Искусство в педагогическом процессе дисциплин гуманитарного цикла
материал по теме

Интеграция предметов гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pck.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство в педагогическом процессе

дисциплин гуманитарного цикла.

В настоящее время система российского образования находиться в состоянии реформирования. Это касается и системы профессионального образования. Периодически провозглашаются те или иные подходы к образованию: природосообразный, культуросообразный и т.д. В настоящее время определился социокультурный подход к образованию, когда система образования исследуется и формируется в сложном противоречивом соотношении общества и культуры, их динамике, историческом развитии. Социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой происходит усвоение той или иной социальной личностью общечеловеческих ценностей, накопленных культурой за многовековую историю её существования и развития.

Искусство – самосознание культуры. Напомню, что самосознание – «это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой выстраивается взаимодействие с Другими и отношение к себе» (Психология. Словарь. Сост. Л.А.Карпенко. М., 1990. – 494 с. С. 475). Самосознание определяет «программу жизнедеятельности» того или иного человека, её успешность во всех сферах. Поэтому уровень развития самосознания для человека и для общества в целом трудно переоценить.

Основной целью образования в рамках социокультурного подхода является формирование и развитие надпрофессиональных, так называемых ключевых компетенций. Коротко напомню, что ими являются …, познавательная активность, рефлексивность сознания. Одна из главных целей дисциплин гуманитарного цикла: развитие критического, рефлексивного мышления, монологической вербальной речи, умение выражать и обосновывать своё отношение к тому или иному являению реальности.

Художник в своём творчестве, в конечном счете, так или иначе, отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Он выразитель культурных парадигм – когнитивных, ценностных, регулятивных. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры, в котором мы живём. А искусство в целом – это панорама всего многообразия этого мира.

На предметах гуманитарного цикла студенты знакомятся с искусством художественного слова (художественная литература, детская литература), с искусством выразительного чтения (одноимённый предмет) и опыт восприятия различных видов искусств, накопление собственного опыта художественного мышления значительно обогащает социокультурный уровень личности и способствует более успешному освоению гуманитарных предметов.

Искусство представлено множеством видов, каждый из которых обладает своим собственным средствами выражения того или иного смысла, своим собственным художественным языком, не требующем перевода. Эти выразительные средства обладают достаточно сильными рычагами эмоционального воздействия на человеческую психику.

В первую очередь следует назвать музыку. Её язык – музыкальный звук - язык человеческих эмоций, который средствами других языков передать невозможно. Они только приближаются к этому в большей или меньшей степени, но тончайшие градации человеческих эмоций способен выразить только музыкальный язык, его интонационные единицы. «Каждое музыкальное произведение рассматривается как воплощение не только конкретной темы, но и более широкого содержания – вечных основ жизни, сущности человека, коренных закономерностей человеческой психики, её исторической эволюции.

Все человеческие эмоции, выражаемые музыкой, можно условно распределить по трём каналам: «…три силы являются фундаментом выражения важнейших …чувств в музыке…» (С.53): воля – «высшее из человеческих достоинств, главное развитие его существования, развития и совершенствования. Воля есть материализованное, реализованное желание, страсть….В воле скрывается сумма, синтез страстей, желаний, чувств…». Это и жажда свободы, жажда жизни. Воля лежит в основании важнейших, ярчайших человеческих чувств – любви, ненависти, решительности, смелости, страха, терпения как упорства, настойчивости, постоянства, гнева, ярости. Вторую силу автор условно называет «противостоящей волевым устремлениям». Это покой, страдание, тоска, отчаяние, печаль, меланхолия, сожаление, успокоение, даже торжество. И третье действующее лицо в театре человеческих страстей – власть гармонии, извечное стремление к окончательному разрешению всех конфликтов.

Каждая из этих сил, выраженных интонационно, обладает множеством оттенков проявления. Часто очень трудно бывает подобрать нужные слова для выражения своего впечатления от прослушанного произведения. На уроках МХК для этих целей мы пользуемся раздаточным материалом на основе «Словаря модальностей эмоций» Ражникова.

