Программа по русскому языку
рабочая программа

Бочкова Ирина Валерьевна

Программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_traktorist_r.ya_.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.Платова»

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНА: «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРОФЕССИЯ:  35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

2021 г.

   Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СОО и в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины « Русский язык и литература. Русский язык», утвержденной  04.06.2016г., с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и примерной основной образовательной программы среднего общего образования решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г.№ 2/16-з)

Одобрена:

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол № __________

От «____»____________20 ______ г.

Председатель________ Филимонова Г.Ю.

Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

_____________________ Чикильдина Н.А.

Согласовано:

Заведующий учебной частью_______________________ Кузнецова О.П.

Согласовано:

Старший методист _________________________ Юровникова И.В.

Организация-разработчик: ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова

Разработчик: Бочкова И.В, преподаватель ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова

Рецензент: Чернышова Т.П., заместитель директора по УВР, учитель  русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 2.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

                                                                                     

                       

ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Русский язык», с учетом Концепции преподавания русского языка в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 28 июня 2016 г. № 2/ 16-з)

Содержание программы « Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

• личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

     -    формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций;

           лингвистической ( языковедческой), коммуникативной,

           культуроведческой

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

• предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС)

Программа учебной дисциплины « Русский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС)

1.1. Область применения программы

  Учебная дисциплина « Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области « Русский язык и литература»   ФГОС  среднего общего образования, по профессии  35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл

Программа учебной дисциплины « Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины « Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Сформированность представлений о системе стилей языка, о русском языке, как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  171часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося 57часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка, из них:

114

Лекции

66

Практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

В том числе индивидуальные проекты

20

  Промежуточная аттестация в форме экзамена

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМЫ

Наименование разделов

Максимальная нагрузка

Аудиторная нагрузка

Самостоятель

ная работа

1

Введение

3

2

2

Язык и речь. Функциональные стили речи

24

18

4

3

Фонетика, орфоэпия, графика,,орфография

12

10

4

4

Лексика и фразеология

20

14

5

5

Морфемика,  словообразование, орфография

18

12

4

6

Морфология и орфография

42

28

10

8

Синтаксис и пунктуация

45

30

10

Индивидуальные проекты

20

Всего

171

114

57

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся

Объем часов

Уровень усвоения

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

1

Практические занятия

1 Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

2 Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.

1

  Тема 1.Язык и речь. Функциональные стили речи

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

18

2

          2

Самостоятельная работа № 1 Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи.

2

Самостоятельная работа № 2

 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

1

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначениеПублицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

4

Самостоятельная работа № 3 Жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

1

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

         3

 Самостоятельная работа № 4 Лингвостилистический анализ текста.

          1

Практические занятия

3 Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

4 Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

5 Анализ структуры текста.

6Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

7Освоение видов переработки текста.

 8Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

9 Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

7

Тема 2.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука.

10

2

2

Самостоятельная работа № 5

Фонетическая фраза.

1

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

1

Самостоятельная работа № 6 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

1

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов.

1

Самостоятельная работа № 7

 Использование орфоэпического словаря.

1

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

1

Самостоятельная работа № 8 Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.

1

Практические занятия

10. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

11 Составление устной и письменной речи.

12 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

13 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

14 Наблюдение над выразительными средствами фонетики

5

Индивидуальные проекты:

-проблема ( выбор темы и ее исследование)

- планирование

-поиск информации

-изложение материала, написание текста, его редактирование

-презентация

8

Тема3.Лексикология и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их

14

2

2

Самостоятельная работа №.9

 Особенности русского речевого этикета.

1

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.

2

Самостоятельная работа №.10 Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

1

Самостоятельная работа № 11УпотреблениеРусская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).

1

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари

1

Самостоятельная работа № 12

 Лексикофразеологический разбор.

1

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Самостоятельная работа № 13Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

1

Практические занятия

15 Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.

16 Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

17 Лексический и фразеологический анализ слова.

18 Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

19 Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

20 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

6

Тема 4 Морфемика, словообразование, орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.

12

3

2

Самостоятельная работа № 14

Морфемный разбор слова.

1

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

1

Самостоятельная работа № 15

Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

1

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.

1

Самостоятельная работа № 16

Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

1

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. 

1

Самостоятельная работа № 17

Правописание сложных слов.

1

Практические занятия

21 Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

22 Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

23 Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

24 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

25 Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

26 Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

6

Тема 5 Морфология и орфография

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи

28

2

Самостоятельная работа № 18

 Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.

