Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
план-конспект занятия

Морозова Мария Александровна

Технологическая карта урока по дисциплине "Маркетинг товаров и услуг" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_marketing_tovarov_i_uslug.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Пищевой колледж№33»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ ТОВАРОВ И УСЛУГ»

на тему «ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

в группе 14-ТЭс-21

специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Подготовила: преподаватель

спецдисциплин Морозова М.А.

2016

Технологическая карта учебного занятия

Тема: «Товарная политика предприятия»

Вид занятия:  урок

Тип урока: комбинированный урок

Место занятия: шестое занятие в разделе «Маркетинг товаров и услуг»

Цель занятия:

углубление знаний в сфере товарной политики предприятия: понятий  товара, рынка, сегментирования рынка

План занятия:

  1. Организационный момент  (2 мин)
  2. Проверка знаний студентов (15 мин)
  3. Сообщение и усвоение новых знаний (40 мин)
  4. Актуализация вновь полученных знаний (15мин)
  5. Рефлексия (подведение итогов), выставление оценок (5 мин)
  6. Объяснение домашнего задания (3 мин)

Ход занятия: 

Образовательные задачи:

- изучить понятия «товар», «рынок», «сегментирование рынка»;

- активизировать познавательную активность в сфере товарной политики организации;

- формировать и углубить знания в сфере  процесса принятия решения о покупке.

Воспитательные задачи:

- развивать  интерес к своей будущей профессии;

- формировать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателями;

- формировать культуру общения, в том числе в сфере профессиональной деятельности.

Развивающие задачи:

- развивать экономическое мышление;

- совершенствовать умения работы с информационными источниками;

- формировать умение находить связь между событиями и выбором будущей профессии;

- развивать коммуникативные навыки работы (уметь выступать и защищать свою точку зрения);

- развивать познавательный интерес к окружающей жизни, через приведение примеров по  применению закона спроса и закона предложения в профессиональной  деятельности

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап урока

Цель, методы, приемы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия.

Определение целей занятия:

Изучение товарной политики предприятия: понятий  товара, рынка, сегментирования рынка

Методы и приемы:

Определение целей занятия (для мотивации учебной деятельности)

Цель этапа: подготовить студентов к активной учебной деятельности

Проверяет готовность студентов к уроку

Озвучивает тему и цель урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

2. Проверка знаний (побуждение к учебной деятельности)

   

1). Фронтальный опрос:

1. Дайте определение понятиям «Маркетинг», «Нужда»,  «Потребность», «Запрос», «Товар», «Обмен», «Сделка»,  «Рынок»

2. Дайте объяснения следующим выражениям:

А) Децентрализованный обмен?

Б) Перечислите основные понятия маркетинга, как научной дисциплины?

В) О чем идет речь, когда вы слышите слово Бартер?

Г) Что выражается в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному  укладу данного общества?

Д) Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов?

Е) Если она не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным?

Ж) Его основная цель – настолько хорошо познать покупателей, чтобы товар продавал себя сам?

2). Индивидуальная проверка знаний

(инструктаж по выполнению)

- выдача индивидуальных заданий  студентам в форме  тестов (заполнение схем про микро и макросреду маркетинга, затем обмен заполненными листами с соседом по парте и проверка правильных ответов). (Приложение 1)

Методы и приемы:

Мозговой штурм

Цель этапа: мотивация учебной деятельности, объединение студентов и преподавателя в совместную коллективную учебную деятельность

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи

Проводит параллель  с ранее изученным материалом

Отвечают на вопросы, осознанно строят речевые высказывания, проводят рефлексию своих действий

3.Сообщение и усвоение новых знаний

(Презентация к уроку)

Учебные вопросы

- Сущность рынка и его элементы

- Понятие товара и средств товарной информации

- Закон спроса и закон предложения

- Сегментирование рынка

- Теория Абрахама Маслоу

- Процесс принятия решения о покупке

- Процесс моделирования поведения конечного потребителя (Ф.Котлер)

Методы и приемы:

  • словесный – рассказ с элементами беседы, с демонстрацией презентации (для формирования теоретических и фактических знаний)
  • репродуктивный (для запоминания материала)
  • установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации)

Цель этапа: развитие экономического мышления, интереса к  изучаемой теме

Организует учебное взаимодействие студентов (группы) и объясняет вопросы темы, используя сообщения студентов

Слушают, воспринимают новые знания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют самоконтроль

4.Актуализация вновь полученных знаний

Алгоритм деятельности

- Формирование рабочих групп для выполнения заданий – группа делится по 2 человека:

1. Каждый студент определяется с торговой организацией, а соответственно с группой товаров (согласно темам курсовых работ по МДК 03.01УСПО, МДК 01.01 ОКТОЭ)

2. Составляет анкету с целью выявления потребности населения в товарах и услугах

3. Студенты обмениваются анкетами и заполняют их, после чего анкеты возвращаются к составителю

4. Студент письменно анализирует свою  анкету и определяет потребности в тех или иных товарах с обоснованием своего решения

Методы и приемы:

Самостоятельный анализ.