В прозаических литературных произведениях иногда упоминается то или иное музыкальное произведение как ассоциативный приём для более глубокого раскрытия  художественного образа и усиления эмоционального воздействия на читателя. Например, в повести А.Куприна «Гранатовый браслет» параллельной линией проходит Соната № 2 Л. Бетховена, op.2. Largo Appassionato.

Часто выдающиеся литературные произведения становятся основой одноимённых произведений других видов искусств, как правило, синкретических, которые углубляют и обогащают восприятие того или иного образа. По мотивам литературных произведений создаются оперы, балеты, кинофильмы. Наиболее показательно в этом смысле творчество А.С.Пушкина. По мотивам его сказок созданы оперы Глинки «Руслан и Людмила», Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Прослушивание музыкальных фрагментов из этих опер даёт возможность острее ощутить образы тех или иных персонажей.

На стихи Пушкина Глинкой написано много прекрасных романсов, самые известные из которых «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение». Также Глинка использовал в своём романсовом творчестве поэзию Жуковского, Лермонтова.

Творчество Гоголя также является богатейшим источником для творчества в других видах искусства. Музыка: Римский –корсаков: оперы «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».

При изучении русского народного словесного творчества (сказки, былины) могут использоваться фрагменты из опер Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», его кантата «Песнь о вещем Олеге», отдельные пьесы из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, пьеса «Кикимора» Лядова и т.д., музыка к балету «Петрушка» И. Стравинского.

Яркая страница русской музыкальной культуры – творчество П.И. Чайковского. содержание его музыки универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы – А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н.Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. В этой музыке нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу. Его оперы по произведениям Пушкина «Пиковая дама», «Евгений Онегин». Кульминационный момент «Евгения Онегина» - письмо Татьяны – выражен Чайковским с глубочайшем психологизмом и экспрессией.

Чайковский также обращался и к сказкам, по мотивам которых создал свои знаменитые балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

С музыкальным мышлением более сходно поэтическое. Поэтические образы более символичны и ассоциативны. Уже давно используется такой метод, как поэтическая декламация на музыкальном фоне. Наиболее распространён этот приём при чтение стихов о природе. Для этого традиционно используются циклы «Времена года» Чайковского и Вивальди. Вообще восприятие и ассоциативное осмысление природы отличается спокойствием, размышлением. Тогда звучание музыки обогащает поэтическую речь. Если же тема стихотворения буря, ураган, то тогда одновременное звучание музыки и поэзии неуместно. Одно будет мешать другому. Для создания «концертного» номера в таком случае прослушивать музыку после декламации.

Трудно переоценить значение музыки при использовании такой достаточно сложной темы, как «Поэзия серебряного века». Восприятие литературы данного культурно-исторического периода очень сложно, так как символизм литературы «серебряного века» требует тонко чувствующего, интеллектуально высокообразованного читателя с достаточно широким кругозором.

Поэзия серебряного века представлена множеством художественных течений, сущность которых достаточно сложна для усвоения.

Например, акмеизм, в русле которого творили такие выдающиеся поэты, как Н.Гумилёв, О.Мандельштам, А.Ахматова. Для того чтобы за ограниченное время урока глубже понять, и, что не менее важно, почувствовать творческий метод данного художественного направления, обращение к другим видам искусства просто необходимо. Напомню, что акмеизм провозглашает обращение поэзии к человеку, «подлинности» его чувств, предметности реального мира. При этом поэтизируется мир первозданных эмоций, первобытно-биологическое природное начало, но не в натуралистическом ключе, а в рамках «кларизма» - прекрасной ясности. Т.е. провозглашается определённость, точность значения, вещественность, конкретная образность поэтического слова, в противовес неопределённости смысла символистской поэзии.

