методическая разработка по дисциплине: Русский язык. Тема: Имя Числительное
методическая разработка

Габова Елена Юрьевна

 

Данная тема занимает важное место в разделе «Морфология». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.  

 Обобщение изученного ранее материала по теме « Имя числительное»,

правил правописания этой части речи, склонения ее позволит в дальнейшем грамотно употреблять имена числительные в речи,

соблюдая нормы литературного произношения, развивать орфографическую зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания об имени числительном.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_imya_chislitelnoe.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал

ГБПОУ  «Миасский медицинский колледж»

                                                                                                                                                                                                 

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

 по ОДБ 01. Русский язык

Специальность  Сестринское дело

Тема: «Имя числительное».

.

2019 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОД дисциплин

Протокол №__от «___»___2019

Председ. ЦМК_______________

                         Сорокина С.А.

Утверждено

Зам. директора по УВР

_____________/Е.Н. Борисова/

«____»________2019 г.

Автор:    Габова Е. Ю. преподаватель русского языка и литературы

                 1 категории

Рецензент:     Сафиулина В.В. преподаватель русского языка и

                         литературы высшей категории

   

Методическое пояснение

Данная тема занимает важное место в разделе «Морфология». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.    На усвоение данной темы отведено 2 часа согласно КТП.

Обобщение изученного ранее материала по теме « Имя числительное», правил правописания этой части речи, склонения ее позволит в дальнейшем грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая нормы литературного произношения, развивать орфографическую зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания об имени числительном.

К методической разработке прилагается  дидактический материал разного уровня сложности.

Цель занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации

Учебная (дидактическая) цель:

1- уровень усвоения

- сообщение актуальности темы

- продолжение формирования понятия «имя числительное как часть речи»,  его роли в  тексте;

2- уровень усвоения

-повторение изученных сведений об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-повторение и закрепление правил написания числительных, их склонения и употребления в речи.

 

Развивающая цель:

-продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

-продолжение формирования умения использовать числительные в речи ;

-развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Воспитательная цель:  

-способствование воспитанию внимательности, аккуратности в своей работе

-способствование формированию положительного отношения к изучению русского языка

-стремление воспитать орфографическую и пунктуационную  зоркость

Методическая цель урока: формирование общих компетенций через развитие грамотности на занятиях русского языка

 Тип занятия:  теоретическое занятие   

  Место проведения: кабинет № 415

  Количество часов: 2 часа

Методы (М), методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации.

1 уровень-объяснительно-иллюстративный

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация таблиц, записей на доске

2,3 уровень- репродуктивный

Фронтальный опрос, практические задания и упражнения

3 уровень-частично-поисковый

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

школьный курс русского языка

-

Имя числительное

Сопутствующие

ОДБ 02 Литература

ОДБ 03 Английский язык

-

все темы

«Вводно-коррективный курс»

«Имя числительное»

Последующие

ОП 05 Гигиена и экология человека

-

«Профессиональные вредности»,    «Здоровый образ жизни»

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

-

«Правила орфографического написания»

Последующие

-

«Местоимение»

«Глагол»

         

 Требования к подготовке обучающихся

Обучающийся должен уметь:

-выполнять упражнения по орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии и

пунктуации согласно нормам современного русского литературного языка;

-строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения

Обучающийся должен знать:

-о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий «речевая ситуация», «литературный язык», «языковая

норма», «культура речи»;

-основные единицы и уровни языка, их признакиОбучающийся должен            

Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый  интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;

- Карточки, раздаточный материал.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Продолжить   работу над созданием словаря медицинских терминов

1

занести в тетрадь 10 терминов на тему «Медицинские манипуляции»

уметь ориентироваться в речевой ситуации, связанной с профессиональной деятельностью

Литература

Основная:

  1.  Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.-Изд.11-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2015.-380 (1) с.-(среднее профессиональное образование).
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов 2-е изд., стер..:Высш. Школа, 2012г.

Дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.:Феникс, 2014г.
  2. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.-М.:просвещение,2011.
  3. Медицинский портал. Великие врачи.httr//www.medik-portal.ru/velikievrachi

Структура занятия 90 мин

Организационный момент:      2 мин

Цели и план занятия:                3 мин

Проверка знаний                      15 мин

Изложение нового материала  35 мин

Закрепление материала            25 мин

Итоги. Задание на дом             10 мин

Хронологическая карта занятия 90 минут

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация ОК

Приложение

Действия преподавателя

Действия обучающихся

  1. Организационный  момент

2 мин.

Взаимное приветствие преподавателя  и студентов. Проверка подготовленности студентов к уроку; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей.

Организация внимания и внутренней готовности.

Создает деловую,  дружескую атмосферу общения.

Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту.

Установка на работу

Словесные

   ОК 12

  1. Цели и план занятия

3 мин.

Сообщает цели, ход занятия.

Мотивация: см. этап 3.

Слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Организация обратной связи, настрой на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК 1,

ОК 6

  1. Проверка знаний обучающихся

15 мин.

