Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы
статья

В статье рассказывается о том, как используется интернет-пространство с целью усвоения нового материала на уроках гуманитарного цикла. Приведены примеры использования электронных ресурсов, которые не только помогают делать занятие креативным, но и являются средством патриотического воспитания обучающихся на уроках литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья18.57 КБ
Файл Презентация1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся в рамках изучения дисциплины Литература

         В современном мире компьютерных технологий существует глобальная проблема оскуднения русского языка и слабеет интерес к отечественной литературе. Свою обеспокоенность состоянием родного языка выражают многие лингвисты, писатели, поэты. Е. Весник в своей «Оде русскому языку» писал:

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

…Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Язык современной молодежи, большинства публичных людей представляет собой “коктейль” из жаргонизмов, профессионализмов и иноязычных слов.(Слайд 2) Идет вульгаризация, иностранизация русского языка. Познание русского языка тесно связано с изучением отечественной литературы, с воспитанием уважения и любви к культуре своей малой родины. Хочется вспомнить известное стихотворение в прозе И.С. Тургенева:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Перед преподавателями стоит сложная задача – это патриотическое воспитание молодежи: сохранения чистоты русского языка, формирование интереса к родной литературе и русской классике. (Слайд 3)

Решение этой сложной задачи невозможно без использования инновационных IT-технологий, компьютерного и сетевого обучения, цифрового образовательного контента.

С помощью глобальной сети на занятиях гуманитарного цикла можно игнорировать огромные расстояния. (Слайд 4) На данный момент в Интернете доступны десятки тысяч познавательных книг и образовательные сервисы: «H5P» и «LearningApps», дающие возможность добавить в свой курс обучения различные нестандартные формы проведения занятий. (Слайд 5). Например, информационные онлайн-диалоги, онлайн-конференция, урок - литературная гостиная, урок мужества, театральные и библиотечные уроки. Такие формы занятий предусматривают торжественную атмосферу, в которой не только подается информация, но и происходит процесс погружения в эпоху и конкретное событие. Их проведение требует от преподавателя серьёзной творческой подготовки, целенаправленного видения, четкого определения целей и задач. Главная цель подобных занятий – понять через эпоху и окружение художника слова, самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения. 

При подготовке таких занятий используются презентации, звучат литературно-музыкальные композиции, обучающиеся активно вовлечены в творческий процесс. Такая работа мотивирует обучающихся к самообразованию, чтению, воспитывает культуру и чувство патриотизма, позволяет сохранять чистоту язык в условиях нынешнего цифрового века. (Слайд 6).

В течение двух лет идет активное сотрудничество с Краснодарской краевой юношеской библиотекой имени И.Ф. Вараввы. Обучающиеся приняли участие в информационном онлайн-диалоге “Кавказ литературный”. Ребята создавали видеоролики, где читали стихи Кубанских поэтов и выкладывали на информационном портале YouTube. (Слайд 7). Приняли участие в онлайн-конференции - "Открытых книг манящее звучанье", посвящённой творчеству молодых писателей Кубани, где познакомились с поэтом Сергеем Борисовичем Кондратовым, пишущим под псевдонимом "Рифмушкин" (Слайд 8), а на другой встрече с кубанской писательницей Светланой Гончаренко (псевдонимом “Алкея”) и ее новой книгой: “Приручить нейтрино, или «Энергокуб инженера Гагарина» (Слайд 9). На таких занятияз студенты не только смогли прочитать свои стихи и высказать свое мнение, но и получили возможность поговорить непосредственно с писателем, а также получили доступ электронным ресурсам уже знакомых авторов книг. Обучающиеся получили творческое домашнее задание - составить репортаж, отзыв или сделать презентацию. (Слайд 10).

Стали традиционными театральные занятия и литературные гостиные с участием актёров Молодёжного театра, посвященные творчеству поэтов и памятным датам: «Творчество и судьбы кубанских поэтов военного времени», «Строки, опалённые войной», «Войны священные страницы навеки в памяти людской», «Поэзия серебряного века», «Среды» на башне В. Иванова», «Как слово наше отзовётся» (посвящённое поэтам 19в.) и другие.

Нестандартные формы проведения занятий в сочетании с грамотным использованием цифровых образовательных сервисов способствуют формированию общих компетенций, личностному развитию будущих специалистов.

Список используемых источников

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2021/01/08/praktika-ispolzovaniya-tsifrovyh-tehnologiy-na

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/06/netraditsionnye-uroki-literatury

https://ilibrary.ru/text/1378/p.51/index.html

https://pani-alona.livejournal.com/123672.html

Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева «Русский язык и культуры речи». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. - 544 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифровое пространство интернета как средство формирования патриотического воспитания обучающихся в рамках изучения дисциплины Литература (Научно-педагогическая конференция «Современные вопросы образовательной деятельности: опыт и перспективы») Выполнила преподаватель ГБПОУ КК ККЭП Лосева Л.А.

Слайд 2

Проблемы русского языка в современном мире «Рокер, брокер, Киллер, диллер , Популизм, консенсус, бартер, Референдум, клиринг, хиллер , Пролонгация и чартер…» Выкачивать, отмывать, пришить тусовка, беспредел, разборка

Слайд 3

Цель использования IT -технологий:

Слайд 4

Цифровые образовательные платформы

Слайд 5

Позиционные уроки: - дебаты - диспут - дискуссия Формы учебных занятий Аналитические уроки: - аналитическая беседа - аналитического чтения - совместный аналитический обзор Имитационные уроки: - литературная гостиная - литературная композиция -театральный урок Онлайн-уроки: -онлайн-конференция -онлайн-диалоги -библиотечный урок

Слайд 6

Роль преподавателя Трансформация учителя из транслятора в наставника «Я все знаю-делай как я!» «Я помогу тебе сделать самому!»

Слайд 7

Библиотечный урок Репортаж учащегося

Слайд 8

Встреча с писателем-фантастом Студенты 1 курса ККЭП, гр. 72-Д9 с преподавателем литературы Л.А. Лосевой на встрече с писателем-фантастом

Слайд 9

Занятие, посвящённое ДНЮ ПОБЕДЫ. «Хотят ли русские войны ? »

Слайд 10

Выводы Онлайн-уроки с «живыми классиками», развивают уверенность в начинаниях , прививают интерес к родной литературе, воспитывают гордость за соотечественников, любовь к Родине. Использование интернет - ресурсов помогает сделать занятие интересным и креативным. Способствуют формированию общих компетенций, личностному развитию будущих специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

«Усадебная культура и патриотическое воспитание обучающихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

laquo;Храмы, музеи, памятникистроятся не для современников…Они строятся для будущих поколений»М.К. Тенишева Чему учить и как воспитывать? Как научить ребёнка любить Отечество, свою ...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Так что же такое «патриотизм»? Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, мы увидим такое определение, как «Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, роди...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности...