Тестирование как интерактивный метод обучения
статья на тему

Парамонова Ольга Ильинична

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Сегодня многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы обучения64.4 КБ

Предварительный просмотр:

Парамонова Ольга Ильинична

Преподаватель информатики

СПб ГБОУ «Петродворцовый колледж»

г. Санкт-Петербург

Тестирование как интерактивный метод обучения

В последнее время интенсивно идет информатизация образования, открываются все новые возможности обучения и развития личности, сопровождающиеся становлением новых образовательных технологий и существенными изменениями в педагогической теории и практике. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения.

Слово «тест» в переводе в английского означает задачу, испытание. Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способах обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью.

Традиционные средства текущего контроля знания менее эффективны, в основном нацелены на выполнение мотивирующей функции контроля путем статической оценки знаний обучающихся по небольшим сегментам учебного материала. Инновации в текущем контроле знаний характеризуются переходом от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности обучающихся в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности. При динамическом подходе оценка качества учебных достижений строится на выявлении тех изменений в подготовке обучаемых, которая отмечается как улучшение знаний или умений, повышение компетентности.

Отбор структура заданий теста зависит от того, какие показатели и факторы интересуют исследователя данной группы лиц. Каждое из заданий теста по своей сути представляет для испытуемого вопрос, проблему. Ответ на вопрос – это всегда устранение некоторых сомнений, колебаний, неопределенности в рассматриваемой ситуации с целью получения новых, более точных знаний. Как известно педагогические тесты весьма разнообразны. С точки зрения целей применения можно выделить корректирующие и диагностические тесты. 

Применение корректирующих и диагностических тестов для текущего контроля знаний позволяет получить объективные данные об уровне знаний обучающихся, получить объективную информацию о том, как обучающиеся усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает преподавателю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы обучающихся, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому предмету.

Корректирующее тестирование используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Такое тестирование ориентировано для более детального подхода к успевающим и неуспевающим обучающимся в учебном процессе. Для тех, кто хорошо осваивает учебные материалы, с помощью корректирующего теста можно выделить круг задач, мотивирующих учение для того, чтобы обучающему было интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы. Выявление пробелов очень важно для повышения качества обучения, основная часть усилий педагога чаще всего направлена на работу со слабыми обучающимися. Если большинство обучающихся не справляется с задачами корректирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысить детализацию, увеличив количество объяснений и т.д. Если не справившихся с тестом меньшинство, то необходимо сосредоточить максимум усилий на индивидуальной работе с отстающими обучающимися, а сильные могут продвигаться дальше в освоении новых тем и разделов.

При систематических затруднениях обучающихся в каком-либо разделе или в теме учебного материала, корректирующий тест дополняется диагностическим. Диагностический тест рассматривает результаты корректирующего теста в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Основная цель диагностических тестов, это установление причин пробелов в знаниях, что достигается в первую очередь специальным подбором содержания заданий в тестах. Подробная детализация позволяет выявить причины устойчивых ошибок обучающихся путем конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий теста. С помощью диагностических тестов можно установить причины систематических ошибок обучающихся и наметить пути устранения. Информация, которую получает педагог после тестирования, носит конкретный характер и непосредственно увязывается с планируемыми задачами обучения, что одни неудачи в подготовке вызваны неумением обучающегося применять в практике полученные им теоретические знания, а другие связаны с неумением переносить теоретические знания на нестандартную ситуацию и т.п. Диагностические тесты позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход в отношении каждого студента или ученика, определить истинные источники постоянных неудач отдельных обучающихся.

http://kutbilim.journalist.kg/files/2013/04/gr.jpg

Диагностические тесты предназначены для углубленного изучения причины пробелов в подготовке обучающихся, а корректирующие тесты лишь указывают на количество и расположение пробелов. Таким образом, корректирующие и диагностические тесты в совокупности максимально достигают целей текущего контроля знаний.

Процесс тестирования особенно эффективен, в компьютеризованном варианте. При компьютерном тестировании коррекция проводится автоматически, поскольку после выявления недостатков ответов компьютер сам подбирает заранее заложенный в памяти обучающий модуль и сразу же выдает его студенту. Таким образом, компьютер позволяет обучающемуся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации.

Инновационные формы уроков информатики

В настоящее время в центре обсуждения находятся многие подходы к организации обучения. Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих учебное заведение современным, приближенным к жизни и запросам общества. Особенно важно формировать интерес к учебной деятельности, создавать возможности для студентов становиться субъектом учебного процесса, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире. Очевидно, что результат обучения напрямую зависит от того, что выбрано основной целью обучения и какие методы, формы и средства использует преподаватель в своей деятельности.

Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

Типы тестовых заданий по блоку "знания":        

  1. альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет");
  2. вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
  3. информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
  4. вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
  5. вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку "навыки" (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):

  1. задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
  2. выполнение определенных действий.
  3. Типы тестовых заданий по блоку "умения":
  4. задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
  5. выполнение определенных действий.

Программа учебной дисциплины "Информатика" для средних школ, предназначенная для реализации Базисного учебного плана предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний. На изучение информатики часто выделяется минимум времени (2 – 3 часа в неделю), и на уроке на практическое освоение компьютера у учащихся остается очень мало времени.

Тесты позволяют:

  • эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
  • качественно оценить знания студентов;
  • освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
  • повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
  • в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
  • вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
  • применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
  • повышение мотивационной стороны обучения,
  • использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
  • большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
  • возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

Тестирование стимулирует учащихся к подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»

Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...