Корректура. Дисциплина или профессия?
статья на тему

Брацюн Виктория Владимировна

Стандарты третьего поколения предусматривают модульное обучение обучающихся. Модульное обучение позволяет освоить профессию поэтапно и сформировать компетенции, позволяющие выполнять работу,
в данном случае, корректора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_po_korrekture.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Корректура. Дисциплина или профессия?

Стандарты третьего поколения предусматривают модульное обучение обучающихся. Модульное обучение позволяет освоить профессию поэтапно и сформировать компетенции, позволяющие выполнять работу, в данном случае, корректора. На очном отделении модуль «Корректура» изучают на 1 и 2 курсах, на заочном — с 1 по 3 курс. По окончании модуля обучающиеся пишут курсовую работу, сдают дифференцированный зачет по междисциплинарному курсу, квалификационный экзамен. Выполнение курсового проекта рассматривается как вид учебной деятельности по профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение в количестве 20 часов для очной и заочной форм обучения.

Целью преподавателей и методического отдела, является разработать методические указания — помочь обучающимся-заочникам освоить ПМ. 01 Корректура самостоятельно, а также облегчить изучение материала, обучающимся на очной форме.

Профессиональный модуль 01 Корректура состоит из четырех разделов:

  1. Современный русский язык

  1. Стилистика современного русского языка

  1. Корректура

  1. Основы редактирования

Объем часов отведенных на Раздел 1. Современный русский язык составляет 106 часов аудиторной нагрузки и 53 часа внеаудиторной нагрузки для очной формы обучения согласно учебному плану. Раздел 1 позволяет выяснить правила правописания русского языка, орфографию, синтаксис и пунктуацию. Без этого раздела не один корректор не сможет правильно работать с авторским текстом.

Объем часов на Раздел 2. Стилистика современного русского языка составляет 72 часа аудиторной нагрузки и 36 часов внеаудиторной нагрузки для очной формы обучения согласно учебному плану. Изучив этот раздел, студенты смогут освоить такие компетенции, как редакторская правка языка и стиля текста. Узнают основные стилистические фигуры и приемы, изучат способы работы с авторскими текстами.

Раздел 3. Корректура предусматривает объем аудиторной нагрузки в количестве 159 часов и 80 часов внеаудиторной. В этом разделе рассказано о методах проведения контроля целью выявления ошибок разного плана; как вести корректуру на различных этапах процесса издания, как оформлять текст с иллюстрациями, таблицами и формулами. Также здесь рассказывается, каким образом оформлять аппарат издания. Последние темы раздела посвящены «Особенностям вычитки и корректуры различных видов литературы». В этой части раскрывается работа корректора над научной, производственной, учебной, справочной, художественной литературой, а также над рекламными текстами и акцидентной продукцией.

Объем часов на Раздел 4. Основы редактирования составляет 60 часов аудиторной нагрузки
и 30 внеаудиторной для очной формы обучения. Изучив эту тему, студенты получают навыки редактирования, освоят азы работы редактора с текстом и аппаратом издания. Смогут составить
и правильно оформить справочно-поисковый, справочно-пояснительный, библиографический
и опознавательно-отличительный аппарат издания. При этом студенты освоят профессиональные компетенции работы с иллюстрациями, таблицами и формулами.

Изучение разделов профессионального модуля предусматривает аудиторные занятия (лекционные и практические) и занятия самостоятельные в домашних условиях. Последние — это изучение теории по рекомендованной литературе, конспектирование и отработка практических навыков.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: подготовкой, выпуском и распределением издательской продукции в печатной и электронной форме, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями:

  • ПК 1.1. Выполнять корректуру всех видов авторских и издательских оригиналов.
  • ПК 1.2. Осуществлять вычитку основного текста.
  • ПК 1.3. Проводить редакторский анализ текста.
  • ПК 1.4. Использовать компьютерные технологии при работе с текстами.
  • ПК 1.5. Выбирать рациональный способ выполнения редакционно-издательского процесса.

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Практика является обязательный разделом программы подготовки специалистов среднего звена. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации программы подготовки специалистов среднего звена предусматриваются следующие виды практик: учебная
и производственная.

Учебная практика проводится образовательной организацией в рамках профессионального модуля на 1 курсе (2 семестр) и реализовывается концентрированно, в рамках профессионального модуля. На учебную практику ПМ. 01 выделяется согласно учебному плану 36 часов.

Содержание учебного материала:

  • чтение корректуры с применением всех групп корректурных знаков;
  • выполнение считки;
  • выполнение вычитки. Применение знаков технической разметки при вычитке оригинала;
  • чтение корректурных оттисков (чтение-сличение) текстов разной сложности (простого
    и сложного);
  • чтение корректурных оттисков — гранок с оригиналом;
  • чтение сверочных полос с предыдущей корректурой (версткой).

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности
и преддипломной практики.

На производственную практику по профессиональному модулю ПМ. 01 Корректура выделятся 72 часа. Обучающиеся выполняют следующие виды работ:

  • выполнение корректуры всех видов издательских оригиналов;
  • вычитка текста с применением ПРИО абзацев, перечней, колонцифр, колонтитулов;
  • вычитка текста с применением ПРИО сокращений, цифр, чисел, знаков, дат;
  • вычитка текста с применение ПРИО таблиц и выводов;
  • вычитка текста с применением ПРИО указателей, содержания и оглавления;
  • вычитка текста с применением ПРИО иллюстраций, библиографического аппарата, выходных сведений;
  • вычитка с применением ПРИО драматических и стихотворных текстов;
  • вычитка текста с применением ПРИО математических и химических формул;
  • вычитка текста с применением ПРИО выделений и внутритекстовых ссылок на элементы издания;
  • выполнять редакторский анализ текста;
  • использовать компьютерные технологии при работе с текстами.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

На преддипломную практику по ПМ. 01 Корректура выделяется 60 часов.

Содержание учебного материала:

  • чтение корректуры художественного текста;
  • чтение корректуры текста научно-популярной литературы;
  • чтение корректуры газетных и журнальных полос;
  • чтение корректуры научной и производственной литературы;
  • чтение корректуры справочного текста;
  • чтение корректуры рекламной продукции и акциденции.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательным требованием — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Одним из модулей является ПМ. 01 Корректура, поэтому обучающиеся в рамках модуля могут выполнять и квалификационную выпускную работу по этому модулю. То есть выбрав тему по одному из видов корректур (вычитка оригинала, корректура набранного текста, корректура сверстанных полос и т.д.), а также по определенному элементу текста (ПРИО текстов с иллюстрациями, таблицами, формулами и т.д.) проявляют профессиональные компетенции в области корректуры текстов. Обучающимся может быть выбрана тема в рамках другого модуля (например,
ПМ. 02 МДК 02.01 Создание оригинал-макета), где корректура является составной частью дипломной работы. Таким образом, можно сделать вывод, что корректура является важной неотъемлемой частью при изготовлении оригинал-макета, а также процесса издания в целом, что необходимо учитывать при формировании профессиональных компетенций специалистов издательского дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности дисциплин «Математика» и «Информатика» в преподавании специальных и общественных дисциплин.

Возможности дисциплин "Математика и "Информатика" в преподавании специальных и общественных дисциплин...

Место информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе преподавателей ПЦК общепрофессинальных дисциплин (председатель ПЦК общепрофессиональных дисциплин Новацкая О.А.)

отчет-презентация на итоговой конференции о том, какое место в работе преподавателей предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин БСК занимают информационно-коммуникационные технологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика название учебной дисциплины СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»

Вашему вниманию предлагается рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»....

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия  н...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.07 Естествознание название учебной дисциплины 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...

Тестовый контроль по профессиональному модулю ПМ 01 Корректура для специальности 42.02.02 Издательское дело

Тестовый контроль по профессиональному модулю ПМ 01 Корректура для специальности 42.02.02 Издательское дело...