комплект оценочных средств
учебно-методический материал на тему

 

Комплект оценочных средств разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и рабочей программой учебной общеобразовательной дисциплины  «Математика» (для специальности 100701 Коммерция (по отраслям))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ta_kos.docx126.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Чапаевский губернский колледж»

образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки специалистов среднего звена

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе ОП СПО ППССЗ

_____________Григорьева Л.Н.

«01» сентября 2014 г.

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

ОП.08 Теория алгоритмов

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)                                                     по специальности  230115 Программирование в компьютерных системах

Чапаевск, 2014 г.

Комплект оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности  230115 Программирование в компьютерных системах и рабочей программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов.

Разработчик:         

        ГБОУ СПО ЧГК        преподаватель         В.Г.Дикова

        (место работы)         (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании ПЦК математики, информатики и программирования

Протокол № 1 от «26» августа 2014 г.

Председатель ПЦК: _______________ В.Г. Дикова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта оценочных средств                                                          
  2. Результаты освоения  учебной дисциплины, подлежащие проверке          
  3. Оценка освоения учебной дисциплины                                                          
  4.   Оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной

дисциплине                                                                                                      

  1. Лист согласования                                                                                          


  1. Паспорт комплекта оценочных средств

1.1 В результате освоения  учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по  специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах следующими умениями, знаниями, общими и профессиональными компетенциями:

 

У.1 -  разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

У.2 - определять сложность работы алгоритмов.

З.1 - основные модели алгоритмов;

3.2 - методы построения алгоритмов;

3.3 - методы вычисления сложности работы алгоритмов.   

                                                                                                                                   

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен (5 семестр).

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по  учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций.

Таблица 1

Результаты обучения:  

умения, знания, общие и профессиональные компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У.1 -  разрабатывать алгоритмы для конкретных задач

ОК 4, ОК 5, ОК 9

ПК 1.1, ПК 1.2

Разрабатывает  алгоритмы:

  • линейной структуры;
  • простые ветвления;
  • сложные ветвления;
  • вложенные ветвления;
  • циклы «для»»
  • циклы «пока»;
  • логические;
  • для машины Поста;
  • для машины Тьюринга;
  • нормальные алгоритмы Маркова;
  • смешанные.

Строит таблицу пошагового исполнения алгоритма.

Строит блок-схему алгоритма.

Результаты практической работы

У.2 - определять сложность работы алгоритмов

ОК.3, ОК 6

ПК 1.1, ПК 1.2

Определяет временную и пространственную сложность алгоритма.

Дает асимптотическую оценку сложности алгоритма.

Определяет линейную сложность алгоритма.

Определяет логарифмическую сложность алгоритма.

Результаты практической работы

З.1 - основные модели алгоритмов

ОК 1, ОК 4. ОК 5

Знает основные понятия теории алгоритмов:

  • алгоритм;
  • свойства алгоритма;
  • формы записи алгоритмов;
  • алгоритмическая разрешимость задач;
  • классификация алгоритмов;
  • виды алгоритмов;
  • основные алгоритмические структуры;

Перечисляет основные модели алгоритмов.

Дает характеристику основных моделей алгоритмов.

Приводит примеры основных моделей алгоритмов.

Устный опрос,

тестовые задания

3.2 - методы построения алгоритмов

ОК 2-ОК5, ОК 7, ОК 8

Знает методы построения алгоритмов на основе алгебры логики.

Характеризует итерационный, последовательный и другие методы построения алгоритмов.

Описывает логические основы компьютера.

Излагает способы представления детерминированных конечных автоматов

Устный опрос,

тестовые задания

3.3 - методы вычисления сложности работы алгоритмов

ОК 4, ОК5, ОК 7, ОК 8, ОК 10

   

Знает методы вычисления сложности работы алгоритмов. 

Устный опрос,

тестовые задания

Таблица 2

Показатели оценки сформированности ОК

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

формализованное наблюдение

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

формализованное наблюдение

ОК.3  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

формализованное наблюдение

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

оценивание результатов практической работы

ОК.5  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

оценивание результатов практической работы

ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

работает в коллективе и в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.

формализованное наблюдение

ОК.7  Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

формализованное наблюдение

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации.

оценивание результатов практической работы

ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

формализованное наблюдение

ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

формализованное наблюдение


3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по учебной дисциплине ОП.08 Теория алгоритмов, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов:

- текущий контроль:

- рубежный контроль: устные опросы, тестирование, формализованное наблюдение, контрольные и практические работы

- итоговая аттестация: экзамен

Таблица 3

Критерии оценки заданий для текущего и рубежного контроля

Формы и методы контроля

Проверяемые знания и умения

Критерии оценки

1

Тесты

З.1-З.3

У.1, У.2

«5» - 90 – 100% правильных ответов,

«4» - 80-89% правильных ответов,

«3» - 70-80% правильных ответов,

«2» - 69% и менее правильных ответов.

2

Устный опрос

З.1-З.3

«5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое,

«4» - материал усвоен хорошо, но изложение недостаточно систематизировано, отдельные умения недостаточно устойчивы, в терминологии, выводах и обобщениях имеются отдельные неточности,

«3» - ответ обнаруживает понимание основных положений темы, однако, наблюдается неполнота знаний; умения сформированы недостаточно, выводы и обобщения слабо аргументированы, в них допущены ошибки,

«2» - речь непонятная, скудная; ни один из вопросов не объяснен, необходимые навыки, отсутствуют.

3

Практические работы (в том числе работа на компьютере)

З.1-З.3

У.1, У.2

«5» - 90-100% правильно выполненного задания,

«4» -80-89% правильно выполненного задания,

«3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%)

«2»- выполнение менее 70% всей работы.

4

Контрольная работа

З.1-З.3

У.1, У.2

«5» - 90-100% правильно выполненного задания,

«4» -80-89% правильно выполненного задания,

«3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%)

«2»- выполнение менее 70% всей работы.

Таблица 4

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Элемент  учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Итоговая аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК,У,З

Форма контроля

Проверяемые ОК,У,З

Форма контроля

Проверяемые ОК,У,З

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации

экзамен

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.8, ОК.10

Тема 1.1. Общие сведения об алгоритмах

устный опрос,

тестовые задания, практические работы

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.8, ОК.10

устный опрос, контрольная работа

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.8, ОК.10

тесты, практические задания

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.8, ОК.10

Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации

практические работы

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.5

устный опрос, контрольная работа

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.5

тесты, практические задания

З.1, З.2, У.1, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.5

Раздел 2. Конечные автоматы

экзамен

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9, ОК.10

Тема 2.1. Основные понятия о конечных автоматах

устный опрос,

практические работы

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,

устный опрос,

контрольная работа

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,

тесты, практические задания

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,

Тема 2.2. Рекурсивные функции и понятие вычислимости

устный опрос,

практические работы

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,

устный опрос,

контрольная работа

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,

тесты, практические задания

У.2, З.2, З.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7, ОК.9,


3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины  в ходе рубежного контроля

3.2.1. Типовые задания для оценки умений

1) Практическая работа

Тема: Конечные автоматы

По данной логической формуле F =`B A + B`A + C`B построить комбинационную функциональную схему дискретного автомата.

 

Ход выполнения работы. F =`B A + B`A + C`B.

Первый этап: выполняется логическое сложение, логическую операция ИЛИ, считая входными переменными функции `B A, B`A и C`B:

image098

Второй этап: к входам элемента ИЛИ подключаются логические элементы И, входными переменными которых являются уже A, B, C и их инверсии:

image099

Третий этап: для получения инверсий `A и`B на соответствующих входах ставят инверторы:

image100

Данное построение основано на следующей особенности, – поскольку значениями логических функций могут быть только нули и единицы, то любые логические функции могут быть представлены как аргументы других более сложных функций.