Название стихотворения Мандельштама «Невыразимая печаль» говорит само за себя. Как сделать понятным и близким невыразимое? Путём ассоциативных сопоставлений с музыкой Шопена, которая отличается филигранной точностью выражения эмоций.

Шопен «Прелюдия».

Методические рекомендации для учителей дают конкретные произведения музыки, живописи для более глубокого раскрытия содержания того или иного произведения. Но здесь нужно быть очень осторожным.

Например, для ассоциативных размышлений над содержанием стихотворение Мандельштама «На бледно-глубой эмали» предлагаются живописные произведения

И.Грабарь «Февральская лазурь»

Э.Дега «Голубые танцовщицы».

М.Ларионов «Акация Весной»

Для создания ассоциативных ситуаций более правильным считается подбирать произведения, созданные в рамках одной региональной культуры, единого культурно-исторического периода: Россия начала 20 в, Франция конца 19 и т.д.

Но возможны и грамотно обоснованные исключения. Например: «Жираф» Гумилёва – Африка глазами русского - и таитянские зарисовки П.Гогена - Полинезия глазами француза.

На предметах гуманитарного цикла художественное произведение чаще всего используется как иллюстрация к прочитанному. Например, бесспорно, что портрет выдающегося писателя или поэта, написанный кистью великого художника, даёт ключ к пониманию его мировоззрения. Как правило, на уроках литературы читается биография писателя и подтверждения ищем на живописных полотнах. Во-первых, этот метод больше репродуктивный, чем, творческий: говорить будем всё равно словами из биографии. Во вторых, сама по себе постановка вопроса: кто из художников был ближе к истине? не совсем корректна. Здесь более правомерен вопрос: какие грани человеческого характера подчёркнуты в живописном произведении. То есть без обращения к биографии сами ищем и обосновываем грани творческой личности. Это более эффективный метод для развития мышления и монологической речи. И истиной в последней инстанции является мнение самого писателя по поводу собственного портрета.

Портреты Пушкина Кипренского, Тропинина и т.д.

Например, общепризнано, что самым лучшим портретом Пушкина является произведение кисти Кипренского. Но что говорит по этому поводу сам поэт?

Портреты разных писателей.

Язык живописи более понятен для выражения той или иной идеи, какого-то социокультурного смысла. Но его условность не всегда прочитывается недостаточно развитым в художественном отношении мышлением. Для его развития на предметах гуманитарного цикла часто используется такой достаточно продуктивный метод, как описание картины, или мини-сочинение по картине. Чаще всего используются пейзажи. Но не все произведения данного жанра обладают максимальными возможностями для развития глубины художественного мышления.

Не очень подходят для этой цели реалистические пейзажи. Например. Шишкина.

Пейзажи Шишкина.

Почти фотографическая точность данных полотен даёт мало простора для образных ассоциаций.

Наиболее продуктивны в этом плане пейзажи Левитана и Куинжи.

Пейзажи Левитана.

Пейзажи Куинжи.

Кроме пейзажей достаточно широкое применение на уроках гуманитарного цикла находят и другие жанры.

Здесь следует, прежде всего, назвать иллюстрации выдающихся художников к литературным произведениям.

Г.Доре «Иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю»

А.Бенуа «Иллюстрации к «Медному всаднику».

Крамской «Русалки» к «Майской ночи» Гоголя.

Живописное искусство также очень наглядно и ярко отражает образы народного фольклора.

Здесь прежде всего следует назвать выдающегося русского художника-сказочника В.Васнецова.

«Иван – Царевич на сером волке»

«Алёнушка»

Это трепетное вчувствование в настроение русской сказки; более того, оно создаётся с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, - рассказывал Васнецов, но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Лицо, скорбно и напряжённо сцепленные пальцы, сама поза – всё говорит о глубокой грусти героини этого полотна.

Загрубевшие ноги Алёнушки недвусмысленно указывают нам на «крестьянский» прототип, с которого Васнецов писал свою героиню.

Тёмная вода омута будто притягивает потерявшую себя от отчаяния Алёнушку. Это была одна из первых русских картин, где переживания человека передавались через тонко воспроизведённое состояние природы.

Птицы, сидящие на ветвях деревьев, словно оберегают девушку от неверного шага; кажется, они вот-вот заговорят человеческими голосами, и это ощущение точно соответствует атмосфере русской сказки.

«Богатыри» 

В центре композиции этого шедевра помещён Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце – о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах – сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно, что Илья Муромец – вполне реальный персонаж Отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печёрском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислили его к лику святых в середине 17 века. Васнецов эти факты несомненно знал и учитывал, создавая величественный образ русского богатыря. При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени – военная амуниция, упряжь коней, одежда не являются плодом художественной фантазии; всё это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе.

Продумано до мелочей и колористическое решение картины – цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.

«Матёр человек Илья Муромец», - образно говорит о знаменитом витязе былина. Васнецов изображает его простым бесхитростным человеком и могучим воином. Кряжистость, основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетается в Илье Муромце с благостью, великодушием и добродушием.

«А и конь под Ильёй лютый зверь», - свидетельствует сказание. На строптивость нрава верного товарища Ильи Муромца указывает массивная металлическая цепь, которой только и можно обуздать его.

Добрыня написан Васнецовым в соответствии с представлениями народного эпоса, характеризующего этого богатыря как человека опытного, мужественного, предусмотрительного и образованного (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). «Дело моё поляковать в поле чистом; биться с ворогами сильными, боронить людей добрых», - доносят до нас былины голос Добрыни.

Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч, готовый броситься в сечу. С образом этого богатыря связано множество чудес. «Добрынюшка напялил на плечи броню заговорённую, ту броню не срубит никакой булат». И меч у него не простой, а волшебный: меч – кладенец от самого Змея Горыныча. Тоже, значит, заговорённый.

Картина Васнецова полна психологических деталей, уточняющих образы её персонажей. К таким деталям относятся гусли, прикрепленные к седлу Алёши Поповича, - эти гусли подсказывают зрителю, что перед ними не только храбрый воин, но и весельчак, гусляр и песенник.

В этой картине поднята линия горизонта. В результате зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх. Этот приём позволил художнику «расширить» пейзаж, значительно подробнее показав ту землю, оборонять которую вышли русские витязи.

«Витязь на распутье»

Создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера.

На камне написано: «Как прямо ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Другие надписи («Направу ехати – женату бытии; налеву ехати – богату бытии») Васнецов, по собственному признанию, частично стёр или спрятал подо мхом.

Устало опущенное копьё подчёркивает глубину раздумий витязя. При этом весь строй картины подсказывает единственно возможное для него решение.

Огромная птица, распластавшаяся по линии горизонта, делает более явственной былинную атмосферу; вороны, орлы и т.п. – непременные персонажи русского фольклора.

Череп и кости, написанные рядом с камнем – вещуном, добавляют напряжённости фабуле этого произведения.

«После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Пали полки Игоревы.

Тут кровавого вина недостало,

Тут пир окончили храбрые русские,

Сватов напоили и сами полегли

За землю русскую.

Картина Васнецова – не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически-величественное и просветлённо-поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого патриотического подвига.

Большую роль в картине «После побоища» играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нём воплощено величественное представление о поэтически-возвышенных образах сказания, воспевающих героическую кончину витязей Игоревой дружины. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, надвигающейся на поле битвы, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной луны выражают вдохновенные образы «Слова». Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения «Слова». Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью. Цветовое решение носит декоративный характер, близкий народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну.

«Спящая царевна» (1900 – 26). 

Это полотно входит в цикл «Поэта семи сказок». Сам сюжет (по месту своего рождения - западноевропейский) был популярен в русской культуре. Васнецов перетолковал его по-новому, совершенно очевидным образом имея в виду современные события. Не случайно девочка – семилеточка спит на легендарной «Голубиной книги», прославившейся своими вещими предсказаниями – тёмными и загадочными. В этом контексте образ «спящей царевны» является несложной метафорой российского государства.

К русским фольклорным образам обращался и Репин.

«Садко в подводном царстве».

Не менее ярки литературные и сказочные образы М.Врубеля.

«Пан» – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне от заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становиться уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает её символом.

Очень поэтично выписывает художник все детали картины.

Пан написан на фоне типично русского пейзажа – поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берёз, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.

Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.

Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана – он выступает судьёй в пастушеских состязаниях в игре на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

«Царевна – Лебедь»

Одна из самых поэтических картин во всём русском искусстве, гордая и величавая, печальная и призывная «птица с ликом девы».

«Летящий демон» 

При всём стремлении к свободе этот образ художника связан с настроениями «гибельности» и обречённости.

Ощущение стремительного полёта Демона вызывается «вытягиванием» фигуры. Он весь – как бы единое стремление, единый порыв, мастерски переданный художником.

Лицо Демона – это лицо трагедии (точнее, предчувствия её). Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица – всё это, помимо желания художника, работает на создание образа «мировой скорби».

«Демон сидящий».

Во многом навеянный поэмой Лермонтова. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон, - настаивал он, - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый». В эту картину был влюблён А.Блок, назвавший её «символом нашего времени». Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому:

Он был похож на вечер ясный –

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Дух отрицания, дух сомнения выразил художник в этом полотне. В «Демоне сидящем» - исполине с могучим телом – видится и бессилие усталого опустошённого человека.

Голова Демона срезана верхним краем холста, и в этом проявилась самостоятельная жизнь созданного Врубелем образа. Герой, поначалу вполне умещавшийся в плоскости картины, по мере продолжения работы вдруг стал вырастать в размерах. Врубель собственноручно надшивал холст, но, в конце концов, не справившись со своеволием «ожившего» Демона, предоставил ему полную свободу.

В образе Демона сошлись противоречия, соединились в нечто глубоко трагическое: с одной стороны, красота, ум, величие, мощь, а с другой – бессилие, беспомощность, страшная тоска (взгляните на безнадежно сцепленные его руки), которую А.Блок называл Скукой (с прописной буквы – как грядущее состояние мира, как метафизическую перспективу). «Юношей в забытье «Скуки» виделся ему врубелевский герой.

«Демон сидящий».

И в час на огненном закате

Меж гор предвечных видел ты,

Как дух величий и проклятий

Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне,

Лишь ты постигнул до конца

Простёртых крыльев блеск павлиний

И скорбь эдемского лица!

В.Брюсов.

В общем, русская живопись даёт богатейший иллюстративный материал для литературных произведений.

Иллюстрации архитектуры дают возможность проникнуться духом эпохи, отражённой в литературных произведениях:

Дворянские поместья.

Дом Пашкова

Особняк Хрущёвых-Селезнёвых.

Усадьбы Кусково, Шереметьево.

Особняк Рябушинского.

Выдающиеся художественные шедевры можно использовать в рамках такого сугубо практического предмета гуманитарного цикла, как каллиграфия. Дело в том, что существуют культуры, в которых произведения искусства каллиграфии возведены в объект поклонения, даже иконы.

Это в первую очередь относиться к классической арабо-мусульманской культуре, где каллиграфически написанные изречения из Корана на арабском языке являются культовыми предметами.

Образцы каллиграфических надписей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Статья "Формирование компетентностей в ходе реализации программ по дисциплинам общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов в СПО"

С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования связывают возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потре...

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Понятие “поколение” является родовым по отношению к таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когор...

Мастер - класс "Педагогические приемы в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Педагогические приемы - это основа успешного обучения и способность преподавателя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении студентов, повышать познавательны...

Материалы выступления на Заседании ЦМК от 14.12.2017 "Интеграция предметов гуманитарного цикла на занятиях по русскому языку и литературе"

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Системное знание об объекте фо...

Доклад-презентация ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО  ЦИКЛОВ -это доклад-презентация...

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...