Рабочая программа по русскому языку, 72 часа
рабочая программа

Куварзина Ирина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку, 72 часа , профессия "Организация перевозок и управление транспортом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_programma_od_russkiy_yazyk_72_ch._23-opt-1.docx116.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык» (базовый уровень)

профиль обучения: технологический

для профессиональных образовательных организаций

МЛ

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»        4
  2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины        8
  3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины        16

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины...............22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 13

Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.

ЛР 14

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.

ЛР 15

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

ЛР 16

Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности.

ЛР 17

Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 18

Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 19

Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

ЛР 20

Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.

ЛР 21

Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 22

Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 23

Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 04. Эффективно

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и

- уметь создавать устные монологические и диалогические

взаимодействовать и

самоопределению;

высказывания различных типов и жанров; употреблять

работать в коллективе

-овладение        навыками        учебно-исследовательской,

языковые средства в соответствии с речевой ситуацией

и команде

проектной и социальной деятельности;

(объем устных монологических высказываний – не менее

Овладение        универсальными        коммуникативными

100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-

действиями:

8        реплик);        уметь        выступать        публично,        представлять

б) совместная деятельность:

результаты        учебно-исследовательской        и        проектной

- понимать и использовать преимущества командной и

деятельности;        использовать        образовательные

индивидуальной работы;

информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы

-        принимать        цели        совместной        деятельности,

для решения учебных задач;

организовывать        и        координировать        действия        по        ее

- сформировать представления об аспектах культуры речи:

достижению: составлять план действий, распределять

нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать

роли с учетом мнений участников обсуждать результаты

системы        знаний        о        номах        современного        русского

совместной работы;

литературного языка и их основных видах (орфоэпические,

- координировать и выполнять работу в условиях

лексические,        грамматические,        стилистические;        уметь

реального,        виртуального        и        комбинированного

применять        знание        норм        современного        русского

взаимодействия;

литературного языка в речевой практике, корректировать

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

устные и письменные высказывания; обобщать знания об

различных        ситуациях,        проявлять        творчество        и

основных        правилах        орфографии        и        пунктуации,        уметь

воображение, быть инициативным

применять правила орфографии и пунктуации в практике

Овладение универсальными регулятивными действиями:

письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том

г) принятие себя и других людей:

числе академическими словарями и справочниками в

- принимать мотивы и аргументы других людей при

электронном формате;

анализе результатов деятельности;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

социально-культурной,        учебно-научной,        официально-

- развивать способность понимать мир с позиции другого

деловой        сферах        общения,        в        повседневном        общении,

человека;

интернет-коммуникации.

1Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение        универсальными        коммуникативными действиями:

а) общение:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с

использованием языковых средств;

  • сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно- нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку;
  • сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально- делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

  • наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
  • уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
  • обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

  • обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
  • обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции

ВПД 1  Организация перевозочного процесса (по видам).

ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК.1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и

аварийных ситуаций.

ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

ВПД 2  Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).

ПК.2.1  Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.

ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

ПК.2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ВПД 3  Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).

ПК. 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

ПК.3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

ПК.3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

108

в т.ч.

1. Основное содержание

72

в т. ч.:

теоретическое обучение

55

практические занятия

8

контрольные работы

2

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

в т. ч.:

теоретическое обучение

6

практические занятия

1

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

  1. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

(при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

3

ЛР 01, ЛР 04,

 ОК 05

Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе

Основное содержание

1

ЛР 01, ЛР 04,

ОК 05

Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии

1

Самостоятельная работа

1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

1

Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

1

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК 05

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности

1

Самостоятельная работа

2. Сообщение: «Из истории славянской письменности».

1

Тема 1.3. Язык как система знаков

Основное содержание

1

ОК 05

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке

1

Самостоятельная работа

3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка»

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

44

ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05

Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия

Основное содержание

4

ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне

3

Практическое занятие:

1

1

Орфография. Правописание корней. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

Самостоятельная работа

4.  Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове».

5. Сообщение «Новое в нормах ударения»;

6.  Презентация: «Орфоэпические словари»

7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных».

4

Тема 2.2. Морфемика и словообразование

Основное содержание

5

ОК 04; ОК 05

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-. Правописание  на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих.

