Романтизм в русской литературе. В.Жуковский.
методическая разработка

Гребенюк Людмила Владимировна

Методическая разработка урока по литературе на первом курсе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_lit-ra.odt20.46 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГПБОУ «Автодорожный колледж»

Тема урока:

Романтизм в русской литературе. В.Жуковский

Разработала: преподаватель

русского языка и литературы

Гребенюк Л.В.

Санкт-Петербург

2021


Тема урока: Романтизм в зарубежной и русской литературе.

Цели урока:

  • Повторить тему, изученную ранее в школьной программе, рассмотреть романтизм как литературное направление в русской и западной литературе;
  • Закрепить навыки работы с текстом; умение анализировать художественное произведение;
  • Познакомить учащихся с особенностями творчества поэта –романтика — В.Жуковского;
  • Разобрать на материале романтических стихотворений темы, идеи и приемы, присущие романтизму как литературному направлению;
  • Совершенствовать практические навыки владения лексическим материалом и грамматическими структурами;
  • Развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку, иностранной и русской литературе;
  • Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма и нравственности.

Задачи урока:

• Передать современным учащимся знания в области культурной традиции романтизма как литературного направления для духовно-нравственного и эстетического развития личности;

  • Ознакомить учащихся с культурным наследием русского и западноевропейского народа;
  • Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.

Тип урока: урок-повторение, обобщение ранее изученного материала и закрепления навыков работы с текстом (лирическим произведением); интегрированный урок применения и закрепления знаний на практике с элементами лекции.

Технологии урока: личностно-ориентированная, дифференцированная, информационно - коммуникативная технология, игровая.

Оборудование урока: компьютер (моноблок), мультимедийный проектор, презентация на тему «Романтизм в России», раздаточный материал: карточки с заданием (карточки с текстом стихотворений В.Жуковского), учебники (Литература: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования под ред. Г.А. Обернихиной), стенгазеты (творчество В.Жуковского).

Использованная литература:

  1. Литература : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 (Г. А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко); под ред. Г.А. Обернихиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
  2. Литература: Практикум. Учебное пособие. Обернихина Г.А. , Антонова А.Г. , Вольнова И.Л.; Под ред. Г.А. Обернихиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 390 с.
  3. Русская литература XIX в. 10 класс. В 2-х ч.: учебн. для общеобразоват. учреждений / В.В. Агеносов, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2012.
  5. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.
  6. Русская литература XIX в. 10 класс. В 2-х ч.: учебн. для общеобразоват. учреждений / В.В. Агеносов, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

План урока

П/П

Этапы урока

Время

1. Приветствие.

2 мин.

Мотивация на учебную деятельность

Слово учителя + презентация «Романтизм  в России».

2 мин.

Ответное слово учащихся.

2 мин.

2. Объяснение новой темы и ее закрепление

Слово учителя: Презентация+письменная фиксация учащимися новой информации

8 мин.

Интерактивная работа с учащимися

6 мин.

Выразительное чтение стихов В.Жуковского по различным тематикам

3 мин.

Прослушивание «Молитвы» + слово учителя

3 мин

3. Самостоятельная работа: работа с карточками с разноуровневыми заданиями. 1. Анализ лирического стихотворения В.Жуковского). Работа с учебником «Литература. Практикум». Под. ред. Г.А. Обернихиной.

15 мин.

4.Заключение.
Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия, запись домашнего задания.

4  мин.

Итого:

45 мин.

ХОД УРОКА.

  1. Вступление.

1.1. Организационный момент.

Приветствие учащихся; проверка их готовности к уроку.

Обсуждение темы, целей и задач урока.

  1. Основная часть. Объяснение новой темы.

2.1. Вступительное слово.

В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глубок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили.

Презентация «Романтизм в России» слайд «Истоки Романтизма»

На экране проецируются репродукции картин. Звучит музыка композиторов — романтиков: Ф.Шопен, Р.Шуман

 Учитель читает стихи:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Не слышно на палубах песен,

Эгейские волны шумят…

Нам берег и душен, и тесен;

Суровые стражи не спят…

Раскинулось море широко,

Теряются волны вдали…

Отсюда уйдем мы далеко,

Подальше от грешной земли.

Далее — обсуждение с учащимися направления романтизма в искусстве, его истоков и развития.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века, которое предполагает исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
Романтический герой - исключительный герой романтического произведения, которому характерно, гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время, бунтарство и мятежность духа.   И др.

 Выдающиеся представители романтизма в литературе: Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Фридрих Шиллер, Жорж Санд, В.А. Жуковский, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Адам Мицкевич.

Показ слайдов из презентации — фото с портретами и даты жизни авторов.

Однако, хотелось бы подробнее остановится на жизни и творчестве представителя русского романтизма в литературе — Василия Жуковского.

Слайды с портретом, годами жизни и основной информацией по В.Жуковскому, письменная фиксация учащимися необходимой информации.

2.2. Выразительное чтение стихов

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!

Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный,-
В сердце — как тайну ношу.

Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!


Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордыхъ смирителю,
Слабыхъ хранителю,
Всѣхъ утѣшителю —
Всё ниспошли!

Перводержавную
Русь православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
Въ силѣ спокойное!
Всё-жъ недостойное
Прочь отжени!

О, Провидѣніе!
Благословеніе
Намъ ниспошли!
Къ благу стремленіе,
Въ счастьѣ смиреніе,
Въ скорби терпѣніе
Дай на земли!

И др. - стихи продублированы на слайдах

Прослушивание гимна.

2.3.Слово учителя .

18 декабря 1833 года,   был впервые исполнен Гимн Российской Империи «Боже, Царя храни». Появился он так. Князь Алексей Федорович Львов сопровождал царя Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн вместо игравшейся до этого при официальных торжествах мелодии «God save the King». 

 Князь Львов рассказывал в своих «Записках», как он в минуту вдохновения сочинил по указанию Николая I   музыку нового гимна и обратился к В.А. Жуковскому с просьбой написать слова к уже готовой музыке. Наверное, это обращение к Жуковскому было продиктовано не только его поэтическим авторитетом и высоким положением при дворе, но и тем, что мелодия английского гимна прочно ассоциировалась в России с его стихотворением 1815 г. «Молитва русского народа». 

Новый гимн (музыка князя Львова, слова Жуковского) впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям — 25 декабря ) и просуществовал до Февральской революции 1917 года . Трудно переоценить значение предпринятой Николаем I акции. Он открыл новый этап развития России как самодостаточной великой державы, обретшей, наконец, концепцию национального бытия и не нуждавшейся более в чужом гимне.

2.4.Слово учителя .

Итак, какие тематики интересовали В.Жуковского как поэта? Какой вклад в русскую литературу внес автор? Что вы можете сказать про язык, стиль поэта?

Чем отличается направление романтизма от других направлений в литературе? Назовите других авторов -романтиков русской литературы.

Ответы учащихся.

3.Закрепление темы урока.

3.1. Учитель: Вы прослушали потрясающие строки стихотворений Жуковского. Обратите внимание какова глубина чувств, как в простом открывается нечто глубокое. Наверное, каждый сидящий здесь может назвать огромное количество ассоциаций к слову романтизм: это романтические стихи, глубокие чувства, признания, серенады под балконом, тайные послания, баллады. В эпоху романтизма значимое место отводилось именно балладам. Существовал интерес к народным балладам, этому своеобразному жанру песенного фольклора средневековья, “открытому” впервые романтиками и использованному ими для создания литературного жанра романтической баллады. В эпоху романтизма в связи с усиленным интересом романтиков к народной песне английские баллады стали всемирно знаменитыми.
Баллада—повествовательная, эпическая песня, причем ее повествовательность, “сюжетность”, подчеркиваются отсутствием описания внешности и переживаний героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему—пояснений, морализации
Главное отличие баллады от эпоса заключается в принципе типизации и в способах изображения человека. Эпос создает образы чрезвычайно масштабные, преувеличенные; образы эти, получая самостоятельное значение, кочуют из былины в былину. Эпос “общенароден” и оптимистичен. Баллада же решительно отказывается от эпического преувеличения, обращается к индивидуальной, частной судьбе, к трагическому в жизни.

3.2. Самостоятельная работа учащихся с карточками, на которых представлены произведения В.Жуковского и задания к ним

 Работа с учебником «Литература. Практикум». Под. ред. Г.А. Обернихиной.

3.5.Слово учителя :

Романтические стихи Жуковского включают так называемые произведения на разные тематики: природа, любовь к Родине, любовная лирика. В историю нашей страны В.Жуковский вошел не только как поэт-романтик, автор большого количества гениальных произведений, но и как автор первого за всю историю нашей страны гимна — как особого символа государственности нашей страны.

4. Заключительная часть урока.

Учащимся раздаются карточки с вопросами  и предлагается выбрать один или несколько вопросов и дать на него краткий ответ.

Задание выполняется в произвольной форме, впечатления от урока записываются в виде рефлексии в тетрадях.

Вопросы в карточках:

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Что особо запомнилось?

Пока учащиеся выполняют работу, на один-два вопроса из карточек предлагается ответить устно по желанию, сформулировав впечатление от урока

4.1  Заключительный этап:

Выставление оценок.

Рефлексия, заключительное слово учителя, запись домашнего задания учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Война 1812 года в русской литературе, живописи, архитектуре, музыке»

Художники, поэты, писатели, архитекторы о Войне 1812 года...

Понятия "семья" и "семейные ценности" в русской литературе

Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные...

Любовь, дом, семья в русской литературе

Сценарий литературно-музыкальной композиции....

Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"

Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы

7.09.20.Задание по литературе  для группы 1БС01 по  теме "Введение. Историко- культурный процесс и  периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

проект по ОУД. 02 "Литература" "Отражение страшных эпидемий на страницах русской литературы"

Вашему вниманию представлен проект по  ОУД.02 "Литература" для специальности 34.02.01  "Сестринское дело". Работа направлена на формирование профессиональных компетенций....