Корректура. Дисциплина или профессия?
статья на тему
Стандарты третьего поколения предусматривают модульное обучение обучающихся. Модульное обучение позволяет освоить профессию поэтапно и сформировать компетенции, позволяющие выполнять работу,
в данном случае, корректора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Корректура. Дисциплина или профессия?
Стандарты третьего поколения предусматривают модульное обучение обучающихся. Модульное обучение позволяет освоить профессию поэтапно и сформировать компетенции, позволяющие выполнять работу, в данном случае, корректора. На очном отделении модуль «Корректура» изучают на 1 и 2 курсах, на заочном — с 1 по 3 курс. По окончании модуля обучающиеся пишут курсовую работу, сдают дифференцированный зачет по междисциплинарному курсу, квалификационный экзамен. Выполнение курсового проекта рассматривается как вид учебной деятельности по профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение в количестве 20 часов для очной и заочной форм обучения.
Целью преподавателей и методического отдела, является разработать методические указания — помочь обучающимся-заочникам освоить ПМ. 01 Корректура самостоятельно, а также облегчить изучение материала, обучающимся на очной форме.
Профессиональный модуль 01 Корректура состоит из четырех разделов:
- Современный русский язык
- Стилистика современного русского языка
- Корректура
- Основы редактирования
Объем часов отведенных на Раздел 1. Современный русский язык составляет 106 часов аудиторной нагрузки и 53 часа внеаудиторной нагрузки для очной формы обучения согласно учебному плану. Раздел 1 позволяет выяснить правила правописания русского языка, орфографию, синтаксис и пунктуацию. Без этого раздела не один корректор не сможет правильно работать с авторским текстом.
Объем часов на Раздел 2. Стилистика современного русского языка составляет 72 часа аудиторной нагрузки и 36 часов внеаудиторной нагрузки для очной формы обучения согласно учебному плану. Изучив этот раздел, студенты смогут освоить такие компетенции, как редакторская правка языка и стиля текста. Узнают основные стилистические фигуры и приемы, изучат способы работы с авторскими текстами.
Раздел 3. Корректура предусматривает объем аудиторной нагрузки в количестве 159 часов и 80 часов внеаудиторной. В этом разделе рассказано о методах проведения контроля целью выявления ошибок разного плана; как вести корректуру на различных этапах процесса издания, как оформлять текст с иллюстрациями, таблицами и формулами. Также здесь рассказывается, каким образом оформлять аппарат издания. Последние темы раздела посвящены «Особенностям вычитки и корректуры различных видов литературы». В этой части раскрывается работа корректора над научной, производственной, учебной, справочной, художественной литературой, а также над рекламными текстами и акцидентной продукцией.
Объем часов на Раздел 4. Основы редактирования составляет 60 часов аудиторной нагрузки
и 30 внеаудиторной для очной формы обучения. Изучив эту тему, студенты получают навыки редактирования, освоят азы работы редактора с текстом и аппаратом издания. Смогут составить
и правильно оформить справочно-поисковый, справочно-пояснительный, библиографический
и опознавательно-отличительный аппарат издания. При этом студенты освоят профессиональные компетенции работы с иллюстрациями, таблицами и формулами.
Изучение разделов профессионального модуля предусматривает аудиторные занятия (лекционные и практические) и занятия самостоятельные в домашних условиях. Последние — это изучение теории по рекомендованной литературе, конспектирование и отработка практических навыков.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: подготовкой, выпуском и распределением издательской продукции в печатной и электронной форме, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями:
- ПК 1.1. Выполнять корректуру всех видов авторских и издательских оригиналов.
- ПК 1.2. Осуществлять вычитку основного текста.
- ПК 1.3. Проводить редакторский анализ текста.
- ПК 1.4. Использовать компьютерные технологии при работе с текстами.
- ПК 1.5. Выбирать рациональный способ выполнения редакционно-издательского процесса.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Практика является обязательный разделом программы подготовки специалистов среднего звена. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки специалистов среднего звена предусматриваются следующие виды практик: учебная
и производственная.
