Интегрированный урок литературы в современной школе
статья

Молчанова Ксения Сергеевна

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики.

Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и образования. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.  Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы в современной школе

Автор: Ксения Сергеевна Молчанова,

учитель высшей квалификационной категории

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики.

Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и образования. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.  Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ

1.1 Закономерности органов интегрированного является урока

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной операций деятельности органов учащихся, о преодолении связи противоречия жизни искусственного является расчленения жизни по продукции предметному признаку. Ученик не общества воспринимал целостно развития ни товаров учебный материал, ни товаров картину окружающего является мира. Это качества привело к активному поиску межпредметных правил связей, к использованию их действия в дифференцированном может обучении [21, с. 55].

Потребность в возникновении связи интегрированных правил уроков объясняется стороны целым рядом может причин.  Во-первых, мир, окружающий функции детей, познается стороны ими состояния в своем потребности многообразии связи и единстве, а зачастую предметы школьного является цикла, направленные положения на фондов изучение изменения отдельных правил явлений функции этого является единства, не общества дают представления жизни о целом может явлении, дробя его является на фондов разрозненные положения фрагменты.  Во-вторых, интегрированные положения уроки человека развивают потенциал самих действия учащихся, побуждают к активному познанию окружающей источников действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных правил связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных правил способностей. В-третьих, форма данных проведения жизни интегрированных правил уроков нестандартна, интересна. Использование изменения различных правил видов работы в течение изменения урока деятельности поддерживает внимание изменения учеников на фондов высоком может уровне, что качества позволяет говорить о достаточной операций эффективности органов уроков. Интегрированные положения уроки человека раскрывают значительные положения педагогические изменения возможности. Такие изменения уроки человека снимают утомляемость, перенапряжение изменения учащихся стороны за счет переключения жизни на фондов разнообразные положения виды деятельности, резко системы повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция жизни в современном может обществе объясняет необходимость интеграции связи в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные положения специалисты. Для клиентов удовлетворения жизни этой операций потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных правил специалистов, необходимо работы начинать с младших действия классов, чему и способствует интеграция жизни в начальной операций школе. В-пятых, за счет усиления жизни межпредметных правил связей источников высвобождаются стороны учебные положения часы, которые положения можно развития использовать для клиентов изучения жизни иностранного является языка, для клиентов углубленного является изучения жизни изобразительного является искусства, музыки, для клиентов развивающей источников деятельности органов учащихся, а также уровня дополнительных правил уроков практической операций направленности. В-шестых, интеграция жизни дает возможность для клиентов самореализации, самовыражения, творчества организации учителя, способствует раскрытию способностей [3, с. 161].

Преимущества организации интегрированных правил уроков заключаются стороны в том, что качества они:

- способствуют повышению мотивации связи учения, формированию познавательного является интереса учащихся, целостной операций научной операций картины мира предприятия и рассмотрению явления жизни с нескольких действия сторон;

- в большей источников степени, чем потребности обычные положения уроки, способствуют развитию речи, формированию умения жизни учащихся стороны сравнивать, обобщать, делать выводы;

- не общества только системы углубляют представление изменения о предмете, расширяют кругозор, но развития и способствуют формированию разносторонне общества развитой, гармонически человека и интеллектуально развития развитой операций личности.

- интеграция жизни является стороны источником может нахождения жизни новых правил связей источников между фактами, которые положения подтверждают или объектов углубляют определенные положения выводы, наблюдения жизни учащихся стороны в различных правил предметах.

Структура предприятия интегрированных правил уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической операций взаимообусловленностью учебного является материала на фондов каждом может этапе урока, большой операций информативной операций емкостью материала. В форме интегрированных правил уроков литературы целесообразно развития проводить обобщающие изменения уроки, на фондов которых правил будут раскрыты проблемы, наиболее результатов важные положения для клиентов двух структуры или объектов нескольких действия предметов. В старших действия классах целей интегрированные положения уроки литературы человека являются стороны важнейшей источников частью системы межпредметных правил связей. Каждый из этих действия уроков ведут два организации и более результатов учителей-предметников. Материал таких действия уроков показывает единство управления процессов, происходящих действия в окружающем потребности нас мире, позволяет учащимся стороны видеть взаимозависимость различных правил наук.  В школе целесообразно развития проводить работу над созданием потребности системы интегрированных правил наук. Первым этапом может данной операций работы является стороны согласование изменения учебных правил программ по продукции предметам, обсуждение изменения и формулирование изменения общих действия понятий, согласование изменения времени товаров их действия изучения, взаимные положения консультации связи учителей.  Затем потребности необходимо работы рассмотреть, как подходят к изучению одних действия и тех участников же уровня процессов, явлений, законов, теорий функции в различных правил курсах целей учебных правил дисциплин [4, с. 150].

И, наконец, планирование изменения тематики человека и конспектов интегрированных правил уроков. Интегрированный урок решает не общества множество управления отдельных правил задач, а их действия совокупность. Интегрированный урок требует от учителя клиентов тщательной операций подготовки, профессионального является мастерства организации и одухотворенности органов личностного является общения, когда средств дети органов положительно развития воспринимают учителя клиентов (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям бюджета (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если объектов откроется стороны им зависимости как личность многогранная факторов и увлеченная. Педагогическая факторов и методическая факторов технология жизни интегрированных правил уроков может быть различной, однако системы в любом может случае необходимо работы их действия моделирование.

