Мастер - класс "Педагогические приемы в преподавании предметов гуманитарного цикла"
методическая разработка на тему

Степанова Светлана Александровна Курган

 

Педагогические приемы - это основа успешного обучения и способность преподавателя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении студентов, повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические  приемы в  преподавании предметов гуманитарного цикла

Педагогические приемы - это основа успешного обучения и способность преподавателя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении студентов, повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний обучающихся.

При составлении плана (конструктора) урока преподаватель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это студентам для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса к предмету и к себе лично.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только педагогические. В результате такого смешения звучит музыка урока.

Приемы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Можно выделить пять основных принципов педагогической техники:

Принцип свободы выбора - в любом обучающем действии необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Принцип открытости - не только давать знания - но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Третий принцип - принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия.

Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания - эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках гуманитарного цикла?

Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы   на   разных   этапах   урока.  

Урок развития речи «Что такое осень?»

        В ходе нашего мастер-класса мы будем собирать урожай. У каждого на столе стоит по корзинке, которые в процессе выполнения заданий на уроке я  буду наполнять плодами. Их количество и будет вашей оценкой за работу.

  1. Начнём мы с разминки. И первое задание, которое я вам предлагаю называется «Логическая цепочка».

ВЕСНА, ЦВЕТЫ – ОСЕНЬ, грибы или плоды

ЛЕТО, ОТПУСК – ОСЕНЬ, работа

ЗИМА, МОРОЗ – ОСЕНЬ, прохлада или слякоть

  1. В следующем задании вам надо определить, 4 лишнее в ряду «Четвёртый лишний».

ВЕТЕР,  ЯРМАРКА, ЛИСТОПАД, ДОЖДЬ

ЗОЛОТАЯ, СНЕЖНАЯ, ЯРКАЯ, ЩЕДРАЯ

ОБЛЕТАТЬ, МОЛОТИТЬ, КОПАТЬ, ЗАГОРАТЬ

  1. Все, наверное, хоть раз в жизни пытались разобраться с кубиком Рубика. У кого-то получалось, у меня не очень. Из данного набора букв вам нужно составить слово.  Приём  «Кубик Рубика»

РАКУБО - УБОРКА

 КОСЕНМАЛ - МАСЛЁНОК

НАСТЕНЬЕ  - НЕНАСТЬЕ

  1. Усвоение нового материала.

Осень не приходит с пустыми руками. Она приходит с подарками и щедро раздаёт их людям. Какие же дары она приготовила для нас? Сейчас мы узнаем это, отгадав загадки.

Под землёю птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла.       (Картофель)

Стоит матрёшка

На одной ножке,

Закутана, запутана.     (Капуста)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята)

Пришла без красок

 B без кисти

 И перекрасила все листья.

 (Осень)

Рыжий Егорка

 Упал на озерко,

 Сам не утонул

 И воды не всколыхнул.

 (Осенний лист)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.

 (дождь)

Без пути и без дороги

 Ходит самый длинноногий,

 В тучах прячется,

 Во мгле,

 Только ноги на земле.

 (Дождь)

А на этой грядке

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

 Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени – краснеют. (Помидоры).

Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

 По свету рыщет,

 Поет да свищет.

 (Ветер)

Осень в гости к нам пришла

 И с собою принесла...

 Что? Скажите наугад!

 Ну, конечно ...

(Листопад)

Я кругла и крепка,

Тёмно-красные бока,

 Я гожусь на обед,

И в борщи, и в винегрет.    (Свёкла)

Листья желтые летят,

 Падают, кружатся,

 И под ноги просто так

 Как ковер ложатся!

 Что за желтый снегопад?

 Это просто ...

(Листопад)

  1. Осень щедро одаривает только тех, кто весной и летом не сидел сложа руки. Тех, кто бездельничал, ждёт горькая участь. И мы увидим это, прочитав басню И. С. Крылова «Стрекоза и Муравей». Но сделаем мы это, отреставрировав её. Так как часть слов с годами затерялась.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Вот что бывает с теми, кто не работает летом. Это стихотворное произведение создано великим мастером, но мы-то не хуже. И сейчас я предлагаю вам, используя приём «Буриме» создать свои поэтические произведения. (Буриме – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда и тему.

Тема у нас одна – осень.

                        расписной

                        стеной

                        багряный

                        поляной.

                        хотелось

                        любовь

                        объелась

                        вновь.

Пример: Амура  -  горы, хмуро - помидоры.

Там, где воды текут Амура,

 Там, где высятся синие горы,

Там, где тучи проходят хмуро –

Не хотят расти помидоры.

  1. Да, предела творческим возможностям человека нет, и поэтому, работая в группах, я предлагаю выполнить следующие задания. А какой группе какое задание достанется вы определите сами, выбрав яблоко. Зелёное – это самое простое. Скажем так, на оценку «3», жёлтое на «4», красное на «5». Вас три группы. Выбирайте кому какое.

«5»Написать эссе на тему « 10 причин не унывать осенью»

«3» Из данных отрывков составить пословицы и поговорки об осени.

«4» Создать мини-проект в форме кроссворда на тему «Осенние забавы»

  1. В конце осени выпадает снег, мы начинаем лепить первые снежки. И я предлагаю, завершить наш мастер – класс приёмом «Снежный ком».

Я брошу вам этот импровизированный комочек снега с вопросом «Что такое осень?» а вы, передавая его друг другу будете говорить что это такое – осень. Например, осень – это грибы, работа, школа итп.

  1. Наш мастер-класс закончил работу. Но он не был бы полным, если мастера своего дела, собравшиеся здесь, не поделились бы с нами своим опытом. Какие приёмы в своей работе используете вы? Я прошу вас рассказать об этом.

  1. Можно в конце использовать приём «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке были использованы следующие приёмы…

Приём «Реставратор» может быть использован на этапе… (проверки д.з., закрепления материала итп)

Педагогические приёмы используются для… (активизации, развития способностей, компетенций итп.)

Спасибо всем за работу. Плодами, честно заработанными, вы можете угощаться.

  1. Ватман.
  2. Фломастеры.
  3. Бумага для почеркушек.
  4. Корзинки.
  5. Плоды.
  6. Три яблока разного цвета.
  7. Мяч или ком бумаги.
  8. Нарезанные листы с пословицами и поговорками.
  9. Басня с пропусками на каждый стол и на доску.
  10. Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля учебных достижений обучающихся ОУ НПО/СПО, освоивших образовательные программы по дисциплинам гуманитарного цикла в пределах ОПОП НПО/СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Виды и формы контроля освоения программ среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО согласно требованиям ФГОС нового поколения представлены в виде таблицы....

Статья "Формирование компетентностей в ходе реализации программ по дисциплинам общеобразовательного и социально - гуманитарного циклов в СПО"

С введением компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования связывают возможность качественного изменения подготовки специалистов. Все более очевидной становится потре...

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Понятие “поколение” является родовым по отношению к таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когор...

Материалы выступления на Заседании ЦМК от 14.12.2017 "Интеграция предметов гуманитарного цикла на занятиях по русскому языку и литературе"

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Системное знание об объекте фо...

Доклад-презентация ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛОВ

ФОРМИРОВАНИЕ  КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОГО  ЦИКЛОВ -это доклад-презентация...

"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...