Пунктуационный диктант Цель:

 проверка знаний по теме «Предложение». В процессе проверки  преподаватель выставляет  оценки и делает вывод - как усвоен материал прошлого урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя  (Приложение 4)

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Письменная работа.

ОК 2

ОК1

ОК 10

Приложение 1

Приложение 4

  1. Изложение нового материала- 35 мин.

Знакомство с новым материалом проводится с помощью изучения раздаточного материала по теме Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся.

Проводит синтаксический эксперимент

Отвечают на проблемные вопросы преподавателя,  выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

ОК 1;

ОК 2;

ОК6

ОК 12.

Приложение

2,3,5,6

  1. Закрепление.

-25 мин

Задает вопросы на закрепление материала

Организует групповую работу студентов по анализу изученного.

Отвечают на поставленные вопросы, отдельные обучающиеся работают у доски.

Выполняют упражнения  с комментариями

Проверка усвоения материала

Беседа.

ОК 2

ОК 10

Приложение

8,9,7

  1. Домашнее задание.

Рефлексия

10 мин.

Преподаватель возвращается к теме урока  и целевой установке.

Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты.

Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных.  Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Дает под запись домашнее задание – стр. 331,зад. 197 по учебнику Л. А. Введенской.

Преподаватель благодарит группу за урок.

Дают разъяснения поставленным в начале урока целям.

Делают самоанализ изучения темы.

ОК10      ОК12

Приложение 1

Пунктуационный диктант

Запишите предложения, поставьте в нем недостающие знаки препинания, объясните.

Костер горел ярко и безликие тени дрожали вокруг него изумленно наблюдая веселую игру огня. (М. Горький)

То ли заря легла на ели то ли взлетели снегири.(Озеров)

Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.

Самопроверка

К какому типу принадлежат эти предложения? Докажите.

Приложение 2

Опорный конспект « Члены предложения»

Члены предложения. Что обозначает. Вопросы.

Подлежащее . Предмет. Кто? Что?

Сказуемое. Действие предмета. Что делает? Каково он? Что он? Кто он?

Дополнение. Предмет. Вопросы косвенных падежей.

Определение. Признаки предмета. Какой? Чей?

Обстоятельство. Место временя, способ действия, условие, причину, сравнение, следствие.

Опорный конспект «Виды придаточных предложений по значению»

Виды придаточных. Вопросы. Союзы. Союзные слова.

Определительные. Какой?  Какой, который, где, что, куда.

Изъяснительные. Косвенных падежей. Что, чтобы, как, будто, ли. Кто, что, где, чей, когда.

Обстоятельственные. Образ действия. Как? Каким образом? Что, как, словно, точно, будто. Как, насколько, сколько.

 

Места. Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда.

Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Условия. При каком условии? Если, когда, раз, как скоро.

Причины. Почему? Отчего, Из-за чего? По какой причине? Потому что, оттого что, из-за того что, ибо, так как.

Цели. Зачем? Для чего? С какой целью? Чтобы, для того чтобы.

Сравнения. Как7 Как, будто, словно, чем, точно.

Уступки. Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя, пусть, несмотря на то что.

Следствия. Что из этого следует? Так что.

Приложение 3

Текст + тест

Прочитайте текст и выполните задания.

С.Есенин.

О себе.

(1) Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, рязанского уезда, Кузьминской волости, с селе Константинове.

(2) С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей…(3) Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. (4) Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь и сразу пустили голоп. (5) Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. (6) Потом меня учили плавать. (7) Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду… (8) После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. (9) Очень хорошо лазил по деревьям. (10) Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном… (11) По субботам меня мыли и гарным маслом гофрили голову, потому что ни одни гребень не брал кудрявые волос.

(12)Так протекало мое детство. (13) Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя… (14) К  счастью этого не случилось.

(15) Стихи я начал писать панно, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. (16) Восемнадцать лет я был удивлен, что стихи мои печатают, и поехал в Петербург.  (17)  Первый , кого я увидел, был Блок… (18) Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.

(19) В эти же годы я поступил в университет Шанявского, где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню.

(20) В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. (21) В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину…

Определите тему и основную мысль текста.

Определите стиль и тип речи текста.

 Выпишите номера СПП, определите их вид.

№ 2-определительное

№5-изъяснительное

№11-причины

№13-времени

№16-изъяснительное

№17-определительное

№18-времени и причины

№19-определительное

Укажите номера тех СПП, в которых место придаточного нельзя изменить. (2,5,11,16,17,19)

Укажите номера тех СПП, придаточная часть которых присоединяется к главной при помощи союзных слов. (2,17,19)

 

Приложение 9

Проведение блиц – опроса.

Дайте определение  предложению.

Что такое простое предложение?

Что называется сложным предложением?

Назовите типы сложных предложений?

Дайте характеристику каждому типу сложного предложения.

В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?

Каждый ответ подтвердить примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Методическая разработка урока по русскому языку " Пишите письма"

методические рекомендации по ведению урока русского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Система образования в англо-говорящих странах"

Методическая разработка предназначена для обучающихся I-II курса для формировния умений сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные умения обучающихся на основе полученных знаний....

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...