ОУД.07.Информатика по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
рабочая программа

Марчук Наталья Аркадьевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС  по специальностям среднего профессионального образования   38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oud.07.inf_1k_tov_2019_s_sr.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старомайнский технологический техникум»

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07. ИНФОРМАТИКА

Специальность: 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

                                                       

Старая Майна

2019

        Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС  по специальностям среднего профессионального образования   38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

РАССМОТРЕНА

ЦМК ОД, ОГСЭ, ЕН дисциплин

Председатель ЦМК

________________С.В. Радчук

(Протокол заседания ЦМК

№___от       » августа 2019г.)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

ОГБПОУ «Старомайнский технологический техникум»

________________Г.В. Ширманова

         августа 2019 г.

Разработчик:

Марчук Н.А., преподаватель математики и информатики

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика

1.1. Область применения  программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего по специальности  38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с   естественно – научным профилем профессионального образования.

        

1.2. Цели учебной дисциплины:

Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

• формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

• формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

• развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;

• приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;

• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

1.3.  Общая характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Информатика» при освоении специальности СПО 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров  естественно – научного профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемой специальности.

        Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий.

Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:

• Информационная деятельность человека.

• Информация и информационные процессы.

• Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

• Технологии создания и преобразования информационных объектов.

• Телекоммуникационные технологии.

Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися. При этом особое внимание уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.

Учитывая специфику специальности 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, освоение учебной дисциплины «Информатика предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении информатики контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

1.4.  Результаты  освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л1−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

Л2−− осознание своего места в информационном обществе;

Л3−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

Л4−− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

Л5−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

Л6−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

Л7−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

Л8−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

МП1−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

МП2−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания

МП3−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

МП4−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

МП5−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

МП6−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной

безопасности;

МП7−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

П1−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

П2−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

П3−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

П4−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

П5−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

П6−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

П7−− сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

П8−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

П9−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

П10−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

П11−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

1.5.  Место учебной дисциплины в учебном плане:       общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина относится к предметной области математика и информатика и является обязательной дисциплиной  общеобразовательного цикла.

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.  

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07. Информатика

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     практические занятия

54

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

рефераты

11

расчёты

5

Компьютерные  презентации

6

Схемы

4

Таблицы

6

Резюме

6

Создание рекламного буклета

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.07. Информатика                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Результаты  освоения учебной дисциплины

1

2

3

Раздел 1.

Информационная деятельность человека

8

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

1

Л1, Л2, Л8, П1

Тема 1.2.

Развитие информационного общества

Содержание учебного материала

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1

Л2, Л8, П1

Практическая работа №1

«Использование информационных ресурсов общества, образовательных информационных ресурсов». (Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления. (юридические базы данных, портал государственных услуг)

2

Л3, Л4, МП1, МП2, МП3, МП4

Самостоятельная работа обучающихся

Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки

2

Тема 1.3.

Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство.

2

Л2, Л8, МП4, МП6, П1, П10

Практическая работа №2

Инсталляция лицензионных и свободно распространяемых программных продуктов.

В т. ч. инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

1

Л3, Л4, Л7, МП1, МП2, МП3, МП6, П3, П10

Практическая работа №3

Изучение интерфейса портала государственных услуг.

1

Л3, Л4, Л7, МП1, МП2, МП3, МП6, П3, П10

Самостоятельная работа обучающихся

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности – создание рекламного буклета.

Работа с литературой по теме «Правовые нормы информационной деятельности».

6

1

Раздел 2.

Информация и информационные процессы

26

Тема 2.1.

Информация и её представление

Содержание учебного материала

Информация. Свойства информации. Подходы к понятию и измерению информации.

2

Л8, П1

Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

2

Л8, П1

Практическая работа №4

Решение задач  на измерение количества информации

2

Л4, Л8, МП1, МП3,  МП2, МП3, МП5, П4

Практическая работа №5

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

2

Л4, Л8, МП1, МП3,  МП2, МП3, МП5, П4

Тема 2.2.

Основные информационные процессы

Содержание учебного материала

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

2

Л8, МП3, П1,П4

Тема 2.3.

Обработка информации

Содержание учебного материала

1

2

Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические основы работы компьютера.  Логические основы работы компьютера.

Алгоритмы и способы их описания. Основные алгоритмические структуры.

Л8, МП3, П1,П4

Практическая работа №6

Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.

2

Л4, Л8, МП5, П2, П4, П7, П8

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач по теме: «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления».

Решение задач по теме: «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно».

Подготовка индивидуального проекта «Шифрование информации».

Подготовка индивидуального проекта «Компьютерный тест по предметам подготовки».

6

Тема 2.4.

Хранение информации, поиск и передача информации.

Содержание учебного материала

Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче.

2

Л8, П1, П3, П4, П9

Практическая работа №7

Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

2

Л4, Л7, Л8, МП1, МП2,   МП3, МП5,   П3, П4

Практическая работа №8

Запись информации на внешние носители различных видов.

2

Л4, Л7, Л8, МП1, МП2,   МП3, МП5,   П3, П4

Самостоятельная работа обучающихся

Отличительные особенности записи и извлечения информации с компакт-дисков различных видов - таблица

3

Тема 2.5.

Управление процессами.

Содержание учебного материала

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.

Л8, П1

Практическая работа №9

Использование АСУ различного назначения. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

2

Л4, Л8, Л7

Контрольная работа №1  на тему «Информация. Информационные процессы»

2

Л6, Л7, МП1, МП5, П3, П4, П5

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

20

Тема 3.1.

Аппаратные средства компьютеров

Содержание учебного материала

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.

2

Л7, Л8

Тема 3.2.

Программные средства компьютера

Виды программного обеспечения компьютеров.

2

Практическая работа №10

Настройка графического интерфейса пользователя ОС. Изучение основных обьектов ОС.

2

Л8, МП3, П3, П10

Практическая работа № 11

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

2

Л4, Л7, МП1, МП2, МП3, МП5

Контрольная работа №2   на тему «Устройство и основные характеристики компьютера»

2

Л4, Л7, Л8, МП3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме: «Назначение операционных систем и сравнительный анализ их возможностей».

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности – составить таблицу.

3

Тема 3.3.

Компьютерные сети

Содержание учебного материала

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2

Л5, Л7, Л8

Практическая работа №12 

Изучение способов обмена информацией в локальной сети. Подключение компьютера к сети.

Использование сетевого принтера. Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети.

2

Л4, Л7, Л5, МП3

Самостоятельная работа обучающихся

Программно-техническое обеспечение компьютерных сетей - реферат

3

Тема 3.4.

Информационная безопасность

Содержание учебного материала

1

2

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Защита информации, антивирусная защита.

2

2

Л1, Л8, П1, П3, П4, П9, П10

Практическая работа №13

Организация компьютерного рабочего места в соответствии с требованиями безопасности.

2

Л4, Л7, МП1, МП3, МП6, П9

Практическая работа №14

Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

2

Л4, Л7, МП1, МП3, МП6, П9

Самостоятельная работа обучающихся

Компьютерные вирусы - реферат

3

Раздел 4.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

28

Тема 4.1.

Понятие об информационных системах.

Содержание учебного материала

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

1

Л8, П1

Тема 4.2.

Автоматизированные средства обработки текста.

Содержание учебного материала

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

1

 Л8, П1, П3, П4

Практическая работа№15

Создание документов в текстовом редакторе. Форматирование шрифтов. Оформление абзацев документов. Колонтитулы. Создание и форматирование таблиц в текстовом редакторе Open Office Writer.

2

Л4, Л8, МП1, МП2, МП3, МП5, П3, П4

Практическая работа №16

Создание списков в текстовом редакторе Open Office Writer.Колонки. Буквица. Форматирование регистров. Вставка объектов в документ. Подготовка к печати.

2

Л4, Л8, МП1, МП2, МП3, МП5, П3, П4

Практическая работа №17

Использование систем проверки орфографии и грамматики.

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).

2

Л4, Л8, Л7, МП1, МП2, МП3, МП5, П3, П4

Практическая работа №18

Программы-переводчики. Возможности систем распознавания текстов.

Гипертекстовое представление информации.

2

Л4, Л8, Л7, МП3, МП5, П3, П4

Самостоятельная работа обучающихся

Ярмарка специальностей.- рекламный буклет

6

Тема 4.3.

Электронные таблицы.

Содержание учебного материала

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

2

 Л8, П1, П3, П4, П5

Практическая работа №19

Создание электронной книги. Ввод данных средствами Open Office.org Calc. Ввод, создание и копирование формул. Встроенные функции. Связь данных таблицы.

2

Л4, Л7, МП1, МП2, МП3, МП5, П3, П4, П5

Практическая работа №20

Диаграммы. Сортировка и фильтрация данных.

2

Л4, Л7, МП1, МП2, МП3, МП5, П3, П4, П5

Контрольная работа №3  на тему «Комплексное использование  возможностей текстового редактора и электронных таблиц»

2

Л6, Л7, МП1, МП5, П3, П4, П5

Самостоятельная работа обучающихся

• Статистический отчет.

• Расчет заработной платы.

• Диаграмма информационных составляющих

5

Тема 4.4.

Системы управления базами данных.

Содержание учебного материала

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.

Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.

Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Базы данных Open Office.org Base.

2

Л8, П1, П3, П4, П6

Практическая работа№ 21

Создание однотабличной БД. Формирование запросов и отчётов для однотабличной БД.

(Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек,  музеев,  книгоизданий,  СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.)

2

Л4, Л7,МП2, МП3, МП4, МП5, МП6, П4, П6

Практическая работа№ 22

Создание структуры реляционной БД. Формирование сложных запросов и отчётов для реляционной БД. (Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.)

2

Л4, Л7,МП2, МП1, МП3, МП5, П6, П4, П3

Тема 4.5.

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

Содержание учебного материала

Практическая работа №23

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций.

2

Л4, Л7, Л8, МП1, МП3, МП5, МП6, П4, П3

Практическая работа №24

Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем.

2

Л4, Л7, Л8, МП2, МП3, МП7,П4

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация на тему «Моя профессия»

5

Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии

16

Тема 5.1.

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Содержание учебного материала

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Интернет – технологии.

Способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

2

Л5, Л8, П1

Практические занятия №25

Браузер.

Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.

Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.

2

Л4, Л5, Л8, МП2, МП3, МП4, МП6, П3

Тема 5.2.

Поиск информации

Содержание учебного материала

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

2

Л5, Л8, П1

Практическая работа №26

Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет.

2

Л4, Л5, Л8, МП2, МП3, МП4, МП6, П3

Тема 5.3.

Передача информации

Содержание учебного материала

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2

Л5, Л8, МП2, П1, П3

Практические занятия №27

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2

Л4, Л5, Л7, МП1, МП2, МП3, МП5, П4, П3

Тема 5.4.

Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях

Содержание учебного материала

Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет - телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ.

1

Л5, Л8, МП4, МП6,  П1, П4

Тема 5.5.

Сетевые информационные системы

Содержание учебного материала

Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы электронных билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного голосования, системы медицинского страхования, дистанционного обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).

1

Л8, П1,П6

Практическое занятие №28

Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных курсах, интернет-олимпиаде или компьютерном тестировании.

2

Л4, Л6, Л7, Л8, МП1, МП3, МП7, П10, П11

Самостоятельная работа обучающихся

• Резюме: ищу работу.

• Личное информационное пространство-эссе

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

Всего:

150

2.3. Основные виды учебной деятельности обучающихся 

Раздел учебной дисциплины

                Основные виды деятельности обучающихся        

Раздел 1.

Информационная деятельность человека

Тема 1.1.

ВВЕДЕНИЕ

Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах.

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

Выделение основных информационных процессов в реальных системах

Тема 1.2.

Развитие информационного общества

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.

Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.

Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.

Тема 1.3.

Информационная деятельность человека

Использование ссылок и цитирования источников информации.

Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.

Владение нормами информационной этики и права.

Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования

средств ИКТ

Раздел 2.

Информация и информационные процессы

Тема 2.1.

Информация и её представление

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.).

Знание о дискретной форме представления информации.

Знание способов кодирования и декодирования информации.

Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

Тема 2.2.

Основные информационные процессы

Тема 2.3.

Обработка информации

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных. Умение отличать представление информации в различных системах счисления.

Знание математических объектов информатики.

Представление о математических объектах информатики, в том числе о логических формулах

Тема 2.4.

Хранение информации, поиск и передача информации.

Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.

Умение анализировать и сопоставлять различные источники информации

Тема 2.5.

Управление процессами.

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

Тема 3.1.

Аппаратные средства компьютеров

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств.

Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации.

Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

Тема 3.2.

Программные средства компьютера

Умение определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач.

Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов.

Выделение и определение назначения элементов окна программы

Тема 3.3.

Компьютерные сети

Представление о типологии компьютерных сетей.

Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети.

Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть

Тема 3.4.

Информационная безопасность

Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Реализация антивирусной защиты компьютера

Раздел 4.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 4.1.

Понятие об информационных системах.

Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.

Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.

Умение работать с библиотеками программ.

Тема 4.2.

Автоматизированные средства обработки текста.

Тема 4.3.

Электронные таблицы.

Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.

Тема 4.4.

Системы управления базами данных

Пользование базами данных и справочными системами

Тема 4.5.

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах

Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии

Тема 5.1.

Телекоммуникационные технологии

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий.

Знание способов подключения к сети Интернет.

Тема 5.2.

Поиск информации

Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.

Определение ключевых слов, фраз для поиска информации

Тема 5.3.

Передача информации

Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации.

Определение общих принципов разработки и функционирования интернет-приложений.

Представление о способах создания и сопровождения сайта.

Тема 5.4.

Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях

Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.

Тема 5.5.

Сетевые информационные системы

Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с использованием программных инструментов поддержки управления проектом.

Умение анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории  Информатики .

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:

- компьютеры (рабочие станции) - 11;

- CD ROM (DVD ROM)-1;

- рабочее место педагога с модемом (ноутбук со встроенным модемом),

- одноранговая локальная сеть кабинета,

- Интернет;

- периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат (МФУ), гарнитура, веб-камера (в ноутбуке педагога), цифровой фотоаппарат, проектор и экран);

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):

«Организация рабочего места и техника безопасности»,

«Архитектура компьютера»,

«Архитектура компьютерных сетей»,

«Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»,

«Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме»,

«История информатики»;

- схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация»,

«Основные этапы разработки программ»,

«Системы счисления»,

«Логические операции»,

«Блок-схемы»,

«Алгоритмические конструкции»,

«Структуры баз данных»,

«Структуры веб-ресурсов»,

- портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);

• компьютеры на рабочих местах

- с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows ):

ОС Windows 8, антивирусная программа Avast, архиватор WinRAR;

- системами программирования QBasic;

- прикладным программным обеспечением Open Office, Сократ Персональный, Internet Explorer, Google Chrom, KMPlayer;

• печатные и экранно-звуковые средства обучения:

- методические указания к практическим работам,

- тесты к теоретическим материалам,

- учебные презентации, видео уроки:

  1. Архитектура ЭВМ.
  2. Учебное пособие по безопасности при работе с компьютером.
  3. История вычислительной техники.
  4. Основные возможности Excel.
  5. Общие принципы создания презентаций.
  6. ОС Windows.
  7. Основные возможности  Word.
  8. Базы данных.
  9. Внешняя память.
  10. Интернет.
  11. Информация.
  12. Кодирование информации.
  13. Компьютерные вирусы.
  14. Компьютерные сети.
  15. Компьютер изнутри.
  16. Мультимедиа.
  17. Программное обеспечение.
  18. Сеть Windows.
  19. Системный блок.
  20. Спец.устройства.
  21. Технические средства мультимедиа.
  22. Устройства ввода.
  23. Устройства вывода.
  24. Файлы и файловая структура.

• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);

• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд:

- УМК по дисциплине;

- Интернет-ресурсы:

http://www.klyaksa.net/

www.metod-kopilka.ru

www.shk-informatika.ru

www.uroki.net

3.2. Информационное обеспечение обучения

Для студентов

Цветкова М. С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей :учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 №  203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте  РФ 07.06.2012 № 24480.

 Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая

2012 г. N413".

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Учебники  в формате PDF, рекомендованные для преподавателей рекомендованной  ФГАУ «ФИРО» (протокол  от 23. 06. 2015г. № 3).

1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред.М. С. Цветковой. — М., 2014.

2. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие / Л. А. Залогова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.- 212 с.

3. Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 319 с.

4. Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учебное пособие / С.В. На-

заров, А.И. Широков. — М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2012. — 367 с.: ил., табл. — (Основы информационных технологий).

5. Новожилов Е. О. Компьютерные сети: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Новожилов Е. О., Новожилов О. П. – 4-е изд., стер.  — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.

6. Грацианова Т. Ю. Программирование в примерах и задачах [Электронный ресурс] / Т. Ю. Грацианова.—3-е изд., испр. и доп. (эл.).—Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 373 с.).—М. : Лаборатория знаний, 2016.—(ВМК МГУ—школе).—Систем. требования: AdobeReader XI ; экран 10".

7. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: учебник для сред. проф. образования / Цветкова М. С., Великович Л. С. – 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 252 с.

8. Малясова С. В. Информатика и ИКТ : пособие для подготовки к ЕГЭ :учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования /С. В. Малясова, С. В. Демьяненко ; под редакцией М. С. Цветковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

метапредметных:

−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания

−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной

безопасности;

−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

−− сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.