Проблемы вокального интонирования в хоре
статья на тему

Пугавьева Анна Ивановна

 

Человеческий голос от природы обладает своим тембром. В условиях хоровой партии задача хормейстера состоит в том, чтобы, не подавив индивидуальную окраску голоса, приспособить певцов к «пению в общей упряжке» (по выражению В. И. Минина), то есть к темброво-интонационному ансамблю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_vokalnogo_intonirovaniya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы вокального интонирования в хоре.

Человеческий голос от природы обладает своим тембром. В условиях хоровой партии задача хормейстера состоит в том, чтобы, не подавив индивидуальную окраску голоса, приспособить певцов к «пению в общей упряжке» (по выражению В. И. Минина), то есть к темброво-интонационному ансамблю.

В хоровой исполнительской деятельности индивидуальные качества дирижера раскрываются в оригинальной трактовке произведений, в манере исполнения и в умении формировать тембры певческих голосов. Объясняется это тем, что у каждого дирижера хора складываются свои музыкально-слуховые и тембровые представления, свои критерии качества вокального звучания и художественного исполнения.

В хоровом произведении слово и музыка тесно связаны между собой. Музыкальный звук в пении воспринимается слушателем в своеобразной тембровой окрашенности, возникающей от слияния слова и мелодии. Тембровые признаки и динамики являются органической сущностью являются органической сущностью не только разговорной речи, но и музыкального звука и оказывают огромное влияние как на модуляции речи, так и на собственно высоту мелодии. Более того, сложный насыщенный обертонами вокальный звук воспринимается человеческим ухом как интонационно чистый и выразительный. Звук же, в котором преобладают низкие обертоны, представляется неинтересным и невыразительным.

Следовательно, тембровые признаки являются неотъемлемым качеством звучания и воспринимаются не только по высоте. А это значит, что, во-первых, музыкальный слух включает в себя, помимо звуковысотного, тембровый слух; во-вторых, тембровые признаки выступают как связующее звено между речевым и звуковысотным началом.

Тембровый слух, представляющий сложное явление, в сфере музыкальной деятельности проявляет себя многогранно и по-разному. У певцов тембровый слух выступает в новом качестве так называемого вокального слуха и связан с певческим вибрато и вокальным интонированием.

Певческое вибрато - это ритмическая пульсация звука, которая проявляется в голосе хорового певца в виде плавного, льющегося звучания. Оно делает голос живым, одухотворенным, полетным, эмоционально насыщенным и в то же время своеобразным, неповторимым по тембру.

Физиологическая природа вибрато певческого голоса изучена очень мало. По мнению таких крупных специалистов, как Б. Асафьев, К.С.Станиславский, Б. М. Теплов,

И. К. Переверзнев и др., вибрато является категорией, способствующей выразительной стороне художественного образа, а потому присутствие его необходимо воспитывать в процессе обучения пению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...

Основы вокальной работы в детском хоре

       Развития вокального зонного слуха является одним из важнейших факторов верной организации процесса пения. Также большое значение имеет работа над развитием певческих ...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...

Вокально-хоровые навыки в младшем хоре

...Но чтобы добиться высокого уровня вокально-хорового исполнения, необходима большая педагогическая работа с исполнителями, певцов надо воспитывать с раннего возраста, развивая у них необходимые вока...

Распевания и вокальные упражнения в детском хоре.

В данной методической разработке раскрывается важность и особые функции распевания на хоровых занятиях. Этапы распевания: от унисона до многоголосия, в том числе пение канонов. А также необходимость р...