4

Практическое занятие:

1

2

Правописание приставок и на стыке корня и приставки

1

Самостоятельная работа

8. Составление тестов: «Правописание приставок».

1

Тема 2.3. Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,

вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов  существительных. Правописание сложных имен существительных.

4

Самостоятельная работа

9. Презентация: «Несклоняемые существительные»

10. Доклад: «Существительные общего рода».

11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных».

3

Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

5

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний прилагательных Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. 

5

Практическое занятие:

1

3

Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных

1

Самостоятельная работа

12. Презентация: «Правописание сложных слов».

1

Тема 2.5. Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

3

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

3

Самостоятельная работа

13. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи»

1

Тема 2.6. Местоимение как часть речи.

Основное содержание

2

ОК 04; ОК 05

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Правописание местоимений. Дефисное написание местоимений.

2

Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография»

1

Самостоятельная работа

14. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как средства связи предложений»

1

Тема 2.7. Глагол как часть речи.

Основное содержание

2

ОК 04; ОК 05

Грамматические признаки глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание суффиксов  глаголов. Правописание окончаний глаголов. 

2

Самостоятельная работа

15. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

1

Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

7

ОК 04; ОК 05

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов  причастий. Правописание окончаний причастий. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.

6

Практическое занятие:

1

4

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов.  Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.

1

Самостоятельная работа

16..Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов»

17. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями речи».

18. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ  с причастиями»

19. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение разных частей речи»

4

Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

10

ОК 04; ОК 05

Грамматические признаки наречий. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Правописание  предлогов. Союз как часть речи. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ  и НИ с разными частями речи.

9

Практическое занятие:

1

5  

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1

Самостоятельная работа

20. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи»

21. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов»

22. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

23. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями речи»

4

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

18

ОК 04; ОК 05; ОК

09

Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

5

ОК 04; ОК 05

Словосочетание. Строение словосочетания. Способы связи.: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

        4

Практическое занятие:

1

6

Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Знаки препинания в простом предложении

1

Самостоятельная работа

24. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»

1

Тема 3.2 Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

7

ОК 04; ОК 05

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.  Построение предложения с деепричастным оборотом. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении, вводных словах

6

Практическое занятие:

1

7

Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами и  при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

1

Самостоятельная работа

25.  Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи».

26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении предложения с однородными членами»

27.  Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ)

28. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ).

4

Тема 3.3. Сложное предложение

Основное содержание

8

ОК 05; ОК 09

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.

 Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.

Ошибки в построении предложения с косвенной речью

6

Практическое занятие:

1

8

Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат

Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация»

1

Самостоятельная работа

29.  Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления»

 30. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки».

31.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные ошибки».

32. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате ЕГЭ).

4

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

7

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет

1

Самостоятельная работа

33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые нормы»

1

Тема 4.2.

Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

3

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь.

Употребление синонимв, омонимов, паронимов. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства выразительности

3

Практическое занятие:

1

9

Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Исправление ошибок в текстах. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности

1

Самостоятельная работа

34. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование явления паронимии в русском языке»

35. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов»

36. Презентация: «Лексические ошибки»

3

Тема 4.3. Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды

терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)

1

Тема 4.4. Деловой стиль

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

1

Всего:

72

Промежуточная аттестация (Экзамен)

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • комплект электронных видеоматериалов;
  • задания для контрольных работ;
  • профессионально ориентированные задания;
  • материалы экзамена.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор с экраном.

Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил.

3.2.2. Дополнительные источники

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0

       2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022

3. Лобачева, Н.А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

4.  Лобачева, Н.А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.

5.  Лобачева, Н.А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.

6.  Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/профессиональная

компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5,

2.6, 2.7, 2.8, 2.9

Р 3, Темы 3.1., 3.2

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4

Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры

Практические работы

Выполнение        экзаменационного

теста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5,

2.6, 2.7, 2.8, 2.9

Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра

Деловая (ролевая) игра

Выполнение экзаменационного теста

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 3, Темы 3.3

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Сочинения/Эссе

 Аннотации

Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения

Практические работы Выполнение экзаменационного теста

ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль

Анализ публичного выступления Практические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// Ф...

Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО

Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС 170 часов.

Рабочая программам (календарно-тематическое планирование)  по русскому языку в 5 классе по ФГОС (170 ч.)...