ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
программы подготовки специалистов среднего звена
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2021г.
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии Протокол №___ «___» ___________ 20___г. Председатель ПЦК _________ Чиркова Л.А. | Утверждаю Зам директора по УР ________ Жалсараева Е. А. «___» ___________ 20___г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» | ||
СОГЛАСОВАНО Методист | _________________/ _И.В. Усова___/ |
Составитель: Елшина А.В., педагог-психолог отделения «Энергоснабжение»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 4 |
| 5 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственных жизненных позиций и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Рабочая программа составлена для студентов 3 курса, имеющих основное общее образование.
«Социальная психология» изучается как базисный учебный предмет в объеме 48 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:
- научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и психологии в целом;
- познакомить студентов с современными представлениями о функциях общения, особенностями коллективных отношений
- формировать духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни, социально активной, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать решения;
- помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности с учетом относительности и изменчивости профессионального знания.
Формы занятий: лекции, лекции-беседы, тренинги, круглые столы, игры.
Методы обучения: исследовательский, поисковый, словесный, наглядный, практический.
Технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемная.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в психологии социума;
- понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»;
- находить выход из конфликтной ситуации;
- использовать полученные знания на практике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие, основные задачи и принципы социальной психологии;
- основные понятия и термины социальной психологии;
- формы и методы выхода из конфликтных ситуаций.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:
ОК-4. Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
ОК-7. Восприятие личности другого, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей
ПК-1. Реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-4. Осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5. выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-21. Анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
- составление рефератов | 10 |
- конспектирование | 12 |
- сочинение | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Предмет курса, основные понятия и определения | 2 | 1 | |||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | 10 | |||||
Тема 1.1. Предмет, объект, структура социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Объект, предмет, задачи социальной психологии | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.2 Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками | Содержание учебного материала | - | ||||
Типология методов, используемых в социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы. Наблюдение. Опрос. Анализ документов. Математические методы. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №1 Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 1.3 Методы социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Классификация методов социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 1.4 История социальной психологии
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
Становление отечественной социальной психологии. Становление зарубежной социальной психологии. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Развитие социально-психологических идей». | 2 | |||||
Раздел 2. Социальная психология личности | 20 | |||||
Тема 2.1 Представление о личности в социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Представление о личности в социальной психологии. Значение личности для всей психологической науки | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 2.2 Социальная установка и Я-концепция | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная установка личности. Я-концепция как социально-психологический феномен | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 2.3 Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Взаимоотношение личности с группой как лавный ориентир в исследовании личности в социальной психологии» | 2 | |||||
Тема 2.4 Социализация личности | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социально – психологические механизмы социализации. Факторы и стадии социализации личности. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Социализация» (с.236-240) Немов Р.С., Алтунина И.Р. | 2 | |||||
Тема 2.5 Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии. | Содержание учебного материала | - | ||||
Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №2 Выполнение практических заданий | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 2.6 Восприятие и понимание людьми друг друга | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная перцепция. Механизмы и законы межличностного восприятия. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 2.7 Влияние группы на личность | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная фасилитация и ингибиция. Деиндивидуализация личности. Дикриминация. Предрассудки. Положительное и отрицательное воздействие группы на индивида | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Влияние группы на личность» (с.122-136) Р. С. Немов, И.Р. Алтунина | 2 | |||||
Раздел 3. Психология межличностного взаимодействия | 16 | |||||
Тема 3.1 Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Психология общения: основные, исследовательские подходы, структура, функции | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены). | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Техника общения: практическая ориентация» (с.120-127) Соснин В.А., Красникова Е.А. | 2 | |||||
Тема 3.2 Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению | Содержание учебного материала | - | ||||
Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №3 Выполнение практических заданий. Тестирование | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 3.3 Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы в рамках страховой компании. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Реферат на темы «Невербальное общение»; «Вербальное общение». | 2 | |||||
Тема 3.4 Деловая беседа: искусство убеждать | Содержание учебного материала | - | ||||
Деловая беседа: искусство убеждать. Приемы ухода от открытой конфронтации. Приемы эффективного реагирования на критику. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №4 Тренинг «Эффективная коммуникация» | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Приемы эффективного реагирования на критику» (с.137-139) В.А. Соснин, Е.А. Красникова | 2 | |||||
Тема 3.5 Психология межличностного познания и формирования отношений | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Проблема межличностного познания в социальной психологии. Факторы, от которых зависит адекватность восприятия и понимания личности другого человека. Психологические механизмы. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Раздел 4. Психология социальных сообществ | 12 | |||||
Тема 4.1 Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Понятие малой группы. Границы малой группы. Структура. Развитие. Классификация малых групп. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психология межгрупповых отношений». | 2 | |||||
Тема 4.2 Социально-психологические явления в малых группах | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Процессы развития в малых группах. Социально-психологический климат группы. Процесс принятия решений в группе. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 4.3 Психология больших социальных групп и массовые психологические явления | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
Психология больших социальных групп | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психологические особенности этнических групп». | 2 | |||||
Тема 4.5 Массовидные явления психики, их классификация. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Слухи. Мода. Паника. Реклама. Религия. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии | 14 | |||||
Тема 5.1 Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная психология конфликта. Определение и виды конфликтов. Психологические особенности поведения в конфликте | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Реферат на тему «Модели поведения в конфликте» 2.Конспект «Конфликты в организациях» - составление таблицы (с. 270-280). В. А. Соснин, Е. А. Красникова. | 4 | |||||
Тема 5.2 Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Понятие профессиональной ориентации. Стадии профессионального самоопределения. Формы профориентационной деятельности. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Формы профориентационной деятельности» (с.314-316) В. А. Соснин, Е. А. Красникова. | 2 | |||||
Тема 5.3 Подготовка и адаптация к трудовой деятельности | Содержание учебного материала | - | ||||
Профессиональный психологический отбор. Психологическая подготовка к трудовой деятельности. Психологическая адаптация к труду | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия: № 5 Подготовка и адаптация к трудовой деятельности | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение на тему «Каким я вижу себя в своей профессии» | 2 | |||||
Всего | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучаемых;
- комплект учебно-методической документации;
- модели, образцы бланков .
Технические средства обучения:
- мультимедийные средства,
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2016.-400 с.
2. Соснин В.А. Красикова Е.А. Социальная психология: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015.- 336 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
Дополнительные источники:
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск январь-февраль 2017г.
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск март-апрель 2017г.
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск июнь-июль 2017г.
Интернет-ресурсы:
- https://constellations.ru/allpapers.html
- http://psiholog3000.ru/
- https://valyaeva.ru/loyalnost-rodu/
- http://www.vashpsixolog.ru
- https://общее-дело.рф/
- http://psytests.org
- http://testbrain.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - ориентироваться в психологии социума; - понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»; - находить выход из конфликтной ситуации; - использовать полученные знания на практике | Оценка по практическим занятиям |
Знать: - понятие, основные задачи и принципы социальной психологии; - основные понятия и термины социальной психологии; - формы и методы выхода из конфликтных ситуаций. | Оценка по практическим занятиям Устный и письменный опрос Тестирование |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/sp.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-245309-1381263753.jpg)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-245309-1381263753.jpg)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151901 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569426-1421823401.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-616110-1492092041.jpg)
Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-605012-1425822048.jpg)
Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1206726-1579020417.jpg)
Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"
Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"...