1

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи.

1

Самостоятельная работа № 19 Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

1

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

1

Самостоятельная работа № 20

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

1

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

1

Самостоятельная работа № 21

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

1

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

1

Самостоятельная работа № 22

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

1

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

1

Самостоятельная работа № 23

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

1

Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

Самостоятельная работа № 24

Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

1

Самостоятельная работа № 25

Союзы как средство связи предложений в тексте.

1

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи.

1

Самостоятельная работа № 26

Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

1

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

1

Самостоятельная работа № 27

Употребление междометий в речи.

1

Практические занятия

27 Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

28 Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

29 Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

30 Сопоставление лексического и грамматического значения слов.

31 Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся.

32 Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

33Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

34 Наблюдение над функционированием правил орфографии  орфограммами и пунктограммами и пунктуации в образцах письменных текстов.

35 Подбор текстов с определенными.

9

Тема  6 Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

30

2

2

Самостоятельная работа № 28

 Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

1

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых

2

Самостоятельная работа № 29

 Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

1

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

2

Самостоятельная работа № 30

 Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

1

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

2

Самостоятельная работа № 31

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

1

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

2

Самостоятельная работа № 32

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

1

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

Самостоятельная работа № 33

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

1

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Самостоятельная работа № 34

Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.

1

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Самостоятельная работа № 35

Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

1

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

Самостоятельная работа № 36

Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

1

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

Самостоятельная работа № 37

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

1

Практические занятия

36Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

37Наблюдение над существенными признаками словосочетания.

38Особенности употребления словосочетаний.

39Синонимия словосочетаний.

40Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

41Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

42Сопоставление устной и письменной речи.

43Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

44Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

45Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

46Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам..

47. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

48. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

13

Индивидуальные проекты:

-проблема ( выбор темы и ее исследование)

- планирование

-поиск информации

-изложение материала, написание текста, его редактирование

-презентация

12

Всего:

171

Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов

  • Русский язык среди других языков мира.
  • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
  • Языковой портрет современника.
  • Молодежный сленг и жаргон.
  • Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
  • А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
  • Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
  • Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
  • Язык и культура.
  • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
  • Вопросы экологии русского языка.
  • Виды делового общения, их языковые особенности.
  • Языковые особенности научного стиля речи.
  • Особенности художественного стиля.
  • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
  • Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
  • СМИ и культура речи.
  • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
  • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
  • Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
  • Русское письмо и его эволюция.
  • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
  • Антонимы и их роль в речи.
  • Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
  • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
  • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
  • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
  • Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
  • Исторические изменения в структуре слова.
  • Учение о частях речи в русской грамматике.
  • Грамматические нормы русского языка.
  • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
  • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
  • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
  • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
  • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
  • Слова-омонимы в морфологии русского языка.
  • Роль словосочетания в построении предложения.
  • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
  • Синтаксическая роль инфинитива.
  • Предложения с однородными членами и их функции в речи.
  • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
  • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
  • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
  • Синонимика простых предложений.
  • Синонимика сложных предложений.
  • Использование сложных предложений в речи.
  • Способы введения чужой речи в текст.
  • Русская пунктуация и ее назначение.
  • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет русского языка и литературы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:

Персональный компьютер

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);

телевизор, DVD-плеер

стол ученический-13 шт., стул- 26 шт.

стол учительский-1 шт.

компьютерное кресло-1 шт.

шкаф книжный- 2 шт.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для студентов:

  1. Е.С.Антонова, Т.М.Воителева « Русский язык»,  4-е издание, стереотипное. Москва. Издательский центр( Академия), 2017 год.
  2. Т.М .Воителева « Русский язык» Сборник упражнений. 2-е издание, стереотипное. Москва. Издательский центр, 2018 год.

Дополнительные источники:

  1. Лобачева Н.А. Русский язык . Морфемика. Словообразование. Морфология. Учебник 2019 г.
  2. Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие  под редакцией Леканта П.А.
  3. Голуб И.Б. Русский язык и практическая стилистика. Справочник. Учебно-справочное пособие, 2019 г.

Словари

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка

2. Орфографический словарь русского языка

3.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь.

Интернет-ресурсы

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).

www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).

www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

• личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

• метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • • предметных:сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Устный опрос, письменный опрос, работа по карточкам, работа у доски

Беседа, работа с текстом, тестирование, диктант, изложение, работа со словарями

Устный опрос, письменный опрос

Беседа, работа с текстом, тестирование, диктант, изложение, работа со словарями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...