Конспект открытого урока по предмету "Сольное пение"
план-конспект урока

Матиевская Марина Павловна

Работа над вокальным произведением учебного репертуара.

И.С.Бах Магнификат.

Ария "Quia respexit"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_matievskoy_2017-2018_uch.g.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Пикалёвская детская школа искусств»

Конспект открытого урока по предмету

«Сольное пение»

на тему:

«Работа над вокальным произведением

учебного репертуара»

Авторы-составители:

Преподаватель сольного пения

Высшей квалификационной категории

Матиевская М. П.,

Концертмейстер высшей категории

Раннева З. Ю.

Пикалево

2017 год

  1. Общие сведения.

Дата проведения: 11.02.2017

Преподаватель: Матиевская Марина Павловна.

Концертмейстер: Раннева Земфира Юрьевна.

Помещение: класс № 3 (класс сольного и хорового пения).

Отделение: вокально-хоровое.

Предмет: сольное пение.

Год обучения: 3 касс.

Количество участников: 1 человек (девушка 16 лет)

Оборудование и материалы:

-просторное светлое помещение

-рояль

-стулья

-доска школьная

-пюпитр на регулируемой ножке

-ноутбук для просмотра и прослушивания записей для примера

Методическое обеспечение урока

Методическая литература:

  1. Алферова Л.Д. «Речевой тренинг и произношение»
  2. Бучель В. Н. «Вопросы звукоизвлечения»
  3. Ваккаи Николо «Практический метод итальянского пения»
  4. Громов С. «Старые и новые методы постановки голоса»
  5. Дмитриев Л. «Голосовой аппарат певца»
  6. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»
  7. Огороднов Д.Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания»
  8. Пеккерская Е. М. «Вокальный словарь»
  9. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой»
  10. Яссон Р. «Певческий голос»

Нотная литература:

  1. Глинка М. «Школа пения», «Упражнения для усовершенствования голоса»
  2. Зейдлер К.  «Искусство пения»
  3. Вокализы для высоких голосов
  4.  Бах И. С. Магнификат. Ария.

Наглядные пособия:

-ксерокопии вокализов и произведений

-импровизированные рисунки от руки на школьной доске

-собранные в папку для просмотра файлы на рабочем столе ноутбука

II.Тема открытого урока:

«Работа над вокальным произведением учебного репертуара».

III.  Место в образовательной программе.

Соответствует уровню 3 года урок проводится по образовательной программе «Сольное пение». Урок № 11III  четверть.

IV. Тип урока.

Комбинированный.

V. Цель и задачи урока.

Цель:

Научиться применять приобретенные вокальные навыки – звуковедение владение вокальной техникой, дикцию, орфоэпию, филирование звука, др. – в работе над выразительностью исполнения вокального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить формирование у учащейся знаний об особенностях работы над вокальным произведением;
  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания о вокальной музыке эпохи барокко и традициях ее исполнения;
  • сформировать понятие стиля композитора и его эпохи;
  • научить разбираться в жанровых особенностях вокального репертуара.

Развивающие:

Создать условия для развития у учащейся:

  • творческой воли;
  • воображения, мышления, памяти в процессе работы над вокальным произведением;
  • умения пользоваться дыханием;

Активировать певческий аппарат для применения всех ранее полученных вокальных и интонационных навыков в различных выразительных нюансах.

Воспитательные:

Создать условия для:

  • воспитания сознательного подхода к обучению;
  • повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации (исполнительству);
  • стимулирования творческого поиска учащейся в создании интерпретации произведений.

VI. Методы обучения.

По источнику знаний:

  • Наглядные – наглядно-иллюстративный (показ)
  • Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • Практические – вокальные упражнения, практические задания.

По характеру познавательной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
  • Частично-поисковый;
  • Элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:

  • концентрический
  • фонетический
  • вокальные упражнения
  • методы показа и подражания
  • мысленного пропевания
  • сравнительного анализа

VII. Структура урока (этапы).

  1. Организационный этап (1.5-2 мин)

Приветствие.

Преподаватель:

- Здравствуй, Юленька!

Учащаяся:

-Здравствуйте.

П.:

- Я очень рада видеть тебя на открытом уроке. Давай представимся гостям и займем наше рабочее место. (Юля предупреждена о присутствии гостей заранее).

Введение в тему.

П.:

-Сегодня мы с тобой будем работать над произведением И.С. Баха. Это Ария «Quiarespexit» из Магнификата. На уроках музыкальной литературы, хора и фортепиано ты не один раз встречалась с творчеством этого композитора. Что ты можешь сказать о его инструментальной музыке? О времени, в котором жил и творил И. С. Бах?

