Из истории развития системы профессионального образования будущих рабочих СПО
статья

Дементьева Клавдия Сергеевна

Из рубрики "Наша история"  Жизнь и деятельность Министра народного просвещения П. Н. Игнатьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из истории СПО27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории развития системы

профессионального образования

будущих рабочих

 Система профессионального образования будущих рабочих начала складываться еще в дореволюционной России. При крупных заводах и фабриках организовывались ремесленные училища, где ученики под руководством опытных мастеров и инженеров постигали азы будущей профессии и профессиональные приемы, позволявшие сделать работу максимально правильно.

    Накануне Октябрьской революции предпринимались попытки реформированияэтих училищ

 Граф Павел Николаевич Игнатьев министр народного просвещения Российской империи (1915—1916/1917). Действительный статский советник (1908), шталмейстер (1917). Почётный гражданин Томска.

    Учился в Сорбонне. В 1892 году окончил университет Св. Владимира в Киеве. С 1892 года служил по Министерству внутренних дел. С 1893 года состоял в распоряжении киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. Проходил действительную военную службу в лейб-гвардии Преображенском полку в батальоне, которым командовал наследник цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). В своей роте в унтер-офицерском звании заведовал школой грамотности для солдат.

С 1914 года - Министр народного просвещения

Из «Всеподданнейшего доклада
министра народного просвещения»

    «Ваше Императорское величество, государь всемилостивейший. Девятнадцатого ноября в ставке Вашего Императорского величества я счёл своим долгом, налагаемым на меня совестью и присягой, докладывать о тех опасениях, которые возникли у меня в связи с действиями некоторых лиц и ходом политической жизни страны. Я умоляю Ваше Императорское величество не принуждать меня быть соучастником тех лиц, действия коих по совести я считал гибельными для престола и Родины.

     В твердом убеждении, что полезна Вашему Императорскому величеству и Родине лишь правительственная власть, объединённая единством мысли государственной, пониманием основных целей управления и путей к их достижению, считаю своим верноподданническим долгом просить Ваше Императорское величество снять с меня непосильное бремя служения против велений совести.»Придерживался либеральных взглядов, был популярен в общественных и интеллектуальных кругах.

Назначение Игнатьева, как и ещё нескольких министров-либералов, выражало не новый курс правительства, а лишь стремление наладить отношения с большинством государственной Думы

   Вскоре после вступления в должность, в апреле 1915 года Игнатьев созвал совещание попечителей учебных округов, на котором охарактеризовал общие направления новой школьной политики, которую он предполагал проводить. Материалы этого совещания по реформе средней школы (примерные программы и объяснительные записки) были изданы в том же году, и рассматриваются в качестве проекта реформы народного образования Эти материалы, а также другие разработанные в различных комиссиях примерные программы и объяснительные записки к ним воплощали в себе «то лучшее, чем располагала либерально-буржуазная педагогическая мысль», и «в известной части были использованы при составлении программных материалов после Октябрьской революции».

Реформаторы предусматривали в перспективе введение единой школы (гимназии) с 7-летним сроком обучения, разделённой на две ступени (1-3 и 4-7 классы).

На второй ступени предусматривалась специализация — новогуманитарная (с приоритетом русского языка и литературы, иностранных языков, истории), гуманитарно-классическая (традиционная русская гимназия с углублённым изучением латинского и греческого языков) или реальная (приоритет математики и естественных наук).

Особое внимание обращалось на необходимость соответствия среднего образования потребностям общества и интересам экономики. Признавалась необходимой преемственность программ средней школы и последующих этапов профессиональной подготовки. Предлагалось ввести в школе трудовое начало как средство воспитания, а не профессионализации. Важной составляющей проекта реформы была демократизация системы управления народным образованием. Так, предлагалось создать при гимназиях комитеты, в которые бы вошли представители общественности. Педагогические советы гимназий наделялись правом самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы, решать хозяйственные вопросы.

За время своего пребывания на посту министра Игнатьев провёл два совещания попечителей учебных округов (в феврале 1915 и марте 1916 года), а также ряд педагогических съездов, на которых обсуждались вопросы будущей реформы. «Необходимо через школу, — говорил Игнатьев на этих совещаниях, — способствовать развитию производительных сил страны: школа должна служить жизни и нуждам населения». Несмотря на ограничение прироста бюджета народного образования после начала Первой Мировой войны, число высших и средних учебных заведений при Игнатьеве увеличилось, и министерству удалось получить средства на поддержку ряда женских и частных вузов.

Летом-осенью 1915 года Игнатьев участвовал в деятельности группы либеральных министров, выступавших за отвергнутый царём компромисс с Государственной думой. Большинство из них были уволены с министерских постов осенью 1915 года, но Игнатьев остался в правительстве ещё более чем на год.

  Содержание предлагавшейся Игнатьевым реформы образования вызвало неприятие со стороны консервативных сил. Проекты предложенных им реформ не получили поддержки правительства; историки заключают, что в сложившихся условиях осуществить свою реформу Игнатьев не мог.

  Будучи не согласен с политикой, проводимой Николаем II, 19 ноября 1916 г. в разговоре с императором Игнатьев откровенно рассказал ему о кризисной ситуации в стране. Через месяц, 21 декабря 1916 г. после своего традиционного доклада царю чиновник подал прошение о своей отставке. Николай II не принял отставки министра народного просвещения и предложил ему «продолжать полезную работу». Однако через несколько дней, 27 декабря 1916 г. из газет Павел Николаевич узнал о своем увольнении. По традиции «подсластить пилюлю» 1 января 1917 года Игнатьев получил чин шталмейстера двора. Ранее был удостоен придворных званий (1894), «в должности церемониймейстера» (1896) и «в должности шталмейстера» (1907).

После Февральской революции Игнатьев был допрошен, среди других министров, Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства «для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств». Уже после этого, осенью 1917 года Игнатьев был избран почётным академиком Российской академии наук (в 1928 году звания заочно лишён, посмертно восстановлен в 1990 году). Также в 1917 году был избран почётным членом Петроградского университета, Женского медицинского института, Пермского университета (открытого в его бытность министром), Императорского Московского технического общества.

П. Н. Игнатьев был назначен царем Николаем 2 министром народного просвещения. В  1915 году он начинает разрабатывать реформу образования, высказался за признание трудового принципа в обучении как воспитательного средства, способного готовить юношество к решению жизненных проблем.

Вместе с новыми учебными планами и программами для 26 учебных предметов был разработан и новый устав общеобразовательной средней школы. Отдельные требования этого устава тут же вводились в школьную практику распоряжениями министра народного просвещения, до принятия окончательной редакции Законопроекта. Так, в 1915/1916 учебном году были отменены переводные экзамены и экзамены на аттестат зрелости, отчасти ввиду условий военного времени, но более из-за намерения подобные экзамены проводить по-иному.

Новый устав предусматривал придачу большей самостоятельности педагогическому совету средней школы или учительской конференции, а также отдельному учителю в решении вопросов учебно-воспитательной работы.
Школьные родительские комитеты получали более широкие права в контроле над жизнедеятельностью школы.

Особенно озабочен был П. Н. Игнатьев реорганизацией системы профессионально-технического образования.

 Разделяя тревогу независимых экономистов и представителей торгово-промышленных кругов страны, министр вполне был согласен с теми из них, кто благополучие России и все ее будущее связывал с ростом производительных сил в народном хозяйстве. Он считал, что быстрый и мощный подъем экономики немыслим без широкого развития профессионально-технического образования. Разумное и длительное использование природных богатств нашего Отечества требует возможно большего числа технически образованных людей - об этом П. Н. Игнатьев докладывал Совету министров в феврале 1916 г.
      Министерство народного просвещения разработало проект реформы профессионально-технического обучения, который обсуждался в 1915 - 1916 гг. на совместных заседаниях специалистов различных заинтересованных ведомств. Доказывалась необходимость значительного увеличения числа профессиональных школ, их приспособления к специальным требованиям отдельных профессий и тесной связи профшкол с предприятиями, на которых ученики проходят практику.
    Проект предусматривал строгую взаимосвязь общего и профессионально-технического образования, на основе чего создавалась бы замкнутая система профессионально-технического обучения, однозначно ориентированная на решение прогнозируемых проблем промышленного и аграрно-технического развития страны. Нижнюю ступень составляли ремесленные училища на базе 4-годичной начальной школы. Они предназначались для подготовки помощников мастеров. Вторая группа производственных учебных заведений, базирующихся на 6-летней образовательной подготовке, состояла из профучилищ, создаваемых для подготовки мастеров.

    Технические учебные заведения, базирующиеся на 8-летнем школьном обучении, должны были готовить технический персонал различной специализации. Вершину этой системы составляли технические и другие специальные высшие школы, обособленные от университетов и представляющие собой особую образовательную ветвь для подготовки специалистов высшей квалификации. Высшие учебные заведения подобного рода должны были стать центрами распространения научно-технических знаний среди населения.
   
В феврале 1916 г. был основан "Совет по делам профессионального образования в России" под председательством Игнатьева для координации деятельности научно-педагогических и административных (стр. 81), а также общественно-политических (думских) деятелей с целью разработки проектов. Результаты соответствующих реформаторских изысканий стали исходным материалом для работы уже следующего министра народного просвещения.
     
Идеи, разработанные единомышленниками П. Н. Игнатьева с целью модернизации общего и профессионального образования, базировались на предшествующем школьно-педагогическом опыте России и зарубежной психолого-педагогической мысли - Европы и особенно США. Они стали полезным источником для позднейших реформаторов, не утратили своего значения и в наши дни. Особенно они интересны при рассмотрении таких существенных проблем, как методология разработки проектов преобразований школьного дела, координация общественно-педагогических, научных и государственных усилий при разработке важнейших проектов по реформированию системы общего и профессионального образования России.
   
Попытки П. Н. Игнатьева реформировать систему народного просвещения - это важный исторический факт, свидетельствующий о том, что Российская империя в начале XX в. вошла в процесс перестройки одного из фундаментальных элементов всей структуры государства. Этот процесс обновления явился результатом изменившихся экономических, социальных и культурных потребностей. Конечно же, у реформы нашлось немало противников. На пути модернизации русской школы стояли консерваторы-бюрократы из придворных кругов. Немалые помехи создавали образовательно-воспитательные идеалы прошлого, школьные традиции. Не обходилось при этом без напоминаний о том, что Россия - часть Европы и что греко-латинское классическое наследие и для российских гимназий составляет необходимое основание общего образования.
     
Сам П. Н. Игнатьев указывал и на другие труднопреодолимые преграды. По его мнению, проекты не были осуществлены в основном по причинам сложности военного времени. Война потребовала напряжения всех сил и средств Российской империи. К тому же последовавшие поражения на австро-германском фронте повлекли за собой рост недовольства населения деятельностью правительства, апатию, а то и недоверие к его начинаниям.
     
Император Николай II, давший в начале 1915 г. новому министру народного просвещения графу П. Н. Игнатьеву согласие на его план проведения реформ общего и профессионального образования, в тот момент не мог ожидать, что будет достигнут столь существенный общественный размах при их осуществлении. Либерализм модернизации в правительстве сочли несвоевременным, а значит, министр не оправдал ожиданий, и поэтому был отправлен в отставку. А вместе с тем свернуты и почти все его реформы.

    П. Н. Игнатьев, прекрасно понимая сложности исторического периода, не надеялся утвердить законом основные положения новой школы. Поэтому он пытался циркулярами и распоряжениями по Министерству народного просвещения в течение 1915 и 1916 гг. внедрить их в школьную практику "явочным порядком". С его отставкой в конце декабря 1916 г. дело столь радикального преобразования школы было приостановлено. Это была последняя серьезная попытка реформировать систему народного просвещения в условиях самодержавия.

П. Н. Игнатьев покинул революционную Россию в 1917 г., умер в 1926 г Канаде".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной внеаудиторной работы с обучающимися в системе профессионального образования (методические рекомендации)

Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразовани­ем, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи. И начинается о...

Габсатарова И.Д. Направления развития системы дополнительного образования студентов

В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта и...

«Организация системы профилактики в системе профессионального образования"

Краткий обзор мероприятий входящих в основую работу социального педагога по профилактите асоциальных явлений....

Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования

В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей  задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования 15.01.2020г.

Реализация инклюзивного образования в системе профессионального образования Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможно...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

КРЕАТИВНОСТЬ КАК «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО

В статье рассматривается проблема определения понятия креативность и необходимость внедрения методов развития творческого мышления в образовательный процесс системы образования будущего. ...