ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
рабочая программа

Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ogse.06_sotsialnaya_psihologiya_to-19_elshina_a.v.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена 

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

2021г.

 Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии      

  Протокол №___

«___» ___________ 20___г.

Председатель ПЦК

_________ Чиркова Л.А.

Утверждаю

Зам директора по УР

________ Жалсараева Е. А.  

«___» ___________ 20___г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

СОГЛАСОВАНО

Методист

_________________/ _И.В. Усова___/

Составитель: Елшина А.В., педагог-психолог отделения «Энергоснабжение»

СОДЕРЖАНИЕ

  1.              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           стр.

             4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственных жизненных позиций и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Рабочая программа составлена для студентов 3 курса, имеющих основное общее образование.

«Социальная психология» изучается как базисный учебный предмет в объеме 48 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:

  1. научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и психологии в целом;
  2. познакомить студентов с современными представлениями о функциях общения, особенностями коллективных отношений
  3. формировать духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни, социально активной, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать решения;
  4. помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности с учетом относительности и изменчивости профессионального знания.

Формы занятий: лекции, лекции-беседы, тренинги, круглые столы, игры.

Методы обучения: исследовательский, поисковый, словесный, наглядный, практический.

 Технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемная.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-  ориентироваться в психологии социума;

- понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»;

- находить выход из конфликтной ситуации;

- использовать полученные знания на практике;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- понятие, основные задачи и принципы социальной психологии;

- основные понятия и термины социальной психологии;

- формы  и методы  выхода из конфликтных ситуаций.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:

ОК-4. Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

ОК-7. Восприятие личности другого, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей

ПК-1. Реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

ПК-4. Осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

ПК-5. выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-21. Анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;

самостоятельная работа обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

10

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

- составление рефератов

10

- конспектирование

12

- сочинение

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Социальная психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Предмет курса, основные понятия и определения

2

1

Раздел 1.  Теоретико-методологические основы социальной психологии

10

Тема 1.1.

Предмет, объект, структура социальной психологии

Содержание учебного материала

2

Объект, предмет, задачи социальной психологии

2

Лабораторные  работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.2

Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками

Содержание учебного материала

-

Типология методов, используемых в социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы. Наблюдение. Опрос. Анализ документов. Математические методы.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №1 Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена)

-

Тема 1.3

Методы социальной психологии

Содержание учебного материала

2

Классификация методов социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена)

-

Тема 1.4

История социальной психологии

 

Содержание учебного материала

2

Становление отечественной социальной психологии.  Становление зарубежной социальной психологии.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Развитие социально-психологических идей».  

2

Раздел 2.

Социальная психология личности

20

Тема 2.1

Представление о личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

2

Представление о личности в социальной психологии. Значение личности для всей психологической науки

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 2.2

Социальная установка и Я-концепция

Содержание учебного материала

2

Социальная установка личности. Я-концепция как социально-психологический феномен

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная  работа обучающихся (не предусмотрена)

-

Тема 2.3

Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

2

Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Взаимоотношение личности с группой как лавный ориентир в исследовании личности в социальной психологии»

2

Тема 2.4

Социализация личности

Содержание учебного материала

2

Социально – психологические механизмы социализации. Факторы и стадии социализации личности.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Социализация» (с.236-240) Немов Р.С., Алтунина И.Р.

2

Тема 2.5

Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии.  

Содержание учебного материала

-

Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии.  

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №2 Выполнение практических заданий

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена)

-

Тема 2.6

Восприятие и понимание людьми друг друга

Содержание учебного материала

2

Социальная перцепция. Механизмы и законы межличностного восприятия.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 2.7

Влияние группы на личность

Содержание учебного материала

2

Социальная фасилитация и ингибиция. Деиндивидуализация личности. Дикриминация. Предрассудки. Положительное и отрицательное воздействие группы на индивида

 1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Влияние группы на личность» (с.122-136) Р. С. Немов, И.Р. Алтунина

2

Раздел 3.

Психология межличностного взаимодействия

16

Тема 3.1

Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции

Содержание учебного материала

2

Психология общения: основные, исследовательские подходы, структура, функции

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены).

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Техника общения: практическая ориентация» (с.120-127) Соснин В.А., Красникова Е.А.

2

Тема 3.2

Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению

Содержание учебного материала

-

Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №3 Выполнение практических заданий. Тестирование

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 3.3

Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы

Содержание учебного материала

2

Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы в рамках страховой компании.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Реферат  на темы «Невербальное общение»; «Вербальное общение».

2

Тема 3.4

Деловая беседа: искусство убеждать

Содержание учебного материала

-

Деловая беседа: искусство убеждать. Приемы ухода от открытой конфронтации. Приемы эффективного реагирования на критику.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №4 Тренинг «Эффективная коммуникация»

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Конспект «Приемы эффективного реагирования на критику» (с.137-139) В.А. Соснин, Е.А. Красникова

2

Тема 3.5

Психология межличностного познания и формирования отношений

Содержание учебного материала

2

Проблема межличностного познания в социальной психологии. Факторы, от которых зависит адекватность восприятия и понимания личности другого человека. Психологические механизмы.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Раздел 4.

Психология социальных сообществ

12

Тема 4.1

Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые

феномены

Содержание учебного материала

2

Понятие малой группы. Границы малой группы. Структура. Развитие. Классификация малых групп. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психология межгрупповых отношений».

2

Тема 4.2

Социально-психологические явления в малых группах

Содержание учебного материала

2

Процессы развития в малых группах. Социально-психологический климат группы. Процесс принятия решений в группе.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 4.3

Психология больших социальных групп и массовые психологические явления

Содержание учебного материала

2

2

Психология больших социальных групп

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психологические особенности этнических групп».

2

Тема 4.5

Массовидные явления психики, их классификация.

Содержание учебного материала

2

Слухи. Мода. Паника. Реклама. Религия.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Раздел 5.

Прикладные отрасли социальной психологии

14

Тема 5.1

Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты

Содержание учебного материала

2

Социальная психология конфликта. Определение и виды конфликтов. Психологические особенности поведения в конфликте

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Реферат на тему «Модели поведения в конфликте»

2.Конспект «Конфликты в организациях» - составление таблицы (с. 270-280). В. А. Соснин, Е. А. Красникова.

4

Тема 5.2

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации

Содержание учебного материала

2

Понятие профессиональной ориентации. Стадии профессионального самоопределения. Формы профориентационной деятельности.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Формы профориентационной деятельности» (с.314-316)  В. А. Соснин, Е. А. Красникова.

2

Тема 5.3

Подготовка и                                                                                                         адаптация к трудовой деятельности

Содержание учебного материала

-

Профессиональный психологический отбор. Психологическая подготовка                                                                                                                                                                                      к трудовой деятельности. Психологическая адаптация к труду

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия: № 5 Подготовка и адаптация к трудовой деятельности

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся Сочинение на тему «Каким я вижу себя в своей профессии»

2

                                                                                                                                                             Всего

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места для обучаемых;

- комплект учебно-методической документации;

- модели, образцы  бланков .

Технические средства обучения:

- мультимедийные средства,

- программное обеспечение общего и профессионального назначения.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2016.-400 с.

2. Соснин В.А. Красикова Е.А. Социальная психология: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА  - М, 2015.- 336 с. - (Серия «Профессиональное образование»).

Дополнительные источники:

  1. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск январь-февраль 2017г.
  2. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск март-апрель 2017г.
  3. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск июнь-июль 2017г.

Интернет-ресурсы:

  1. https://constellations.ru/allpapers.html
  2.  http://psiholog3000.ru/
  3. https://valyaeva.ru/loyalnost-rodu/
  4.  http://www.vashpsixolog.ru 
  5. https://общее-дело.рф/
  6. http://psytests.org
  7. http://testbrain.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- ориентироваться в психологии социума;

- понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»;

- находить выход из конфликтной ситуации;

- использовать полученные знания на практике

Оценка по практическим занятиям

Знать:

- понятие, основные задачи и принципы социальной психологии;

- основные понятия и термины социальной психологии;

- формы  и методы  выхода из конфликтных ситуаций.

Оценка по практическим занятиям

Устный и письменный опрос

Тестирование

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...

Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"

Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"...