методическая разработка олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания

Габова Елена Юрьевна

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач и рекомендации по оцениванию решений участников Олимпиады.
Олимпиада по русскому языку в ГБПОУ – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведения итогов работы.
Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы по русскому языку и помогает готовить студентов к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx124.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Олимпиады по русскому языку для студентов 1-2 курсов

i.jpg

Автор:

Е.Ю. Габова,

преподаватель

русского языка и литературы

2017г

Рассмотрено на заседании

Утверждаю

ЦМК ОГСЭ дисциплин

Зам. директора по УВР

Булаева М.В.

Протокол №__от «___» ___2017 г.

«______   _____________» 2017 г.

Председатель _______Габовой Е.Ю.

Методическое пояснение

Настоящая методическая разработка подготовлена преподавателем русского языка и литературы Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Е.Ю. Габовой для помощи преподавателям русского языка и литературы в составлении заданий и организации Олимпиады по русскому языку.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения Олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач и рекомендации по оцениванию решений участников Олимпиады.
Олимпиада по русскому языку в ГБПОУ – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведения итогов работы.
Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы по русскому языку и помогает готовить студентов к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции.

В основе подготовки к Олимпиаде должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиаде должна быть непрерывным процессом, начинающимся в начале учебного года. В течение учебного года для студентов следует проводить мини-Олимпиады и разнообразные интеллектуальные игры. Это поможет избежать стрессов на Олимпиаде в конце учебного года.

Целями Олимпиады по русскому языку являются:

  • Стимулирование интереса студентов  к русскому языку.
  • Выявление студентов , интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности.
  • Активизация творческих способностей студентов  .
  • Популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины в ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает преподаватель русского языка и литературы.

ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач.

Письменный тур Олимпиады состоит из 10 заданий. Задания следуют в произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены форм умственной деятельности , переключения внимания и степенью сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения заданий наряду со знанием учебной  программы по русскому языку оцениваются также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.

При проведении Олимпиады рекомендуется выделить кабинетные помещения для участников так, чтобы были созданы свободные условия для работы – одни человек за партой. Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнений заданий. Рекомендуемое время для студентов  1-2 курсов – 1,5 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения

Олимпиада проводится  для студентов СПО. Участники должны продемонстрировать:

  • Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
  • Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слов.
  • Значение речевых норм русского языка и понимание их обусловленности.
  • Творческие способности.

Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.

Задания можно выполнять в любой последовательности.

Участник вправе выполнить любое количество заданий из числа предложенных.

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

В качестве заданий участникам предлагаются вопросы по орфоэпии, словообразованию, грамматике, лексике, правописанию, стилистике, русской литературе и культуре. Общее количество заданий – 10.

Каждый вопрос из пакета заданий оценивается, в зависимости от его сложности, определенным количеством балов (баллы указываются при  объявлении заданий). Таким образом, участник может оценить значимость каждого ответа и выбрать возможность ответа на все вопросы или на наиболее «ценные» из них.

Для выполнения заданий олимпиады участники  не могут пользоваться справочными материалами.

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ

По итогам Олимпиады будет выявлено три победителя (участники, занявшие 1,2,3 место по количеству набранных баллов).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИАДЫ

  1. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 1,М: Просвещение,2008.
  2. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 2, М: Просвещение,2009.
  3. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 7, М: Просвещение,2014.
  4. http://www.rosolymp.ru
  5. http://www.philologia.ru – учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.
  6. Материалы интернет – олимпиады «Русский язык без границ», 2016г.

Олимпиада по русскому языку для студентов 1-2 курсов

Задание 1. 

Расставьте ударение в следующих словах :

Баловать

ремень

диспансер

ходатайствовать

завидно

щавель

звонишь

договор

каталог

положить

( По 0,5 балла за каждое слово. Всего 5 баллов. )

Задание 2.

Объяснить лексическое значение слов:

Преамбула

презентабельный

прерогатива

превратный

прецедент

толерантность

принципиальность

(За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 7 баллов. )

Задание3.

Чем отличается графолог от графомана?

(За каждый правильный ответ по 2 балла. Всего 4 балла )

Задание 4. 

1.Подберите прилагательное к слову рояль.

2.Образуйте простую форму сравнительной степени от слова молодой.

3.Назовите форму Р.п. мн.ч сущ. метла.

