Психологическая помощь в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа
статья

Важной задачей в системе профессионального образования является формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся  и самодостаточной личности. Для студенческого возраста характерно обладание большими ресурсами для развития. Однако, среди индивидуально-психологических особенностей, которые мешают полноценному решению данной задачи, особое место занимает стрессоустойчивость. Особая значимость в период обучения отводится проблеме стресса, особенно в период переживания экзаменационных стрессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pred.zashchita.docx70.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическая помощь в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа»

Важной задачей в системе профессионального образования является формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся и самодостаточной личности. Для студенческого возраста характерно обладание большими ресурсами для развития. Однако, среди индивидуально-психологических особенностей, которые мешают полноценному решению данной задачи, особое место занимает стрессоустойчивость. Особая значимость в период обучения отводится проблеме стресса, особенно в период переживания экзаменационных стрессов.

Среди отечественных исследователей проблемой изучения эмоционального стресса и стрессовых состояний занимались О.В. Белоконь, А.А. Бодалев, Б.Х. Варданян, Л.С. Выготский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, Ю.В. Щербатых, а так же зарубежных Д. Гринберг, Р. Лазарус, Д.Майер, Г.Селье, и др.

Система профессионального образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении. Особое значение приобретает эмоциональный интеллект в процессе подготовки студентов, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием с людьми. Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у достаточно большого количества ученых: педагогов, психологов и других исследователей.

Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: Г.Ю. Айзенк, И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Г. Гарднер, Д.В. Люсин, Дж. Майер, М.Н. Русалова, К.В. Судаков, Д.В. Ушаков и др. Юношеский возраст в своих исследованиях рассматривали такие ученые как Л.С. Выготский, А.И. Запесочный, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко и др.

Цель: выявить особенности оказания психологической помощи в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа.

Предмет: доминирующие эмоциональные состояния как компоненты эмоционального стресса, особенности эмоционального интеллекта.

Объект: 38 студентов первого курса в возрасте 16-18 лет, обучающихся по педагогическим специальностям.

Гипотеза: чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем ниже показатели позитивных доминирующих эмоциональных состояний, как показатели эмоционального стресса.

Задачи исследования представлены на слайде.

Методы исследования:

  1. Методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов)
  2. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)

Метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена

На первом этапе изучались компоненты эмоционального стресса у студентов колледжа, результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок #1054;собенности эмоционального стресса студентов.

Уровень

Баллы

Высокий

более 40

Низкий

менее 40

Уровень

Баллы для контрольной шкалы

Очень высокий

Более 65

Высокий

60-64

Средний

40-59

Низкий

Менее 40

Представленные данные свидетельствуют о том, что испытуемые не достигают высоких значений по показателям методики диагностики доминирующего состояния.

Положительный образ самого себя имеет низкие значения (32,45), это указывает на негативное отношение к себе и низкую самооценку. Высокий уровень притязаний к собственным действиям и решениям может привести к появлению эмоционального стресса на фоне собственной критичности.

Полученные данные по диагностике доминирующего психического состояния свидетельствуют о том, что у испытуемых наблюдается преобладающая склонность к возникновению эмоционального стресса.

На втором этапе изучались компоненты эмоционального интеллекта студентов колледжа, данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Особенности эмоционального интеллекта.

Шкала

Очень низкое значение

Низкое значение

Среднее значение

Высокое значение

Очень высокое значение

Понимание чужих эмоций

0-19

20-22

23-26

27-30

31 и выше

Управление чужими эмоциями

0-14

15-17

18-21

22-24

25 и выше

Понимание своих эмоций

0-13

14-16

17-21

22-25

26 и выше

Управление своими эмоциями

0-9

10-12

13-15

16-17

18 и выше

Контроль экспрессии

0-6

7-9

10-12

13-15

16 и выше

Межличностный эмоциональный интеллект

0-34

35-39

40-46

47-52

53 и выше

Внутриличностный эмоциональный интеллект

0-33

34-38

39-47

48-54

55 и выше

Понимание эмоций

0-34

35-39

40-47

47-53

54 и выше

Управление эмоциями

0-33

34-39

40-47

48-53

54 и выше

Общий уровень эмоционального интеллекта

0-71

72-78

79-92

93-104

105 и выше

Представленные данные свидетельствуют, что испытуемые демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта (80,68). Это свидетельствует о недостаточно развитых компонентах эмоционального интеллекта. Для данного уровня характерны навыки определения своих эмоций в различных ситуациях. Однако контроль данных эмоций вызывает затруднение. В ситуациях, когда человек испытывает эмоциональное напряжение, таким людям сложно совладать с собственными эмоциями и контролировать свое поведение.

Таким образом, можно определить, что испытуемые плохо понимают и управляют своими эмоциями. По отношению к пониманию и управлению чужими эмоциями ситуация еще сложнее.

Для определения взаимосвязи компонентов эмоционального стресса и эмоционального интеллекта у студентов был использован метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 1. Взаимосвязь эмоционального стресса и эмоционального интеллекта.

Показатели доминирующего эмоционального состояния

Межличностный эмоциональный интеллект

Внутриличностный эмоциональный интеллект

Понимание эмоций

Управление эмоциями

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

Понимание своих эмоций

Управление своими эмоциями

Контроль экспрессии

Активное отношение к жизненной ситуации

,309

,264

,324*

,393*

,120

,091

,143

,202

,062

Бодрость

,520**

,511**

,597**

,554**

,290

,168

,174

-,054

,271

Тонус высокий

,203

,324*

,300

,435**

,256

,165

,082

,296

,072

Раскованность

,314

,523**

,439**

,619**

,054

,128

,211

,141

,308

Спокойствие

,479**

,567**

,580**

,646**

,288

,237

,220

,161

,201

Устойчивость эмоционального тона

,390*

,450**

,513**

,559**

,168

,209

,246

,210

,310

Удовлетворенность жизни в целом

,167

,315

,230

,471**

,044

,185

,199

,305

,116

Положительный образ самого себя

,542**

,682**

,640**

,690**

,201

-,023

,218

,244

,354*

В таблице 1 наблюдаются значимые взаимосвязи всех компонентов стресса и эмоционального интеллекта.

Из таблицы 1 следует, что наиболее выраженную взаимосвязь с доминирующим эмоциональным состоянием имеет управление эмоциями. Данный показатель коррелирует с компонентами доминирующего эмоционального состояния. Управление своими эмоциями в большей степени влияет на такие компоненты доминирующего эмоционального состояния как: бодрость, тонус высокий, раскованность, спокойствие, устойчивость эмоционального тона, удовлетворенность жизни в целом, а так же на контрольный критерий – положительный образ самого себя.

Данные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи эмоционального стресса и эмоционального интеллекта.

Наша гипотеза подтвердилась. Была выявлена тесная взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний как компонентов эмоционального стресса с компонентами эмоционального интеллекта, чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем ниже показатели позитивных доминирующих эмоциональных состояний, как показатели эмоционального стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при адаптации к стрессу"

Стресс -всеобщая проблема, которая может привести к различным заболеваниям и психологическим реакциям.  Медицинская сестра, имея знания и навыки, может помочь пациенту справиться со стрессом, нау...

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи"

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи".Целью является формирование следующих компетенций: готовность к организации деятельности педа...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...

Опорный конспект для студентов "Психологическая помощь в экстренных ситуациях"

Материалы необходимы студентам для самостоятельной подготовки по дисциплине психология. Представляют собой симптомы реакций человека в экстремальной жизненной ситуации и практические рекомендации по о...

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Психологическая беседа для обучающихся Профилактика стресса

Психологическая беседа для обучающихся Профилактика стресса...