Из Стандартов второго поколения:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Задачи:

  1. Выработка системы художественных представлений, взглядов и убеждений;
  2. Воспитывать стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против уродливого, безобразного, низменного;
  3. Формировать готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Основные понятия:

Э.восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы, испытывать эстетические чувства.

Э.чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Э.потребность – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Э.вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиции эстетических знаний и идеалов.

Пути формирования: источником прекрасного является сама жизнь!

Из Стандартов второго поколения:

…Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Результаты:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 5. Физическое воспитание.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного развития физических сил и здоровья, выработки гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи:

  • Содействие правильному физическому развитию детей;
  • Развитие основных двигательных качеств: силы, выносливости, ловкости и быстроты; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и т.д.);
  • Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, к ЗОЖ;
  • Приобретение необходимого минимума теоретических знаний из области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Средства физического воспитания:

  1. Физические упражнения (гимнастика, туризм, игры, занятия в спортивных секциях);
  2. Природные факторы (солнце, воздух и вода);
  3. Гигиенические факторы (благоприятная окружающая среда, гигиена труда, быта и отдыха).

Девять врачей для здоровья: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум (мысли – реальная сила, магнит, обладающий способностью притягивать или отталкивать).

                            Из Стандартов второго поколения:

…Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Результаты:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

6. Умственное воспитание.

Умственное воспитание –это целенаправленный, планомерно осуществляемый процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил.

Задачи:

  • Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании;
  • Формирование опыта (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству;
  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности к самому себе.

Пути решения задач умственного воспитания: в обучении и внеучебной деятельности (научно-популярные лекции, семинары, конференции, встречи со специалистами, выставки, игры, конкурсы, олимпиады).

  1. Из Стандартов второго поколения:

Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.


Тема: формы, методы, приёмы и средства воспитания

Методы и формы воспитания

  1. Метод воспитания

*способ достижения цели, способ поведения

*способ управления деятельностью воспитанника

*способ управления развитием личности воспитанника

Метод

воспитания

Способ воздействия на чувства и поведение воспитанника с целью создания условий для раскрытия его возможностей, для его самореализации

  1. Классификация методов воспитания

Метод        воспитания

                                                                                                           

    методы форм-я сознания                                                                          методы стимулирования                             

    *рассказ                                                                                                     *поощрение

    *беседа                                                                                                       *наказание

    *диспут                                              методы орг-и деят-ти                   *соревнование                                    

    *пример                                             *управление

    *внушение                                         *требование

    *объяснение                                      *приучение                                                          

                                                                *поручение

                                                                *общественное мнение

Форма воспитания – внешнее выражение                                       Формы  воспитательной работы

взаимодействия воспитателя и воспитанников                        -школьный театр      -изостудия

регулируемое выбранными методами и                                    -кружок                     -вечер

средствами воспитания                                                               -олимпиада                -экскурсия

                                                                                                        -конкурс                    -клуб

                                                                                                        -КТД                          -поход

                                                                                                        -викторина                -турнир

                                                                                           -фестиваль                -спартакиада и т.д.

                                                                                         

         

                               Выбор методов и форм воспитания зависит от:

  • целей и задач воспитания
  • содержания воспитания
  • половозрастных особенностей воспитанников
  • индивидуальных и личностных особенностей воспитанников условий и средств              

            воспитания

  • наличия и особенностей воспитательной системы
  • индивидуальных особенностей и способностей учителя

Задание: создать презентацию по теме: Формы воспитания.

Рекомендации по составлению презентаций.

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Для нашей презентации 7 слайдов (1 – титульный, 2, 3, 4, 5 – содержание вопроса, 6 – глоссарий (основные понятия темы), 7 – короткое и запоминающееся высказывание по теме)
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайнерские требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы. 
  1. Практические рекомендации по созданию презентаций

Оформление слайдов:

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

  1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  1. Для заголовков – не менее 24.
  2. Для информации не менее 18.
  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  6. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки; границы, заливку;
  • штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Критерии оценки презентаций:

  1. Соблюдение требований к оформлению презентаций – 3;
  2. Язык презентации понятен аудитории и самим создателям – 1;
  3. Грамматика,  отсутствие ошибок – 1;
  4. Актуальность, точность и полезность содержания – 1;
  5. Логика и переходы от одного слайда к другому – 2;
  6. Техника эффективного выступления – 2;
  7. Призовой фонд преподавателя – 1-3

Итого, за презентацию вы можете получить 10 баллов

МЕТОДЫ     ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

Название

Определение

Характеристика

Условия эффективности

Рассказ на этическую тему

Яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знание воспитанников о нормах и правилах поведения, вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного.

Используется в мл. и ср. классах.

Функции: служат источником знаний, обогащают нравственный опыт личности опытом других людей, служат положительным примером.

Особая воспитательная ценность рассказов заключается в том, что в них нет прямого навязчивого поучения.

1. должен соответствовать социальному опыту школьников;

2. сопровождается показом иллюстраций, определённой обстановкой.

3. краткость и эмоциональность рассказа.

4. правильный выбор времени применения.

5. организация последующей деятельности в соответствии с содержанием рассказа.  

Объяснение

Доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений.

Во многих случаях сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учащихся к учителю и может перерасти в беседу.

Используется, если с помощью рассказа не удалось обеспечить ясное и чёткое понимание.

Разъяснение

Метод эмоционально- словесного воздействия на воспитанников. Отличие от рассказа и объяснения – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.

В мл. шк. – элементарные средства разъяснения: поступать нужно так, все делают так. В подр. возр. необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

Цель использования:

1. чтобы закрепить новое моральное качество или форму поведения;

2. для выработки правильного отношения воспитанников к определённому поступку, который уже совершён;

3. применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях;

4. разъяснения не нужны там, где идёт речь о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т.д. Здесь необходимы категорические требования.

Внушение

Метод, основанный на некритическом восприятии.

Чем младше ребёнок, тем он более внушаем.

Предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Направлено не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить, а на получение инструкций к действию.

Некоторые приёмы внушения: Смотрите в глаза человеку. Держитесь спокойно. Говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность. Ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими. Главный элемент – интонация – доверительная. Ключевые слова и фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано. Умело выдерживайте паузы. Однако злоупотреблять внушением нельзя. Внушённая информация прочно входит в сознание человека.

- возраст – чем младше ребёнок, тем более он внушаем. С увеличением объёма знаний критичность повышается.

- состояние организма – больные или уставшие люди легче поддаются внушению.

- уровень критичности.

- консерватизм – не гибкость – лучше держатся за идеи и взгляды, доверчивость – легко соглашаются с другими.

- уверенность внушающего в истинности своих слов, его авторитет. Сказанное твёрдо и уверенно воспринимается с большим доверием.

- обстановка воздействия – апартаменты директорского кабинета больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре.

Увещевание

Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто её воспринимает.

1. использовать очевидные и истинные для детей аргументы;

2. вначале использовать наиболее сильные аргументы, но не все – часть сильных аргументов оставить для заключения.

3. мнение, сложившееся в результате дискуссии или спора, наиболее устойчиво, чем мнение, которое создалось в результате монологического воздействия.

Этическая беседа

Метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателя и воспитанников. Это вопрос на ответный метод активного взаимодействия педагога и учащегося.

Особенно актуален для детей11-13 лет, когда наступает сензитивный период формирования «картины мира».

Цель беседы: углубление и упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений при обсуждении ситуаций.

Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний.

Структура беседы: 1. обоснование темы (подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а ненадуманному делу). 2. подача материала для обсуждения. 3. педагог ставит вопросы, учащиеся высказывают свои суждения и приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. 4. учитель подытоживает все высказывания, формулирует решение обсуждения, намечает конкретную программу действий для закрепления.

1. проблемный характер, должна быть борьба взглядов, идей, мнений.

2. нужно с уважением относиться к мнению всех детей, терпеливо и аргументированную вырабатывать правильную точку зрения. Нужно помочь воспитанникам самостоятельно прийти к решению.

3. не превращать в лекцию.

4. проблема должна быть близка детям, опираться на реальный опыт.

Индивидуальные беседы проводить наедине, не ущемляя достоинства ребёнка; в присутствии товарищей должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.

Диспуты

Живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Активное выражение воспитанниками своих мыслей, мнений, доказательства и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы.

Используется в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы.

Ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении разных точек зрения.

Требует предварительной подготовки.

1. готовится заранее (объявить тему, основные вопросы).

2. в коллективе должны быть противоречивые мнения по обсуждаемой теме.

3. тема должна волновать большинство учащихся, быть связанной с их переживаниями.

Пример

Метод, дающий конкретные образцы для подражания.

Мл. шк. подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. В ср. и ст. шк. подражательность носит избирательный характер.

Воспитательную силу несут люди, герои художественных произведений, книг, фильмов.

Основывается на подражательности. В воспитании используются положительные и отрицательные примеры.

1. в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека.

2. пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком.

3. приводимый образец должен быть приемлемым для использования в настоящем.

4. не следует часто использовать один и тот же пример.

5. воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное.

Лекция

Это глубокое доказательное раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, эстетической, политической или другой темы в старших классах в течение более продолжительного времени, чем обычно отводится на разъяснение или рассказ.

В школе характерна большая насыщенность яркими примерами и наглядными пособиями, более непосредственная связь содержания с жизнью слушателей.

1. должны раскрывать историю проблемы, современные противоречия и пути их решения.

2. давать характеристику различных подходов, взглядов, мнений.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название

Определение

Характеристика

Условия эффективности

Упражнение

Практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.

Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки.

Необходимо вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями.

1. система упражнений;

2. их содержание, доступность и посильность;

3. объём, частота повторений;

4. контроль и коррекция;

5. личностные особенности воспитанников;

6. сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм упражнений;

7.мотивация и стимулирование упражнений.

Требование

Прямое эмоционально – волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения.

Виды требований:

1. прямое – конкретные, точные, понятные формулировки, не допускающие двух различных толкований.

2. косвенное – стимулом действия становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления:

А) требование – совет. Убеждение воспитанника в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий.

Б) требование – игра. Через игровое действие.

В) требование доверие – основано на уважении сторон.

Г) требование – просьба. Основывается на товарищеских отношениях между педагогом и воспитанниками.

Д) требование – намёк.

Е) требование – одобрение.

1. требование должно быть выполнимым.

2. предъявленное требование должно быть выполнено.

3. в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство.

4. выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем.

5. требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.

 

Приучение

Интенсивно выполняемое упражнение. Побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения.

Применяют, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Последовательность действий педагога:

1. показ образа действия и формирования положительного эмоционального отношения к нему.

2. оказание ребенку помощи в овладении действием.

3. стимулирование выполнения действия (ребенку напоминают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное).

1. ясная цель воспитания для обеих сторон (толка не будет, если ребёнок не поймёт нужности действия);

2. чёткая и ясная формулировка правила (сравните: «Будь вежливым» - «Приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой»).

3. посильность приучения в определённый отрезок времени (вначале заботится о точности выполнения, а уж потом о быстроте).

4. показывайте, как выполняются действия, какие результаты (путём сравнения, например, не глаженных и поглаженных брюк)

5. лучше формировать несколько качеств параллельно.

6. постоянный контроль, поощрение и поддержка сверстниками.

7. действия должны выполняться на основе привлекательного образца.

Воспитывающие ситуации

Метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника.

Требует от воспитателя глубокого и всестороннего знания взаимоотношений между детьми, места каждого воспитанника в системе отношений.

Ситуации не должны быть надуманными, а отражать жизнь со всеми её противоречиями и сложностями.

1. иллюстрированность ситуации.

2. четкая продуманность воспитательной задачи.

3. постоянный контроль, анализ и своевременная коррекция ситуации.

4. учет возрастных особенностей и уровня воспитанности.

Поручение

Определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности.

Виды: постоянные и временные; индивидуальные, групповые и массовые.

