Роль конкурсных мероприятий в формировании компетенций
статья на тему

Горбачева Ольга Николаевна

Роль конкурсных мероприятий в формировании компетенций у студентов СПО

Необходимость применения инновационных  технологий Проблема  качества подготовки и формирования общих и профессиональных компетенций. Реализация творческого  потенциала  будущего специалиста. Эффективные формы внеаудиторной работы.

Формирование общих компетенций через конкурсные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_razmeshcheniyu.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Горбачева Ольга Николаевна

ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан.

В настоящее время систему среднего профессионального образования определяет необходимость применения инновационных  технологий, позволяющих эффективно формировать компетенции будущих специалистов.   Проблема  качества подготовки и формирования общих и профессиональных компетенций остаётся актуальной. Для решения этой  проблемы используются разнообразные виды деятельности в рамках реализации ФГОС СПО, например, решение ситуационных задач, составление моделей шаблонов и образцов документов, презентаций, написание резюме. Они имеют большую значимость для  выявления  потенциальных возможностей и способностей каждого студента.

 Данная статья позволит нам ответить  на вопрос «Какую роль играют конкурсные мероприятия в формировании общих компетенций».  

 Одной из задач среднего  профессионального образования является   реализация творческого  потенциала  будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент должен сам находить способы самореализации через личную активность и заинтересованность, чтобы   фундаментальные знания, профессиональные умения  и навыки, опыт творческой и исследовательской деятельности помогли ему стать конкурентоспособным специалистом. Подобный опыт позволит ему решать  проблемы, используя навык социально-оценочной деятельности для  поиска оптимального результата и доказательства  его правильности.  

Практика показывает, что за формирование общих и профессиональных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины или образовательные программы,  здесь необходим личный опыт, способности и мотивация к данному виду профессиональной деятельности.

Одной из эффективных форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, наряду  с самостоятельной работой студентов,  являются конкурсы, конференции,  деловые игры  и олимпиады. Несмотря на их разнообразие, все они имеют  общую цель  -  подготовить  высококвалифицированных специалистов, обладающих  общими и профессиональными компетенциями.  Именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, в научных студенческих конкурсах, деловых играх и др.  

Участие студентов в такого рода мероприятиях  позволяет решить ряд задач в контексте формирования их компетенций:

– развивать индивидуальный познавательный опыт студентов и дать возможность быть субъектом профессиональной деятельности;

– достигать воспитательными мерами развития и  соответствия личностных и интеллектуальных способностей у студентов;

– создавать условия, в которых студенты могут раскрыть свои профессиональные возможности и потребности.

Анализ различных форм, содержания конкурсных заданий показал, что они служат развитию практически всех общих и даже ряда профессиональных компетенций студентов и позволяют выявить уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

Участники конкурсов и олимпиад приобретают ценный опыт, положительные эмоции, новых друзей. Они начинают понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Конкурсанты активно общаются, обогащая собственные коммуникативные  и информационные компетенции. С каждым последующим выступлением чувствуют себя более уверенно, у них уменьшается уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем, уважительно относиться к победам своих конкурентов, стремятся понимать и соблюдать предложенные правила, оценивать эффективность и качество своих выступлений. Все это, безусловно, помогает эффективной социализации и способствует развитию личностных качеств.  

Формирование общих компетенций через конкурсные мероприятия

Общие компетенции

Технологии

формирования

Критерии

оценивания

показатели

ОК1.  Понимать сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Интернет-технологии
  • Проектная технология
  • Технология коммуникативного обучения
  • Технология использования компьютерных программ
  • Технология тестирования
  • способность ответственно относиться к профессиональной деятельности;  
  • способность оценивать значимость своей будущей профессии.

Умение демонстрировать свой интерес к будущей специальности, её значимости в экономической и социальной сфере.

Активное участие в профессионально-ориентированной деятельности (недели по специальности, конкурсы профмастерства, предметные декады и т.д.).

ОК2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология модульного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Проектная технология

  • способность самостоятельно формулировать темы, выбирать методы и способы для выполнения конкурсных заданий;
  • способность к реализации собственных творческих идей.

Наличие собственного взгляда на поставленную проблему,

навыков самостоятельной творческой деятельности, умения адекватно оценивать свои достижения, справляться с возникшими трудностями.

Умение рационально распределять время на все этапы решения профессиональной задачи.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Игровые технологии
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • способность к  компромиссу и решению проблем;
  • способность применять и использовать готовые алгоритмы в различных комбинациях для решения в стандартных ситуациях;
  • способность быстро ориентироваться и находить выход из нестандартных ситуаций.