  • Цель этапа
  •  рефлексия,
  •  развитие умений работы в группах.

Организует учебную деятельность для выполнения задания.

Направляет работу студентов

Выполняют задание. Проводят совместную работу

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

5. Рефлексия (подведение итогов), выставление оценок

 ° Выявление затруднений при выполнении заданий

Оценка группой своей учебной деятельности

° Оценивание учебных достижений преподавателем

Методы и приемы:

* Комментированное решение

Цель этапа: закрепление первичных умений,

развитие навыка четкого следования алгоритму

Фиксирует выдвинутые студентами гипотезы, организует их обсуждение

Диагностическая работа:

- контрольно-оценивающая деятельность

Участвуют в обсуждении содержания материала

Осуществляют контроль по результату

  1. Домашнее задание
  • Изучить конспект лекции;
  • Учебник А.Ф. Барышев «Маркетинг» Москва «Академия» 2012г. Стр. 37-49, 52-66, 98-100

Методы и приемы:

* Комментированное задание

Цель этапа: 

самостоятельное закрепление изученного материала

Поясняет  самостоятельную (внеаудиторную работу) работу

Получают домашнее задание, выясняют детали


Приложение 1

Маркетинговая макросреда фирмы

  • Демографические факторы – здесь имеют значение и половозрастная структура, и миграция, и прирост численности населения, динамика потребителей, и распределение населения по принципу городских и сельских регионов. Все это влияет на формирование спроса на продукцию и, соответственно, на всю деятельность предприятия
  • Экономические факторы - покупательская способность, уровень безработицы, налогообложение, уровень инфляции, стоимость потребительской корзины, доступность кредита, уровень сбережений населения
  • Природные факторы - рост цен на сырье и расход природных ресурсов без возможности их восполнения
  • Научно-технические факторы - уровень научно-технического прогресса,  скорость инноваций, новые технологии, возможность внедрять более прогрессивные методы производства и сбыта, возможность перенесения большинства маркетинговых исследований в среду интернет, усовершенствование процессов внутри предприятия при помощи компьютеризации и так далее
  • Политические факторы - здесь имеют значение правовые формы, законодательные нормативы по защите прав населения и интересов общественности, регулирование деятельности предприятий
  • Факторы культурного окружения – доверие к государству, отношение к предприятию в целом, ответственное отношение к работе, в частности. Все это влияет на отношение производителя к своей деятельности и к покупателю в том числе. Здесь же надо учитывать исторические, этнические и религиозные традиции, что немаловажным образом сказывается на потребительском спросе

Таким образом, становится понятным, что макросреда предпринимательства, в отличие от микросреды, не может контролироваться непосредственно предприятием, но возможно учитывать все эти факторы и использовать их для более стабильной и продуктивной работы компании.


Маркетинговая микросреда фирмы

Микросреда – силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры

  • Сама фирма – руководитель фирмы, руководители дочерних фирм, работники фирмы и ее подразделения дочерних фирм
  • Поставщики – деловые компании и отдельные лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов материальными ресурсами
  • Маркетинговые посредники – организации, помогающие фирме в продвижение, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры
  • Клиенты – физические или юридические лица, которые являются потребителями данной фирмы
  • Конкуренты – это фирмы, производящие (торгующие) такую же или аналогичную продукцию и продвигающие ее на тех же рынках, что и данная фирма
  • Контактные аудитории – любая группа людей, проявляющих реальный и потенциальный интерес формы или оказывающих влияние на ее способность достигать поставленных целей

Приложение 2

ФИ студента (составителя анкеты) ____________________________________

Название торговой организации ____________________________________

Группа товаров ___________________________________________________

Анкета

По выявлению спроса населения в товарах и услугах

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

8. ________________________________________________________________

9. ________________________________________________________________

10. _______________________________________________________________

Анализ анкеты составителем и определение потребности в товарах с обоснованием своего решения: _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Модель поведения конечного потребителя (по Ф. Котлеру)

                


Приложение 4

Процесс принятия решения о покупке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

КОС ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки) ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведени...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ урока-экскурсии по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

laquo;Экскурсия в торгово-развлекательный центр «PLAZMA» с целью ознакомления с планировкой, расположением основных групп помещений, ассортиментом потребительских товаров, современным тор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 38.02. 05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:  38.02. 05  ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬС...