Технологическая карта урока по информатике "Геоинформационные системы"
план-конспект урока

Васильева Елена Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Тема «Геоинформационные системы» 

Цель занятия – способствовать формированию информационной компетентности и навыков работы по созданию геоинформационных моделей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Предмет: Информатика и ИКТ.

Курс  1

Тема «Геоинформационные системы»  

Продолжительность занятия – 90 минут

Место проведения занятия: компьютерный класс

Цель занятия (для преподавателя) – организовать работу по формированию информационной компетентности и навыков работы по созданию геоинформационных моделей.

Цель занятия (для студентов) – изучить понятия геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС) структуру  и сферы их применений

Задачи для преподавателя :

  • формирование представлений о геоинформационных системах  и навыков работы с сервисом GoogleEarth
  • создание условий для развития готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • создание условий для формирования умений работы в команде, умения аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать позицию других.

Задачи для студентов:

  • изучение теоретического материала по теме «Геоинформационные системы»;
  • представить результаты изучения теоретического материала в виде информационной схемы с помощью онлайн сервисов
  • создание геоинформационной системы по заданным условиям

Формируемые ОК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

По окончанию занятия студент должен

знать:

  • понятие геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС);
  • структуру и сферы применения ГИС;

уметь:

  • находить объекты по заданным координатам в сервисе GoogleEarth;
  • строить маршрут в сервисе GoogleEarth;

Тип занятия:  урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский

Основные понятия: модель, система, геоинформационная  модель, геоинформационнная система.

Межпредметные связи: математика, география

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, презентация, ПК с выходом в интернет, раздаточный материал, задания.

1http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf  . А.С. Самардак. Геоинформационные системы (ЭОР)

2.http://maps.google.ru/ Интерактивная карта Земли.

3. http://present.griban.ru/file/54-geoinformacionnye-sistemy-gis.html  Молчанова С.Н. Геоинформационные системы (ЭОР)

Формы урока: индивидуальная, групповая.

Технология: проблемное обучение


Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Миницель урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Применяемые методы

Планируемые результаты

1

Организационный момент

Приветствует учащихся и настраивает их на работу.

Слушают учителя. Настраиваются на работу.

Техническая пятиминутка

Готовность к совместной деятельности

2

Актуализация знаний.

Мотивация и целеполагание

Миницель:

сформулировать тему, цель и задачи урока

Предлагает учащимся ответить на вопросы.

  • Вы планируете поездку в незнакомое место. Какие ваши действия?
  • Что может вам в этом помочь? Где можно найти информацию?
  • Какие модели карт в Интернете существуют?
  • А что такое геоинформационная модель, геоинформационная система?

  • Сферы применения ГИС?

Выявляет проблему и способы её решения. После этого совместно со студентами озвучивает тему урока и, исходя из темы, определяет цель и задачи урока.

Отвечают на вопросы,

  • Узнать больше о предполагаемом месте, изучить путь к данной местности и её особенности
  • Интернет, справочники, энциклопедии, карта местности
  • Интерактивные, геоинформационные
  • Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
  • Этим системам можно найти применение практически в любой сфере трудовой деятельности человека.

Участвуют в формулировании темы занятия и в постановке цели и задач.

Частично-поисковый метод

Определение уровня знаний студентов по теме «Геоинформационные системы»

3

Открытие нового знания и его первичное закрепление

Миницель:

изучить теоретический материал по теме и создать схему

Выдает учащимся задание, предварительно оговаривая критерии оценки задания

1. Используя источники информации изучить  теоретический материал и ответить на вопросы

  1. понятие «геоинформационная модель», «геоинформационная система»;
  2. связь ГИС с научными дисциплинами;
  3. задачи, которые решаются с помощью ГИС;
  4. сферы применения ГИС;
  5. структура (базовые компоненты) ГИС;

2. Составить схему с помощью mindomo.com.

Критерии оценивания

0 – задание не выполнено;

1 – задание выполнено не полностью (не установлены связи между основными понятиями);

2 – задание выполнено полностью (выделены опорные понятия и установлены связи между ними).

1. Разбиваются на пары.

