План-конспект
план-конспект урока по теме

План-конспект к внеклассному занятию "Красная книга Московской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnaya_kniga_moskovskoy_oblasti_3.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление народного образования г. Дубны

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

                                                 

План-конспект итогового занятия

Тема: Красная Книга Московской области

                                                                                               

                                                                                               

Участники:

 учащиеся 3-го года обучения (12-15 лет)                                                                                              

                                                                                             

                                                                                                Руководитель творческого

                                                                                                объединения

                                                                                               «Художественная роспись ткани»                                                                                                                                                                       

                                                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                                                        II квалификационной категории

                                                                                               Морозова Мария Викторовна

                                                             

                                                           

                                                              г. Дубна

   2012

         

            Дата занятия: 25.05.2012

Возраст учащихся: 12-15 лет. Год обучения: третий

            Тема занятия: «Красная Книга Московской области»

            Тип занятия: объяснение нового материала.

Вид занятия: 1) Подача знаний о редких исчезающих видах диких животных, обитающих в Московской области.

                                     2) Тематическое рисование на ткани.

Форма занятия: комбинированная

Методы обучения: 1) словесный (беседа)

                                  2) наглядный (знакомство с иллюстративным материалом)

                                  3) практический (выполнение тематической работы)

Цель занятия: обобщить полученные в течение учебного года умения и навыки через творческую работу, посвященную животным родного края.

Задачи занятия:

   1) учебные: познакомить детей с полезными и интересными фактами окружающего мира, способствовать становлению разносторонней личности; формировать у учащихся потребность получения новых знаний; научить владеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике батик; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

             2) развивающие: развивать любознательность, художественно - творческую активность, художественные способности детей;

3) воспитательные: воспитание чувств патриотизма, уважительного отношения к природе и животным; воспитать интерес к искусству, любовь к прекрасному, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Оборудование и материалы:

Для педагога: иллюстрации и фотографии на тему животных; мини-компьютер для показа видео; выставка детских работ; доска для рисования схем.

Для учащихся: принадлежности для росписи ткани: подрамники, пяльцы, нагреватель для воска, парафиновые свечи, кнопки, ткань, краски, цветные контуры, карандаши, бумага, булавки для крепления эскиза к ткани.

План занятия:

 1) организационная часть, сообщение темы, цели и содержания занятия.

             2) беседа с детьми о животных Московской области, занесенных в Красную Книгу.

 3) опрос учащихся о технических приемах работы (закрепление пройденного материала).

             4) Техника безопасности

5) Физкультминутка

            6) самостоятельная работа детей.

            7) подведение итогов, анализ работы детей. Рефлексия.

Ход занятия: 1. Приветствие. Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к занятию. Сообщение темы и цели занятия. Краткое описание содержания занятия.

2. Беседа с детьми:

- Друзья, заканчивается весна, скоро наступит лето, пора каникул, отдыха, походов на речку, в лес… А ведь это целый мир! Мир цветов, растений, разных насекомых и животных. Мы редко можем увидеть дикое животное в живой природе, ведь на то оно и дикое, чтобы прятаться от людского взгляда, однако мы знаем, что в нашем родном крае обитает очень много удивительных животных.  Скажите, а доводилось ли вам встречать какое-нибудь дикое животное, или может быть редкую птицу? (Ответ детей)

- С каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных. Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов. Чтобы сохранить богатство живой природы да еще умножить его, человеку предстоит многое сделать. Учет редких и исчезающих видов животных в России, как и во многих других странах, осуществляется в форме особых книг. Кто сможет назвать, какое название носят эти книги? (Ответ: Красная Книга)

Красная книга - это документ, в котором содержится информация, сведения о животных, растениях, их численности, в особенности редких видов, стоящих под угрозой полного исчезновения. Может быть, кто-то из вас знает, какие животные, птицы, насекомые, рыбы являются редкими для нашего региона и находятся под охраной? (Ответ детей)

В Красной книги Московской области содержится 20 видов млекопитающих. Это:

РУССКАЯ ВЫХУХОЛЬ

 МАЛАЯ БЕЛОЗУБКА

 РАВНОЗУБАЯ БУРОЗУБКА

 КРОШЕЧНАЯ БУРОЗУБКА

 НОЧНИЦА НАТТЕРЕРА

 ПРУДОВАЯ НОЧНИЦА

 МАЛАЯ ВЕЧЕРНИЦА

 ГИГАНТСКАЯ ВЕЧЕРНИЦА

 СЕВЕРНЫЙ КОЖАНОК

 БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

 ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА

 РЕЧНАЯ ВЫДРА

 ОБЫКНОВЕННАЯ РЫСЬ

0ОБЫКНОВЕННАЯ ЛЕТЯГА

КРАПЧАТЫЙ СУСЛИК

СОНЯ-ПОЛЧОК

ОРЕШНИКОВАЯ СОНЯ

БОЛЬШОЙ ТУШКАНЧИК

ПОДЗЕМНАЯ ПОЛЁВКА

ЖЕЛТОГОРЛАЯ МЫШЬ

18 видов птиц:

УДОД

ЗЕЛЕНЫЙ ДЯТЕЛ

СЕДОЙ ДЯТЕЛ

СРЕДНИЙ ПЕСТРЫЙ ДЯТЕЛ

БЕЛОСПИННЫЙ ДЯТЕЛ

ТРЕХПАЛЫЙ ДЯТЕЛ

ЛЕСНОЙ ЖАВОРОНОК

СЕРЫЙ СОРОКОПУТ

КЕДРОВКА

ВЕРТЛЯВАЯ КАМЫШЕВКА

ЯСТРЕБИНАЯ СЛАВКА

ОБЫКНОВЕННЫЙ РЕМЕЗ

БЕЛАЯ ЛАЗОРЕВКА, или КНЯЗЁК

САДОВАЯ ОВСЯНКА

ДУБРОВНИК

ЧЕРНОЗОБАЯ ГАГАРА

МАЛАЯ ПОГАНКА

КРАСНОШЕЙНАЯ ПОГАНКА

А также: 11 видов рыб, 9 видов земноводных и пресмыкающихся, 7 видов беспозвоночных (насекомые). (Демонстрация иллюстраций)

Сейчас важно сохранить любой вид животных, которых природа создавала в течение долгих миллионов лет. А зачем надо сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются. Но если и подумают, то и ответ для него находят быстро: если животных какого-то вида так мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, так что и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды». Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

В нашей стране ведется большая работа по обогащению и охране природы, а успех этого во многом зависит от каждого из нас. Как же мы все должны практически выполнять указанные государством обязанности по охране родной природы? В первую очередь каждый человек должен знать, какие животные обитают там, где он живет. Которые из них редкие, опасные, безобидные, полезные?

Наверняка, кто-нибудь из вас задумывался над тем, что в природе все взаимосвязано: и климат, и растения, и животные, и птицы, и, конечно, люди. Если изменяется один, то неизбежно изменяются и другие. Раньше леса были гуще, их не вырубали, не подвергали пожарам и животных, конечно, было больше. С каждым годом взаимодействие с человеком все больше сказывается на природе. Все больше территории занимают города, поселки, промышленные предприятия, заводы, фабрики. В атмосферу выбрасывается все больше дыма и других вредных веществ, загрязняются реки, озера..  Для того, чтобы сохранить некоторые виды животных, принимаются специальные меры по их охране (например, строятся заповедники). Но и мы с вами тоже должны прикладывать усилия в меру наших возможностей, чтобы помочь природе. Скажите, что мы можем сделать? (Ответ детей)

К живым объектам природы нужно относиться по-особому: бережно, как к собственной жизни. Нельзя ворошить муравейники, разорять гнезда, мусорить в лесу, жечь костры, убивать насекомых. Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Сегодня мы с вами попробуем воплотить в батике кусочек живой природы: каждый из вас сможет нарисовать какой - либо понравившейся редкий вид животного, который занесен в красную Книгу Московской области.

3. Опрос учащихся о технических приемах работы.

- Для того, чтобы наша работа получилась красивой и удивительной, нужно продумать некоторые моменты. Давайте с вами вспомним, что же все-таки необходимо знать при создании декоративной работы на ткани?

Итак, первое: законы композиции. Какие вы можете назвать? (Ответ детей: размер, компоновка, цельность, композиционный центр…)

Правильно, ребята. Пойдемте дальше. Что играет особо важную роль в батике? (Ответ детей: цвет). Что основное в цветоведении вы можете выделить, что помогает нам в работе? (Ответ детей: гармоничное сочетание цветов, теплые и холодные цвета, родственные цвета, контрастные цвета, родственно-контрастные цвета...)

Хорошо. А теперь повторим некоторые законы росписи ткани, без которых нам не сделать хорошую работу. (Ответ детей: перед росписью нужно намочить ткань, роспись надо вести от светлого к темному, расписывать поэтапно, вначале нужно сделать эскиз, а затем аккуратно перевести его на ткань)

Какие виды росписи мы с вами изучили? (Ответ: холодный батик, горячий батик, узелковый батик, свободная роспись, «набойка»)

4. Техника безопасности

- Сейчас мы с вами приступим к работе, однако для начал необходимо вспомнить правила техники безопасности. Итак, для начала со стола необходимо убрать все лишнее, приготовьте только то, что вам понадобится для работы, наденьте фартуки. Помните, что краски, которыми вы рисуете на ткани – ядовиты и не смываются с одежды. Поэтому, ни в коем случае не подносите их близко к лицу и не разбрызгивайте по сторонам, раскрашивайте изделие очень аккуратно! Не мешайте соседу, старайтесь работать друг от друга на расстоянии не менее 50 см, чтобы случайно не опрокинуть краску или не поранить товарища кисточкой. Как вы уже знаете, воск является легко воспламеняемым материалом. Неосторожное обращение с ним может привести к возгоранию. Если воск закипел и появился резкий запах, необходимо вытащить вилку из розетки, чтобы воск немного остыл. Никогда  не  гасите  воспламенившийся  воск  водой. К нагревателю подходите по очереди, не более 3-х человек. Не прикасайтесь к нагревателю, не трогайте горячий воск руками, т.к. можно обжечься. Не  разбрасывайте  кнопки  и  булавки.

5. Небольшой перерыв. Физкультминутка.

Попытаться передать повадки разных животных.

6. Самостоятельная работа детей.

Слово педагога: Как вам уже известно, перед тем, как начать работу на ткани, лучше сделать предварительный эскиз, что значительно упростит вам задачу.  Сегодня мы с вами поговорили о Красной Книге Московской области,  узнали, какие животные занесены в нее. Попытайтесь изобразить любое животное, которое обитает у нас, и не забудьте про фон. Желаю удачи и оригинальных идей! Во время работы над эскизами предлагаю детям образцы композиций на тему животных.

Итак, материалы готовы, эскизы сделаны. За работу! Расписывать изделие вы можете в любой технике, какая вам больше по душе: свободная роспись, холодный батик, горячий батик, или в смешанной технике, которая может сочетать в себе элементы всех техник. Старайтесь расписывать ткань аккуратно, не спеша. Не переживайте, если не успеете закончить работу сегодня. Мы продолжим ее на следующем занятии. Пока ученики рисуют, подхожу к каждому, помогаю устранить недочеты в работе.

7. Подведение итогов анализ работы детей. Рефлексия: После самостоятельной работы вместе с учениками складываем работы в один ряд и проводим анализ. Анализ результатов проводится по четырем направлениям: 1) Соответствие теме работы, оригинальность сюжета. 2) Выразительность придуманной композиции; 3) Уровень овладения приемами декоративной росписи;  3) Аккуратность в выполнении работы.

Предлагаю детям высказать свое мнение по поводу работ. Затем сама отмечаю лучшие работы, объясняю, что верно в них, и к чему нужно стремиться. Обязательно надо похвалить всех, кто работал. А с тем, кто по какой-либо причине не выполнил работу, спокойно поговорить, спросив, что именно у него не получилось. Напоминаю, что лучшие работы впоследствии попадут на выставку.

Уборка рабочих мест.

В самом конце занятия интересуюсь, понравился ли детям сегодняшняя тема, что они узнали нового, интересного.

                             

                                             

                                                 Список литературы:  

http://kaz-ekzams.ru/778-oxrana-zhivotnyx-v-nashej-strane.html 

http://www.rinpro.ru/rbmo/contents_mle_0.html

http://pedsovet.su/load/308-1-0-19655

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/zhivotnyy-mir-nashego-kraya-okruzhayushchiy-mir-2-klass

http://protown.ru/russia/obl/articles/3832.html

http://kkmo2.verhovye.ru/general.html

http://www.rinpro.ru/rbmo/contents_bes.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

План-конспект урока "Социальный плакат"

дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК  Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...

Планы-конспекты занятий по социальной психологии

Планы учебных занятий по психологии....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...