РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Повар, кондитер», 2020г.
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_gruppy_1pk_2pk_programma.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДЕНО: |
Заместитель директора по УПР |
________________________ |
/Парамзина Т.Г./ |
«___» ____________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеобразовательного цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
Моршанск 2020г.
Дата актуализации | Результаты актуализации | Подпись разработчика |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (далее – ФГАУ «ФИРО») и в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 379 от «23» июля 2015г. ФРАУ «ФИРО»
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр.
1.1.Область применения рабочей программы учебной дисциплины 4
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
1.3.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины 4
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины 7
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 8
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины 9
2.3.Содержание профильной составляющей 16
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1.Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) по профессии среднего профессионального образования: 43.01.09 «Повар, кондитер» социально-экономического профиля профессионального образования.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ППКРС
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии социально-экономическим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Общественные науки» и является общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами: «География», «Право», «История», «Обществознание».
Изучение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
1.3.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспе- чивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осо- знанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природ- ной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной цен- ности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природ- ного, техногенного и социального характера;
метапредметные результаты:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; ана- лизировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасно- му поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генери- ровать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных ис- точников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседни- ка, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять раз- личные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвы- чайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по ха- рактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в кон- кретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, тех- ногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного по- ведения;
- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участво- вать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и дру- гих технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметные результаты:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятель- ности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, по- вышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- получение знания основ государственной системы, российского законодатель- ства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциаль- ного поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обе- спечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при- родного, техногенного и социального характера;
- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обо- роны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать раз- личные информационные источники;
- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повсе- дневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения во- енной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
- освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, уволь- нения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи постра- давшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка) | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность проявлять к ней устойчивый интерес. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. OK 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часа;
- самостоятельная работа обучающегося - не предусмотрено.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППКРС - не предусмотрено.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 36 |
контрольные работы | не предусмотрено |
индивидуальный проект (если предусмотрено) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | не предусмотрено |
указываются все виды самостоятельной работы (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.д.) с указанием часов | не предусмотрено |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Профильное изучение общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс | 39 | ||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | 8 | ||
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Занятия физической культурой и закаливание организма. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Правила личной гигиены и здоровье человека. | 2 | ||
Тема 1.2. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | 2 | ||
Тема 1.3. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Практическая работа 1. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. | 3 |
*- практические занятия только для юношей проводятся на базе военных частей в период летних каникул. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
2.3.Содержание профильной составляющей
Для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» профильной составляющей не предусмотрено.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- дидактические материалы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории - не предусмотрено
3.2.Информационное обеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 6-е изд., стер. , - М., ОИЦ «Академия», 2019.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд., стер. — М., ОИЦ «Академия», 2018.
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. - 3-е изд., стер — М., ОИЦ «Академия», 2019.
4. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., Кнорус, 2020.
5. Конституция Российской Федерации 1993г.,
6. Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10-11 классы. – М., Издательский центр Вентана-Граф, 2019.
7. «Основы военной службы». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Высшая школа, 2003г.
8. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2003г.
9. «Гражданская оборона». Учебное пособие под общей редакцией Е.П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991г.
10.«Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для учащихся 10 – 11 - го класса общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
11. «Охрана безопасности жизнедеятельности». Учебное пособие под редакцией А.В. Наследухова. – М.: АСТ – Пресс 2001г.
Дополнительные источники
1. Видеофильмы.
2. «Армия государства Российского и защита Отечества» ред. В.В. Смирнова. М..Просвещение.
3. «Военный энциклопедический словарь» М. Военное издательство 1983г. 4. «Первая помощь в экстремальных ситуациях»: Практическое пособие –М…Издательство НЦ ЭИАС,2000.
4. «Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл.» - М…Просвещение, 2002.
5. ФЗ РФ «Об обороне» 31.05.96г.
6. ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 28.03.98г.
7. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» 27.05.98г.
8. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 1994г.
9. «Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией П.П. Кукина. – М.: Высшая школа, 2001г.
10. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание для преподавателей. – М., 2001г.
11. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание для преподавателей. – М., 2000г.
12. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 4, стр. 8-24.
13. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. тема 5, стр. 41-56.
14. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-6, стр. 6-71.
15. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. тема 6, стр. 3-24.
16. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-4, стр. 3-6; 11-13.
Перечень интернет-ресурсов
1 | |
2 | |
3 | http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=1458 |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | http://vts.hadson.cc/index.php?option=com_content&task=view&id=428&Itemid=4 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
| Практическая работа с приборами радиационной и химической разведки, надевание средств индивидуальной защиты. Тренировка в оказании первой медицинской помощи. Применение средств пожаротушения. |
знать:
| Тестирование, устный опрос |
Приложение 1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ Основы безопасности жизнедеятельности
I. Паспорт ФОС
Таблица 1
Предмет(ы) оценивания | Показатели и критерии оценки | Тип задания |
знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | - перечисление различных подходов к принципам обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | Тема 2.1-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
знать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | - объяснение и представление основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Тема 1.2-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
знать основы военной службы и обороны государства; | - представление и значимость Вооружённых Сил РФ; перечисление различных видов Вооружённых Сил, родов войск и их предназначение; перечисление руководства военной организацией государства. | Тема 3.1-3.7. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 7, 8. Защита практической работы № 7, 8. |
знать задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | - формулирование и понимание задач и основных мероприятий гражданской обороны; | Тема 2.2. Устные ответы. |
знать способы защиты населения от оружия массового поражения; | - перечисление различных способов защиты населения от оружия массового поражения; | Тема 2.3-2.4. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 5-6. Защита практической работы № 5-6.
|
знать меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | - формулировка мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах; | Тема 2.1-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
знать организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | - объяснение воинской обязанности; понимание прохождения военной службы по призыву и по контракту. | Тема 3.3-3.7. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 7, 8. Защита практической работы № 7, 8.
|
знать основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | - перечисление основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | Тема 3.2. Устные ответы. |
знать область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | - приведение примера получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | Тема 3.2. Устные ответы. |
знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | - перечисление видов ран; объяснение первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах и при отравлении аварийно – химически опасными веществами (АХОВ). | Тема 4.1-4.4. Устные ответы. |
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | - правильность выполнения мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций с соблюдением правил безопасности труда; | Тема 1.2-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
уметь предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | - обоснованность и качественность принятия профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | Тема 1.1-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
уметь использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | - своевременность и правильность использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | Тема 2.3-2.4. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 5-6. Защита практической работы № 5-6. |
уметь применять первичные средства пожаротушения; | - своевременность и правильность применения первичных средств пожаротушения; | Тема 2.1-2.6. Устные ответы. Наблюдение и оценка выполнения практической работы № 1-6. Защита практической работы № 1-6. |
уметь ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | - точность и аргументированность ориентирования в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | Тема 3.2. Устные ответы. |
уметь применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | - демонстрация способностей применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | Тема 3.2. Устные ответы. |
уметь владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | - правильность и техничность владения способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | Тема 1.1. Устные ответы. |
уметь оказывать первую помощь пострадавшим; | - своевременность и правильность оказания первой помощи пострадавшим; | Тема 4.1-4.4. Устные ответы. |
Описание правил оформления результатов оценивания
При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев: - сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент – системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки); - понимание сущности жизненных (социальных) явлений и процессов и их взаимозависимостей; - умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения; - умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он (она): - обнаруживает всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; - демонстрирует знание современной учебной и научной литературы; - способен творчески применять знание теории к решению практических задач; - владеет понятийным аппаратом; - демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики; - подтверждает теоретические постулаты примерами из жизненной практики. Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он (она): - обнаруживает твёрдое знание программного материала; - усвоил основную и наиболее значимую дополнительную литературу; - способен применять знание теории к решению задач практического характера; - допускает отдельные погрешности и неточности при ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он (она): - в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящего ориентирования в жизненных ситуациях, а так же по вопросам военной службы; - в целом усвоил основную литературу; - допускает существенные погрешности в ответе на поставленные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он (она): - обнаруживает значительные пробелы в знаниях основного программного материала; - допускает принципиальные ошибки в ответе на поставленные вопросы; - демонстрирует незнание предмета «Безопасность жизнедеятельности».
Критерии оценки самостоятельных работ обучающихся:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
II. Комплект оценочных средств
Задания. Текст задания: Выполнить практическое задание
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Практическая работа № 1. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Краткий ход работы: 1. Изучить правила поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения.
2. Изучить правила поведения при укрытии в защитных сооружениях. 3. Изучить правила поведения при эвакуации. 4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 2. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения (дезактивация, дегазация, дезинфекция).
Краткий ход работы: 1. Изучить дезактивацию (удаление радиоактивных веществ).
2. Изучить дегазацию (обезвреживание или удаление отравляющих веществ). 3. Изучить дезинфекцию (уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение их токсинов).
4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Краткий ход работы: 1. Изучить оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 4. Правила поведения в защитных сооружениях.
Краткий ход работы: 1. Изучить что запрещается в защитных сооружениях.
2. Изучить что разрешается в защитных сооружениях.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 5. СИЗ органов дыхания. Фильтрующие, изолирующие противогазы. Респираторы. Простейшие СИЗ органов дыхания. СИЗ кожи. Фильтрующие, изолирующие средства защиты кожи. Специальная защитная одежда. Простейшие СИЗ кожи (бытовая одежда). Медицинские средства защиты. Аптечка индивидуальная (АИ-2). Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8). Индивидуальный перевязочный пакет.
Краткий ход работы: 1. Изучить фильтрующие, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие СИЗ органов дыхания.
2. Изучить фильтрующие, изолирующие средства защиты кожи, специальную защитную одежду, простейшие СИЗ кожи (бытовая одежда). 3. Изучить аптечку индивидуальную (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8), индивидуальный перевязочный пакет.
4. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 6. Практическое надевание ОЗК и противогаза.
Краткий ход работы: 1. Изучить практическое надевание ОЗК и противогаза.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность.
Практическая работа № 7. Строевые приемы и движения без оружия.
Краткий ход работы: 1. Изучить строевые приемы и движения без оружия. 2. Ответить на контрольные вопросы.
Практическая работа № 8. Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Практическая разборка и сборка АКС-74, снаряжение магазина АКС-74.
Краткий ход работы: 1. Изучить назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.
2. Изучить практическую разборку и сборку АКС-74, снаряжение магазина АКС-74.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Условия выполнения практического задания
1. Место выполнения задания кабинет безопасности жизнедеятельности
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться
Основные источники:
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.–М., 2017
2. Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3. Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2008г,
5. Конституция Российской Федерации 1993г.,
6. Военная доктрина Российской Федерации 2008г.,Основы безопасности жизнедеятельности:справочник для учащихся под редакцией А.Т.Смирнова.М…Просвещение,2007г.
7. «Основы военной службы». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Высшая школа, 2003г.
8. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2003г.
9. «Гражданская оборона». Учебное пособие под общей редакцией Е.П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991г.
10.«Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для учащихся 10 – 11 - го класса общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
11. «Охрана безопасности жизнедеятельности». Учебное пособие под редакцией А.В. Наследухова. – М.: АСТ – Пресс 2001г.
Дополнительные источники:
1. Видеофильмы.
2. «Армия государства Российского и защита Отечества» ред. В.В. Смирнова. М..Просвещение.
3. «Военный энциклопедический словарь» М. Военное издательство 1983г. 4. «Первая помощь в экстремальных ситуациях»: Практическое пособие –М…Издательство НЦ ЭИАС,2000.
4. «Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл.» - М…Просвещение, 2002.
5. ФЗ РФ «Об обороне» 31.05.96г.
6. ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 28.03.98г.
7. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» 27.05.98г.
8. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 1994г.
9. «Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда». Учебное пособие для студентов учреждений СПО под общей редакцией П.П. Кукина. – М.: Высшая школа, 2001г.
10. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание для преподавателей. – М., 2001г.
11. «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно – методическое издание для преподавателей. – М., 2000г.
12. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 4, стр. 8-24.
13. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. тема 5, стр. 41-56.
14. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-6, стр. 6-71.
15. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. тема 6, стр. 3-24.
16. Сборник методических разработок по тематике ГО и ЧС. – М.: ТОО – библиотечка журнала «Военное знание», 1997г. гл. 2-4, стр. 3-6; 11-13.
Интернет-ресурсы 1. http://prezentacii.com/obzh/ 2. http://bjd-online.ru/ 3. http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=30&Itemid=1458 4. http://vk.bstu.ru/book11/list.htm 5. http://www.sigmamsk.ru/catalog/1/42.htm
6. http://festival.1septembe.ru/articles/415115/
7. http://vts.hadson.cc/index.php?option=com_content&task=view&id=428&Itemid=4
Вопросы для дифференцированного зачёта:
1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма.
2. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
3. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. 4. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Опасности современных молодежных хобби. 5. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техногенного характера. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.
6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
7. Гражданская оборона (ГО) - составная часть обороноспособности страны.
8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
9. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
10. Мероприятия по защите населения: эвакуация и инженерная защита.
11.Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
12. Средства индивидуальной защиты кожи.
13. Медицинские средства защиты.
14. Экстремизм, терроризм и наркотизм Российской Федерации. 15. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. 16. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках.
17. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.
18. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.
19. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. 20. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.
21. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
22. Виды и рода ВС РФ: Сухопутные войска (СВ). Воздушно-космические силы (ВКС). Военно-морской флот (ВМФ).
23. Отдельные рода ВС РФ: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Воздушно-десантные войска (ВДВ). 24. Другие войска: Пограничные войска ФСБ РФ. Росгвардия или национальная гвардия МВД РФ. Войска гражданской обороны (ГО) МЧС РФ. 25. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. 26. Альтернативная гражданская служба. 27. Воинская дисциплина.
28. Военно-профессиональная деятельность.
29. Назначение Строевого устава ВС РФ. 30. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. 31. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. 32. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга.
33. Первая помощь при переломах.
34. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией.
35. Первая помощь при наружных кровотечениях. Основные признаки внутреннего кровотечения.
36. Первая помощь при ожогах и воздействии низких температур. 37. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. 38. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти.
39. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
40. Первая помощь при отравлениях и синдроме длительного сдавливания. 41. Классификация и пути передачи возбудителей инфекционных болезней.
42. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входяще...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
рабочая программа ОДБ.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 08.01.05 Мастер столярно – плотничных и паркетных работ
рабочая Программа учебной дисциплины ОДБ.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 08.01.05 Мастер столярно – плотничных и паркетных работ «общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...