2. Изучают теоретический материал, используя источники информации:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович (§5.9 «Геоинформационные модели»).
  2. Самардак А.С. Электронный учебник «Геоинформационные системы».

http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/6161/географическая 
  2.  Геоинформационные системы https://sites.google.com/site/dutovanasta/home 

3. Используя  сервисы web 2.0  mindomo.com  создают схему по теме «Геоинформационные модели»

Частично – поисковый

Творческая деятельность

Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с их помощью; умение выбора способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение извлекать информацию, преобразовывать один вид информации в другой

4

Представление и оценка схемы

Миницель : представить результат работы, аргументировать свою точку зрения.

Организует представление и оценку результатов работы учащихся.

1. Каждая группа представляет созданную схему.

2. Совместно с учителем оценивают свой результат

3. Заносят результаты в бланк оценивания (приложение 3)

Метод критического подхода к своим знаниям и умениям

Метод обратной связи

Умение находить и исправлять ошибки, адекватно оценивать результаты работы, аргументировать свою точку зрения.

5

Первичное закрепление, работа на ПК

Миницель: выполнить практическую работу и оценить результат работы

Предлагает учащимся выполнить задание на ПК (приложение 1).

Предлагает учащимся оценить результаты работы в соответствии с предложенными критериями и занести результаты в бланк. (приложение 3)

Выполняют задание на ПК, используя Microsoft Excel и сервис Google Earth.

Осуществляют самооценку.

Метод педагогического сотрудничества

Метод самоконтроля

Формирование навыков работы с сервисом Google Earth; совершенствование навыков работы в табличном процессоре.

Умение осуществлять анализ и оценку правильности выполнения действий (на основе данных критериев)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичный контроль знаний)

Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (Приложение 2)  и сравнить с эталоном

В случае если учащийся получает менее 3 баллов, то ему выдается дополнительное домашнее задание.

Отвечают на вопросы теста.

Сравнивают с ключом, заносят результаты в бланк ответов

Метод самоконтроля

Метод обратной связи

Демонстрация знаний видов, областей применения и структуры ГИС.

Умение устанавливать  причинно-следственные связи, осознание качества и уровня усвоения знаний

7

Рефлексия, подведение итогов, запись домашнего задания

Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы, затем записать домашнее задание.

1) Сегодня на уроке мне понравилось______

2) Для меня было сложным ___________

3) Сегодня на уроке мне не понравилось _______________

Домашнее задание:

Основное:         

1) Заполнить таблицу «Программное обеспечение современных ГИС платформ»:

- название программного продукта;

- фирма изготовитель, страна;

- функции.

Дополнительное (для учащихся, получивших за тест менее 3 баллов): составить сканворд по теме «Геоинформационные модели».  

Анализируют бланк ответов, оценивают полученные результаты, сопоставляют их  с целью и задачами урока. Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Педагогика сотрудничества.

Метод обратной связи

Метод слуховой передачи информации

Умение достаточно полно и точно выражать мысли.

Умение анализировать результаты деятельности

Приложение 1

Представьте, что вы работаете в крупном международном агентстве менеджером по перевозкам.  Вам нужно подобрать маршрут следования для труппы туристов и организовать их поездку разными видами транспорта. Представитель турагентства сообщил только географические координаты мест, куда направляется группа, вид транспорта и пункт отправления - Москва.

Задание. Используя сервис Google Earth (http://maps.google.ru/) постройте геоинформационную модель маршрута

Google Планета Земля (Google Earth)-  проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности.

Общие сведения о Google Earth представлены на сайте  http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Earth

Ход работы

  1. На основе предоставленных координат определите пункты остановок предполагаемого маршрута и занесите их названия в бланк отчета.

Координаты:

1

-17.918289, 25.845369

2

-23.493477, 31.552734

3

-4.105858, 11.885052

4

36.818114, -2.693044

Поиск объектов по координатам:

  1. Введите координаты в строку поиска
  2. Нажмите кнопку найти

Заполните таблицу

Координаты

Название места, с указанием страны

2.        Проложите путь с учетом полученных в первом задании результатов, и определите его длину.  Скопируйте полученное изображение в бланк ответов

Измерение расстояния пути:

1)        В меню "Инструменты" выберите "Линейка".

