Как работать над этюдами на мелкую технику
методическая разработка по теме

В методической  разработке определены  основные  задачи  в  работе  над  развитием  мелкой  пианистической  техники на  материале этюдов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_zadachi_v_rabote_nad_etyudami2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и архивного дела Амурской области

МБОУ ДОД ЦДШИ

«Как работать над этюдами на мелкую технику»

Выполнила :

преподаватель  фортепиано  Асанова Т.А.

г. Благовещенск

2015

Самое большое место в работе над техническим развитием учащегося занимает область мелкой, или так называемой пальцевой, техники .

После разбора этюда учащийся должен:

  •  ясно представлять себе его форму;
  •  знать,  на использовании каких видов техники основан этюд;
  • определить места, где меняется в нем мелодический рисунок;
  • знать, какова мелодическая структура отдельных последовательностей, в том числе и наиболее сложных.

         Только тогда можно учить, то есть двигательно «прилаживаться» к той или иной технической формуле, находить нужное и удобное для себя движение и ощущение и потом их закреплять.

Важно выбрать наилучшую аппликатуру и освоиться с ней, т.е. привыкать к нужной в данном, конкретном случае аппликатуре и не допускать случайных ее изменений. Очень важно помнить, что автоматизация движений у пианиста вообще возможна лишь при употреблении постоянной аппликатуры. Чтобы убедиться в ее пригодности необходимо проигрывать  те  или иные фрагменты в подвижном темпе. Полезно сыграть несколько раз вызывающее затруднение место в контексте с предыдущим и последующим, учитывая переходы с одного мелодического рисунка на другой или имеющиеся в нем изменения; все эта может повлиять на выбор аппликатуры.

Как при изучении любого художественного произведения, работая над этюдами, нельзя обойтись без умения представить себе внутренним слухом нужное звучание и потом добиваться его на инструменте. В этом умении и во вслушивании заложена основа осмысленной, «омузыкаленной» техники. Чрезвычайно важно, чтобы учащийся при этом мог представить себе звучание каждого построения не только в медленном движении  -  с этого, естественно, будет начинаться работа, -  но и в нужном темпе .

Если такого слухового представления  у учащегося не возникнет, то он либо не справится с данной трудностью, либо ограничится бездумной беготней пальцев по клавишам: движение будет опережать слух и сознание, игра окажется, по существу, бесконтрольной. Понятно, что это чревато весьма опасными последствиями в отношении чистоты, качества звучания и наверное приведет к бессмысленности исполнения.

Объединяющим началом  в работе служит подход к характеризующей тот или иной этюд звуковой последовательности, изложенной мелкими длительностями, как к мелодической линии. В исполнении сочетается ведение звуковой линии, (требующей обычно довольно быстрого для данного ученика темпа), с большой   ясностью   «произнесения»   каждого звука.

Если представить себе начало работы над несколькими разобранными уже этюдами — к примеру, ор. 740 № 17 или № 3 Черни,  № 1 и №. 11 Мошковского (ор. 72), № 6 Клементи, то, не смотря на некоторые различия в характере звукоизвлечения, всюду от ученика в первую очередь потребуется ровность и плавность ведения звуковой линии, то есть мелодии в целом, а также надлежащее качество каждого звука в ней.  Свободная рука и кисть должны удобно для себя и гибко вести мелодическую линию при обязательной самостоятельности пальцев и точности прикосновения их к клавишам.

Очень опасно пытаться  добиться  более сильного звука, не обращая при этом внимания на то, каким путем он достигается. Часто иллюзия большего звука создается при толчках кистью на каждый палец: ученик тогда играет «громче». Подобная попытка возместить недостаточную самостоятельность пальцев и их крепость приводит к плохому качеству звука, одновременно препятствуя развитию беглости в узком смысле слова, так как темп при этом может быть лишь весьма ограниченным. Не будет вырабатываться и необходимая точность ощущения в концах пальцев, их устойчивость, сила; пальцы как бы «привыкают» тогда к пассивности — ведь перед ними, собственно, не ставится никаких задач. Излишнего вмешательства руки учащийся, как правило, не замечает — у него еще нет потребности в другом характере звучания и не у всех учащихся развит навык слухового контроля качества звука.