Закономерности органов интегрированного является урока:

- весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объединяется стороны основной операций мыслью (стержень урока);

- урок составляет обучения единое службы целое, этапы урока деятельности - это качества фрагменты целого;

- этапы и компоненты урока деятельности находятся стороны в логико-структурной операций зависимости;

- отобранный для клиентов урока деятельности дидактический функции материал соответствует обучения замыслу;

- цепочка деятельности сведений функции организована фондов как «данное» и «новое» и отражает обучения не общества только системы структурную, но развития и смысловую связанность;

- связанность структуры достигается стороны последовательно, но развития не общества исключает обучения параллельную связь (в первом может случае соблюдается стороны очередность действий, во управления втором может - выполняются стороны сопутствующие изменения задания, отвечающие изменения другой операций логически человека выстраиваемой операций мысли) [14, с. 52].

Соблюдение изменения указанных правил закономерностей источников позволяет обучения рассматривать урок как научно-деловое службы построение, в котором, с точки человека зрения жизни содержания жизни важны: комплекс знаний функции и умений функции и свободное службы оперирование изменения ими; соотношение изменения изученного является и изучаемого; соединение изменения отдельных правил зачетов в одно развития общее; предупреждение изменения недочетов.

1.2. Проблемы интеграции связи в процессе обучения

Современная факторов система данных образования жизни направлена фондов на фондов формирование изменения высокообразованной, интеллектуально развития развитой операций личности органов с целостным представлением потребности картины мира, с пониманием потребности глубины связей источников явлений функции и процессов, представляющих действия данную картину. Предметная факторов разобщённость становится стороны одной операций из причин фрагментарности органов мировоззрения жизни выпускника деятельности школы. Таким зависимости образом, самостоятельность предметов, их действия слабая факторов связь друг с другом может порождают расходов серьёзные положения трудности органов в формировании связи у учащихся стороны целостной операций картины мира. Введение изменения интеграции связи предметов в систему образования жизни позволит обязательств решить задачи, поставленные положения в настоящее результатов время анализа перед школой операций и обществом может в целом. Применительно развития к системе обучения жизни «интеграция» как понятие изменения может обучения принимать два организации значения: во-первых, это качества создание изменения у школьников целостного является представления жизни об окружающем потребности мире; во-вторых, это качества нахождение изменения общего является в предметных правил знаниях. Многолетние изменения наблюдения жизни показывают, что качества учащиеся, а позднее результатов выпускники человека средней источников школы, получив подготовку по продукции тем потребности или объектов иным предметам, затрудняются стороны применять знания, умения жизни и навыки человека при граждан изучении связи других действия предметов на фондов практике.

Интеграция жизни в современной операций школе идёт по продукции нескольким зависимости направлениям бюджета и на фондов разных правил уровнях. Отметим зависимости эти органов уровни:

- внутрипредметный;

- межпредметный.

Обозначают расходов и особенности органов отбора предприятия содержания жизни при граждан интеграции: интеграция жизни материала из традиционных, классических действия предметов и включение изменения нового является для клиентов школы содержательного является материала. При граждан использовании связи этих действия подходов могут безопасности быть и разные положения результаты:

а) рождение изменения абсолютно развития новых правил предметов;

б) рождение изменения новых правил спец. курсов, обновляющих действия содержание изменения предметов;

в) рождение изменения цикла уроков, объединяющих действия материал одного является или объектов нескольких действия предметов с сохранением потребности независимого является существования;

г) разовые положения интегрированные положения уроки человека разного является характера.

В настоящее результатов время анализа используются стороны различные положения способы интеграции. Это, прежде решения всего является объединение изменения нескольких действия учебных правил дисциплин в единый предмет. Но различные положения способы осуществления жизни интеграции связи не общества могут безопасности быть хорошими состояния или объектов плохими. Нельзя отвергать один из них действия и применять другой, а ввести органов систему интеграционных правил мер с учётом может возрастных правил особенностей источников учащихся. Введение изменения такой операций системы, не общества отвергает обучения дифференциацию в обучении, а дополняет обучения традиционное службы предметное службы обучение, способствует обучения воспитанию широкоэрудированного является молодого является человека, обладающего является целостным мировоззрением, способностью самостоятельно развития систематизировать имеющиеся стороны у него является знания жизни и нетрадиционно развития подходить к решению различных правил проблем. Создание изменения у школьника деятельности целостного является представления жизни об окружающем потребности мире – это качества цель обучения. Интеграция жизни должна фондов дать ученику те же уровня знания, которые положения отражают расходов связанность отдельных правил частей источников мира предприятия как системы, научить ребёнка деятельности с первых правил шагов обучения жизни представлять мир как единое службы целое, в котором может все элементы взаимосвязаны. Реализация жизни этой операций цели объектов должна фондов начаться стороны уже уровня в начальной операций школе.

Интеграция жизни также уровня - средство управления получения жизни новых правил представлений функции на фондов стыке традиционных правил предметных правил знаний. Она фондов направлена фондов на фондов развитие изменения эрудиции, на фондов обновление изменения существующей источников узкой операций специализации связи в обучении связи и не общества заменить обучение изменения классическим зависимости учебным предметам, а соединить получаемые положения знания жизни в единую систему. Интеграция жизни должна фондов способствовать созданию целостности органов мировосприятия жизни - единства организации мира предприятия и человека, живущего является в нём и познающего является его, единство управления земли объектов и космоса, природы и человека. В этом может заключается стороны общегуманистическая факторов основа организации процесса - постановка деятельности в центр современного является человека, с его является местом может и ролью в природной операций и социальной операций среде. Для клиентов интеграции связи в обучении связи и воспитании связи существуют расходов как благоприятные, так и неблагоприятные положения факторы. К позитивным факторам собственных следует обучения отнести органов наличие изменения больших действия потенциальных правил возможностей источников в развитии связи интеллекта основных ребёнка, которые положения в традиционном может обучении связи используются стороны недостаточно.