2)        Выберите тип фигуры Путь.

3)        Выберите единицы измерения для длины.

4)        Нажмите кнопку мыши, чтобы установить начальную точку пути и продолжайте нажимать до тех пор, пока путь не охватит требуемый регион.

3. На основе полученных данных определите и примерную длительность поездки (количество дней), учитывая следующие условия:

  • для осмотра достопримечательностей в каждом пункте туристам необходимо максимум 4 часа;
  • для отдыха туристам необходимо 8 часов.
  • до первого пункта назначения  туристы добираются самолетом, а потом они путешествует на машине. Из последнего пункта назначения туристы также добираются до Москвы  самолетом.

(Продумайте структуру таблицы для расчета количества дней и представьте результаты, используя табличный процессор. )

Примечание: средняя скорость самолета 800 км/ч + 3 часа на регистрацию, средняя скорость машины  80 км/ч.

Приложение 2.

Тест по теме «Геоинформационные системы»

Вопрос 1.  Что такое геоинформационная система (ГИС)? (Выберите несколько правильных вариантов ответа)  

1) ГИС –карты стран и городов.

2) ГИС – компьютерная информационно-справочная система, содержащая информацию «привязанную» к карте местности.

3) ГИС – это компьютерная система, в которой можно изменять масштаб изображения местности .

4) ГИС – современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.

Вопрос 2. Перечислите элементы, входящие в структуру ГИС? (Выберите правильные варианты ответов)

1) GPRS;

2) методы и технологии;

3) географические данные

4) описательные данные;

5) программное и аппаратное обеспечение

Вопрос 3. Где применяется геоинформационная система?: (Выберите несколько правильных вариантов ответа)

1) управление школой или предприятием;

2) земельный кадастр  и землеустройство;

3) обеспечение деятельности правоохранительных  органов и силовых структур;

4) наук аи образование;

5)территориальные службы жизнеобеспечения;

6) картографирование

Вопрос 4. Расположите последовательно этапы создания ГИС: (Установите правильную последовательность)

1) создание меток;

2) поиска места по параметрам (названию или координатам);

3)прокладывание маршрута;

4)поиск дополнительной информации

Вопрос

1

2

3

4

Ответ

2,4

2,3,4,5

2,3,4,6

2,1,3,4

Кол-во баллов за ответ

1

1

2

2


Приложение 3

Бланк оценивания

Задание  1.

1. Количество баллов  за  создание схемы ______________________

(запишите количество баллов, полученных  во время защиты схемы)

Задание  2.

2. Количество баллов за поиск объектов по координатам________________

(количество баллов установите в соответствии с критериями оценивания и ключом)

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено, страны не определены;

1 – задание выполнено не полностью, имеются ошибки в определении стран или пунктов назначения;

2 – задание выполнено полностью и правильно

Ключ:

Координаты

Название страны

-17.918289,25.845369

Граница Замбии и Зимбвабве. Национальный парк Виктория

-23.493477,31.552734

ЮАР, Крюгер Парк

-4.105858,11.885052

Конго, Пуэнт-Нуар

36.818114,-2.693044

Испания, Ботанический сад Ла-Риохи

3. Количество баллов за создание модели и определение длины пути _____

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено (путь не проложен);

1 – задание выполнено не полностью (не определена длина пути);

2 – задание выполнено полностью.

4. Количество баллов за расчет количества дней путешествия _________

Критерии оценивания:

0 – задание не выполнено (таблица не построена);

1 – задание выполнено не полностью (правильно определено количество дней путешествия, но таблица построена не рационально);

2 – задание выполнено с ошибками (таблица построена правильно, но имеются ошибки в расчетах);

3 – задание выполнено полностью.

3. Результаты теста

5  Количество баллов за тест ________________________________

Итого баллов ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта теоретического занятия в системе дистанционного обучения Moodle ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

В марте 2020 г. в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Разработка технологической карты  урока с использованием образовательной онлайн-платформы , где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме....