Рабочая программа Психология общения
рабочая программа

Горпинченко Екатерина Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Заполярный государственный университет Н.М. Федоровского»

Политехнический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Психология общения»

для специальности

46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение

2023

Содержание

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……….…….………….

4

2 Структура и содержание учебной дисциплины………. ……………………

6

3 Условия реализации программы учебной дисциплины ……….……………

9

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ……...…...

10

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

1.1 Область применения программы учебной дисциплины «Психология общения»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 46.00.00 История и археология.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в социально-гуманитарный цикл.

1.3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

обладать общими компетенциями:

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
  • ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
  • ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
  • ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

обладать профессиональными компетенциями:

  • ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации.
  • ПК 1.6. Осуществлять работу по подготовке и проведению конферентных мероприятий, обеспечивать информационное взаимодействие руководителя с подразделениями и должностными лицами организации.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Психология общения»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  65 ч.;

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки – 60 ч.;

самостоятельной работы –  5 ч.

2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём

 часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

65

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

-  лекционные занятия

48

-  практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

5

в том числе:

- текущий контроль

3

- контрольные вопросы

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Введение в учебную дисциплину

2

Введение

Содержание учебного материала

2

1

1

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия.

Требование к изучаемой дисциплине.

Роль общения в профессиональной деятельности человека.

Раздел 2 Психология общения

46

Тема 2.1 Общение – основа человеческого бытия

Содержание учебного материала

8

2

1

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.

Единство общения и деятельности.

Тема 2.2 Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала

6

2

1

Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.

Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.

Практическое занятие 1

Направленность личности в общении

2

Тема 2.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала

6

2

1

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

Практическое занятие 2

Конформность и конформное поведение

2

Тема 2.4 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала

8

2

1

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

Невербальная коммуникация.

Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила, техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

Практическое занятие 3

Отработка навыков коммуникации

2

Тема 2.5 Формы делового общения и их характеристики

Содержание учебного материала

2

1

Деловая беседа. Формы постановки вопроса.

Психологические особенности ведения деловых дискуссий в публичные выступления. Аргументация.

6

Тема 2.6 Манипуляции в общении

Содержание учебного материала

2

1

2

3

Виды, приемы, характеристика манипуляций в общении.

Виды психологической защиты от манипуляций

Нейтрализация манипуляций

4

Практическое занятие 4

Методы защиты от манипуляции

2

Раздел 3 Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

8

Тема 3.1 Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала

4

2

1

Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликта.

Тема 3.2 Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции

Содержание учебного материала

2

2

1

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

Практическое занятие 5

Разработка этических норм своей профессиональной деятельности.

2

Раздел 4 Этические формы общения

4

3

Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала

2

1

Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.

Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.

Практическое занятие 6

Приемы саморегуляции как условие эффективности общения в профессиональной деятельности

2

Всего:

60

3 Условия реализации программы учебной дисциплины «Психология общения»

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Профессиональной этики и психологии делового общения».

Оборудование учебного кабинета:

- УМК учебной дисциплины;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

Обязательные печатные издания

  1. Леонов Н.И. Психология общения: учеб. пособие для СПО. - 5-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 193 с.
  2. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - М.: Юрайт, 2022. - 437 с.
  3. Чернышова, Л.И.  Психология общения: этика, культура и этикет делового общения: учебное пособие для среднего профессионального образования – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 161 с.

Дополнительная литература

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.; Питер, 2021. – 345 с.
  2. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. – М.: Юрайт, 2021. - 463 с.
  3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие). – М.: КноРус, 2019. – 250 с.
  4. Собольников В.В. Этика и психология делового общения: учебное пособие для среднего профессионального образования. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 202 с.
  5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Юрайт, 2021. – 320 с.

4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 

Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Общие компетенции

  • ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
  • ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
  • ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
  • ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
  • ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
  • устный опрос;
  • письменное тестирование;
  • контрольные работы;
  • домашнее задание творческого характера;
  • практические занятия;
  • активность на занятиях (экспертное суждение, дополнения ответов сокурсников).

Профессиональные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации.
  • ПК 1.6. Осуществлять работу по подготовке и проведению конферентных мероприятий, обеспечивать информационное взаимодействие руководителя с подразделениями и должностными лицами организации
  • мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения новых знаний;
  • практические занятия;
  • внеаудиторная самостоятельная работа;
  • устный опрос;
  • письменное тестирование;
  • контрольные работы
  • дифференцированный зачёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения»

Программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения» является частью профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник...

Рабочая программа психологии управления

Рабочая программа по управленческой психологии предназначена для средних профессиональных образовательных учреждений...

Учебная программа "Психология общения"

Учебная программа "Психология общения"...