Учебная практика проводится образовательной организацией в рамках профессионального модуля на 1 курсе (2 семестр) и реализовывается концентрированно, в рамках профессионального модуля. На учебную практику ПМ. 01 выделяется согласно учебному плану 36 часов.
Содержание учебного материала:
- чтение корректуры с применением всех групп корректурных знаков;
- выполнение считки;
- выполнение вычитки. Применение знаков технической разметки при вычитке оригинала;
- чтение корректурных оттисков (чтение-сличение) текстов разной сложности (простого
и сложного); - чтение корректурных оттисков — гранок с оригиналом;
- чтение сверочных полос с предыдущей корректурой (версткой).
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности
и преддипломной практики.
На производственную практику по профессиональному модулю ПМ. 01 Корректура выделятся 72 часа. Обучающиеся выполняют следующие виды работ:
- выполнение корректуры всех видов издательских оригиналов;
- вычитка текста с применением ПРИО абзацев, перечней, колонцифр, колонтитулов;
- вычитка текста с применением ПРИО сокращений, цифр, чисел, знаков, дат;
- вычитка текста с применение ПРИО таблиц и выводов;
- вычитка текста с применением ПРИО указателей, содержания и оглавления;
- вычитка текста с применением ПРИО иллюстраций, библиографического аппарата, выходных сведений;
- вычитка с применением ПРИО драматических и стихотворных текстов;
- вычитка текста с применением ПРИО математических и химических формул;
- вычитка текста с применением ПРИО выделений и внутритекстовых ссылок на элементы издания;
- выполнять редакторский анализ текста;
- использовать компьютерные технологии при работе с текстами.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
На преддипломную практику по ПМ. 01 Корректура выделяется 60 часов.
Содержание учебного материала:
- чтение корректуры художественного текста;
- чтение корректуры текста научно-популярной литературы;
- чтение корректуры газетных и журнальных полос;
- чтение корректуры научной и производственной литературы;
- чтение корректуры справочного текста;
- чтение корректуры рекламной продукции и акциденции.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательным требованием — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Одним из модулей является ПМ. 01 Корректура, поэтому обучающиеся в рамках модуля могут выполнять и квалификационную выпускную работу по этому модулю. То есть выбрав тему по одному из видов корректур (вычитка оригинала, корректура набранного текста, корректура сверстанных полос и т.д.), а также по определенному элементу текста (ПРИО текстов с иллюстрациями, таблицами, формулами и т.д.) проявляют профессиональные компетенции в области корректуры текстов. Обучающимся может быть выбрана тема в рамках другого модуля (например,
ПМ. 02 МДК 02.01 Создание оригинал-макета), где корректура является составной частью дипломной работы. Таким образом, можно сделать вывод, что корректура является важной неотъемлемой частью при изготовлении оригинал-макета, а также процесса издания в целом, что необходимо учитывать при формировании профессиональных компетенций специалистов издательского дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322407-1382412603.jpg)
Возможности дисциплин «Математика» и «Информатика» в преподавании специальных и общественных дисциплин.
Возможности дисциплин "Математика и "Информатика" в преподавании специальных и общественных дисциплин...
Место информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе преподавателей ПЦК общепрофессинальных дисциплин (председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин Новацкая О.А.)
отчет-презентация на итоговой конференции о том, какое место в работе преподавателей предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин БСК занимают информационно-коммуникационные технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446024-1399567443.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика название учебной дисциплины СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»
Вашему вниманию предлагается рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461332-1403964840.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/07/picture-445679-1399469872.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/07/picture-445679-1399469872.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Естествознание название учебной дисциплины 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-1324953-1622645902.jpg)
Тестовый контроль по профессиональному модулю ПМ 01 Корректура для специальности 42.02.02 Издательское дело
Тестовый контроль по профессиональному модулю ПМ 01 Корректура для специальности 42.02.02 Издательское дело...