Психологическая помощь в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа
статья
Важной задачей в системе профессионального образования является формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся и самодостаточной личности. Для студенческого возраста характерно обладание большими ресурсами для развития. Однако, среди индивидуально-психологических особенностей, которые мешают полноценному решению данной задачи, особое место занимает стрессоустойчивость. Особая значимость в период обучения отводится проблеме стресса, особенно в период переживания экзаменационных стрессов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая помощь в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа»
Важной задачей в системе профессионального образования является формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся и самодостаточной личности. Для студенческого возраста характерно обладание большими ресурсами для развития. Однако, среди индивидуально-психологических особенностей, которые мешают полноценному решению данной задачи, особое место занимает стрессоустойчивость. Особая значимость в период обучения отводится проблеме стресса, особенно в период переживания экзаменационных стрессов.
Среди отечественных исследователей проблемой изучения эмоционального стресса и стрессовых состояний занимались О.В. Белоконь, А.А. Бодалев, Б.Х. Варданян, Л.С. Выготский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко, Ю.В. Щербатых, а так же зарубежных Д. Гринберг, Р. Лазарус, Д.Майер, Г.Селье, и др.
Система профессионального образования способствует развитию способностей студентов в духовном, нравственном и профессиональном отношении. Особое значение приобретает эмоциональный интеллект в процессе подготовки студентов, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием с людьми. Именно поэтому проблема эмоционального интеллекта студентов вызывает интерес у достаточно большого количества ученых: педагогов, психологов и других исследователей.
Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие отечественные и зарубежные ученые как: Г.Ю. Айзенк, И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Г. Гарднер, Д.В. Люсин, Дж. Майер, М.Н. Русалова, К.В. Судаков, Д.В. Ушаков и др. Юношеский возраст в своих исследованиях рассматривали такие ученые как Л.С. Выготский, А.И. Запесочный, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко и др.
Цель: выявить особенности оказания психологической помощи в преодолении эмоционального стресса студентов колледжа.
Предмет: доминирующие эмоциональные состояния как компоненты эмоционального стресса, особенности эмоционального интеллекта.
Объект: 38 студентов первого курса в возрасте 16-18 лет, обучающихся по педагогическим специальностям.
Гипотеза: чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем ниже показатели позитивных доминирующих эмоциональных состояний, как показатели эмоционального стресса.
Задачи исследования представлены на слайде.
Методы исследования:
- Методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов)
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)
Метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена
На первом этапе изучались компоненты эмоционального стресса у студентов колледжа, результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок #1054;собенности эмоционального стресса студентов.
Уровень | Баллы |
Высокий | более 40 |
Низкий | менее 40 |
Уровень | Баллы для контрольной шкалы |
Очень высокий | Более 65 |
Высокий | 60-64 |
Средний | 40-59 |
Низкий | Менее 40 |
Представленные данные свидетельствуют о том, что испытуемые не достигают высоких значений по показателям методики диагностики доминирующего состояния.
Положительный образ самого себя имеет низкие значения (32,45), это указывает на негативное отношение к себе и низкую самооценку. Высокий уровень притязаний к собственным действиям и решениям может привести к появлению эмоционального стресса на фоне собственной критичности.
Полученные данные по диагностике доминирующего психического состояния свидетельствуют о том, что у испытуемых наблюдается преобладающая склонность к возникновению эмоционального стресса.
На втором этапе изучались компоненты эмоционального интеллекта студентов колледжа, данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Особенности эмоционального интеллекта.
Шкала | Очень низкое значение | Низкое значение | Среднее значение | Высокое значение | Очень высокое значение |
Понимание чужих эмоций | 0-19 | 20-22 | 23-26 | 27-30 | 31 и выше |
Управление чужими эмоциями | 0-14 | 15-17 | 18-21 | 22-24 | 25 и выше |
Понимание своих эмоций | 0-13 | 14-16 | 17-21 | 22-25 | 26 и выше |
Управление своими эмоциями | 0-9 | 10-12 | 13-15 | 16-17 | 18 и выше |