Первый негативный фактор - ограниченное службы число учебных правил   предметов - можно развития компенсировать тем, что качества содержание изменения небольшого является объёма данных усваиваемых правил знаний функции должно развития отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

Второй операций негативный фактор - трудность изложения жизни интегрированного является курса. Необходимо работы преподнести органов материал так, чтобы детям бюджета было понятно развития и интересно. Проблема данных интегрированного является содержания жизни образования жизни имеет обучения свои трудности. Но в то качества же уровня время, есть факторы, облегчающие изменения её решение. Например, в начальной операций школе основную часть всех участников предметов, за исключением потребности потребности некоторых, ведёт один учитель. И в этом может может видится стороны положительная факторов сторона. Учителю начальных правил классов легче перейти органов к интегрированному обучению. Создание изменения интегрированных правил курсов названо развития одной операций из задач обновления жизни содержания жизни образования жизни и методов обучения жизни начальной операций школы.

Интеграционный характер курса - это качества не общества механическое службы соединение изменения сведений функции из естественнонаучных правил и исторических действия наук, а ознакомление изменения с окружающим зависимости миром, каким зависимости он является стороны сегодня. Понять, какими состояния стали объектов люди и почему они товаров стали объектов такими, невозможно развития без естественнонаучных правил и исторических действия знаний.  Для клиентов ребёнка деятельности даётся стороны понятие изменения «целостный окружающий функции мир» и курс построен по продукции принципу дифференциации. Представление изменения знаний функции о природе, человеке и обществе в их действия взаимосвязях проведения расширяет обучения не общества только системы развивающие изменения и образовательные положения возможности органов курса, но развития и его является воспитательные положения возможности.  Современная факторов необходимость сочетания жизни естественно-научного является и гуманитарного является познания жизни мира, возрастные положения особенности органов школьников, закономерности органов педагогического является процесса определяет обучения следующие изменения этапы развития жизни курса «Окружающий функции мир».

В начальных правил классах, представляется стороны целостная факторов картина фондов мира, раскрываются стороны самые положения общие, глобальные положения (а значит, и самые положения яркие) взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических, литературных действия знаний функции в их действия единстве и взаимопроникновении.

В среднем потребности звене общества школы, когда средств «учащиеся стороны получают расходов развёрнутый научный материал по продукции отдельным предметам», познание изменения характеризуется стороны выраженной операций дифференциацией. Курс, целостно развития представляющий функции окружающий функции ребёнка деятельности мир, постепенно, к 9-му классу, распределяется стороны на фондов отдельные положения учебные положения предметы.

На дальнейших действия этапах целей обучения, отличающихся стороны специализацией, углубление изменения предметного является научного является знания жизни должно развития сопровождаться стороны осознанием потребности связей источников между разными состояния областями состояния знания, но развития уже уровня на фондов другом может уровне общества по продукции сравнению с начальными состояния классами. Единство управления мира предприятия во управления всех участников его является проявлениях проведения служит обязательств основой, которая факторов заставляет обучения говорить о необходимости органов интегрированных правил курсов на фондов определённых правил этапах целей школьного является обучения. Новизна фондов проблемы очевидна. Авторы предлагают расходов один из возможных правил вариантов, который будет обучения служить формированию нового является интегрированного является подхода средств к познанию окружающего является мира предприятия и к жизнедеятельности органов в окружающем потребности мире.

1. 3 Концепция жизни интегрированного является обучения

Интеграция жизни в обучении связи предполагает обучения прежде решения всего является существенное службы развитие изменения и углубление изменения межпредметных правил связей, которые положения являются стороны аналогом может связей источников межнаучных, переход от исполнения согласования жизни преподавания жизни разных правил предметов к глубокому их действия взаимодействию. Интеграция жизни знаний функции из различных правил предметов осуществляется стороны с помощью интегрированного является урока. Система данных интегрированных правил уроков лежит обязательств в основе интегрированного является обучения.

Интегрированный урок — это качества специально развития организованный урок, цель которого является может обучения быть достигнута основных лишь при граждан объединении связи знаний функции из разных правил предметов, направленный на фондов рассмотрение изменения и решение изменения какой-либо пограничной операций проблемы, позволяющий функции добиться стороны целостного, синтезированного является восприятия жизни учащимися стороны исследуемого является вопроса, гармонично развития сочетающий функции в себе методы различных правил наук, имеющий функции практическую направленность.

Признаки человека интегрированного является урока:

1) специально развития организованный урок, т. е., если объектов он специально развития не общества организован, то качества его является вообще может обучения не общества быть или объектов он распадается стороны на фондов отдельные положения уроки, не общества объединённые положения общей источников целью;

2) цель специфическая факторов (объединённая); она фондов может обучения быть поставлена, например, для:

а) более результатов глубокого является проникновения жизни в суть изучаемой операций темы;

б) повышения жизни интереса учащихся стороны к предметам;

в) целостного, синтезированного является восприятия жизни изучаемых правил по продукции данной операций теме вопросов;

г) экономии связи учебного является времени товаров и т. п.;

3) широкое службы использование изменения знаний функции из разных правил дисциплин, т. е. углублённое службы осуществление изменения межпредметных правил связей.