Таким образом, построение комбинационной логической схемы осуществляется с выхода ко входу.

2) Устный опрос

Тема: Основные понятия о конечных автоматах

  1. Логические основы ЭВМ
  2. Элементарные преобразователи информации
  3. Определение конечных автоматов
  4. Способы конструирования конечных автоматов
  5. Логические комбинационные схемы
  6. Детерминированные конечные автоматы
  7. Бинарные отношения
  8. Недетерминированные конечные автоматы
  9. Двоичный одноразрядный сумматор комбинационного типа: таблица истинности и логическая функция
  10. Двоичный одноразрядный сумматор комбинационного типа: комбинационная схема
  11. Преобразователи кодов. Шифраторы: таблица истинности и логическая функция.
  12. Преобразователи кодов. Шифраторы: комбинационная схема
  13. Преобразователи кодов. Декодеры: таблица истинности и логическая функция
  14. Преобразователи кодов. Декодеры: комбинационная схема
  15. Понятие об алгоритмической разрешимости задачи
  16. Машина Поста: описание работы, система команд
  17. Машина Тьюринга: описание
  18. Машина Тьюринга: функциональная схема
  19. Определение вычислимой и частично вычислимой функции.
  20. Вычислимость по Маркову.
  21. Нормальные алгоритмы Маркова.

3) Самостоятельная работа

Тема: Рекурсивные функции и понятие вычислимости

Вычисление частично рекурсивных и рекурсивных функций

3.2.2. Типовые задания для оценки знаний

1) Задания в тестовой форме

Вариант 1

1. Первые алгоритмы появились:

А) с развитием вычислительной техники;

Б) вместе с математикой;

В) во второй половине 20 в.;

Г) после выхода в свет труда аль – Хорезми о действиях над числами в десятичной системе счисления.

Б

2. Свойством алгоритма является:

А) результативность;

Б) цикличность;

В) возможность изменения последовательности выполнения команд;

Г) возможность выполнения алгоритма в обратном порядке.

А

3. Результатом процесса формализации является:

А) описательная модель;

Б) математическая модель;

В) графическая модель;

Г) предметная модель.

Б

4. Какой из документов является алгоритмом?

А) правила техники безопасности;

Б) инструкция по получению денег в банкноте;

В) расписание уроков;

Г) список класса.

Б

5. Свойствами алгоритма являются:

А) полнота, актуальность, достоверность, понятность;

Б) дискретность, результативность, достоверность, понятность;

В) линейность, определенность, новизна, цикличность;

Г) дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость, конструктивность.

Г

6. Какой объект может являться исполнителем алгоритмов?

А) ножницы;

Б) карта;

В) принтер;

Г) книга.

В

7. Система команд процессора записывается:

А) на алгоритмическом языке;

Б) на машинном языке ( в двоичном коде);

В) на естественном языке;

Г) в виде блок-схем.

Б

8. Свойство определенности означает, что:

А) алгоритм должен состоять из конечного числа шагов;

Б) команды алгоритма должны восприниматься исполнителем однозначно;

В) после выполнения алгоритма должен быть получен определенный результат;

Г) все величины, объекты алгоритма должны быть определены.

Б

9. СКИ – это:

А) среда исполнения;

Б) совокупность команд данного алгоритма;

В) система команд, которые исполнитель понимает и может выполнить;

Г) формализованная модель данной задачи.

В

10. Семантические ошибки – это:

А) ошибки, заставляющие исполнителя выполнять действия, выходящие за пределы его возможностей;

Б) ошибки формальной записи отдельных команд;

В) ошибки, нарушающие логику алгоритма;

Г) синтаксические ошибки отдельных команд.

Б

11. Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на блок-схеме?

А) цикл;

Б)  ветвление;

В) подпрограмма;

Г) линейная.

А

12. Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на блок – схеме?

А) цикл;

Б)  ветвление;

В) подпрограмма;

Г) линейная.

Б

13. Алгоритм какого типа изображен на блок-схеме?

А) циклический;

Б) разветвляющийся;

В) вспомогательный;

Г) линейный.

 

Г

2) Контрольная работа

Тема: Общие сведения об алгоритмах

I вариант

  1. Перечислите свойства алгоритма. Приведите пример алгоритма, в котором нарушено свойство понятности.
  2. Дайте словесное описание алгоритма перехода улицы по сигналу светофора.
  3. Составьте блок-схему алгоритма вычисления корней квадратного уравнения.
  4. Постройте древовидную структуру алгоритма игры Баше для случая 11 предметов.

3) Самостоятельная работа

Тема: Логические основы алгоритмизации

Нахождение СДНФ, СКНФ, СПНФ по таблицам истинности


4. Оценочные материалы для итоговой аттестации

по учебной дисциплине

Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение экзамена в 5семестре, с использованием следующих форм и методов: тестирование  и практическое задание.

Форма комплекта оценочных материалов (КОМ)

I. ПАСПОРТ

Назначение:

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов по специальности  230115 Программирование в компьютерных системах. Предметом оценки являются умения (У.1-У.2) и знания (З.1 – З.3).

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Инструкция по выполнению заданий

При выполнении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к заданиям 1-3 (вопросы на соотнесение), 4-21(вопросы на выбор правильного ответа), 22-30 (открытые тесты).

Результаты практического задания должны быть прокомментированы, указан алгоритм решения, используемые формулы, закономерности и т.д.

Тестовые задания

Вариант 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий №  1-3: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

Установите соответствие между понятием и определением данного понятия.

1-Б

2-А

3-В

Понятие

  1. Эффективность
  2. Детерминированность
  3. Массовость алгоритма

Определение

А) Система величин, получаемых в

любой, отличный от начального, момент времени, однозначно определяется

системой величин, полученных в предшествующие моменты времени.

Б) Каждый шаг работы алгоритма должен

заканчиваться результатом.

В) Начальная система величин может выбираться из

некоторого потенциально бесконечного счетного множества Х.

Установите соответствие между понятием и определением данного понятия.

1-В

 2-А

3-Б

Название

1. Конечный автомат

2. Базис

3. Алгебра логики

Описание

А) Совокупность элементов, с помощью которых схемотехнически можно реализовать устройство любой сложности.

Б) Раздел математики, возникший в XIX веке благодаря усилиям английского математика Дж. Буля

В) Абстрактный автомат без выходного потока, число возможных состояний которого конечно.

Установите соответствие между понятием и определением данного понятия.

1-В

2-Б

3-А

Название

1. Сумматор

2. Вентили

3. Нормальный алгоритм Маркова

Описание

А) Математическое построение, предназначенное для уточнения понятия алгоритм

Б) Простые элементы, которые можно комбинировать между собой, создавая тем самым различные схемы.

В) Относительно сложные устройства, состоящие из более простых элементов – вентилей.

Инструкция по выполнению заданий № 4 – 20: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в бланк ответов.  

4.

Что не является конструктивным анализом?

1)  Рекурсивный анализ

2)  Вычислимый анализ

3)  Анализ решения какой-либо задачи

4) Название, объединяющее различные течения в основаниях математики и математическом анализе

3

5.

Что подразумевается под понятием «Теория алгоритмов»?

1)  Наука управление вычислительными процессами

2)  Планирование заданий пользователя

3)  Анализ трудоемкости алгоритмов

4)  Наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов

4

6.

Что из перечисленного не относится к моделям вычисления?

1)  Комбинаторная логика

2)  Машина Тьюринга

3)  Лямбда исчисления

4)  Модель Базиса

4

Кем введено наиболее стандартизированное понятие алгоритма?

1)  К. Гедель

2)  А. Марков

3) Ф. Ницще

4)  А.Хэйли

2

Машина Тьюрига является...