Контроль экспрессии | 0-6 | 7-9 | 10-12 | 13-15 | 16 и выше |
Межличностный эмоциональный интеллект | 0-34 | 35-39 | 40-46 | 47-52 | 53 и выше |
Внутриличностный эмоциональный интеллект | 0-33 | 34-38 | 39-47 | 48-54 | 55 и выше |
Понимание эмоций | 0-34 | 35-39 | 40-47 | 47-53 | 54 и выше |
Управление эмоциями | 0-33 | 34-39 | 40-47 | 48-53 | 54 и выше |
Общий уровень эмоционального интеллекта | 0-71 | 72-78 | 79-92 | 93-104 | 105 и выше |
Представленные данные свидетельствуют, что испытуемые демонстрируют средний уровень эмоционального интеллекта (80,68). Это свидетельствует о недостаточно развитых компонентах эмоционального интеллекта. Для данного уровня характерны навыки определения своих эмоций в различных ситуациях. Однако контроль данных эмоций вызывает затруднение. В ситуациях, когда человек испытывает эмоциональное напряжение, таким людям сложно совладать с собственными эмоциями и контролировать свое поведение.
Таким образом, можно определить, что испытуемые плохо понимают и управляют своими эмоциями. По отношению к пониманию и управлению чужими эмоциями ситуация еще сложнее.
Для определения взаимосвязи компонентов эмоционального стресса и эмоционального интеллекта у студентов был использован метод математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 1. Взаимосвязь эмоционального стресса и эмоционального интеллекта.
Показатели доминирующего эмоционального состояния | Межличностный эмоциональный интеллект | Внутриличностный эмоциональный интеллект | Понимание эмоций | Управление эмоциями | Понимание чужих эмоций | Управление чужими эмоциями | Понимание своих эмоций | Управление своими эмоциями | Контроль экспрессии |
Активное отношение к жизненной ситуации | ,309 | ,264 | ,324* | ,393* | ,120 | ,091 | ,143 | ,202 | ,062 |
Бодрость | ,520** | ,511** | ,597** | ,554** | ,290 | ,168 | ,174 | -,054 | ,271 |
Тонус высокий | ,203 | ,324* | ,300 | ,435** | ,256 | ,165 | ,082 | ,296 | ,072 |
Раскованность | ,314 | ,523** | ,439** | ,619** | ,054 | ,128 | ,211 | ,141 | ,308 |
Спокойствие | ,479** | ,567** | ,580** | ,646** | ,288 | ,237 | ,220 | ,161 | ,201 |
Устойчивость эмоционального тона | ,390* | ,450** | ,513** | ,559** | ,168 | ,209 | ,246 | ,210 | ,310 |
Удовлетворенность жизни в целом | ,167 | ,315 | ,230 | ,471** | ,044 | ,185 | ,199 | ,305 | ,116 |
Положительный образ самого себя | ,542** | ,682** | ,640** | ,690** | ,201 | -,023 | ,218 | ,244 | ,354* |
В таблице 1 наблюдаются значимые взаимосвязи всех компонентов стресса и эмоционального интеллекта.
Из таблицы 1 следует, что наиболее выраженную взаимосвязь с доминирующим эмоциональным состоянием имеет управление эмоциями. Данный показатель коррелирует с компонентами доминирующего эмоционального состояния. Управление своими эмоциями в большей степени влияет на такие компоненты доминирующего эмоционального состояния как: бодрость, тонус высокий, раскованность, спокойствие, устойчивость эмоционального тона, удовлетворенность жизни в целом, а так же на контрольный критерий – положительный образ самого себя.
Данные результаты свидетельствуют о тесной взаимосвязи эмоционального стресса и эмоционального интеллекта.
Наша гипотеза подтвердилась. Была выявлена тесная взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний как компонентов эмоционального стресса с компонентами эмоционального интеллекта, чем ниже уровень эмоционального интеллекта, тем ниже показатели позитивных доминирующих эмоциональных состояний, как показатели эмоционального стресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при адаптации к стрессу"
Стресс -всеобщая проблема, которая может привести к различным заболеваниям и психологическим реакциям. Медицинская сестра, имея знания и навыки, может помочь пациенту справиться со стрессом, нау...

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи"
Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи".Целью является формирование следующих компетенций: готовность к организации деятельности педа...

Самостоятельная работа студентов по МДК "Организация и содержание специальной психологической помощи"
Планирование самостоятельной работы для студентов по предмету...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено...
Опорный конспект для студентов "Психологическая помощь в экстренных ситуациях"
Материалы необходимы студентам для самостоятельной подготовки по дисциплине психология. Представляют собой симптомы реакций человека в экстремальной жизненной ситуации и практические рекомендации по о...
ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...

Психологическая беседа для обучающихся Профилактика стресса
Психологическая беседа для обучающихся Профилактика стресса...