У. (предполагаемый ответ):

- Иоганн Себастьян Бах – это немецкий композитор эпохи Ренессанса. Он известен как композитор полифонической музыки, который писал для органа, и сам был органистом-виртуозом.  Я играла некоторые пьесы из нотной тетради Анны Магдалены Бах. Очень красивые, но непростые мелодии, которые нужно провести в разных голосах, полифония.

Да, действительно. Иоганн Себастьян Бах писал и мыслил полифонически. В ту эпоху, она называется эпоха Ренессанса (что значит «возрождение»), -  мелодия имела самую важную роль, как зерно., из которого вырастает большое растение. В мелодии как в интонационном «зерне» заложен символический духовный смысл произведения. Например, восходящие интонации в мелодии передают чувство благоговейной радости, приближения к Богу, а нисходящие – смирение, печаль. Сегодня на уроке мы обратим особое внимание на мелодику и общее настроение в ариии«Quiarespexit» №2 из Магнификата.

  1. Этап проверки домашнего задания. (5 мин)

П.:

-Ты послушала её в интернет-источниках?

У. (предполагаемый ответ):

-Да, я послушала её в исполнении Ольги Сосновской, сопрано. Очень понравилась музыка. А мелодия просто восхитительная!

П.:

-Молодец, ты очень верно отметила.  Мелодии Баха действительно отличаются    редкой, можно сказать,   Божественнойкрасотой.  Дело в том, И. С. Бах был глубоко верующим человеком,  итекст арии    -   это отрывок из Евангелия от Луки: «Величит Душа моя Господа» с такими словами Дева Мария обратилась к праведной Елизавете, приветствовавшей её как Богоматерь. Магнификат исполнялся в Лютеранской Церкви на Рождество.

Перейдем к пению?

  1. Основной этап. (32 мин)

Дыхательные упражнения(как разминка – на основе дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. 6мин).

П:

- Сделаем несколько упражнений из дыхательной гимнастики по 8 раз, чтобы настроить певческий аппарат и активизировать дыхание: «тик-так», «малый маятник», «насос», «обними плечи», «малый маятник».

(Делаем вместе быстро и энергично)

Работа над вокальной установкой: вокальные упражнения, распевки и этюд (вокализ).

Распевка: Юля распевается на знакомы попевках, а также на вновь предложенных преподавателем в зависимости от состояния певческого аппарата по тональностям, чтобы голос распелся от «рабочей» тесситуры до крайних нот диапазона.

(Плакаты с вокальными распевками профессора РАТИ Н. И. Васильева на стене: интонационно-фонопедические упражнения способствующие развитию силы звука, формированию основных вокальных  и дикционных навыков).

Работа над вокализом.

П.: Теперь поработаем над вокализом. Какой вокализ ты приготовила?

У. (предполагаемый ответ):

- Вокализ Зейдлера G-dur.

Задача работы над вокализом – добиться хорошей кантилены, необходимой для исполнения произведения. Работая над плавностью голосоведения, учащаяся привыкает к спокойному, «правильному» дыханию, мягкой атаке звука, грамотной фразировке.

П.:

  • Юля, старайся спокойно брать дыхание и обрати внимание на диафрагму (дышим «в живот»), плечи должны оставаться  в покое, не форсируй звук, мелодию пой плавно - legato.

Юля   пропевает вокализ, четко выделяя фразы. Несколько раз останавливаемся, чтобы отработать кульминации фраз, следя за опорой звука.

П.:

  • Очень хорошо, молодец. Устала?

У.(предполагаемый ответ)'.

  • Немного. Или - нет.

Физкультминутка. (1 минута)

П.:

  • Давай немного разомнемся и заодно разучим еще одно дыхательное упражнение - вздохи с подскоками. Смотри. (Пре-ль показывает, объясняя). Прыжок на одной ноге - вздох, на двух - пассивный выдох, на другой ноге - вздох, на двух -выдох. Делаем 8 раз.

Юля выполняет задание.

Работа над исполнением вокального произведения. (18 минут)

П.:

  • Теперь переходим к решению главной задачи. Как научиться выразительно исполнять? Пропой мне, пожалуйста, арию «Quia respexit»И. С. Баха сначала до конца.

Юля пропевает.

П:.

  • Тебе понравилось твое исполнение?

У .(предполагаемый ответ):

  • Не очень. Или (Я сбилась).

П.:

  • Почему?

У .(предполагаемый ответ):

  • Не понятно произнесён текст, сложно правильно спеть распевы слогов на латинском языкеИли - (я не знаю, как спеть те или иные слова).

П.:

- Действительно, гибкая мелодика арии должна отразить тончайшие нюансы слога и интонирования текста. На прошлом занятии мы выяснили перевод текста. Теперь обрати внимание следование интонации за смысловой нагрузкой текста: «Quia respexithumilitatemancillaesuae»(«Что призрел Он на смирение рабы Своей»). Какой главный смысл в этом предложении? О чем говорит текст?