  1. Таблицей оборудования
  2. Вычислительной машиной XX века
  3. Абстрактным исполнителем
  4. Машина, моделирующая компьютер

3

В каком году установили алгоритмическую неразрешимость?

  1. 1965
  2. 1951
  3. 1947

4

Аббревиатура НКА расшифровывается как...

  1. Панель задач
  2. Недетерминированный конечный автомат
  3. Начальная точка
  4. Абстрактная алгоритмическая модель

2

     11.

Что образует множество языков всех ДКА?

  1. принцип модульности
  2. конфигурации
  3. Автоматные языки
  4. Принцип функциональной избыточности

3

12.

Свойство Дискретности?

  1. Доступ к корневым каталогам и файлам
  2. Алгоритм служит для решения целого класса однотипных задач
  3. Решение задачи разбивается на этапы, каждый из которых прост и локален.
  4. Доступ к файлам пользователя

3

Что не является вариантом машины Тьюринга?

  1. Многодорожечная машина Тьюринга
  2. Многоленточная машина Тьюринга
  3. Машина Тьюринга с полубесконечной лентой
  4. Многопользовательская машина Тьюринга

4

Не существующее направление развития Теории алгоритмов?

  1. Теория легкого анализа алгоритмов
  2. Классическая теория алгоритмов
  3. Теория асимптотического анализа алгоритмов
  4. Теория практического анализа вычислительных алгоритмов

1

Основоположник теории алгоритмов?

  1. К. Гедель
  2. И.Петунин
  3. М.Алферов

1

Как называется схема, изображенная на рисунке?

  1. Начало алгоритма
  2. Ввод данных
  3. Конец алгоритма
  4. Выполнение операции

4

Какое из перечисленных свойств относится к свойствам алгоритма?

  1.  Визуальность
  2.  Совокупность
  3.  Понятность
  4.  Аудиальность

3

Исполнитель это…

  1.  Объект, который выполняет алгоритм.
  2.  Объект, задающий алгоритм
  3.  Объект, способный изменять алгоритм

1

Какая из перечисленных структур алгоритма является типовой?

  1. Циклическая структура
  2. Генерируемая структура
  3. Совместимая структура

1

Как называется схема, изображенная на рисунке?

 

  1.  Выполнение алгоритма
  2.  Ввод/вывод данных
  3.  Вызов вспомогательного алгоритма
  4.  Начало алгоритма

2

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий №  21-30: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

21.

 ___________ наука, изучающая общие свойства и закономерности алгоритмов и разнообразные формальные модели их представления.

Теория алгоритмов

22.

_________ абстрактный исполнитель (абстрактная вычислительная машина) 

Машина Тьюринга

23.

Система величин, получаемых в

любой, отличный от начального, момент времени, однозначно определяется

системой величин, полученных в предшествующие моменты времени называется______

Детерминированностью

24.

Вычислительный процесс находится в состоянии_________, если затребованные им ресурсы не могут быть предоставлены

Ожидания

25.

_______раздел математики, возникший в XIX веке благодаря усилиям английского математика Дж. Буля

Алгебра логики

26.

Логические операции удобно описывать так называемыми __________, в которых отражают результаты вычислений сложных высказываний при различных значениях исходных простых высказываний.

Таблицами истинности

27.

______ «запоминает», на какой его вход подавался сигнал, соответствующий единице, в последний раз.

RS-триггер

28.

Часто ______ обозначают &

Конъюнкцию

29.

______ широко используются в арифметико-логических устройствах (АЛУ) процессора и выполняют суммирование двоичных разрядов.

Сумматоры

30

_____ начальная система величин может выбираться из

некоторого потенциально бесконечного счетного множества Х.

Массовость алгоритма

Перечень типовых практических заданий

  1. По данной таблице работы логических автоматов запишите их структурную формулу и постройте функциональную схему

A

0

0

0

0

1

1

1

1

B

0

0

1

1

0

0

1

1

C

0

1

0

1

0

1

0

1

X

1

0

1

0

1

0

0

1

  1. По данной таблице работы логических автоматов запишите их структурную формулу и постройте функциональную схему

A

0

0

0

0

1

1

1

1

B

0

0

1

1

0

0

1

1

C

0

1

0

1

0

1

0

1

X

1

1

0

0

1

1

0

0

  1. По данной таблице работы логических автоматов запишите их структурную формулу и постройте функциональную схему

A

0

0

0

0

1

1

1

1

B

0

0

1

1

0

0

1

1

C

0

1

0

1

0

1

0

1

X

0

0

1

0

1

0

1

1

  1. По данной таблице работы логических автоматов запишите их структурную формулу и постройте функциональную схему

A

0

0

0

0

1

1

1

1

B

0

0

1

1

0

0

1

1

C

0

1

0

1

0

1

0

1

X

1

0

1

1

0

0

0

1

  1. По данной таблице работы логических автоматов запишите их структурную формулу и постройте функциональную схему

A

0

0

0

0

1

1

1

1

B

0

0

1

1

0

0

1

1

C

0

1

0

1

0

1

0

1

X

0

0

1

1

1

0

0

1

  1. По данной функциональной схеме запишите структурную формулу и постройте таблицу истинности

  1. По данной функциональной схеме запишите структурную формулу и постройте таблицу истинности

  1. По данной функциональной схеме запишите структурную формулу и постройте таблицу истинности

  1. По данной функциональной схеме запишите структурную формулу и постройте таблицу истинности

  1. По данной структурной формуле вычертите функциональную схему и постройте таблицу истинности

  1. По данной структурной формуле вычертите функциональную схему и постройте таблицу истинности

  1. По данной структурной формуле вычертите функциональную схему и постройте таблицу истинности

  1. По данной структурной формуле вычертите функциональную схему и постройте таблицу истинности

  1. По данной структурной формуле вычертите функциональную схему и постройте таблицу истинности

  1. У входа в комнату есть обычный выключатель А и внутри ее два выключателя В и С Войдя в неосвещенную комнату, ее можно осветить выключателями А, В, С. Переключение любого из оставшихся должно выключить освещение. Постройте автомат, управляющий освещением в комнате
  2. Чтобы открыть замок с секретом, нужно нажимать на кнопки А, В, С. Замок открывается в случае одновременного нажатия на все кнопки или на одну из них, или на А и В одновременно. Нажатие кнопки означает подачу сигнала 1. Составьте таблицу истинности, структурную формулу, функциональную схему автоматического замка.
  3. Соревнование по поднятию штанги судят три судьи. Если, по мнению судьи, вес взят правильно, то он нажимает кнопку (подает сигнал 1 на вход). Старший судья имеет кнопку А, двое других – В и С. Решение «вес взят» появляется на входе в случае единогласного решения все судей или один из двух, давший сигнал 1, – старший. Составьте таблицу истинности, структурную формулу, функциональную схему автоматического табло
  4. Составьте словесное описание и блок-схему алгоритма Евклида.
  5. Составьте структурную схему игры Баше для 11 предметов.
  6. Составьте структурную схему игры Баше для 7 предметов.
  7. Постройте таблицу алгоритма поиска пути в лабиринте.

  1. Постройте таблицу алгоритма поиска пути в лабиринте

  1. На ленте машины Тьюринга содержится последовательность символов “+”. Напишите программу для машины Тьюринга, которая каждый второй символ “+” заменит на “–”. Замена начинается с правого конца последовательности. Автомат в состоянии q1 обозревает один из символов указанной последовательности. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  2. Дано число n в восьмеричной системе счисления. Разработать машину Тьюринга, которая увеличивала бы заданное число n на 1. Автомат в состоянии q1 обозревает некую цифру входного слова. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  3. Дана десятичная запись натурального числа n > 1. Разработать машину Тьюринга, которая уменьшала бы заданное число n на 1. Автомат в состоянии q1 обозревает правую цифру числа. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  4. Дано натуральное число n > 1. Разработать машину Тьюринга, которая уменьшала бы заданное число n на 1, при этом в выходном слове старшая цифра не должна быть 0. Например, если входным словом было “100”, то выходным словом должно быть “99”, а не “099”. Автомат в состоянии q1 обозревает правую цифру числа. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  5. На ленте машины Тьюринга находится число, записанное в десятичной системе счисления. Умножить это число на 2. Автомат в состоянии q1 обозревает крайнюю левую цифру числа. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  6. Даны два натуральных числа m и n, представленные в унарной системе счисления. Соответствующие наборы символов “|” разделены пустой клеткой. Автомат в состоянии q1обозревает самый правый символ входной последовательности. Разработать машину Тьюринга, которая на ленте оставит сумму чисел m и n. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  7. Даны два натуральных числа m и n, представленных в унарной системе счисления. Соответствующие наборы символов “|” разделены пустой клеткой. Автомат в состоянии q1 обозревает самый правый символ входной последовательности. Разработать машину Тьюринга, которая на ленте оставит разность чисел m и n. Известно, что m > n. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.
  8. На ленте машины Тьюринга находится десятичное число. Определить, делится ли это число на 5 без остатка. Если делится, то записать справа от числа слово “да”, иначе — “нет”. Автомат обозревает некую цифру входного числа. Кроме самой программы-таблицы, описать словами, что выполняется машиной в каждом состоянии.

Основные источники

  1. Д.В. Гринченков, С.И. Потоцкий. Математическая логика и теория алгоритмов для программистов. [Текст]:  Д.В. Гринченков, С.И. Потоцкий. – М.: Кнорус, 2010 г. – 206 с.
  2. В.И. Игошин. Математическая логика и теория алгоритмов. [Текст]:  В.И. Игошин. – М.: Академия, 2008 г. – 448 с.

Дополнительные источники

  1. Б.Я. Фалевич. Теория алгоритмов. [Текст]:  Б.Я. Фалевич. – М.: Машиностроение, 2004 г. – 160 с.

III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

III а. УСЛОВИЯ

Количество билетов для экзамена  - 30

Время выполнения задания – 40 мин.  

IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Тесты:

«5» - 90 – 100% правильных ответов,

«4» - 80-89% правильных ответов,

«3» - 70-80% правильных ответов,

«2» - 69% и менее правильных ответов.

Практические задания:

«5» - 90-100% правильно выполненного задания,

«4» -80-89% правильно выполненного задания,

«3»-выполнение практически всей работы (не менее 70%)

«2»- выполнение менее 70% всей работы.


 Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту ОС на учебный год


 

Дополнения и изменения к комплекту ОС на __________ учебный год по учебной дисциплине «Теория алгоритмов».

В комплект ОС внесены следующие изменения:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте ОС обсуждены на заседании ПЦК _________________________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 

Председатель  ПЦК ________________ /___________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект оценочных средств

Комплект оценочных средств по дисциплине "Иностранный язык" (немецкий)...

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП.09. Страховое дело

Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине ОП.09. Страховое делов рамках основной профессионал...

Комплект оценочных средств по физике для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Комплект контрольно оценочных средств по дисциплине разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 190631 Технич...

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...

Методические указания по оформлению комплекта оценочных средств по модулю

Разработка методических рекомендаций по оформленю КОС по модулям...

Комплект оценочных средств по учебной дисциплине ОДП.02 Информатика и ИКТ

«Информатика  и ИКТ»Комплект контрольно-оценочных средствпо предмету ОДП.02  «Информатика и ИКТ»основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)по профессиям СПО   1....

Комплект оценочных средств по специальности "Коммерция (по отраслям)". Иностранный язык.

Комплект оценочных средств по специальности "Коммерция (по отраслям)". Иностранный язык....