Умение объективно оценивать степени риска и принимать оптимальные решения в нестандартной ситуации на основе грамотного и оперативного анализа.
Умение своевременно  проводить эффективные профилактические меры  для снижения риска в профессиональной деятельности на основе прогнозирования развития ситуации.

Умение анализировать стандартные и нестандартные  ситуации,

 управлять негативными эмоциями.

ОК4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Интернет-технологии
  • Проектная технология
  • Технология индивидуализации обучения

  • способность к результативному поиску необходимой информации для эффективного решения поставленных задач;
  • способность использования полученной информации для личностного развития.

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, отбирать и анализировать информационные ресурсы различного типа (текстовые, графические, числовые и т.п.), необходимые для постановки и решения профессиональных задач и личностного роста.
Умение ставить цели и реализовывать их в процессе выполнения конкурсных заданий.

Умение давать объективную оценку значимости и возможности применения информации.
Навыки грамотного применения математических методов обработки информации и результатов исследований, систематизация, представление и интерпретация полученных данных.

ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

  • способность оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • способность распознавать информационные процессы в различных системах;
  • способность иллюстрировать свои  работы с использованием средств информационных технологий
  • способность создавать информационные объекты сложной структуры

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

 находить несколько вариантов решения проблемы,
выдвигать гипотезы,
устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки  эффективного использования программного обеспечения для совершенствования профессиональной деятельности

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • Игровые технологии
  • Групповые технологии
  • Технология обучения в сотрудничестве

 

  • способность продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), уважительное отношение к окружающим; способность к разумному компромиссу и разрешению проблем;
  • способность аргументировано убеждать коллег в правильности предлагаемого решения.

Умение сотрудничать с другими в коллективной творческой деятельности, вступать в диалог,

ставить цели и соотносить их с целями других.

 Умение расширять  социальные связи, строить межличностные и деловые отношения,  вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Навыки точного и своевременного выполнения поручений руководителя. Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

  • Игровые технологии
  • Групповые технологии
  • Технология обучения в сотрудничестве
  • способность нести ответственность за результат выполненной работы в команде.
  • признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
  • делегировать полномочия руководителя и подчинённого в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;
  • сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам;
  • управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий.

Умение объективно оценивать свой вклад в общее дело группы.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 Умение объективно и своевременно осуществлять  контроль деятельности членов команды,  своевременно проводить анализ качества процесса в соответствии с установленными критериями и показателями качества.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • Технология индивидуализации обучения
  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения

  •  способность к самореализации в референтной группе сверстников;
  •  способность продолжать самообразование в области выбранной специальности;
  • способность к выстраиванию своей жизнедеятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами.

Умение проектировать процесс  
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности .

Умение самостоятельно,  осознанно планировать самообразование, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование, и повышение квалификации в соответствии с современными требованиями и на основе анализа собственной деятельности,  обосновывать выбор методов и способы личностного развития.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

Интернет-технологии

  •  способность отслеживать и  отбирать инновационные технологии для профессиональной деятельности.
  • способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Умение проявлять мобильность и гибкость.

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

Навыки демонстрации профессиональной мобильности.

Вывод: участие в конкурсах разных уровней, олимпиадах, индивидуальная деятельность студента играет  немаловажную  роль в формировании общих и профессиональных компетенций, конкурентоспособности как неотъемлемого качества личности современного специалиста, для которой характерно стремление и способность к высокому  качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Эти качества формируются у студентов благодаря созданию в процессе проведения и подготовки к олимпиадам оптимальных  условий для самореализации их личности, использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Роль  преподавателя заключается в создании условий  для реализации творческих, интеллектуальных  возможностей студента, в поиске индивидуального  подхода к каждому студенту с целью привлечения его в активную урочную и внеурочную деятельность.  

Список литературы

  1. Информационные и коммуникативные технологии в образовании / Роберт И. В., Пашокова С. В., Кузнецов А. А., и др. учебно-методическое пособие для педагогических вузов. – М., 2006. – 259 с.
  2. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156. и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов как условие формирования общих компетенций. Статья отражает практический опыт работы преподавателей иностранного языка колледжа "Императо...

Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

Подведены итоги Всероссийских конкурсных мероприятий, направленных на расширение практического опыта образовательных организаций по формированию у обучающейся молодежи навыков и компетенций здорового образа жизни

Более 2-х месяцев педагогические работники образовательных организаций разных уровней и лидеры Всероссийского молодежного движения ЗАЗОЖ принимали участие в дистанционных конкурсных мероприятиях.Всеро...