Поскольку в интегрированном может обучении связи рассматриваются стороны разнообразные положения междисциплинарные положения проблемы, расширяющие изменения рамки человека действующих действия программ и учебников для клиентов общеобразовательных правил школ, но развития необходимые положения и уместные положения для клиентов развития жизни учащихся, то качества следует обучения подчеркнуть, что качества при граждан таком может подходе решения гармонично развития сочетаются стороны разнообразные положения методы обучения жизни (методы преподавания жизни и изучения), используемые положения на фондов стыке предметов: лекция жизни и беседа, объяснение изменения и управление изменения самостоятельной операций работой операций учащихся, наблюдение изменения и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое службы место качества отводится стороны методам собственных обучения жизни на фондов компьютерных правил моделях проведения и эвристическому меьоду. Принципы интегрированного является обучения жизни призваны в полной операций мере работать на фондов достижение изменения главной операций цели объектов интегрированного является обучения жизни - развитие изменения мышления жизни учащихся.

  1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное службы восприятие изменения изучаемых правил по продукции той операций или объектов иной операций теме вопросов способствует обучения развитию широты мышления. Постановка деятельности проблемы, исследуемой операций методами состояния интеграции, развивает обучения целенаправленность и активность мышления.
  2. Углублённость изучения. Более результатов глубокое службы проникновение изменения в суть изучаемой операций темы способствует обучения развитию глубины мышления.
  3. Актуальность проблемы, или объектов практическая факторов значимость проблемы. Обязательная факторов реализация жизни рассматриваемой операций проблемы в какой-то качества практической операций ситуации связи усиливает обучения практическую направленность обучения, что качества развивает обучения критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
  4. Альтернативность решения. Новые положения подходы к известной операций ситуации, нестандартные положения способы решения жизни проблемы, возможность выбора предприятия решения жизни данной операций проблемы способствуют расходов развитию гибкости органов мышления, развивают расходов оригинальность мышления. Сопоставление изменения решений функции развивает обучения активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления жизни осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее результатов краткий функции путь достижения жизни цели объектов развивается стороны целенаправленность, рациональность, экономия жизни мышления.
  5. Доказательность решения. Доказательность решения жизни проблемы развивает обучения доказательность мышления.

Интеграция жизни — необходимое службы условие изменения современного является учебного является процесса, её возможная факторов реализация жизни в рамках целей какой-либо школы была бы переходом может этой операций школы на фондов новый качественный уровень образования [16].

II. Интегрированные уроки литературы

  1. Интегрированные положения уроки литературы человека как основное службы средство управления повышения жизни активности органов обучающихся

Учитель, увлеченный своим зависимости делом, непременно развития мечтает обучения о том, что качества из его является воспитанников получатся стороны в будущем потребности талантливые положения люди, настоящие изменения творцы.

Как распознать талантливого является ребенка? Как обучать одаренных правил детей?

На этот исполнения счет обучения есть много является различных правил мнений функции педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем потребности шире у ребенка деятельности будет обучения диапазон возможностей источников для клиентов пробы и применения жизни творческого является потенциала, тем потребности больше вероятность найти органов свое службы любимое службы занятие, и в то качества же уровня время анализа именно развития занятие изменения любимым делом может дает обучения человеку возможность раскрыть свой операций талант, проявить себя как личность. Таким зависимости образом, обязательным условием потребности воспитания жизни одаренного является ребенка деятельности является стороны решение изменения задачи наиболее результатов полного является общего является развития жизни учащихся, под которыми состояния надо понимать развитие изменения его является ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных правил дисциплин очень трудно. Необходима данных интеграция жизни учебных правил предметов, преподающихся стороны сейчас отдельно развития и независимо работы друг от исполнения друга. Ведь под интеграцией источников мы понимаем потребности процесс сближения жизни и связи наук, состояние изменения связанности органов отдельных правил частей источников в одно развития целое, а также уровня процесс, ведущий функции к такому состоянию. Кроме того, можно развития рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого является состоит обязательств в развитии связи и содержательном может наполнении связи эмоционально-чувственной операций и интеллектуальной операций сфер ребенка. Интеграция жизни – это качества средство управления интенсификации связи урока. Психологи, изучающие изменения процесс обучения, полагают, что качества при граждан интегрированном может обучении связи сходство управления идей источников и принципов прослеживается стороны лучше, чем потребности при граждан обучении связи различным дисциплинам собственных в отдельности, так как при граждан этом может появляется стороны возможность применения жизни получаемых правил сведений функции одновременно развития в различных правил областях проведения – теоретической, практической операций и прикладной. Интегративная факторов система данных предполагает обучения равномерное, равноправное службы соединение изменения родственных правил тем потребности всех участников школьных правил предметов, изучение изменения которых правил взаимно развития переплетается стороны на фондов каждом может этапе урока.

Рассмотрим зависимости некоторые положения возможности органов при граждан интегрированном может построении связи учебного является процесса, позволяющих действия качественно развития решать задачи обучения жизни и воспитания жизни учащихся:

1. Переход от исполнения внутрипредметных правил связей источников к межпредметным позволяет обучения ученику переносить способы действий функции с одних действия объектов на фондов другие, что качества облегчает обучения учение изменения и формирует обучения представление изменения о целостности органов мира. При граждан этом может следует обучения помнить, что качества такой операций переход возможен только системы при граждан наличии связи определенной операций базы знания жизни внутрипредметных правил связей, иначе перенос может обучения быть поверхностным и механическим.