У .(предполагаемый ответ):

-  Я думаю о смирении Марии. Или: «призрел»– обратил внимание на смирение.

П.:

- Верно. А как можно внешне показать свое смирение перед кем-либо?

У .(предполагаемый ответ):

-  Думаю, поклоном. Или : Тихой речью.

П.:

- Ты правильно отметила. В «музыкальной речи» тоже есть такие символы: «поклон» - это нисходящее движение мелодии, а «тихая речь» - это piano. Значит, сама музыка Баха подсказывает нам, что мы должны проникновенно  и тихо (piano) интонировать первую фразу, заканчивая её «поклоном» - нисходящей секстой. Пропой, пожалуйста, на «а» всю первую фразу.

Юля пропевает.

П.:

- Молодец, очень хорошо. Теперь осталось это пропеть со словами.

Прослушай  текст. (Преподаватель проговаривает латинский текст, утрируя гласные и согласные. Учащаяся повторяет по фразам сначала в 1-ой части, затем в 2-ой и в 3-ей). И повтори.
 (Задача работы над данным произведением - отработать различными способами дикцию, активизируя артикуляционный аппарат.)

Юля проговаривает, стараясь ничего не пропустить.

П.:

- Очень хорошо.А теперь произнеси текст песни так же активно, утрируя все согласные, декламируя их в ритме мелодии, а гласные протягивая.

Юля выполняет задание.

П.:

  • Молодец. Теперь - так же активно пропой их. Обрати внимание на динамику P и ключевое слово «respexit», именно это слово интонируется нисходящей секстой.

Преподаватель показывает. Юля пропевает 2 раза эту фразу, отрабатывая динамические оттенки.

П.:

  • Очень красиво. Далее –«humilitatemancillaesuae»(«на смирение рабы Своей»). Что ты можешь сказать об интонации этой фразы?

У. (предполагаемый ответ):

-  Слова распеваются на нисходяшиесекундовые интонации. Или: там нисходящее движение мелодии.

П.:

-  Ты правильно отметила. А что они могут означать? Символ чего – нисходящее движение мелодии?

У. (предполагаемый ответ):

- Грусти, печали. Или: смирения, покорности.

П.:

- Совершенно верно.  Вложи в своё исполнение данной  фразы эти чувства.

Юля исполняет с большим чувством, выразительно.

П.:

  • Уже намного интереснее, хорошо. Пропоем с начала до концапервую часть. Помни вce наши выразительные «находки» и применяй их.

Учащаяся пропевает полностью от начала до конца с учетом всех подобранных вокальных приемов, выразительных средств. Останавливаемся и ещё раз уточняем динамику во фразах.

П.:

  • Очень хорошо, молодец.

4. Заключительный этан. Рефлексия.

Подведение итогов. (4 мин)

П:

  • -Подведем итоги нашего занятия. Что нового ты узнала сегодня?

У. (предполагаемый ответ}:

  • - Новые дыхательные упражнения. И еще - как понятно произносить текст. Как мелодия делает слово выразительнее., о символах  интонаций Как заниматься дома., чего добиваться в исполнении, над чем поработать

П.:

  • - Что ты почувствовала в своем певческом аппарате? Все ли у тебя получилось? Чего еще нужно добиться, чтобы произведение тронуло сердца твоих будущих слушателей?

У. (предполагаемый ответ}

- О, надо работать и работать! Над текстом (доучить наизусть), над артикуляцией, над фразировкой, над выразительным интонтрованием, над образом.

Юля анализирует свою работу на уроке.

П:

- Ты сделала правильный вывод. Сегодня мы уделили много времени, чтобы научиться применять все полученные тобой ранее знания и умения - звуковедение, разные виды вокальной техники, дикцию, орфоэпию, филирование звука - для выразительного исполнения вокального произведения. Наша задача (исполнителей-певцов) - донести смысл и красоту музыки, которую мы поем, а для этого нужно исполнить её очень выразительно. И ты постаралась это сделать.

Организационный конец.

П:

- Спасибо, Юля! Ты сегодня очень старалась, и у тебя все получилось. Мне очень приятно было творить с тобой вместе. К следующему уроку постарайся закрепить все, чего мы сегодня добились, выучить все слова и нюансы, а также вторую часть арии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Конспект открытого урока по сольфеджио преподавателя Раменской ДМШ №1 Гапуровой Зухры Амоновны Тема урока: «Музыкальные паузы».

Тема урока: «Музыкальные паузы». Цель урока: Развитие у детей чувства ритма.Задачи:Закрепить понятие о  длительностях;Закрепить понятие о музыкальном размере;научить определять м...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...