Предупреждение переутомления детей на уроках фортепиано.
статья на тему

Киселева Мария Валерьевна

Дети - создания очень ранимые и очень разные. У каждого свой характер, свой склад ума, своя выносливость - у кого-то больше, у кого-то меньше. Существует множество факторов, способствующих утомлению детей. Важно вовремя почувствовать состояние ребенка и недопустить его переутомления. Именно этому посвящена данная статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Пианистическая деятельность требует неустанного труда. Пианист ежедневно проводит за инструментом много времени. Работая, он приобретает различные навыки. В процессе формируется его пианизм, складываются такие черты характера, как целеустремленность, трудолюбие, способность сосредоточения, настойчивость и страстность в борьбе с трудностями. В ней же воспитываются эстетические и этические пристрастия и профессионализм

        На успешности работы отражаются ее мера, степень напряжения, методика и обстановка, в котрой она протекает. Отражаются они и на состоянии здоровья пианиста. Не следует забывать, что работа пианиста -- интенсивный творческий труд. Он требует напряжения психических сил и, одновременно немалой затраты физической энергии. Э то заставляет с особой серьезностью отнестись ко всем вопросам, касающихся организации повседневной работы пианиста.

        Как и всякий труд, работа пианиста с физиологической стороны есть "трата человеческого мозга, нервов. мускулов, органов чувств и т. д.". Неизбежным следствием является утомление. Нарушение норм ведет к переутомлению, которое снижает результативность затраченных усилий и может привести к расстройству жизнедеятельности организма.

        Утомление и его угроза крайней степени -- переутомление серьезны и даже страшны для пианиста. Утомление -- это сложнейший процесс. В работу вовлекается весь организм, поэтому надо рассматривать его в целом, хотя степень участия в игре той или иной системы организма бывает различной: у пианиста больше и раньше всего устают руки, у трубача -- губы. Различна степень и время наступления утомления. По-разному проявляются связанные с этим ощущения.

        Утомление и усталость необязательно наступают одновременно и равны друг другу по силе. Первое зависит главным образом от физических факторов: от количества темпа, напряженной работы и ее обстановки. Вторая же в большей степени психического происхождения. Если пианист не будет внимательно прислушиваться к состоянию своего организма, и особенно рук, то он может довести себя до более или менее серьезного заболевания. Для предупреждения (т. е. профилактики) важно знать соотвествующую симптоматику.

        Общее утомление мы ощущаем как изнеможение: фантазия отказывает. пропадает изобретательность в работе, внимание рассеивается и требуется напряжение воли для  сосредоточения, память плохо запечатлевает изучаемое, руки движутся с трудом и требуют "кнута" со стороны воли и "пряника" со стороны эмоций. И, наконец, появляются такие признаки, как одышка, сердцебиение и головокружение, даже головная боль. Это картина полного переутомления.

        На пути к такому состоянию имеется ряд фаз, этапов и степеней. Их легко наблюдать на детях, у которых они протекают довольно быстро и рельефно. После 15-20 минут занятий ребенок 5-6 лет начинает ерзать на стуле, оглядываться по сторонам и вдруг словно тускнеет, становится вялым, смотрит сонно, зевает. потягивается. Вовремя сделанный перерыв сумеет развлечь, рассмешить, заинтересовать ребенка, тем самым "прснувшись" он может заниматься еще некоторое время. Так же можно использовать элементы игро-гимнастических движений (подойдут даже пробежки по квартире). Если такой момент упустить, то из дальнейшей работы ничегоне выйдет: дело может закончится слезами, а при настойчивом принуждении -- стойкое отвращение к занятиям, а бороться с этим чрезвычайно трудно.

        У пианиста ход развивающегося утомления примерно таков: прежде всего утрачивается полная сосредоточенность на работе, начинают отвлекать различные посторонние звуки, которые раньше не замечались, возникабт совершенно неожиданные ассоциации, никчемные воспоминания. Работа перестает быть всепоглощающим процессом. На следующем этапе утомления пианиста начинает разлаживаться процесс работы и самой игры, память перестает фиксировать изучаемое, а руки не способны, несмотря на многократные повторения, не только нащупать новые для них движения и ощущения, но и повторить случайную удачу. Остается лишь способность к механическим повторениям, к "зубрежке" ранее налаженных движений.

        В дальнейшем разлаживается и эта способность. И чем  настойчивей добиваешься, тем хуже получается. Упорствуя, можно довести себя до того, что расстроится весь игровой процесс: пропадает уверенность и рождается пессимистическое: "Все равно не выйдет!" И действительно, руки срывают пассажи, появляется робость и теряется прицел.

        Бывает и наоборот: ослабление функции торможения при утомлении неожиданно сказывается возбуждением: пальцы начинают "бежать", выходя из повиновения, движения становятся плохо управляемыми. Тот или иной вид реакции при утомлении зависит от степени, от "фона", на котором протекала работа, т. е. от общего нервно-психического состояния. Зависит он и от возраста и от типа нервной системы, которая может быть более или менее сильной или слабой, тормозимой или, наоборот, возбудимой.

        При наличии признаков переутомления у ребенка продолжать занятия за счет форсирования нервной системы нерационально, потому что это приведет к неизбежному снижению продуктивности и качества выполняемой работы. Хроническое насилование нервной системы ведет к ее истощению, что может привести к заболеванию.

        До сих пор шла речь об утомлении при умственном труде. Все выше сказанное имеет непосредственное отношение к работе пианиста. И фортепианная техника -- физический труд и может сказываться как местное явление утомлением рук. Прежде всего пианист должен проверить свое общее самочувствие: если утомление оказывается не общим, а местным, то помочь себе можно устранив лишние движения, сократив амплитуду, ослабив силу звучания. Значительно облегчает работу замедление темпа. Если это не помогает, сменить род работы (например, замена пальцевой техники на аккордово - октавную и наоборот). Заменить технически трудную работу на технически необременительную (например, работа над кантиленой или полифонической музыкой).

        Опасность работы утомленными руками известна всем, об опасности работы утомленного мозга легко забывают. А между тем, внимание утомляется вместе с руками. а часто прежде рук. Пианист не замечает ошибок в их работе, упускает важные сигналы. Таким образом, притупленное внимание может стать косвенной причинойзаболеваний игрового аппарата.

        Утомление рук часто является как следствием, так и причиной нарушений в работе мышц антагонистов. Норма. когда одна группа мышц - сокращается, другая, антагонистическая группа -расслабляет. В неблагоприятных случаях расслабление запаздывает и мышцы достаточного отдыха не получают, что ведет к преждевременному утомлению.

        Причиной таких нарушений могут быть попытки решать без соответствующей подготовки технические задачи, слишком трудные в отношении сил и скорости (например игра холодными руками).

        Корень затруднений кроется непосредственно в руках. Для устранения напряжения прежде всегонужно проверить свое исполнительское состояние. Даже при напряженном переживании музыки игровой процесс должен протекать при внутреннем спокойствии и давать возможность наблюдать его со стороны и управлять им. Пианист никогда не должен забывать о том, что его руки - хрупкий организм. и невнимательное отношение к ним может привести к катастрофе.

        Федор Иванович Шаляпин подчеркивал: "Я пою и слушаю, действую и наблюдаю... На сцене два Шаляпина. Один играет. другой контролирует...Ни на секунду не теряю способности и привычки контролировать гармонию действия..."Подобные задачи стоят и перед пианистом.

        Живая действующая рука работает "по приказу" и под контролем всех "этажей" нервной системы, начиная с коры головного мозга и его высшей функции - мышления, и кончая спинным мозгом, дающим непосредственный импульс к движению. В тренировку вовлекаются не только физические факторы пианистической моторики. но и факторы психические - внимание, воля. мышление, память. эмоция - все. что дает работе определенное направление, что делает работу пианиста осмысленным, целеустремленным и творческим трудом.

Список литературы:

1. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. "Искусство" 1938

2. Гофман И. Советы молодым исполнителям. "Советская музыка" 1957

3. Лукьянов В. О сохранении здоровья и работоспособности. "Медгиз" 1998

4. Савшинский Н. Режим и гигиена пианиста. "Классика XXI" 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

«Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе»

Открытый урок по фортепиано преподавателя ДШИ №2 Тема: «Конструирование художественного образа на уроке фортепиано в 0 классе». Цель: - Развивать слуховое напряжение, использовать авторскую методику о...

Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

Методическая разработка "Развитие техники на уроках фортепиано"

Два направления в развитии мелкой техники. Технические навыки на начальном обучении. Вспомогательные движения. Другие виды техники....

Внимание детей на уроке - в Ваших руках.

Статья знакомит с разными приемами работы на уроке для привлечения внимания детей из опыта работы учителя начальных классов. Приведены примеры влияния цвета на уроке. 10 заповедей учителя - девиз рабо...

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках фортепиано в ДМШ

   Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу психологического воздействия на ребенка путем погружения его в мир...

Конспект урока «Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано»

Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навык...


 

Комментарии

Машенька,больше спасибо за очень интересную статью.Только любовь к детям учит нас чуткости и бесконечному терпению.