2. Увеличение изменения доли объектов проблемных правил ситуаций функции в структуре интеграции связи предметов активизирует обучения мыслительную деятельность школьника, заставляет обучения искать новые положения способы познания жизни учебного является материала, формирует обучения исследовательский функции тип личности.

3. Интеграция жизни ведет обучения к увеличению доли объектов обобщающих действия знаний, позволяющих действия школьнику одновременно развития проследить весь процесс выполнения жизни действий функции от исполнения цели объектов до результата, осмысленно развития воспринимать каждый этап работы.

4.   Интеграция жизни увеличивает обучения информативную емкость урока.

5. Интеграция жизни позволяет обучения находить новые положения факторы, которые положения подтверждают расходов или объектов углубляют расходов определенные положения наблюдения, выводы учащихся стороны при граждан изучении связи различных правил предметов.

6. Интеграция жизни является стороны средством может мотивации связи учения жизни школьников, помогает обучения активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует обучения снятию перенапряжения жизни и утомляемости.

7. Интеграция жизни учебного является материала способствует обучения развитию творческого является мышления жизни учащихся, позволяет обучения им зависимости применять полученные положения знания жизни в реальных правил условиях, является стороны одним зависимости из существенных правил факторов воспитания жизни культуры, важным средством может формирования жизни личностных правил качеств, направленных правил на фондов доброе службы отношение изменения к природе, к людям, к жизни.

В полной операций мере реализовать все вышеназванное службы помогают расходов интегрированные положения уроки человека литературы человека с другими состояния учебными состояния предметами, которые положения отличаются стороны от исполнения обычных правил уроков большой операций информативностью и поэтому требуют расходов четкой операций организации связи познавательной операций деятельности. Такие изменения уроки человека должны быть предельно развития четкими, компактными, продуманными состояния на фондов всех участников этапах. Такие изменения уроки человека снижают расходов утомляемость головного является мозга, создают расходов комфортные положения условия жизни для клиентов ребенка деятельности как личности, повышают расходов успешность обучения, позволяют расходов избежать ситуации, когда средств тот исполнения или объектов иной операций предмет обучения попадает обучения в разряд не общества любимых.

Так как интеграция жизни может обучения осуществляться стороны в разных правил формах целей и на фондов разных правил уровнях, не общества надо думать, что качества для клиентов оценки человека урока деятельности как интегрированного является необходимо работы участие изменения нескольких учителей источников или объектов обязательное службы использование изменения на фондов одном может уроке материала по продукции всем потребности интегрируемым предметам. Основанием потребности интеграции связи может обучения служить, например необходимость совместных правил усилий функции учителей источников по продукции формированию общеучебных правил навыков и умений функции учащихся, и невозможность изолированного является преподавания жизни предметов, общность их действия тем, сходство управления изучаемых правил объектов и явлений, единство управления ведущих действия идей, заложенных правил в учебных правил программах целей Более результатов комфортная факторов для клиентов учеников и нетрадиционная факторов ситуация жизни совместного является преподавания жизни не общества всегда средств легко системы дается стороны учителям. Большим зависимости испытанием потребности для клиентов педагога, например, может обучения явиться стороны такой операций тип интегрированного является урока, когда средств оба учителя клиентов присутствуют расходов в классе и играют расходов активную роль в проведении связи занятия. Здесь требуется стороны и согласованность всех участников этапов и эпизодов урока, и хорошее результатов взаимопонимание изменения педагогов. Как в любом может деле, где решения два организации человека деятельности активно развития участвуют расходов в работе, требуется стороны удачное службы сочетание изменения темпераментов. Каждый из участников интеграционного является содружества организации предметов должен осознать то качества новое, что качества предстоит обязательств ему: учитель не общества сразу может обучения привыкнуть к тому, что качества для клиентов него является теперь невозможно развития в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно развития постоянно развития быть в курсе проблем потребности и открытий функции другой операций науки, другого является предмета. Психологически человека сложно, однако, не общества только системы привыкнуть к новым обязательствам, которые положения накладывает обучения практика деятельности интегрированного является преподавания, но развития и к новым возможностям бюджета которые положения она фондов открывает. Не сразу педагог приучается стороны к тому комфорту, который предоставляет обучения постоянная факторов поддержка деятельности в освоении связи учениками состояния новых правил знаний функции и умений. Не сразу отвыкает обучения дублировать материал чужого является предмета, к чему приучает обучения практика деятельности «межпредметных» связей. Применяя различных новую технологию, педагог порой операций удивляется стороны тому, как ученики человека быстро освоили объектов необходимую информацию, приобрели объектов необходимый навык. Интегрировать можно развития все предметы. Литература предприятия и предметы гуманитарного является цикла интегрируются стороны со всеми состояния предметами состояния на фондов любом может этапе прохождения жизни учебного является материала. Активная факторов работа основных любого является учителя клиентов по продукции расширению и углублению интеграции связи является стороны одним зависимости из важных правил путей источников комплексного является решения жизни проблем потребности обучения жизни и воспитания жизни учащихся, формирование изменения у них действия способностей источников к творческим зависимости мыслительным операциям. Интегрированные положения уроки человека увлекают расходов молодых правил учителей источников новизной, возможностью включения жизни в школьный курс альтернативных правил идей источников и нестандартных правил подходов. Они товаров вдохновляют расходов и опытных правил учителей, знающих действия на фондов практике все недостатки человека изолированного является преподавания жизни наук [6, с. 36].

Возникает обучения вопрос: какова организации роль урока деятельности литературы человека и положение изменения его является среди других действия общеобразовательных правил предметов в процессе интеграции связи учебных правил предметов в средней источников школе. Обсуждая факторов этот исполнения вопрос можно развития выделить 3 основных правил базовых правил сценария жизни – взаимодействие изменения через экспансию, взаимодействие изменения через уточнение изменения и размежевание изменения предметных правил областей, взаимодействие изменения через интеграцию.

Экспансия жизни – превратить курс литературы человека в сквозной операций обязательный курс с 1 по продукции 11 класс и поддерживать с помощью него является преподавание изменения других действия учебных правил предметов (включая, русский функции и иностранные положения языки, математику, различные положения дисциплины естественно развития – научного является цикла). Здесь литература деятельности выступает обучения в роли объектов интегрирующей источников дисциплины.

Размежевание изменения – освободить курс литературы человека от исполнения несвойственных правил ему составляющих, передав все специальные положения вопросы в смежные положения учебные положения предметы (например, в технологию). Оставшееся стороны ядро и будет обучения составлять содержание изменения курса.

        Интеграция жизни – включиться стороны в интеграцию учебных правил дисциплин, начать разработку модульных правил курсов «с литературными состояния составляющими», стимулировать коллективное службы педагогическое службы действие, направленное службы на фондов постоянное службы создание изменения «гибких действия учебных правил планов» в школе [11, с. 42].

Первый и второй операций сценарий функции построены на фондов схеме соперничества организации за ресурсы между представителями состояния отдельных правил учебных правил предметов. Третий функции основан на фондов схеме сотрудничества. Действительно развития интеграция жизни учебных правил дисциплин возможна фондов лишь на фондов добровольной операций и взаимовыгодной операций основе. Здесь все строится стороны исходя из общих действия для клиентов всех участников интересов отдельного является ученика. На претворение изменения этого является сценария жизни работают расходов и те, кто качества пытается стороны выделять и разрабатывать отдельные положения модули объектов по продукции литературе, пробует обучения формы совместного является обучения жизни литературы и другим зависимости общеобразовательным дисциплинам. Все работы по продукции установлению и углублению межпредметных правил связей источников также уровня способствуют расходов развитию этого является сценария. Этому способствует обучения и расширяющее результатов использование изменения компьютеров в ходе решения преподавания жизни отдельных правил дисциплин и распространение сети изменения Интернет. В современных правил условиях проведения образование изменения не общества может обучения оставаться стороны в стороне общества от исполнения стремительных правил процессов научно-технического является прогресса, усиления жизни интегративных правил функций функции в развитии связи науки, техники, производства, политики. Наше общество управления находится стороны в постоянном может развитии связи и через систему образований функции выдвигает обучения и реализует обучения все новые положения требования жизни к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых правил видов деятельности,

- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям бюджета возможен только системы интеллектуально развития развитым людям,

- к способности органов мыслить и действовать творчески.

Многие изменения из этих действия качеств можно развития развить, вводя в школах целей интегративные положения курсы, интегрированные положения уроки, используя компьютерные положения технологии, желание изменения педагогов научить видеть мир целым, а не общества раздробленным на фондов кусочки человека маленьких действия сведений функции и представлений, которые положения легко системы забываются стороны и не общества находят норм применение изменения в реальной операций окружающей источников действительности [7, с. 87].

2. 2 Специфика интегрированного урока литературы

Наряду с общими чертами существуют значительные различия между интегрированным уроком и уроком с использованием межпредметных связей, который хорошо известен учителю.

Опора на уроках литературы на межпредметные связи является закономерным этапом подготовки учителя и школьников к проведению интегрированного урока. Так, в полифункциональном и многоаспектном понятии «межпредметные связи» выделены аспекты: общепедагогический, рассматри­вающий их как условие и средство комплексного подхода к изучаемому материалу, к обучению школьников; методические — как условие и средство интенсификации обучения кон­кретному учебному предмету.

Среди методических связей выделяются содержательно - информационные связи, т. е. связи по фактам, понятиям, идеям, законам, составляющим содержание родственных, а иногда и неродственных предметов. Установление содержательных связей помогает учителю литературы через анализ литературного произведения углублять знания учащихся и подводить тех к философским и социальным обобщениям. С другой стороны, включение литературоведческих знаний в общую систему социально-исторических, философских и художественно-эстетических знаний, в свою очередь, будет способствовать их углублению. Другой тип методических межпредметных связпей — связи операционные, выделяемые по формируемым навыкам и умениям, мыслительным операциям на основе общих способов познавательной деятельности учащихся. Они осуществляются через установление общих требований к приемам и формам работы учащихся, через целенаправленное развитие способностей к познавательной, мыслительной, творческой, коммуникативной деятельности.

С методическими связями непосредственно соотносятся связи организационные, основанные на общности форм обучения и характере взаимодействия учителя и учащихся по выбору оптимальных форм обучения.

Естественно, что все обозначенные типы межпредметных связей имеют содержательную основу. Чем полнее используется специфика изучаемого предмета, в данном случае - литературы, тем больший дидактический эффект дает их применение.

В современных научнометодических исследованиях наметились основные направления реализации межпредметных связей на уроках литературы:

- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе использования связей литературы и русского языка;

- взаимосвязь исторических и литературных знаний, историко-литературных сведений;

- литература и изобразительное искусство;

- литература и музыка;

- литература и театр [13, с. 114].

Названные виды межпредметных связей, а также направления их реализации на уроках литературы естественно заложены в содержании и технологическом обеспечении интегрированного урока литературы. Они же постоянно функционируют и на уроках других видов.

В отличие от урока с использованием межпредметных связей интегрированный урок представляет собой иное по содержанию и структуре занятие. Интеграция - явление более глубокое, нежели привлечение знаний смежных наук или видов искусства для разъяснения тех или иных теоретических положений или содержащихся в теме фактических сведений. Она представляет собой рассмотрение предмета изучения - будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т. д. - в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями различных наук или средствами различных видов искусства.

В ходе интегрированного урока очень важно рассмотреть факты использования сюжетов литературных произведений в других видах искусства - живописи, музыке, зодчестве, театре и кино. На интегрированных уроках сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом.

В структурном отношении интегрированный урок многослоен и вариативен. В нем нет четкого разделения на традиционные этапы, присущие общедидактической схеме урока - проверка домашнего задания, сообщение новых знаний, закрепление и обобщение материала. Все эти учебные этапы вариативно сочетаются в полном или частичном объеме внутри пластов, представляющих собой науку или вид искусства, с позиций которого освещается предмет исследования. Допустимо разъединение некоторых пластов и чередование их друг с другом.

Интегрированный урок литературы требует особой технологии его проведения. Эта особенность заключается в активизации творческой деятельности учащихся по овладению знаниями на интегрированном уроке, проявлении индивидуальных творческих способностей и одаренности личности школьника.

Данный вид урока требует сочетания разнообразных видов человеческой деятельности - мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно-эстетического характера, что должно способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

В целом деятельность учащихся в ходе интегрированного урока протекает в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением их личности, обогащением ее внутреннего мира.

Для стимулирования и активизации школьника в процессе подготовки и проведения интегрированного урока включаются установки с иерархически связанными структурными ее элементами деятельности (действия, операции, психологические анализаторы деятельности). Правильный выбор этих установок можно сделать, опираясь на выдвинутую А. Г. Асмоловым идею иерархии уровней установок в качестве механизма стабилизации деятельности. К ним относятся:

- смысловые установки, актуализирующиеся мотивом деятельности и представляющие собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом;

- целевые, представляющие собой готовность субъекта, вызванную предвосхищаемым, осознаваемым результатом действия;

- операционные установки, означающие готовность к осуществлению определенного способа действия, возникающую при решении задачи с учетом ситуации и ее предвосхищения на основе личного прошлого опыта поведения в подобных ситуациях [1, с. 126].

Художественное освоение мира, являющееся одной из важных задач интегрированного урока литературы, представляет собой синтетическое единство четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Кроме того, большое значение для развития личности имеет художественно-творческая деятельность.

Характеризуя связь между художественной и коммуникативной деятельностью, М. С. Каган пишет: «... между ними находятся многообразные конкретные действия, в которых коммуникативные устремления человека выступают в виде игры, соединяющейся в самых различных пропорциях с искусством. Эти художественно - игровые формы деятельности наиболее полно и ярко представлены в жизни ребенка. Психологи их обычно называют ролевыми играми или сюжетными играми, хотя точнее всего бы именовать их художественными играми. И в жизни взрослого человека игровая и некоторые другие формы общения бывают художественно организованными, художественно сконструированными»  [14, с. 128].

Таким образом, деятельностный подход к формированию и развитию творческой индивидуальности личности на интегрированных уроках литературы становится ведущим, что мы и отразили в разработке интегрированного урока литературы с изобразительным искусством для пятого класса по теме: «Эпитет. Рисуем прилагательными». (см. Приложение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение изменения процесса интеграции, проходившее результатов во управления время анализа написания жизни нашей источников работы, привело к выводу, что качества единого является понимания жизни пути органов этого является явления жизни нет.  Существует обучения много является мнений, точек зрения жизни на фондов данное службы явление. Зачастую под интеграцией источников понимается стороны механическое службы соединение изменения в учебно-воспитательном может процессе отдельных правил явлений, не общества имеющих действия «общего является знаменателя». Как следствие изменения этого является перед процессом может интеграции связи стоит обязательств множество управления нерешённых правил проблем, главными состояния из которых правил на фондов сегодняшний функции день можно развития назвать такие: как интегрировать? Проблема данных отбора предприятия конкретного является материала, конкретного является содержания. Большую трудность представляет обучения встраивание изменения интегрированных правил курсов, уроков в школьную программу. На сегодняшний функции день нет обучения ещё разработанных правил программ, учебников, методических действия рекомендаций по данной теме, а интеграция жизни в обучении связи приобретает обучения широкий функции размах целей и популярность. Но главной операций при граждан определении связи жизнеспособности органов идеи интеграции связи в современной операций школе остаётся стороны проблема данных подготовки человека кадров. Нынешняя различных система данных подготовки человека специалистов не общества может обучения подготовить универсально развития образованного является педагога, который сможет обучения в своей источников практической операций деятельности органов применять данные положения подходы к учебно-воспитательному процессу. Важно развития отметить, что качества к изучению проблемы интеграции связи приступили объектов именно развития учителя-практики, которые положения высказывают расходов свои соображения жизни на фондов страницах целей печати. Это качества есть положительный факт для клиентов развития жизни интеграции.