1. понятность личностной и общественной значимости поручения.

2. соответствие возможностям и интересам учащихся.

3. возможность при выполнение поручения проявить инициативу, выступить в роли организатора.

4. педагогический контроль выполнения.

5. обсуждение результатов выполнения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.

МЕТОДЫ СТИМУЛА И КОРРЕКЦИИ

Название

Определение

Характеристика

Условия эффективности

Поощрение

Стимулирование деятельности воспитанников с помощью выражения положительной оценки действий воспитанника.

Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения весьма разнообразны:

* одобрение (выражен жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения, вниманием),

* ободрение, похвала

* благодарность, предоставление почётных прав, награждение грамотами, подарками (награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях.

1. поощрять нужно на действительные успехи;

2. должно быть применено своевременно;

3. учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, особенности их положения в коллективе;

4. не следует поощрять часто одних и тех же.

Наказание

метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, с помощью отрицательной оценки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определённых прав, выражение морального порицания, осуждения.

Нужно обеспечить педагогически оправданное применение наказания в разумном сочетании с другими методами.

1. понятность наказания воспитаннику;

2. не должно унижать достоинства личности

3. недопустимо физическое наказание;

4. должно быть соразмерно поступку и разрешать конфликт до конца;

5. учитывать возрастные и индивидуальные особенности;

6. не следует применять часто.

Соревнование

Метод направления естественной потребности детей к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Это возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с другими результатов.

Значение соревнования:

- осваивают опыт общественного поведения;

- развивают физические, нравственные, эстетические качества;

- отстающие получают стимул для роста

- позволяет внести эмоциональную приподнятость в жизнь коллектива, сделать привлекательной малоинтересную работу

1. существенную роль играет показ результатов соревнования.

2. Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяются самими детьми, они же подводят итоги и определяют победителей.

3. увлечённость воспитанников идеей соревнования;

4.тщательный учёт хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями;

5. возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности, инициативу.

Задания для подготовки к проверочной работе по теме:   «Методы воспитания».

  • Что такое метод, приём, средство?
  • Каковы общие условия, определяющие выбор методов воспитания?
  • Что такое классификация? Какие есть классификации методов воспитания?
  • На какие группы делятся методы воспитания по классификации Щукиной?
  • Какая группа методов направлена на стимулирование деятельности и поведения воспитанников?
  • Какая группа методов направлена на формирование представлений, понятий, убеждений?
  • Какая группа методов направлена на упражнения в полученных знаниях?
  • Какие методы относятся к методам формирования сознания? Перечислите.
  • Какие методы относятся к методам организации деятельности? Перечислите.
  • Какие методы относятся к методам стимулирования? Перечислите.
  •  Какие требования из перечисленных, предъявляются к методу лекция:
  • проблемность;
  • тщательная подготовка;
  • наличие плана;
  • яркость изложения;
  • анализ ситуации;
  • комплексный характер воспитания;
  • возрастные особенности воспитанников.

Тема: Диагностика уровня воспитанности и развития личности

Задание: подобрать «портфель» диагностических методик уровня воспитанности и развития школьников.

Практические задания.

Проанализировать ситуации:

Ситуация 1.

«На днях к нам пришла врач и велела мне после уроков повести всех детей в её кабинет для прививки. Дети испугались.

- Вот хороший случай проверить, кто из наших мальчиков бесстрашный, а кто – трусишка, - сказал я детям. – Давайте выберем комиссию в составе трёх девочек. Пусть они находятся в кабинете врача, когда мальчикам будут делать прививку.

В кабинет врача пришли Марина, Элла и Ия. Все мальчики оказались мужественными, бесстрашными».

(Амонашвили Ш. А. Ходил ли ты, учитель, в коротких штанишках? // Учительская газета. – 1986. – 25 января.)

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения использования методов воспитания.

Ситуация 2.

Девочка пишет письмо в газету: «Дорогая редакция! У нас развернулось соревнование: кто больше всех получит писем из разных городов. Дорогая редакция, напишите мне, пожалуйста, письмо. И пусть ребята, которые читают газету, тоже напишут! А то мы проиграем! Понимаете, те, кто меньше получат писем, будут целых два месяца делать в классе генеральную уборку!!! А первого победителя возьмут на слёт…»

  • Что Вы думаете по этому поводу?
  • Какие методы воспитания использует учитель?
  • Как правильно организовать работу в данном случае?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

В процессе изучения курса вы, конечно же,  захотите показать результаты вашего труда,  у вас появятся какие-либо вопросы, вам необходима будет консультация.  С этими вопросами  вы всегда сможете обратиться к вашему преподавателю.

Какие виды взаимодействия между вами и преподавателем можно выделить?

  1. произвольное - планируемое;
  2. осуществляемое на предметном материале – внепредметное;
  3. глубинное – поверхностное;
  4. откровенное, свободное – деловое, официальное;
  5. инициируемое преподавателем – инициируемое студентом;
  6. построенное на интересе – потребительское;
  7. осуществляемое непосредственно (через общение) – опосредованное (через наблюдение).

        Осознание существующих и осуществляемых видов взаимодействия позволит вам проанализировать, как вы общаетесь с преподавателем и, быть может, скорректировать общение в целом или по тем или иным аспектам.

Как организовать взаимодействие с преподавателем и достичь поставленную цель?

Ниже сформулированы довольно часто встречающиеся цели, определяющие взаимодействие между студентом и преподавателем и даны рекомендации по достижению поставленных целей.  Возможно,  рекомендации не будут для вас значимыми.

Цель взаимодействия

Рекомендации по организации взаимодействия и

достижению целей.

Получить ответ на вопрос.

Попытайтесь как можно более точно, ясно, кратко сформулировать суть вопроса. Примите также во внимание следующее: альтернативная форма вопроса позволяет получить более пространный и содержательно широкий ответ.

Обсудить материал, который вас заинтересовал.

Отчетливо представьте себе, что именно вам хотелось бы обсудить в материале, что выяснить в итоге обсуждения. Попытайтесь сформулировать серию вопросов, отражающих те аспекты материала, которые для вас важны, значимы, интересны. Это может прояснить многое для вас, а с остальным обращайтесь к преподавателю.

Получить консультацию по выполняемой исследовательской или творческой работе.

Серьезно обдумайте, что вы хотите получить в ходе консультации: ответы на какие вопросы, по каким аспектам работы (план, структура, последовательность подачи содержания, широта и глубина подачи, к каким библиографическим источникам обращаться и пр.) Попытайтесь предварительно сформулировать ваши вопросы в разных вариантах ( более общем и уточняющем, например).

Овладеть стилем поведения и особенностями деятельности преподавателя

Наблюдайте, анализируйте, размышляйте, но подражать не стоит.

Режим взаимодействия с преподавателем

С преподавателем можно встретиться  в специально отведенные часы консультаций:

        При необходимости можно  выбрать современный способ общения, способ проверки выполненных учебных заданий, воспользовавшись электронной почтой, которую можно найти на портале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к контрольной работе по педагогике 1 курс

Данные методические рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при подготовке к экзаменам и написанию контрольных работ по педагогике...

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога (курс Педагогика)

Тип  учебногозанятия: изучение и первичное закрепление новых знаний Вид  учебного занятия: лекция Технологический проект преподавания: использование технологии активного обучения в...

Методические указания к зачётной работе по дисциплине «Основы специальной и коррекционной педагогики» (5 курс) по теме: «Коррекция психоэмоционального состояния детей»

Применение арттерапии в педагогической работе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Терапия искусством основана на изобразительной деятельности и других способах невербального общения. ...

Предмет « Педагогика».2 курс. Тема: Методы педагогического исследования

Василий Александрович Сухомлинский сказал « Если вы хотите ,чтобыпедагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ...

Календарно-тематическре планирование по дисциплине Педагогика 2 курс

Календарно-тематическре планирование по дисциплине Педагогика...

Комплект КОС по учебной дисциплине Педагогика для 2 курса специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение

Комплект оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство ...