Тестирование как интерактивный метод обучения
статья на тему
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Сегодня многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Парамонова Ольга Ильинична
Преподаватель информатики
СПб ГБОУ «Петродворцовый колледж»
г. Санкт-Петербург
Тестирование как интерактивный метод обучения
В последнее время интенсивно идет информатизация образования, открываются все новые возможности обучения и развития личности, сопровождающиеся становлением новых образовательных технологий и существенными изменениями в педагогической теории и практике. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения.
Слово «тест» в переводе в английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способах обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью.
Традиционные средства текущего контроля знания менее эффективны, в основном нацелены на выполнение мотивирующей функции контроля путем статической оценки знаний обучающихся по небольшим сегментам учебного материала. Инновации в текущем контроле знаний характеризуются переходом от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности обучающихся в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности. При динамическом подходе оценка качества учебных достижений строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которая отмечается как улучшение знаний или умений, повышение компетентности.
Отбор структура заданий теста зависит от того, какие показатели и факторы интересуют исследователя данной группы лиц. Каждое из заданий теста по своей сути представляет для испытуемого вопрос, проблему. Ответ на вопрос – это всегда устранение некоторых сомнений, колебаний, неопределенности в рассматриваемой ситуации с целью получения новых, более точных знаний. Как известно педагогические тесты весьма разнообразны. С точки зрения целей применения можно выделить корректирующие и диагностические тесты.
Применение корректирующих и диагностических тестов для текущего контроля знаний позволяет получить объективные данные об уровне знаний обучающихся, получить объективную информацию о том, как обучающиеся усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы обучающихся, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому предмету.
Корректирующее тестирование используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Такое тестирование ориентировано для более детального подхода к успевающим и неуспевающим обучающимся в учебном процессе. Для тех, кто хорошо осваивает учебные материалы, с помощью корректирующего теста можно выделить круг задач, мотивирующих учение для того, чтобы обучающему было интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы. Выявление пробелов очень важно для повышения качества обучения, основная часть усилий педагога чаще всего направлена на работу со слабыми обучающимися. Если большинство обучающихся не справляется с задачами корректирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысить детализацию, увеличив количество объяснений и т.д. Если не справившихся с тестом меньшинство, то необходимо сосредоточить максимум усилий на индивидуальной работе с отстающими обучающимися, а сильные могут продвигаться дальше в освоении новых тем и разделов.
При систематических затруднениях обучающихся в каком-либо разделе или в теме учебного материала, корректирующий тест дополняется диагностическим. Диагностический тест рассматривает результаты корректирующего теста в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Основная цель диагностических тестов, это установление причин пробелов в знаниях, что достигается в первую очередь специальным подбором содержания заданий в тестах. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок обучающихся путем конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий теста. С помощью диагностических тестов можно установить причины систематических ошибок обучающихся и наметить пути устранения. Информация, которую получает педагог после тестирования, носит конкретный характер и непосредственно увязывается с планируемыми задачами обучения, что одни неудачи в подготовке вызваны неумением обучающегося применять в практике полученные им теоретические знания, а другие связаны с неумением переносить теоретические знания на нестандартную ситуацию и т.п. Диагностические тесты позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход в отношении каждого студента или ученика, определить истинные источники постоянных неудач отдельных обучающихся.
Диагностические тесты предназначены для углубленного изучения причины пробелов в подготовке обучающихся, а корректирующие тесты лишь указывают на количество и расположение пробелов. Таким образом, корректирующие и диагностические тесты в совокупности максимально достигают целей текущего контроля знаний.
Процесс тестирования особенно эффективен, в компьютеризованном варианте. При компьютерном тестировании коррекция проводится автоматически, поскольку после выявления недостатков ответов компьютер сам подбирает заранее заложенный в памяти обучающий модуль и сразу же выдает его студенту. Таким образом, компьютер позволяет обучающемуся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации.
Инновационные формы уроков информатики
В настоящее время в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения. Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих учебное заведение современным, приближенным к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для студентов становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире. Очевидно, что результат обучения напрямую зависит от того, что выбрано основной целью обучения и какие методы, формы и средства использует преподаватель в своей деятельности.
Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
Типы тестовых заданий по блоку "знания":
- альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет");
- вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
- информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
- вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
- вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Типы тестовых заданий по блоку "навыки" (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):
- задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
- выполнение определенных действий.
- Типы тестовых заданий по блоку "умения":
- задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
- выполнение определенных действий.
Программа учебной дисциплины "Информатика" для средних школ, предназначенная для реализации Базисного учебного плана предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики часто выделяется минимум времени (2 – 3 часа в неделю), и на уроке на практическое освоение компьютера у учащихся остается очень мало времени.
Тесты позволяют:
- эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
- качественно оценить знания студентов;
- освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
- повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
- в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
- вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
- применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
- повышение мотивационной стороны обучения,
- использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
- большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
- возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Тестирование стимулирует учащихся к подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.
При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
В статье представлен опыт работы с кейс-ситуациями...