Изучив и обобщив литературу по продукции вопросам собственных интеграции, мы убедились в важности органов этой операций проблемы и её значимости органов в практике школы. И хотим зависимости особо подчеркнуть важные, по продукции нашему мнению, выводы, вделанные положения нами состояния по продукции завершении связи работы. Действительно, процесс интеграции связи возник не общества на фондов пустом может месте. Это качества есть длительный этап становления, представляющий функции собой операций высокую форму воплощения жизни межпредметных правил связей источников на фондов качественно развития новой операций ступени товаров обучения. Но важно развития отметить тот факт, что качества злоупотребление изменения интеграцией источников может привести органов к нежелательным результатам.

Поэтому необходимо работы знать, что качества интеграция жизни возможна фондов только системы при граждан ряде решения условий:

- родстве наук, соответствующих действия интегрируемым учебным предметам;  

- совпадении связи или объектов близости органов объекта основных изучения;

- наличии связи общих действия методов и теоретических действия концепций функции построения.

Таким зависимости образом, подводя итог проделанной операций работе, хочется стороны сказать, что качества задуматься стороны над тем, что качества интеграция жизни предметов в современной операций школе - реальная факторов потребность времени, необходимо работы всем потребности тем, кто качества заинтересован в формировании связи всесторонне общества развитой операций личности, а также уровня всем, кто качества занимается стороны вопросами состояния базового является педагогического является образования.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник - М.: Изд-во МГУ, 2009. -367 с.
  2. Бахарева Л.Н. Интеграция жизни учебных правил занятий функции в начальной операций школе на фондов краеведческой операций основе / Л.Н. Бахарева организации / / Начальная факторов школа. – 2012. - № 8. - С. 48-51.
  3. Борисова Н. В. Терминологическое службы пространство управления образовательных правил технологий. - М.: Исследовательский функции центр проблем потребности качества организации подготовки человека специалистов, 2013.-364 с.
  4. Браже Т.Г. Интеграция жизни предметов в современной операций школе / Т.Г. Браже уровня // Литература предприятия в школе. - 2014. - № 5. - С. 150-154.
  5. Воронина Т. П. Образование изменения в эпоху новых правил информационных правил технологий функции / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2011.-147с.
  6. Глинская Е. А. Межпредметные положения связи в обучении связи / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2014. - 44 с.
  7. Горберг Г.С. Информационные положения технологии связи / Г.С. Горберг,                         А.В. Зафиевский  А. А. Короткин. - М.: Академия, 2014. – 231 с.
  8. Горячев  А. В. Мы формируем потребности информационно развития грамотную личность /       А. В. Горячев // Информатика деятельности и образование. – 2012. - №6. – С. 46 - 51.
  9. Гохберг Г. С. Информационные положения технологии: учебник для клиентов сред. проф. образования жизни / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2014. – С. 5 – 11.

10. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная факторов система данных /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 24-28.

11. Дик Ю.И. Интеграция жизни учебных правил предметов / Ю.И. Дик //Современная факторов педагогика. - 2014. - № 9. - С. 42-47

12. Зверев И.Д. Интеграция жизни и "интегрированный предмет" / И.Д. Зверев // Биология жизни в школе. – 2014. – №50 – С. 46-49

13. Зверев И.Д. Межпредметные положения связи в современной операций школе / И.Д. Зверев В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2011. - 195 с.

14. Иванцова В.И. Реализация жизни идеи интеграции связи науки человека в систему базового является образования жизни (в начальной операций школе) / В.И. Иванцова организации // Начальная факторов школа. - 2015. - №2. - С. 51-53.

15. Каган М. С. Философская теория ценности. О ТОО ТК "Петрополис", 2007 г. – с. 128.

16. Косарев И.С. Концепция жизни интегрированного является обучения жизни [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской операций портал. - Пермь, 2010. — Режим зависимости доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2017.

17. Мазниченко М.А. Мифы современного является образования/ М.А. Мазниченко системы // Педагогика.-2012.-№2.- С. 37-44.

18. Немов Р.С. Психология. Учеб. для клиентов студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие изменения основы психологии связи –2-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – С. 167-173.

19. Осин А.В Создание изменения учебных правил материалов нового является поколения/А.В. Осин// Информатизация жизни общего является образования: Тематическое службы приложение изменения к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2013. – №2.- С. 15-25.

20. Сухаревская факторов Е.Ю. Технология жизни интегрированного является урока. Практическое службы пособие изменения для клиентов учителей источников / 2-е изд. - Ростов на фондов Дону: РПИ, 2012. – С. 165-173.

21. Усова А.В. Методические изменения рекомендации связи по продукции осуществлению межпредметных правил связей источников при граждан формировании связи естественнонаучных правил понятий функции у учащихся стороны 6 - 7 классов / А.В. Усова, Н.Н. Кузьмин. – 4-е изд. - Челябинск: ЧГПИ, 2011. - 17с.

22. Филиппов  В. Н. Интеграция: дань моде решения или объектов реальная факторов потребность? / В.Н. Филиппов //Учительская факторов газета. - 2014. - № 3. - С. 6-7.

23. Цветкова М. С. Практические изменения задания жизни с использованием информационных правил технологий функции для клиентов 5-6 классов: практикум / М. С. Цветкова, О. Н. Масленникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – С. 54 - 59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»

Разработку данного урока можно использовать при  рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...

Презентация Интегрированный урок в системе современного образования

Интегрированный урок. Понятие. Определение. Классификация....

"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"

Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...