Учащемуся нужно понять и почувствовать, как у него зазвучит инструмент, если пальцы будут брать клавиши спокойно, устойчиво, без лишних движений руки и кисти — бесспорно, участвующих в процессе игры, но не пытающихся подменять активность пальцев. Учащийся должен отличать звук, ассоциирующийся с ощущением должной устойчивости пальца, — назовем его «опертым» — от звука неточного по качеству, неопределенного, возникающего при небрежном,   вялом   касании   клавиш и при толчках рукой.

Звуковая точность, выработанность звука будут достигнуты только в том случае, если пальцы ученика будут брать клавиши с достаточной опорой, как бы «вплетая» свои мелкие движения в общее ведение звуковой линии, осуществляемое с помощью кисти и руки в целом. По-разному, с тончайшим иногда различием в ощущении прикосновения концов пальцев к клавишам будет сыграна   та   или иная последовательность. Учащийся должен понять, что никакая сила руки, плеча не может компенсировать точность прикосновения концов пальцев, их чуткость, которые и   позволяют добиваться большей ясности и разнообразия звучания в области мелкой техники.

Ведение звуковой линии предусматривает непрерывность движения от начала построения до его завершения. Несмотря на точность каждого звука, подобную линию и в этюде нельзя представить себе как ряд отдельно сыгранных звуков. Между ними обязательны музыкально-смысловая взаимосвязь и объединение общим движением кисти и руки; при коротких последовательностях оно обычно незаметно (или почти неуловимо), но всегда ощущается внутренне, как бы спокоен ни был темп. Только эта направленность обеспечит плавность и целостность звучания. (При исполнении относительно протяженных последовательностей такой целостности может способствовать и легкий наклон руки и кисти по направлению движения.) В медленном темпе кисть вместе с пальцами должна чутко реагировать на все повороты мелодического рисунка, ощущать его изгибы (разумеется, отнюдь не подчеркивая их лишними движениями). Следует помнить, что эта общая непрерывность и гибкость движения требуют свободы не только кисти, но и мышц предплечья, плечевого пояса. Только тогда можно решать различные звуковые задачи, управлять движениями и конкретным звучанием во всем их многообразии.

Уделяя внимание движениям пальцев и кисти, не следует забывать об участии предплечья, плеча и спины в общем процессе игры на фортепиано. И хотя степень их участия различна — оно необходимо. Только «пальцевая» игра при изоляции или недостаточном использовании мышц верхних частей руки и плеча привела бы к скованности пианистического аппарата, однообразному, сухому, бескрасочному звуку. При этом ученик никогда не сможет достичь виртуозности и свободы исполнения, масштабности звучания, ему не будет доступно воплощение музыкальных образов большой напряженности, эмоциональной и динамической наполненности.

При изучении этюдов первостепенное значение имеет не только понимание того, в чем заключается трудность, но также ее вычленение, специальная работа над отдельными трудными оборотами, разделами произведения. Ученик, не привыкший вдумчиво, сознательно заниматься, и в этюде часто не понимает, что же именно у него не получается, а поэтому не может исправить недочеты своей игры.

Необходимо учитывать варианты в изложении одного и того же музыкального материала, а также любые изменения   мелодического рисунка. Ведь пальцы и весь пианистический   аппарат играющего привыкают к выполнению основной, наиболее часто встречающейся задачи, например какой-нибудь секвенции, построенной на  мелкой, позиционной фигурации.  Но вот в мелодический рисунок вклинивается арпеджио. Само по себе оно может быть довольно простым, однако не только двигательное, но и слуховое переключение с одного рисунка на другой может вызвать определенное затруднение. Естественно, все эти   моменты    переходов требуют особенно внимательного к себе отношения. Очень характерен в этом   отношении   весьма   сложный этюд Черни ор. 299№ 36: помимо непрерывного движения шестнадцатыми в   обеих руках и некоторых неудобных по своему строению последовательностей, обычно всегда приходится тщательно работать именно над сменой одного мелодического рисунка другим. Внимательно все прослушивая, надо осознать сущность изменений, приучить пальцы и руки к тому, чтобы эти переходы становились удобными и не нарушали звуковой линии.

Нередко полезно поучить и далеко не самое трудное. Случается, что в этюде, где основная техническая задача сосредоточена, например, в партии правой руки, у ученика не выходит простейший гармонический аккомпанемент, исполняемый левой рукой. Причина заключается лишь в том, что ученик не прислушался к сопровождению, не поучил его отдельно, тщательно следя за одновременностью звучания аккордов.  Обычно в таких случаях лучше учить не всю партию одной руки с начала и до конца, а выбирать наиболее характерные и сравнительно сложные ее моменты. На фоне выверенной гармонической (часто и ритмической) основы удобнее исполнять изложенное мелкими длительностями.

Уделяя внимание различным частным моментам работы, не следует забывать о необходимости учить этюд целиком. Ведь в обеспечении свободы пианистического аппарата и в умении играть сравнительно крупные произведения с непрерывной, технически трудной фактурой часто заключается одна из главных задач, которые ставит перед исполнителем изучение этюда. В этом же может состоять и его основная трудность (см., например, этюды Черни ор. 740 № 3, 8, 17, 50; Клементи —№ 6, 12, 13, 21). Работая над этюдом в целом, надо тщательно следить за удобством пианистических ощущений и технической свободой на протяжении всего произведения.

Сначала этюд играется в относительно медленном или среднем темпе, затем можно увеличивать скорость, внимательнейшим образом все прослушивая, если нужно — продолжать работу над отдельными неудобными в техническом отношении местами, возвращаясь далее к игре этюда целиком. Постепенно ученик овладевает нужным движением. Оно должно быть естественным и удобным, позволяющим чувствовать себя при игре свободно. Только тогда можно говорить об исполнении этюда. (После игры в быстром, «концертном», темпе полезно проиграть этюд довольно медленно, на более густом звучании, с большой устойчивостью звукоизвлечения.)

Чрезвычайно важно обращать внимание на взаимосвязь темпа и звучания. Часто бывает, что в медленном темпе как •будто бы произведение налаживается, но попытка исполнителя прибавить темп, вложить немного утяжеленное звучание в относительно сжатые временные рамки приводит к плохой, неровной игре, «толканию» клавиш или другим дефектам. Это означает, что ученик еще не умеет переключаться с медленного темпа и довольно «плотного» звука на сравнительно легкое звучание, необходимое при новом темпе. Нужно сначала поиграть этюд  в прежнем спокойном движении или чуть скорее, но более точно и легко; лишь после того, как найдены соответствующие ощущения пальцев и руки, можно увеличивать темп, сохраняя (а далее и развивая) нужные качества звучания. Определенный эффект дает способ проигрывания этюда беззвучно (пальце едва касаются клавиш). Этот способ работы а часто рекомендую своим ученикам, он позволяет снять лишнее напряжение и «тяжелый звук», который возникает иногда от излишнего старания.

Один из важных моментов при изучении этюда — выработка звуковой ровности.  Динамическая ровность подразумевает не исключение динамических красок, а лишь предотвращение непредусмотренных ни автором, ни исполнителем «провалов» звучания, случайных акцентов и т. п. Вести «ровную» в динамическом отношении звуковую линию (или постепенно нарастающую и спадающую по силе) всегда довольно трудно. Это достижимо только при умении слышать малейшую неровность звучания и при свободе пианистического аппарата. Пока существует излишняя заторможенность мышц (как мелких, так и крупных), ровности звучания не будет. Если двигательные навыки у ученика в порядке, то длительная систематическая работа будет заключаться в постоянном вслушивании и в разрешении соответствующих задач, содержащихся в данном этюде: выработке (сначала в медленном темпе) постепенных нарастаний и спадов звучания, в «опевании» поворотов мелодической линии, ведении на одном динамическом уровне большого отрезка мелодии в сдержанном темпе и т. п. Далее, при исполнении всего этюда, можно увеличивать темп до требующегося.

При работе над этюдом раньше времени не нужно ставить многообразные задачи в области динамических и звуковых красок: переключив внимание на поиски звукового разнообразия, пока еще не закреплена ровность и точность звучания, можно потерять уже найденное удобство движений, нарушить ровность ведения мелодической линии; могут пострадать и едва приобретенные элементы беглости. Никакая работа над звуковой красочностью не заменит данной основы. Вместе с тем нельзя и обеднять этюд в выразительном отношении, превращая его в «задачу только на быстроту».

Нужно добиться  временной ровности: при налаженности пианистического аппарата и при внимании ученик сумеет медленно и ритмически точно сыграть определенное построение (мелодическую линию, а может быть, и весь этюд). Ровность движения надо затем закреплять. Такова схема работы. Причина неровности при исполнении каких-либо сравнительно быстрых последовательностей обычно кроется не в плохом ритмическом чувстве учащегося, а в том, что он:

  • не привык слушать и требовать от себя ровности,
  • в недостаточном (или плохом) владении своими руками.

Излишнее напряжение мышц руки и плеча ведет моментами к судорожности  движений, скованности,  следовательно, и к ритмической неровности. В этом случае учащемуся может помочь только серьезная работа над исправлением его технических навыков. Что касается вслушивания в ровность звучания, то это умение и потребность в нем необходимо развививать.

Суть ровности заключается не только в своевременном исполнении первого звука каждой четверти (предположим, что движение идет шестнадцатыми).  но и в равномерном распределении всего времени, отводимого на эту длительность, между четырьмя звуками. Этого добиться гораздо труднее. Точность начала каждой четверти (при отсутствий дефектов ритмического порядка) достигается обычно легко; надо только внимательнее следить за исполнением последней доли в такте — она может порой ускоряться, как бы стремясь к ближайшей сильной доле — началу следующего такта; поэтому обязательно надо приучать дослушивать конец предыдущего такта. Над общей же ровностью всех мелких длительностей необходимо все время работать, обращая внимание на малейшие неточности (иногда они могут быть вызваны и случайной неловкостью движения, неудачным поворотом кисти и т. п.). Постепенно ученик привыкает вслушиваться в ровность звучания и приобретает нужные навыки.

Никогда не  превращайте работу над этюдами в бессмысленное и  громкое проигрывание. Разумеется, часто этюды приходится учить подолгу, играть и большим звуком — это необходимо, но, как уже говорилось, ничто не должно выходить из-под контроля сознания и слуха. Любую техническую трудность надо как бы «пропустить», «провести» через слух и через пальцы. Учащийся, приобщенный к подобной работе, будет заниматься ею с удовольствием, и медленный темп не будет здесь препятствием (преувеличенно медленный темп, разрывающий звуковую ткань, вообще не нужен; медленный темп для каждого ученика и в каждом этюде должен быть своим - это тот темп, в котором ученик сможет свободно выполнять все, что требуется на данном этапе, и хорошо себя контролировать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над этюдами аккордовой фактуры в класссе баяна

Техническое развитие учащихся невозможно без аналитической работы в классе и дома. Автор выражает надежду, что данная работа окажется полезной начинающим педагогам-музыкантам. С интресом выслушаю заме...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Развитие фортепианной техники студента-музыканта на примере этюдов К. Черни

Развитие фортепианной техники студента-музыканта на примере этюдов К. Черни   Проблемы связанные с развитием техники, принадлежат к числу наиболее острых, волнующих музыкантов-исполнителей л...

«Развитие техники в классе фортепиано на гаммах, упражнениях и этюдах у пианистов эстрадного отделения».

Задача данной работы:Показать перспективу изучения гамм и этюдов для решения сложных задач пианизма; чтобы решение вопросов техники игры неразрывно шло с музыкальным развитием студента. Цел...