4. Образуйте сложную форму сравн.степени от прил. Слабый

5. Назовите форму Р.п. мн.ч сущ. серьга 

(За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов. )

Задание 5.

Какие из приведенных слов этимологически родственны:  проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.( Всего 5 баллов )

Задание 6. 

Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ. (За каждое положение доказательства по 1 баллу. Всего- 8 баллов )

Задание 7. 

Дайте развернутый ответ на вопрос: что в приведенных строках из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:

Мои богини!

Что вы? Где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Все те же ль вы?

Другие ль девы,

Сменив,  не заменили вас?

(Всего 4 балла)

Задание8.

Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:

  1. «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;
  2. «Когда море вернет всех погибших в нем»;
  3. « У него еще за ушами не просохло»;
  4. « Для каждой собаки наступит ее день»;
  5. «Черная овца в семье».

(За каждый правильный ответ по-1 баллу.Всего 6 баллов)

Задание 9.

Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. « Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но…» (Ответ может быть оценен от 1 до 10 баллов. По 2 балла за каждое положение ).

Задание 10.

Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.(Всего за работу 5 баллов)


Ответы на вопросы для студентов 1-2 курсов

Задание 1.

Баловать

ремень

диспансер

ходатайствовать

завидно

щавель

звонишь

договор

каталог

положить

По 0,5 балла за каждое слово. Всего 5 баллов.

Задание 2.

Преамбула - вводная часть важного документа;

Прерогатива – исключительное право;

Прецедент – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев этого рода;

Принципиальность – последовательное проведение в жизнь своих убеждений;

Презентабельный – представительный;

Превратный – изменчивый, непостоянный, а также ложный, извращающий истину;

Толерантность – терпимость.

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 7 баллов.

Задание 3. 

Графолог- специалист, исследующий почерк человека с целью определения его характера.

Графоман- человек с болезненным пристрастием к сочинительству.

За каждый правильный ответ по 2 балла. Всего 4 балла.

Задание 4.

1.Подберите прилагательное к слову рояль (концертный)

2.Образуйте простую форму сравнительной степени от слова молодой (моложе)

3.Назовите форму Р.п. мн.ч сущ. метла (мётел)

4. Образуйте сложную форму сравн.степени от прил. слабый (более слабый)

5. Назовите форму Р.п. мн.ч сущ. серьга (серёг)

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов.

Задание 5. 

Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака( 1балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл).

Облако- то, что обволакивает ( 0,5 балла);  

проволока – металлическая нить, созданная путь проволакивания, протягивания металла (0,5 балла);

наволочку наволакивают на подушку(0,5 балла);

волкодав- от слов волк и давить( 0,5 балла); невольно- от воля (0,5 балла); волнушка- от волна( 0,5 балла).

Всего 5 баллов

Задание 6. 

 Изменится (1 балл). Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная - согласованное определение, ночь-подлежащее.) Ночь лунная

(предложение двусоставное; ночь - подлежащее; лунная - именная часть СИС).

 За каждое положение доказательства по 1 баллу. Всего 8 баллов.

Задание 7.

 « Внемлите мой печальный глас»- по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д.п.: прямое дополнение при нем грамматически неверно (3 балла). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке - «голос» (1 балл)

Задание 8.

  1. «Одного поля ягоды, два сапога пара»;
  2. «Когда рак на горе свиснет»;
  3. «Молоко на губах не отсохло»;
  4. «Будет и на нашей улице праздник»;
  5. «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;
  6. «В семье не без урода, паршивая овца все стадо портит».

За каждый правильный ответ- по 1 баллу. Всего 6 баллов.

Задание 9.

Для «мирового» языка существенно не само число владеющих им, а его распространенность в разных странах мира, среди научно-технической и творческой интеллигенции; общечеловеческая значимость созданной на этом языке культуры; изучение этого языка в качестве иностранного; выбор его как средства межнационального общения, а также влиятельность народа- носителя языка в истории человечества и современном мире. Русский язык отвечает всем этим требованиям.

Ответ может быть оценен от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое высказывание).

Задание 10.  Ответ может быть оценен до 5 баллов. Всего за работу- 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку включает в себя материалы для тестирования, аудирования....

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Методическая разработка урока по русскому языку " Пишите письма"

методические рекомендации по ведению урока русского языка...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...